II группа – Растения, используемые в народной медицине.
БОТАНИКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
(для студентов факультетов биологических специальностей)
Краснодар – 2010
Тетрадь по учебной практике по ботанике составлена коллективом преподавателей кафедры ботаники и кормопроизводства :
профессорами С. Б. Криворотовым ,
В. М. Мордалевым ,
С. С. Чукуриди ,
доцентами С. А. Москвитиным ,
Г.В. Шнурниковой ,
старшим преподавателем Н. А. Сионовой.
Рекомендована к изданию методической комиссией агрономического факультета.
Протокол № от 2010 г.
Цель учебной практики:
Закрепление и расширение теоретических знаний по морфологии , систематике , экологии, фитоценологии и географии растений путем ознакомления с объектами и явлениями в их естественной обстановке и приобретение навыков их практического применения.
Задачи учебной практики:
1. Закрепление знаний по морфологии, систематики и экологии растений на представителях различных семейств в природе.
2. Знакомство с флорой и растительностью Краснодарского края.
3. Изучение видов , имеющих практическое значение ( пищевые, лекарственные, декоративные и др. растения).
4. Освоение методики гербаризации и сбор гербария.
5. Развитие у студентов навыков научных исследований.
6. Знакомство с растениями различных экологических групп, фитоцeнозами и методикой их описания.
Организация практики:
Учебная практика по ботанике включает в себя следующие формы работы:
- экскурсии студентов под руководством преподавателя и сбор гербария;
- камеральную (в лаборатории) обработку собранных материалов
(морфологический анализ и определение растений);
- ведение дневников и составление флористических списков ;
- выполнение самостоятельных наблюдений и исследований с элементами УИРС
по индивидуальным заданиям;
- составление ботанических коллекций.
Отчетность и методы контроля:
Материалами к зачету для студентов служат: тетрадь-отчет о прохождении учебной практики и гербарий сорных, кормовых, ядовитых, лекарственных, пищевых и т.д. растений с флористическим списком. Студент должен знать русские и латинские названия растений, их хозяйственное значение, морфологические особенности; уметь отвечать на вопросы, связанные с экологией, фитоценологией и географией растений, охраной природы Краснодарского края.
Содержание учебной практики
Тема 1. Сем. Бобовые (Fabaceae). Подсемейство Бобовые (Faboideae) ,или Мотыльковые (Papilionoideae) . Общая характеристика. Сравнительная характеристика важнейших родов и видов. Хозяйственное значение.
Тема 2. Сем. Астровые (Asteraceae) , или Сложноцветные (Compositae).Общая характеристика. Сравнительная характеристика важнейших родов и видов. Типы цветков, корзинок и семянок. Хозяйственное значение.
Тема 3. Сем. Мятликовые (Poaceae) , или Злаковые (Gramineae). Общая характеристика. Сравнительная характеристика важнейших родов и видов. Особенности строения цветка , колоска и соцветий. Рыхлокустовые, корневищные, плотнокустовые злаки. Хозяйственное значение.
Тема 4. Лекарственные растения. Морфологические признаки лекарственных растений. Лекарственное сырьё и его свойства.
Тема 5. Декоративные растения. Декоративные деревья, кустарники, и травянистые растения.
Тема 6. Культурные растения. Плодовые, ягодные, овощные, технические , кормовые растения и хлебные злаки. Морфологические особенности, используемое сырьё.
Тема 7. Сорные растения. Сегетальные, рудеральные, паскуальные сорные растения. Сорняки зерновых культур, садов и виноградников, огородов и бахчевых культур. Классификация сорных растений.
Тема 8. Морфологическое описание растений.
Тема 9. Морфологическое строение вегетативных и генеративных органов растений.
Тема 10.Флористическое изучение территории.
Тема 1. Семейство Бобовые ( Fabaceae )
Подсемейство Бобовые (Faboideae) ,или Мотыльковые (Papilionoideae)
Общая характеристика подсем. Бобовые проводится по следующему плану:
1. Систематическая принадлежность:
отдел………………………………..класс…………………....................
2. Количество родов …………… видов…………………………………
3. Распространение.
4. Жизненная форма.
5. Корневая система. Симбиоз корней с клубеньковыми бактериями и его значение.
6. Расположение побегов в пространстве.
7.Листорасположение. Морфологическая характеристика листьев.
8.Цветок мотылькового типа (привести рисунок) и его формула.
9.Типы соцветий (привести схемы).
10.Плоды.
11.Важнейшие представители (не менее 20 видов).
12. Хозяйственное значение.
Сравнительная характеристика видов подсем. Бобовые
(Описать 10 видов, можно из своего гербария)
№
| Русское и
латинское название вида
| Жизненная форма
| Расположение побега
в пространстве
| Морфологическая характеристика листьев
| Соцветие
| Плод
| Хозяйст-венное значение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| например:
люцерна посевная
(Medicago sativa)
| многолет.
травянист.
растение
| прямостоячий
| тройчато-сложные
| кисть
| спирально закрученный и многосемянный
боб
| кормовое, медоносное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Сем. Астровые (Asteraceae) ,или Сложноцветные (Compositae)
Общая характеристика сем. Астровые проводится по следующему плану:
1. Систематическая принадлежность:
отдел…………………………………..класс…………………………….
2. Количество родов……………………….. видов…………………………………..
3. Распространение.
4. Жизненная форма.
5. Корневая система.
6.Расположение побегов в пространстве.
7. Листорасположение . Морфологическая характеристика листьев.
8.Типы цветков (привести рисунки).
9.Типы корзинок (привести рисунки).
10. Типы семянок (привести рисунки).
11.Хозяйственное значение.
12.Подсемейство Латуковидные (Lactucoideae) , или Языкоцветные (Liguliflorae) : особенности и представители.
13. Подсемейство Астровидные (Asteroideae) , или Трубкоцветные (Tubiflorae) : особенности и представители.
Сравнительная характеристика видов сем. Астровые
(Описать 10 видов, можно из своего гербария)
№
| Русское и
латинское название вида
| Жизненная форма
| Морфологическая характеристика листьев
| Типы цветков и расположение их в корзинке
| Тип
семянки
| Хозяйственное значение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Например: подсолнечник однолетний (Helianthus annuus)
| однолетнее травянистое
растение
| простые с цельной листовой пластинкой
| трубчатые центральные и ложно-язычковые краевые
| семянка без
носика и
хохолка
| масличное, кормовое, пищевое,
медоносное
|
Тема 3. Сем. Мятликовые (Poaceae) , или Злаковые (Gramineae)
Общая характеристика сем. Мятликовые проводится по следующему плану:
1.Систематическая принадлежность : отдел…………………..класс…………….
2.Количество родов ……………………………… видов………………………………………………………….
3. Распространение.
4. Жизненная форма.
5. Корневая система.
6. Типы кущения.
а) Корневищные злаки .Особенности и представители.
б) Рыхлокустовые злаки. Особенности и представители.
в) Плотнокустовые злаки. Особенности и представители.
7. Расположение побегов в пространстве. Характерные особенности стебля Соломина.
8. Листорасположение. Морфологическая характеристика листьев. Привести рисунок листа и указать его части.
9. Строение цветка и его формула. Привести рисунок цветка.
10.Строение колоска. Привести рисунок.
11.Типы соцветий .Привести схемы соцветий.
12. Плоды.
13.Хозяйственное значение.
14.Подсемейство Бамбуковые (Bambusoideae) : особенности и представители.
15.Подсемейство Мятликовые (Pooideae) : особенности и представители.
16.Подсемейство Просовидные (Раnicoideae) : особенности и представители.
Сравнительная характеристика видов сем. Мятликовые
(Описать 10 видов, можно своего гербария)
№
| Русское и латинское название вида
| Жизненная форма
| Характеристика листа
| Тип соцветия
| Морфологические особенности соцветия
| Хозяйственное значение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Например:
суданская трава (Sorghum sudanense)
| однолетнее травянистое растение
| листья 2-4 см ширины, язычок усечённый
| метелка
| колосковые чешуи обычно голые
| кормовое
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекарственные растения
Лекарственные растения делятся на 2 группы.
I группа – Растения, разрешенные к использованию.
Поэтому на лекарственное сырье существуют нормативно – техническая документация, утвержденная фармокопееным комитетом.
II группа – Растения, используемые в народной медицине.
Ценность лекарственных растений определяется накоплением биологически активных веществ, которые используются для классификации растений по химическому составу.
Растения, содержащие алкалоиды:
- эфедра двуколосковая, чистотел майский , перец однолетний, болиголов крапчатый, безвременник осенний, крестовники, белладонна кавказская, скополия карниолийская, дурман, белена, мордовник шароголовый, мак снотворный, барбарис обыкновенный, василек малый и др.( более 30 видов).
Растения, содержащие гликозиды:
горчица сарепская, наперстянка ( все виды), горицвет весенний, ландыш майский, желтушник серый, морозник кавказский и др.
Растения, содержащие сапонин – гликозиды:
диоскорея кавказская, солодка голая, синюха голубая, мыльнянка лекарственная, хвощ полевой и др.
Растения, содержащие фенольные соединения и их гликозиды ( флавоны, кумарины и др. ):
папоротник – щитовник мужской, донник лекарственный, каштан конский , василек синий, боярышник, софора японская, пустырник и др.
Растения, содержащие витамины:
морковь посевная, тыква обыкновенная, рябина , облепиха, крапива двудомная, калина, шиповник, смородина и др.
Растения, содержащие терпеноиды ( эфирномасличные ):
пижма обыкновенная ,валериана лекарственная ,тмин обыкновенный, тысячелистник обыкновенный , можжевельник обыкновенный, душица обыкновенная ,полынь ( все виды ),мята перечная , ромашка аптечная, шалфей лекарственный и мускатный и др.
Растения ,накапливающие органические кислоты:
малина обыкновенная ,яблоня садовая, лимон ,щавель кислый, барбарис и др.
Растения, накапливающие липиды:
персик, миндаль, клещевина ,лен ,подсолнечник ,кукуруза
Растения, накапливающие различные углеводы:
Пшеница, топинамбур, девясил Елены и др. виды ячмень, цикорий, рис мать и мачеха, кукуруза, солодка, алтей, и др.
Большая часть дикорастущих лекарственных растений приурочена к различным типам растительности – лесам, лугам, степям. Некоторые из них являются сорными (рудерильными) – ромашка аптечная, дурман, белена, щавель конский, крапива двудомная, спорыш. В высокогорьях засоряет луга чемерица Лобеля, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная и др.
Больше всего заготавливаюся следующие виды: тимьян Маршалла (чабрец), пустырник, пастушья сумка, зверобой продырявленный, мать- и -мачеха, боярышник пятистолбиковый, горец птичий, череда трехраздельная,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|