Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Романы о писателе и читателе 1930-х годов

Практическое занятие № 1

Поэмы Сергея Есенина

Кобыльи корабли (1919). Пугачев (1921). Черный человек (1925)

1. Есенин и имажинизм. «Декларация» (1919) имажинистов. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма. А. Мариенгоф «Буян-остров. Имажинизм» (1920). В. Шершеневич «Ломать грамматику» (1920). Концепция поэтического образа в статьях С. Есенина «Ключи Марии», «Быт и искусство».

2. «Кобыльи корабли» как имажинистский текст.

3. Драматическая поэма «Пугачев». Сложная метафорическая фактура, значимость архетипов славянской мифологии в художественной концепции поэмы: дом, река, медведь, луна, осень, осина, ольха и др. Отношение социума, природы и человека в поэме. Пугачев как трагический герой. Пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.

4. Лирико-философская поэма «Черный человек». Смысл заглавия. Композиция. Трагическое и исповедальное в поэме.

Литература:

1. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.,1989. С.130 – 158, 235 – 245, 255 – 272.

2.. Карпов А. С. Поэмы Сергея Есенина. М.: Высшая школа, 1989.

3. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. М., 1990.

4. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. М.,1997. Гл. 8, 11, 12.

5. Куняев С. Трагедия стихии и стихия трагедии // За строкой учебника. Сб. ст. М., 1989. С. 164 – 178.

6. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророк» до «Чёрного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: Наследие, 2001.

7. Захаров А.Н. Есенин как философский поэт // Столетие Есенина. Есенинский сб. Вып. 3. М., 1997. С. 35-57.

8. Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы. М., 1986. С. 35 – 40.

Практическое занятие № 2

Роман Евгения Замятина «Мы»

 

1. История создания и публикаций романа «Мы». «Сказки про Фиту» (1917) как этюды к роману. Исследование модели уравнительно-казарменного социализма в политических сказках Е. Замятина.

2. Система персонажей индустриальной «сверхдержавы»: герои с унифицированным, персонализированным, традиционным (родовым), раздвоенным сознанием. Проблемы форм и методов насилия, способы манипулирования сознанием масс. Поэтика имён, наименований в романе «Мы».



3. Дневник Д-503 как акт самосознания, способ освобождения от ложного долженствования. Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы» (личностные поступки) и процесс огосударствления личности. Обратить внимание на запись 10, 22, 27, 36, 38, 40.

4. «Мы» как метароман (роман о создании романа). Тоталитарный (соцреалистический) и авангардный дискурсы в повествовании Д-503: от конспекта к авантюрному роману. Обратить внимание на запись 1, 4, 11, 12, 18, 27, 28, 31. Судьба художника в тоталитарном государстве. Финал романа.

5. Влияние романа «Мы» на развитие жанра антиутопического романа в мировой литературе: «Приглашение на казнь» В. Набокова, «1984» Дж. Оруэлла, «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери.

 

Литература:

1. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы) Литературный процесс. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 201-209.

2. Хатямова М. А. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина «Мы» // Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. М., 2008. С. 161-181.

3. Скороспелова Е. Б. Е. Замятин и его роман «Мы». М.: Изд-во МГУ, 2005.

4. Ащеулова И. В. Тема писания и слова в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» и в романах Саши Соколова //Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. В. Набоков в контексте русской литературы ХХ века. М.: Изд-во Томского ун-та, 2000. С. 84-93.

Практическое занятие № 3

Рассказы А. Платонова 1930-1940-х годов

Фро (1936), Река Потудань (1936), Юшка (1938), Возвращение (1946),

Счастье вблизи человека (1947)

1. Своеобразие платоновских героев: не социально и психологически обусловленные характеры, а типологические образы. Используйте подход С. Бочарова при анализе системы персонажей в рассказе «Фро».

2. Концепция любви в рассказах. Люди способные любить и люди чуждые любви. Любовь как главная жизненная ценность и смысл существования человека в рассказах «Река Потудань», «Юшка».

3. Мотивы сиротства и одиночества и способы преодоления одиночества в рассказах 1930-х годов.

4. Мотив возвращения и его философское осмысление в рассказе «Возвращение ».

5. Образы детей в рассказах и архетип детства, детскость героев.

6. Образ «прекрасного человека» в рассказе «Счастье вблизи человека».

Литература:

1. История русской литературы. ХХ век. В 2 ч. Ч. 2: учебник для вузов под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 2007. А. Платонов.

2. Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. СПб, 2000. Кн. 2. С. 113-116, 125-134 ( анализ рассказа «Возвращение»).

3. Чалмаев В. Андрей Платонов. М., 1989. С. 407-457.

4. Жолковский А. «Фро»: пять прочтений // Вопросы литературы.-1989.-№ 12. С. 23-49. Или: Жолковский А. Блуждающие сны. М., 1994.

5. Кружков Г. Ностальгия обелисков. М., 2001. С. 441-457 (анализ рассказа «Река Потудань»).

6. Бочаров С. «Вещество существования» (Мир Андрея Платонова)//Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 249-296. Или: А. Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 10-47.

 

Практическое занятие № 4

Роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон»

1. Жанровая природа романа: роман-эпопея (В. Соболенко), трагический эпос (Ф. Кузнецов), роман с признаками эпопеи и трагедии (В. Беглов). Эпический и романный сюжеты, их сцепление в романе-эпопее (В. Кожинов).

2. Особенности архитектоники романа. Роль песен-эпиграфов к 1 и 6-ой частям романа. Народ и личность в ситуации традиционного уклада и в ситуации национального раскола и гражданской войны. Мотив суда, насилия, мести в романе. Насилие над женщиной: часть1, главы 1, 7,14, часть2, глава 2; часть3, глава 2. Женщины, совершающие насилие: баба и Дарья (часть 6, главы 54 и 56), Наталья (часть 7, глава 16). Мотив прощения в романе: Наталья (часть 7, глава 16), Ильинична (часть8, глава 2, 3), Григорий (часть 8, глава 6), Аксинья (часть8, глава 17).

3.Роль песен в романе. Поэтизация образа казака и его снижение в песнях послереволюционного времени. Сопоставьте образ казака в песнях: часть3, главы 7, 24; часть 4, главы 2, 3, 8, 15, 17; часть 6, главы 47, 51. Трагические мотивы утраты пути-дороги в песнях 7 части: главы 1, 19, 28. Мотив «перевоза» в другой мир и будущих утрат в песнях 1-ой части романа и мотив возвращения к прежним ценностям бытия в песнях 8-ой части романа: часть 1, глава 23; часть 8, главы 3, 14, 17.

4. Тип героя-правдоискателя в романе. Григорий Мелехов как трагический герой и носитель личностных, национальных, общечеловеческих качеств. «Вечные» типы в шолоховском герое. Обратить внимание на главы: часть3, глава 10; часть4, глава 4; часть5, глава 13; часть6, глава 44; часть8, глава 6, 28.

5. Мир природы в романе. Часть 5, глава 31. Проследите, как лирический образ природы параллелен духовной жизни героев (Аксинья, Наталья, Григорий).

Литература:

1. Беглов В. А. Эпопея в русской литературе. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 200-207.

2. Соболенко В. Жанр романа-эпопеи (опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова). М., 1986.

3. Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне»// Новый мир. 1990. №6.

4. Семенова С. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. № 1 – 2. С. 71 – 122. Или: Семенова С. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

5. Кожинов В. О «Тихом Доне» // Литература в школе. 1994. № 4. С. 22 – 29.

6. Костин Е.А. Проблемы войны и мира в «Тихом Доне» М. Шолохова // Русская советская классика. Л., 1989. С. 133 – 141.

7. Кузнецов Ф. Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

8. Чалмаев В.А. М.А. Шолохов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2004.

9. Осипов В. Шолохов. М.: Молодая гвардия, 2005.

Практическое занятие № 5

Романы о писателе и читателе 1930-х годов

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова. «Дар» В. Набокова.

1. Композиция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сопряжение сюжетных пластов: «истории мирской» и «истории священной». Сходство героев (протагониста, антагониста, предателя, ученика) в двух временных пластах.

2. «Массовое сознание» и концепция духовно развитой личности в романе. Писатели и читатели в романе. Смысл эпилога.

3. Исследование форм
противостояния личности диктату общественности, отстаивание
сувернитета частного человека, его права на индивидуальное бытие в
романе «Дар».
Тема жизни и смерти, п
ротивостояние толпы и творческой личности. Писатели и читатели в романе.

4. «Игровая» поэтика Набокова, реминисцентная организация текста, форма «текст в тексте» как выражение многоуровненой реальности.

Литература:

1. Ишимбаева Г.Г. Фаустиана ХХ века. – М., 2003. С. 87-110.

2. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2004.

3. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения (Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова). Кемерово, 1988.

4. Менглинова Л.В. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. С. 49 – 79.

5. Соколов Б.В.: Булгаковская энциклопедия. М., 1998.

6. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

7. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М., 1998.

8. Ерофеев В. В поисках потерянного рая (русский метароман В. Набокова) // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. С. 162-204.

9. Набоков В.В.: pro et contra: В 2 т.: сборник статей. М., 1999 (1), 2001 (2).

 

Практическое занятие № 6

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.