Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудовые отношения как основа делового взаимодействия. Трудовая кооперация. Деловая среда: макро- и микроуровень.





Этика личности.

Этика — это философское учение о морали и нравственности, о правилах поведения человека. Другими словами речь о том, как люди себя ведут, как они поступают и как это совершать таким образом, чтобы их все устраивало. Этика развития личности означает правила поведения каждого из нас, руководствуясь которыми мы могли бы изменять себя в лучшую сторону. Этика личности имеет два основных направления: первое - техника человеческих и общественных связей, и второе - позитивная ментальная установка (ПМУ). Эта философия в определенной степени отражена в таких вдохновляющих и мудрых изречения, как "Ваше отношение определяет ваше положение", "У улыбки больше друзей, чем у хмурости" и "Человек может достичь всего, что поняли во что поверил". Привлекательность этики личности, соблазнительность ее для многих заключается в кажущихся легкости и быстроте достижения с ее помощью высокого уровня жизни, личной эффективности и разносторонних, глубоких взаимоотношений с другими людьми, минуя естественный процесс труда и развития. Это символ, лишенный содержания, инструкция "Как быстро стать богатым", обещающая получение миллионов без приложения каких либо усилий. Может даже показаться, что она вполне эффективна, однако человек-то остается прежним." "Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нем видеть - человека, который язык общения заменил бессмысленным лепетом, живой смех - синтетической улыбкой, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об этом человеке можно сказать две вещи. Первое - что он страдает от утраты непосредственности и индивидуальности, и это может оказаться неизлечимой болезнью. Второе - он мало чем отличается от нас и от миллионов тех, кто ходит по этой земле"--Эрих Фромм



Свобода выбора человека. Моральные ориентиры в жизни человека (добро и зло, высшее благо, достоинство человека, закон, совесть, ответственность, долг и т.д.).

Что значит, свобода выбора человека?Это свобода выбрать из различных вариантов предложений и возможностей ту, которую тебе хочется. Пришел в супермаркет – а там изобилие вариантов для реализации свободы выбора. Окончил школу – перед тобой множество вузов, техникумов и вариантов работы – выбирай любую. И так далее. Естественно, свобода выбора человека и ответственность за этот выбор неразрывно связаны. Когда нечего выбирать – тогда и отвечать не за что. Если вас попросили купить молоко, а на всю деревню один магазин, и там один вид молока, то вы и купите это молоко, тут и говорить не о чем. Однако, если с наступлением совершеннолетия человек приобретает право свободы выбора, купить и выпить водку, причем в любых объемах, сколько хватит денег, то ему за этот выбор придется нести ответственность. Нести ответственность – принятие факта, что каждый выбор влечет за собой множество следствий, как сиюминутных, так и в перспективе. В каком-то смысле ответственность за выбор нести придется в любом случае (следствия же объективны), но будет ли именно принятие и понимание – это вопрос. Существует так же понятие нравственная свобода выбора. Это и есть, способность различать варианты возможных выборов, по их предполагаемым последствиям, как добрые или злые. Причем нравственная свобода выбора, развитая у человека – это не еще гарантия того, что человек будет делать выбор в пользу добра. Нет. Очень часто мы делаем что-то недоброе, сами, прекрасно понимая, что совершаем не тот поступок, который нужно было выбрать. Вот здесь и заходит речь о свободе воли человека и ответственности. . Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Категории морали:





1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью.

2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного.

3. Долг – нравственная задача.

4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

5. Совесть – оценка личностью своих поступков.

6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» - свобода вероисповедания и организованного отправления культа)

7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся.

8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины.

Моральные стандарты в обществе. Иерархия ценностей. Этические системы – концепции, объясняющие природу и роль моральных ценностей. Многообразие этических систем. Утилитаризм. Прагматизм. Инструментализм. Этика ненасилия. Реалистическая этика.

Моральные социальные нормы - нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях:

- о добре и зле;

- о должном либо непозволительном.

Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. Моральные нормы фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

Классифицировать ценности можно по разным основаниям. По типу ценности можно подразделить на материальные и идеальные. Материальные ценности связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно- историческую практику. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности. Духовные отличаются от материальных еще тем, что они не носят утилитарного характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны. В любой культуре ценности расположены в определенной иерархии. На вершине пирамиды ценностей находятся ценности составляющие ядро культуры. К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.

На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы. Главный вопрос этики, вопрос о том, что есть правильная человеческая жизнь? Этические концепции древности исходили из предпо­сылки, что если мы знаем, что такое правильная жизнь, то, конечно, будем поступать так, чтоб ее достигнуть. В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» — чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним рас­пространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная. В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).Прагматизм - взгляд, согласно которому все определяется жизненной полезностью, практически полезными результатами, в этом смысле - практикой. Практика, и ничего кроме практики - критерий истины и смысловой значимости.В приложении к морали, прагматизм это безразличие к моральной стоимости получения результата: «Цель оправдывает средства». Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – философско-методологическая установка, согласно которой продукты сознания человека (понятия, моральные и эстетические идеи, научные теории, гипотезы и т.п.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и удобный для жизни мир. Они образуют «инструментарий», который осваивается людьми в процессах совместной деятельности, воспитания и обучения и применяется при решении практических проблем. Этика ненасилия - совокупность этических, социальных и культурологических принципов, развивающих идею отказа от агрессии в любой форме. По своему смыслу данные идеи можно разделить на две основные версии. Во-первых, отказ от агрессии в отношении человека к окружающему миру в целом (соответственно, и в отношении к себе подобным, поскольку они также есть часть мира). Во-вторых, принцип ненасилия в более узких рамках - в отношениях между самими людьми и различными формами их социальной ассоциации. Реалистическая этика требует реального преображения и реального осуществления добра и правды в жизни, реальных качеств человека, она человечна. Основной принцип этического реализма - не делать условных добрых дел, а быть добрым, излучать качество доброты, не выражать условных знаков любви, а быть любящим и излучающим любовь, не почитать иерархического чина, в котором высота лишь символизирована, а почитать человека, человеческое качество, реальное осуществление высоты.

Трудовые отношения как основа делового взаимодействия. Трудовая кооперация. Деловая среда: макро- и микроуровень.

Этика деловых отношений в трудовом коллективе. Регуляторы отношений в трудовом коллективе: нормы административные и нормы моральные. Формальные группы. Неформальные группы. Коллектив единомышленников. Контакты в деловой сфере: официальные и неофициальные. Этика отношения к работе: стимулы и мотивы. Этический мотив – сплав интереса и совести. Трудовые обязанности: юридические и моральные. Этическая сторона во внутригрупповой динамике. Администраторы и работники, не связанные с управлением. Комплекс «маленького человека». Этика руководителя группы. Ответственность перед коллективом.

 

^ Профессиональная этика. Профессиональная этика в деловом общении. Этика врача, ученого, педагога, юриста, журналиста. Этика в сфере связей с общественностью. Этика в массовых, «непрестижных» профессиях. Профессиональная солидарность.

 

^ Корпоративная этика. Корпоративная этика организации. Этика и стратегия управления персоналом. Этика и развитие организации. Этические нормы в деятельности организации. Этический кодекс организации. Коммуникативная культура в деловом общении. Управление корпоративным общением.

 

^ Этика бизнеса. Этика бизнеса. Деловая этика и ее принципы (свобода, терпимость, деловая обязанность). Нормы и ценности в сфере бизнеса. Моральные нормы и материальные ценности. Доверие в бизнесе. Принципиальность в бизнесе. Процесс принятия решений в бизнесе. Этические рычаги в принятии решений. Этика коммерческих переговоров.

 

^ Нравственные основы деятельности и этикет государственного служащего. Нравственные основы деятельности государственного служащего. Этика административных коллективов. Этические требования к государственному служащему: принципы, нормы, качества. Этикет государственного служащего.

 

^ Компромисс и конфронтация в деловом общении. Компромисс и конфронтация в деловом общении. Этические аспекты борьбы и конфронтации. Основные принципы философии борьбы: принцип реализации преимущества, активной позиции, наращивания инициативы, комбинации давления и маневра. Пределы безопасности позиции. Этические способы противоборства. Неэтические способы. Сотрудничество: факторы, способствующие рациональному взаимодействию.

Участники делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.Практика показывает, что без умения устанавливать деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой добиться коммерческого успеха чрезвычайно трудно. Между тем у большинства наших предпринимателей не достаточно высокий уровень культуры общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность личности и коллектива, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:- свобода и открытость информационного обмена;

- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.Психология группы - это совокупность определенных социально психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д. Существует 5 типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально - психологического климата.

1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него - сохранить свою должность.

2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферой, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.

4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро– и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь воздействия государства в целом и тех или иных его органов на личность.

 

Микроуровень – это ближайшее социальное окружение личности – его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, т. е. люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро– и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа. Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.