Занятие № 5 (практическое).
Планы семинарских занятий.
Занятие № 1 (семинарское).
Тема.Основные положения о поведенческих сеттингах.
Цель:
· закрепить теоретические знания об естественных (поведенческих) сеттингах, как предмета эко–бихевиоральной психологии;
· рассмотреть специфику «схемы или механизма управления» поведенческого сеттинга.
Основные понятия:эко-бихевиоральная наука, паттерны, устойчивые паттерны поведения, синоморфы, окружающая среда, «схемы управления» - целевые, программные, противодействующие, запрещающие, саморегулирование, поведенческие эпизоды.
Подготовка к занятию.
1. Проанализировать предложенную литературу, с целью подготовки ответов на вопросы семинара.
2. Выписать основные понятия.
3. Заполнить таблицу:
«Типы и специфика схем управления поведенческого сеттинга».
Тип «схемы управления»
| Основные функции
|
|
|
4. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
· основные положения поведенческого сеттинага;
· определение и характеристики поведенческого сеттинга;
· синоморфы, как взаимные отношения между формами поведения человека и физическими объектами;
· понятие окружающей среды в учениях Р.Баркера ;
· «схемы или механизмы управления» поведенческого сеттинга;
· «поведенческие эпизоды и содержание поведения» - две общие категории потока индивидуального поведения;
· поведение как функция окружающей среды.
Ход занятия.
· Экспресс-опрос основных понятий.
· Обсуждение вопросов семинара в форме мини-конференции.
Рекомендуемая литература:
1. Материалы лекций.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/ С.Д. Дерябо - М.: Московский психолого – социальный институт, 1999. – 310 с.
3. Кохановский, В.П. Основы философии науки /В.П.Кохановский и др.. – Ростов-н/Д:Феникс, 2007. – 608с.
4. Панов, В.И. Экологическая психология: состояние и перспективы/ В.И.Панов//2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: Экопсицентр Росс. - 2000. – 13с .
5. Панов, В.И. Экопсихологический подход к изучению психики/ В.И.Панов//Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. М. - 1999. - 234 с.
6. Психологический словарь /автр.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М. Балабанова; под. общ.ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов-н/д: Феникс, 2003. – 640с.
7. Смит, Н. Психология. Современные системы/пер. с англ. под общ. Ред. А.А.Алексеева – СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. – 543.
8. Черноушек, М. Психология жизненной среды/ М.П.Черноушек - М.: Мысль. - 1989. - 174 с.
9. Ясвин , В.А. Психология отношения к природе/ В. А. Ясвин — М.: Смысл, 2000. 456 с.
10. Ясвин, В.А., Дерябо, С.Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии/ В.А.Ясвин. , С.Д. Дерябо//Психологический журнал,. - Т. 17, 1996, № 6, с. 4 -18.
Занятие № 2(семинарское).
Тема: Экологическое поведение и воспитание экологического сознания.
Цель:
· закрепить теоретические знания об особенностях экологического сознания личности;
· проанализировать факторы, определяющие выбор формы экологического поведения;
· рассмотреть задачи и принципы воспитания экологического сознания.
Основные понятия:экологическое сознание, психологическое поле, экологическое поведение, индивид, экологическое вмешательство, экосистема, потребность, концепция рационального поведения, активная и пассивная форма экологического поведения, менталитет, воспитание экологического сознания.
Подготовка к занятию:
1. Выписать основные понятия.
2. Проанализировать предложенную литературу, с целью подготовки сообщений на вопросы семинара.
3. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
· особенности экологического сознания, основные направления исследования;
· понятие цели в концепции экологического поведения;
· активные и пассивные формы экологического поведения;
· факторы, определяющие выбор формы экологического поведения;
· задачи и принципы воспитания экологического сознания;
· исследование индивидуального и группового экологического сознания;
· установка личности на признание значимости экологических отношений и их динамики;
Ход занятия:
· Экспресс-опрос основных понятий.
· Обсуждение вопросов семинара.
Рекомендуемая литература:
1. Материалы лекций.
2. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования/ А.А.Вербицкий// Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград: - 1996. - с.115-127.
3. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников/ Н.Н.Вересов // Дошкольное воспитание, №7, - 1993. – с.39-43.
4. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой»/ С.Д. Дерябо - Даугавпилс: ДПИ, 1995.
5. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология/ С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин - Ростов-н/Д.: «Феникс». 1996.
6. Лихачёв,Б.Т. Экология личности/ Б.Т.Лихачёв// Педагогика. – № 2, - 1993. – с. 19-23.
7. Медведев, В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание/В.И.Медведев, А.А. Алдашева - М.: "Логос"- 2001. - 376 с.
8. Мухамбетов, Н.Г. Роль экологических ориентаций и направленности личности в развитии экологического сознания подростка / Н. Г. Мухамбетов //Вестник Астраханского государственного технического университета. - под. ред. Н. Т. Берберовой. - изд-во АГТУ. № 6(35) 2006г.- с 318 -323
9. Пахомов, А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления/ А.П.Пахомов // Психология сегодня. Т.1. Вып.1. - М.: 1996. – с.106-107.
10. Философия экологического образования / под общ. ред. Лисеева И.К.- М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 416 с.
Занятие № 3(семинарское).
Тема: Понятие психологического загрязнения.
Цель:
· закрепить теоретические знания о психологических аспектах восприятия экологической информации;
· проанализировать каналы поступления информации и деструктурирующее воздействие информации на психику человека:
Основные понятия:экологической информации, картины мира, этичность, деструкция, комфортность, общение, образ мира, критическая ситуация, жизненный мир, психологическое загрязнение.
Подготовка к занятию:
1. Проанализировать предложенную литературу, с целью подготовки ответов на вопросы семинара.
2. Выписать основные понятия.
3. Законспектировать одну из предложенных статей (по выбору) и подготовить сообщение, в котором необходимо осветить факторы деструктурирующего воздействие информации на психику человека: упрощение картины мира, ухудшение условий (комфортности) окружающей среды, упрощение системы "Психо - эйкос", повреждение структуры деятельности, суррогатные формы общения.
Примечание: рекомендации по написанию конспекта использовать из источника -
· Фризен, М.А, Реферирование психологических источников: учебно-методическое пособие /М.А. Фризен. – П - Камчатский: Изд-во Кам ГУ им. Витуса Беринга, 2008. – с. 43 – 45.
4. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
· Психологические аспекты восприятия экологической информации:
o добровольность,
o возможность самостоятельно контролировать ситуацию,
o доверие к источнику информации,
o доступность, этичность.
· Психологическое загрязнение.
· Каналы поступления информации и деструктурирующее воздействие информации на психику человека:
o упрощение картины мира,
o ухудшение условий (комфортности) окружающей среды,
o упрощение системы "Психо - эйкос",
o повреждение структуры деятельности,
o суррогатные формы общения,
o повреждение информационного образа мира.
· Психологические релизеры:
o естественные,
o психологические.
Ход занятия:
· Экспресс-опрос основных понятий.
· Обсуждение вопросов семинара и материалов конспекта в виде мини-конференции.
Литература для конспектирования (на выбор).
1. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций/ Ф.Е.Василюк//Психологический журнал. – 1995., Т.16 , №3, - с.90-101.
2. Кравченко, Л.В. К проблеме образа мира в отечественной психологии / Л.В. Кравченко //Проблемы психологии личности: возрастной, социальный и культурно-исторический аспект/ Сборник статей. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. - 2004. С.36-41.
3. Кравченко, Л.В. Образ мира как интегральное образование познавательной деятельности/ Л.В. Кравченко // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Ч.2.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ. - 2005. - С.115-120.
Рекомендуемая литература:
1. Материалы лекций.
2. Аносов, В.Д., Лепский, B.E. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В.Брушлинского и В.Е.Лепского. М.: Институт психологии РАН. - 1996. с.7-11.
3. Кравченко, Л.В. О механизме определения значимости жизненных событий/ Л.В. Кравченко // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 70-72.
4. Медведев,В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание/ В.И.Медведев, А.А. Алдашева. - М.: "Логос". - 2001. - 376 с.
5. Психологический словарь /автр.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М. Балабанова; под. общ.ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов-н/д: Феникс, 2003. – 640с.
6. Петрова, П.Г. Экология, адаптация и здоровье/ П.Г.Петрова -Якутск: "Сахаполиграфиздат" - 1996. - 272 с.
7. Психические состояния: Хрестоматия /Состав. Л.В.Куликов. СПб. – 2000. – 234с.
Занятие № 4(семинарское).
Тема:Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе.
Цель: закрепить теоретические знания о сущности и специфики развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
Основные понятия:субъективность, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность, модальности - объектно-прагматический, объектно-непрагматический, субъектно-прагматический, субъектно-непрагматический.
Подготовка к занятию:
1. Проанализировать предложенную литературу, с целью подготовки ответов на вопросы семинара.
2. Выписать основные понятия.
3. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
· Сущность субъективного отношения.
· Параметры субъективного отношения к природе:
А. Базовые параметры: широта, интенсивность, осознанность.
Б. Параметры второго порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность.
В. Параметры устойчивости и модальности субъективного отношения к природе.
· Модальность субъективного отношения к природе.
· Типы модальности:
А. объектно-прагматический;
Б. объектно-непрагматический;
В. субъектно-прагматический;
Г. субъектно-непрагматический.
· Система параметров субъективного отношения к природе.
Ход занятия.
· Экспресс-опрос основных понятий.
· Обсуждение вопросов семинара.
Рекомендуемая литература:
1. Материалы лекций.
2. Абрамова, Г.С.Возрастная психология /Г.С.Абрамова - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга – 2000- 624 с.
3. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников/ Н.Н.Вересов // Дошкольное воспитание, №7, - 1993. – с.39-43.
4. Дерябо, С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами/ С.Д. Дерябо //Дисс… канд. психологических наук. -М.: 1993.
5. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология/ С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. -Ростов-н/Д: "Феникс". - 1996. - 480 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А.Зимняя -Ростов-н/Д: "Феникс". - 1987. - 480 с.
7. Медведев,В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание/ В.И.Медведев, А.А. Алдашева. - М.: "Логос". - 2001. - 376 с.
8. Мухамбетов, Н.Г. Роль экологических ориентаций и направленности личности в развитии экологического сознания подростка / Н. Г. Мухамбетов //Вестник Астраханского государственного технического университета. - под. ред. Н. Т. Берберовой. - изд-во АГТУ. № 6(35) 2006г.- с 318 -323
9. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С.Мухина. -М.: "Академия". - 1999. - 456 с.
10. Пахомов, А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления/ А.П.Пахомов // Психология сегодня. Т.1. Вып.1. - М.: 1996. – с.106-107.
11. Субетто, А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии/ А.И. Субетто. - М.: Логос, 1992.
12. Философия экологического образования / под общ. ред. Лисеева И.К.- М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 416 с.
Занятие № 5 (практическое).
Тема. Диагностика различных аспектов экологического сознания.
Цель: ознакомиться с методиками, предназначенные для измерения различных аспектов экологического сознания.
Основные понятия:субъективное отношение к природе, мотивация, природный объект, непрагматическая модальность природных объектов, доминирующей установки, типы мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетический, когнитивный, практический и прагматический.
Подготовка к занятию.
1. Проанализировать предложенную литературу, с целью подготовки для диагностики различных аспектов экологического сознания.
2. Выписать основные понятия.
3. Подробно ознакомиться (описать цель методики, количество и характер вопросов, процедуру обработки и т.п.) со следующими методиками:
· Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./
· Методика «Доминанта» /авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./
· Методика диагностики субъектификации природных объектов (СПО) /авторы: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1993 г./
· Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»/авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./
· Методика «Альтернатива» /В.А. Ясвин, 1989 г.
Ход занятия.
· Экспресс-опрос основных понятий.
· Обсуждение теоретических аспектов диагностики различных аспектов экологического сознания.
· Проведение самодиагностики (опросник «Натурафил», методика «Доминант», «СПО», «ЭЗОП», «Альтернатива»), обработка и интерпретация результатов.
Рекомендуемая литература:
1. Материалы лекций.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/ С.Д. Дерябо - М.: Московский психолого – социальный институт, 1999. – 310 с.
3. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой»/ С.Д. Дерябо - Даугавпилс: ДПИ, 1995.
4. Цветкова, И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника/ И.В.Цветкова// Мир психологии и психология в мире. - № 2(3), - 1995. С. 34-40.
5. Ясвин , В.А. Психология отношения к природе/ В. А. Ясвин — М.: Смысл, 2000. 456 с.
6. Ясвин, В.А., Дерябо, С.Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии/ В.А.Ясвин. , С.Д. Дерябо//Психологический журнал,. - Т. 17, 1996, № 6, С. 4 -18.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|