Сделай Сам Свою Работу на 5

Раннее творчество М.Ю. Лермонтова (1828-1835 гг.)





Цель: Осмысление раннего творчества М.Ю. Лермонтова как важнейшего этапа его идейно-художественных поисков; развитие навыков анализа литературных произведений разных жанров.

План

1. Основные мотивы ранней лирики Лермонтова. Образ лирического героя. Художественные особенности ранней лирики.

2. Незаконченный роман Вадим. Смешение элементов различных художественных систем и литературных традиций, цитатность, поиск своего художественного пути.

3. Драматургия Лермонтова. Сюжеты, образы, драматический конфликт. Автобиографизм. Переосмысление традиций европейской и русской драмы. Образ главного героя в драме "Маскарад", сложность художественной структуры пьесы.

 

Обязательная литература:

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т. М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т. 1,2,5,6.

1. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы "Лирика", "Мотивы", "Драматургия", "Вадим").

2. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Сов. Писатель, 1987.

3. Гинзбург И.Я. О лирике. Л.,1974.

4. Архипов В. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М., 1965.



5. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. М.-Л., 1964.

6. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М.,1975.

7. Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова. // Литературное наследство. Т.43-44.

8. Петров С.М. Русский исторический роман XIX в. М., 1964.

9. Михайлова Е.М. Проза Лермонтова. М., 195 7.

10. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.

11. Эйхенбаум Б.М. "Испанцы" Лермонтова как политическая трагедия. // М.Ю. Лермонтов. Сборник статей и материалов. Ставрополь, I960.

12. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. Л., 1967.

13. Ломунов К. "Маскарад" Лермонтова как социальная трагедия. // "Маскарад Лермонтова. Сборник статей. М.-Л., 1941.

Сделать конспекты двух из указанных исследований на выбор. Приготовиться к краткому письменному опросу по содержанию драматических произведений и романа Лермонтова "Вадим".

 

Тема VIII.

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе.

Цель: Развитие навыков анализа крупного произведения в свете поставленных проблем социального, психологического, нравственно-философского характера. Выявление роли различных художественных средств в создании сложного, противоречивого человеческого характера.



 

План

1. Композиционные принципы романа (несколько повестей, объединенных одним названием, нарушение хронологической последовательности, три рассказчика).

2. Последовательное раскрытие характера, психологии, судьбы Печорина от первой главы до последней.

Предисловие к роману.

Лермонтов о типичности Печорина.

"Бэла".

Проблема "природы и цивилизации", столкновение национально-родового и личностного начал. Психофизический склад Печорина. Печорин в восприятии Максима Максимовича.

1 .Какие странности в Печорине заметил Максим Максимович?

2.Как удалось Печорину похищение Бэлы? Бэла, Азамат, Казбич как национальные типы.

З.Чем вызывает Печорин доверие и расположение Бэлы?

4.Как объясняет сам Печорин причину своей скуки и охлаждения к Бэле?

5."Я за нее отдам жизнь", - говорит Печорин Максиму Максимовичу о Бэле. Не пустая ли это фраза?

6.Похищение Бэлы Казбичем. Как оценить поступок Казбича?

7.Как переживает смерть Бэлы Печорин и Максим Максимович?

8.Какое остается от Печорина впечатление в целом?

“Максим Максимыч”

1. Портрет Печорина - первый психологический реалистический портрет в рус. литературе.

2. Рассказ о встрече Максима Максимовича и Печорина. Что испытывает М.М., узнав о приезде Печорина? Как ведет себя Печорин? Прав ли Максим Максимович, сделав такой вывод: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара". Путешественник о Максиме Максимыче.



Послесловие к "дневнику Печорина".

Еще раз о типичности Печорина.

"Тамань".

1 .Почему Печорин наблюдает за слепым мальчиком?

2.Чем привлекает Печорина девушка-контрабандистка?

3.Как ведет себя Печорин во время ночного свидания?

4.Почему "Тамань" кончается печально?

5.Какие свойства натуры Печорина проявились в повести "Тамань"?

6.Печорин о роли судьбы, рока в своей жизни.

"Княжна Мери".

1 .Как описывает Печорин Пятигорск? Как характеризует его это описание?

2.В каком стиле дается описание "водяного общества"? За что Печорин презирает это общество?

3.Почему "водяное общество" не любит Печорина и преследует его?

4.В чем причина ссоры Печорина и Грушницкого?

5.Как ведут себя на дуэли Печорин и Грушницкий? Какие стороны характеров и нравственного облика обоих здесь раскрываются?

6.Почему Печорин, не любя, начинает ухаживать за княжной Мери? Чем кончаются их отношения? Как характеризует Печорина его разрыв с Мери?

7.В чем смысл последнего визита Печорина к княжне Мери?

8.Что нового мы узнаем из письма Веры о Печорине?

9.Рассуждения Печорина общего характера:

- Что думает Печорин о дружбе вообще, о Вернере, в частности?

- Как рассуждает Печорин о любви, о женщинах? Поступает ли он в соответствии со своими рассуждениями?

-Как объясняет Печорин охладелость своей души, эгоизм, раздвоенность?

- Что думает Печорин о цели и смысле жизни, судьбе, роке?

"Фаталист"

1. О чем спорят офицеры?

2. Как испытывает судьбу Вулич? Какую роль играет в этой сцене Печорин?

3.К каким выводам приходит Печорин после истории с казаками?

4.Печорин о вере и безверии.

5. Фаталистический эксперимент Печорина. К каким выводам он приходит?

 

Общие выводы о Печорине. Роман "Герой нашего времени" в свете лермонтовской философии жизни (понятий свободы, вечности, любви, смерти, судьбы).

 

Обязательная литература:

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. //Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т.

М.-Л.: АН СССР, 1954-1957. т.6.

1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. М.: Худ. Лит., 1978. Т.З.

2. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1981 (главы "Герой нашего времени", "Мотивы").

3. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова. //Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968 или Литературное наследство, т.43-44.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова. //"Новый мир", 1964, №6 или: Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: Просвещение, 1969.

Сделать конспект статьи В.Г.Белинского, подглавки "Судьба" в главе "Мотивы" (Лермонтовская энциклопедия, стр. 311-312) и на выбор статьи В.Ф. Асмуса или работы И. Виноградова.

Дополнительная литература:

1. Герштейн Э. "Герой нашего времени" Лермонтова. М., 1976.

2. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". Л.: Наука, 1975.

3. Удодов Б.Г. Образно-смысловая структура "Героя нашего времени". // Удодов Б.Г. М.Ю.Лермонтов . Воронеж, 1973.

4. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М.: Правда, 1973.

5. Мануйлов В. А. Роман Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. М.-Л.:

Просвещение, 1966.

6. Эйхенбаум Б.М. "Герой нашего времени". // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Худ. лит., 1969

7. Маркович В.М. "Герой нашего времени" и становление реализма в русском романе. // Русская литература. -1967 - № 4.

8. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

 

Тема IX

Художественный мир повестей Н.В. Гоголя.

"Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород".

Петербургские повести.

1. Общая характеристика цикла повестей (время и история создания; основные мотивы, сюжеты, принципы характерологии; особенности художественного мира повестей, элементы поэтики, черты романтической и реалистической эстетики.)

2. Анализ одной повести на выбор из каждого цикла (сюжет, композиция, система образов, средства создания характера, сочетание фантастического и реалистического начал, юмор, ирония, сатира, пространство и время, пейзаж, динамика и статика, темп, ритм, музыкальная структура повествования, карнавальное начало, приемы романтического и реалистического письма, язык и стиль.)

3. От хутора близ Диканьки к столице Российской империи. Пути художественной эволюции гоголевской прозы.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. - М.-Л.: АН СССР, 1937-1952.

1. Гоголь. История и современность. М.: Сов. Россия, 1985.

2. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин, 1975.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.:Просвещение, 1988.

4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худ. лит., 1978 (гл. 1-4).

5. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. М.: Худ. лит., 1989.

6. Пропп В.Я. Природа комического у Гоголя // Русская литература. 1988. № 1.

7. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь творческий путь. М.: Молодая гвардия, 1961.

Сделать конспект одной из указанных работ и двух глав на выбор из монографии Ю.В.Манна "Поэтика Гоголя".

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

указана в методических рекомендациях проф. М.Ю. Карушевой-Елеповой к спецкурсу "Творчество Н.В.Гоголя в современном изучении". Архангельск: Изд.ПГУ, 1994.

 

 

Тема XI

Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.