Сделай Сам Свою Работу на 5

Сорные и рудеральные растения





Понятие о сегетальных сорняках и рудеральных растениях. Адвентивные виды. Сорные растения как специализированная экологическая группа. Основные биологические группы сорняков по продолжительности жизни и способам воспроизведения и размножения. Энергия семенного и вегетативного размножения. Распределение сорняков в посеве по отношению к культурному растению. Способы борьбы с сорняками. Облигатные и факультативные сорняки. Жизненные формы рудеральных растений. Их экология, способы расселения и размножения.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Артюшенко 3. Т., Федоров А.А. Атлас по описательной морфологии высших растений. Плод. – Л.,1986.

Булохов А.Д., Величкин Э.М. Определитель растений Юго-Западного Нечерноземья России. – Брянск, 1997.

Булохов А.Д. Введение в систематику водорослей и грибов. Учебное пособие. – Брянск, Изд–во БГПУ, 1999.

Булохов А.Д. Основы фитоценологии. Учеб пособие. Брянск.: Изд-во БГПИ. 1991. – 123 с.

Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.Н. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Просвещение, 1999.

Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981.



Гарибова Л.В., Дундин Ю.К., КоптяеваТ.Ф., Филин В.Р. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. – М.: Мысль, 1978.

Горбунова Н.П. Альгология. Учебное пособие для вузов по специальности «Ботаника». – М.; Высшая школа, 1991.

Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К.. Письяукова В.В. Практический курс систематики растений. – 3-е изд. – М., 1986.

Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая школа, 1979.

Губанов И.А., Киселева КВ., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра Европейской России. - М.: Аргус, 1995 изд. 2.

Гуленкова М.А.. Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.: Просвещение, 1976.

Жизнь растений. – М.: Просвещение, 1974-1982. Т. 1-6.

Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений. Иллюстрированный словарь. - Изд. 2. - М.: 2005.

Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. – М.: Просвещение, 1975.

Краткий словарь ботанических терминов. Под ред. проф. А.Г. Еленевского. – Саратов, 1993.

Курс низших растений: Учебник для студентов ун-тов/ Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова Н.П. и др.; Под ред. М.В. Горленко. – М.: Высшая школа, 1981.



Маевский П. Ф. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Малый практикум по низшим растениям: Учеб. пособие для студентов-биологов ун-тов. – М.: Высшая школа, 1976.

Михайловская И. С. Строение растений в связи с условиями их жизни. – М.: Наука, 1981.

Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники (кустистые и листоватые). - М.: Изд-во МГУ, 1977.

Старостенкова М.М., Гуленкова М.А.. Шафраново Л.М., Ширина Н.И. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: Высшая школа, 1990.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Цветок. – Л.1975.

Федоров А.А., Артюшенко 3. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Соцветие. – Л., 1979.

Шенников А.П. Экология растений. – М.: Советская наука, 1950.

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО БОТАНИКЕ НА I КУРСЕ

Учебно-полевая практика является частью курса «Ботаника с основами фитоценологии». Цель летней учебной практики — освоение студентами полевых методов исследования отдельных растений и растительных сообществ в целом. Кроме этого в процессе летней учебной практики есть возможность получить начальные знания по экологии и географии растений. Многие анатомо-морфологические особенности растений определяются условиями их обитания, поэтому мы стремились придать летней учебной практике по ботанике экологическое направление.

В задачу летней практики входит практическое освоение студентами систематики, морфологии, элементов экологии растений и геоботаники. Экскурсии в природу представляют собой такую форму обучения, которая не может быть заменена никакой другой. Во время практики студенты изучают в естественной обстановке разнообразие растительного мира, взаимосвязь растений с окружающей средой, знакомятся с различными приспособлениями растений к условиям жизни и убеждаются в единстве растительного организма с условиями его существования. Практическое исследование растительных сообществ данной местности, знакомство с методами изучения их дает студентам общее представление о фитоценологии.



Методами работы на практике является сбор и определение растений, их гербаризация, проведение фенологических наблюдений, а так же методы анализа растительного покрова (метод пробных площадок, составление экологических рядов и т.п.). Одновременно с выполнением определенных заданий студентам может быть поручен сбор учебного материала для зимних лабораторных занятий.

В результате летней учебной практики студент должен:

- приобрести твердые знания основных видов местной флоры, знать латинские названия не менее 25 видов;

- знать, как и в какой мере, окружающая среда влияет на растения и изучить черты адаптации растений к среде;

- изучить основные жизненные формы и экологические типы растений;

- уметь давать грамотно с точки зрения ботаники морфологические описания растений.

- освоить методы классификации и ординации растительных сообществ; уметь отличать основные типы лесных и травянистых сообществ;

- уметь связывать распределение типов растительных сообществ в зависимости от экологических и географических условий.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО БОТАНИКЕ НА I КУРСЕ

Основу летней практики составляют экскурсии в лес, поле, на луг и др., во время которых студенты знакомятся с живыми растениями непосредственно в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану. Студенты должны научиться самостоятельно вести наблюдения, собирать и оформлять материал и делать соответствующие выводы. Роль преподавателя должна заключаться в общем руководстве практикой.

В первый день летней полевой учебной практики группа проходит инструктаж по технике безопасности на период практики, разбивается на звенья по 2–3 человека, получает необходимое оборудование.

Каждый день учебной практики состоит из двух этапов работы студентов:

1) наблюдения и сбора материала во время экскурсии.

2) обработка, оформление в лаборатории собранного материала (закладка растений в гербарный пресс, определение видов растений собранных во время экскурсий) и дневника полевой учебной практики.

Во время экскурсий в ряде случаев можно выполнять одновременно несколько заданий. Например, во время экскурсии в лес для изучения растительных сообществ студенты могут одновременно выполнить и задание по морфологии растений (форма, строение листьев, разнообразие цветков и др.) и по сбору растений для гербария.

 

2.1. ЭКСКУРСИОННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

Каждое звено студентов должно иметь при себе:

1) Копалку для извлечения подземных органов растений из почвы (небольшая лопатка из жесткого металла или же прочный садовый совок, широкий нож, стамеска на деревянной ручке).

2) Ботаническую папку, заправленную газетной бумагой, в необходимом количестве. Папка, делается из двух одинаковых кусков плотного картона или фанеры размером 45×53 см.Обе стороны папки должны иметь прорези для брезентовой лямки или мягкого ремня, с помощью которого они соединяются между собой. Внутрь папки вкладываются листы мягкой бумаги (газеты), сложенные в виде «рубашек», т. е. сложенных пополам газетных листов. В каждую такую рубашку при сборах закладывается один вид растения. Ботаническая папка служит для хранения растений во время экскурсии и перед закладкой в гербарий.

3) Полиэтиленовый пакет, в который укладывают растения, предназначенные для морфологического описания и определения в лаборатории;

4) Небольшой блокнот для черновых этикеток или готовые бланки этикеток (листочки писчей бумаги размером примерно 9×12 см,на которых простым карандашом пишется дата, место сбора и условия обитания собранного растения, фамилия собравшего; этикетка вкладывается в рубашку вместе с растением.

5) Тетрадь или блокнот в твердом переплете для записей наблюдений во время экскурсий.

6) Рулетку, складной метр, простой карандаш.

Для последующей лабораторной обработки собранного материала необходимы: ботанический пресс (состоит из двух деревянных рамок, в которых натянуты металлическая или деревянная сетки), пинцет, препаровальные иглы, лупа, бинокуляр.

 

2.2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В период полевой практики студенты обязаны соблюдать следующие правила:

1. Заезд и отъезд к месту проведения полевой практики разрешается только в присутствии руководителя практики или с его разрешения и дополнительного инструктажа по правилам проезда. Проезд разрешается только в рейсовом транспорте (автобус, пригородные и пассажирские поезда).

2. Самостоятельный отъезд с мест практики запрещен, как и самостоятельные отлучки с территории базы.

3. На территории базы соблюдать распорядок дня, определенный руководителем практики.

4. Особо соблюдать требования по пребыванию на воде. Купание разрешается в местах, специально отведенных и в присутствии руководителя.

5. Во время экскурсии безукоризненно выполнять требования преподавателя. Самовольный уход с экскурсии запрещен. В случае отставания от подгруппы и потере ориентации оставаться на маршруте, ожидая возвращения подгруппы, или руководителя.

6. При организации выездной практики на территории базы соблюдать правила гигиены: территория должна иметь яму для накопления отходов, по отъезду яма засыпается.

7. Строго запрещается курить в палатках, зажигать свечи. Для освещения пользоваться фонариком.

 

2.3. ПРАВИЛА СБОРА РАСТЕНИЙ В ПРИРОДЕ

1. Растения для гербария собирают обычно в сухую погоду. Растения, собранные в сырую погоду, быстро темнеют. Редкие и нуждающиеся в охране виды могут собираться в единичных экземплярах с разрешения руководителя практики.

2. Для гербария берут неповрежденные растения со всеми их частями – надземными и подземными побегами, корнями, цветками или плодами. У деревьев и кустарников срезают отдельные побеги (до 30 смдлины).

3. Сбор водных растений отличается от сбора сухопутных. Под плавающие в воде растения аккуратно подведите лист плотной бумаги и постепенно поднимайте его (это позволяет сохранить естественное расположение частей растения). Вместе с этим листом растение закладывается в гербарную рубашку. Для морфологического описания и определения растения берут отдельно, их помещают в полиэтиленовый мешок. При этом надо позаботиться о сохранности цветков, положив в дополнительный экземпляр соцветия или цветка, который можно было бы разбирать в ходе определения. После экскурсии эти растения сразу же ставят в банку с водой.

3. Подземные органы растений осторожно освобождают от почвы. Толстые корни или корневища разрезают вдоль, оставляя лишь половину.

4. Выкопанное и освобожденное от почвы растение закладывают в «рубашку», разложив ботаническую папку на ровном месте. Растение аккуратно укладывают на правой стороне «рубашки» (один лист и цветок переворачивают обратной стороной), затем вкладывают этикетку. Если растение еще не определено, оставляют на этикетке две верхние строчки свободными (после определения растения в этикетку заносят его название и указывают все необходимые данные). Прикрывают растение левой стороной «рубашки», подводя ее под отворот правой (заложенные растения не должны выходить за пределы «рубашки»). Папку затягивают шнуром. В «рубашку» помещают растения одного вида.

5. Высокие побеги перегибают под острым углом. Если растение значительно крупнее и его невозможно полностью поместить на гербарном листе, его сохраняют в виде фрагментов (корня, корневища, вегетативной и генеративной части побега).

 

2.4. ЗАСУШИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В БУМАГЕ И МОНТИРОВКА ГЕРБАРИЯ

1. Собранные на экскурсии растения, предназначенные для гербария, в лаборатории перекладывают из папки в ботанический пресс. При этом их вновь просматривают, при необходимости расправляют все стебли, листья и цветки, удаляют лишние торчащие ветви и корни. Если листья налегают друг на друга, то между ними делают прокладки из кусочков бумаги. Не рекомендуется перекладывать все растение в новую «рубашку», так как цветки, листья, уже успевшие слегка подвянуть, очень трудно расправить. Проверяют наличие этикеток.

2. Между «рубашками» с растениями делают прокладки из «рубашек» без растений. Чем более сочны приготовленные для сушки растения, тем толще должен быть слой прокладок (один или несколько слоев бумаги). Чтобы сушка проходила быстрее, в пресс закладывают не более 15–20 «рубашек» с растениями. Экземпляры растений с толстыми и сочными частями распределяют по возможности равномерно так, чтобы утолщенные органы ложились попеременно то в одну, то в другую сторону. Сочные растения не рекомендуется сушить в общем прессе.

3. Пресс с растениями туго затягивают и подвешивают в хорошо проветриваемом и желательно в солнечном месте. После захода солнца его переносят в закрытое помещение и ставят на ребро. В начале сушки прессы надо развязывать и менять прокладки каждые 12 час,а по прошествии двух дней – раз в сутки. Ветки хвойных деревьев (чтобы не отпала хвоя), а также очень сочные листья и побеги других растений рекомендуется обварить крутым кипятком – это ускорит сушку.

4. Ежедневно растения в прессе просматривают и меняют прокладки. Влажные прокладки просушивают и используют вновь.

5. Растения в прессе могут высохнуть неодновременно, поэтому их вынимают постепенно, досушивая остальные. Высохшим можно считать растение, если при прикосновении к нему чувствительной частью руки не ощущается холода. Растения вынимают из пресса и откладывают в особую папку, сопроводив начисто оформленными этикетками – они готовы к монтировке на гербарный лист. При работе такой гербарий легко ломается, поэтому при первой возможности его надо смонтировать, нашив на листы плотной бумаги.

6. Высушенные растения монтируют на гербарном листе из тонкого картона или плотной бумаги размерами 29×42 см. Для монтировки гербария пригодна любая плотная бумага белого или другого неяркого цвета (формат А3). На одном гербарном листе монтируют один или несколько экземпляров одного вида. Растения пришивают к листу нитками. Монтируемое растение располагают на листе так, чтобы оно по возможности сохраняло свой естественный вид, и пришивают при помощи иглы и нитки (наиболее надежный способ) или полосками бумаги, приклеивая их концы (использовать клей ПВА, т.к. он не дает желтых пятен). Образец гербарного листа приведен на рисунке 1.

7. В правом нижнем углу гербарного листа приклеивают этикетку, в которую вносится уточненное при определении название растения (латинское и русское), указывается принадлежность его к семейству и воспроизводятся все остальные данные черновой этикетки. Типовые этикетки, напечатанные типографским способом, выдаются лаборантами. Они заполняются синей шариковой ручкой точно и аккуратно. Смонтированные гербарные листы закладываются в сухие рубашки и в таком виде хранятся.

 

 

Рис. 1. Гербарные листы

 

 

2.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Определить растение означает, узнать его точное систематическое положение - видовое название и принадлежность к систематической группе (таксону) – порядку, семейству и т. д. Определение производят с помощью определителя, для уточнения прибегают к помощи преподавателя-руководителя практики.

Определитель состоит из таблиц для определения; обычно первой помещают таблицу для определения семейств, вслед за ней идут таблицы, по которым определяются роды в пределах семейства и виды в пределах рода. Каждая таблица состоит из пронумерованных ступеней и построена по принципу: ступень включает два взаимоисключающих набора признаков (утверждений) – «тезис» и «антитезис»; выбор одного из этих утверждений в соответствии с признаками определяемого растения и составляет сущность определения. Установив, какой из диагнозов – «тезис» или «антитезис» – соответствует данному растению, мы переходим на указанную этим диагнозом следующую ступень и вновь анализируем «тезис» и «антитезис» этой ступени; так поступаем до тех пор, пока не придем к искомому нами видовому названию. Успех определения зависит от знания строения растений и владения ботанической терминологией.

Ход определения необходимо записать, т.к. возможны ошибки и при наличии записей легче будет найти шаг, на котором сделана ошиблись. Ошибки в определении чаще всего происходят от выбора диагноза, без детального анализа всех указанных в нем признаков. Чтобы избежать таких ошибок, следует:

1) перед определением внимательно проанализировать строение вегетативных и генеративных органов растения, отметив наиболее характерные признаки;

2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывать диагнозы «тезиса» и «антитезиса» каждой ступени, анализируя весь комплекс указываемых признаков; при возникающих сомнениях вновь обращаться к рассматриванию растения;

3) встречаясь с незнакомыми терминами, не двигаться в определении дальше, пока не будет выяснено, что они обозначают (в определителях обычно есть морфологические справочники).

По итогам определения необходимо записать русские и латинские названия основных таксонов (вид, семейство), которые будут внесены в гербарную этикетку.

 

2.6. МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

1. Выбор места обитания. Выделите наиболее типичный участок растительности на данной территории.

2. Закладка пробной площадки. Для учебных целей можно ограничиться размером 100 м2 для луговой растительности или 400 м2 для древесной. Избираемые площадки должны быть по возможности однородными по рельефу, типу почв и растительному покрову. Форма пробной площадки – квадрат или прямоугольник. Растительность, где фитоценозы имеют меньшие размеры или представлены узкими полосами (прибрежно-водная, рудеральная растительность и т.д.) можно описывать без заложения пробных площадок, в «естественных границах» фитоценозов.

3. Составление описания. Описание сообществ проводится на геоботанических бланках (см. Приложения II и III). Рассмотрим последовательность заполнения геоботанического бланка.

Месторасположение. Точно указать топографическую привязку площадки. Географические координаты пункта описания указываются с помощью GPS-навигаторов.

Указывается полевое название ассоциации (по видам - доминантам). Указать область, населенный пункт, лесничество, номер квартала (для лесных сообществ). Для сообществ пойменных лугов необходимо указать название реки, участок поймы, и описать местообитание сообщества (высота над уровнем моря, положение на элементах рельеф, микрорельеф, почва, влажность почвы, световой режим). При описании рельефа, геологических условий необходимо использовать геоморфологические, геологические и ландшафтные карты. Такие карты имеются в атласе Брянской области.

Окружение. Необходимо охарактеризовать сообщества примыкающие к описываемому, так как они имеет большое значение с точки зрения возможного влияния на растительность описываемой площадки и позволяет понять положение сообщества в экологическом ряду.

Условия увлажнения. Отмечается тип увлажнения. Атмосферное - если увлажнение происходит только за счет атмосферных осадков. Грунтовое - если осадки и грунтовые воды задерживаются близко к верхним горизонтам почвы. Его разделяют на застойное, когда вода долго не стекает, застаивается и вызывает заболачивание. Проточное грунтовое увлажнение, когда грунтовые воды быстро стекают в русла ближайших рек или ручьев. В поймах рек весной характерно поёмное увлажнение, когда пойма заливается полыми водами.

Методика описания сообществ на пробных площадях. На пробной площади после описания местоположения и местообитания подробно описывают все признаки растительного сообщества. Растительное сообщество характеризуется определенным составом, количественными отношениями между видами и определенной морфологической структурой или физиономичностью.

При описании лесного сообщества в первую очередь обратите внимание на вертикальную расчлененность его на яруса. В лесных сообществах выделение ярусов производят по главным жизненным формам, на основе которых можно выделить 4 надземных яруса ценоза: древесный, кустарниковый, травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый или моховой. Далее необходимо дать характеристику состава каждого яруса. При описании травяных фитоценозов выделение ярусов не обязательно (высокотравные луга или низкотравном пастбище), поскольку они не выражены.

Древесный ярус: простой (монодоминантный) или сложный (полидоминантный); густой или разреженный; распределен равномерно или группами. О густоте древостоя судят по сомкнутости крон (общая площадь проекции всех крон древостоя на данном участке леса). При оценке сомкнутости крон надо учитывать только просветы между кронами, а не просветы внутри кроны, т.е. определяют, какую долю площади занимают кроны. Фактически сомкнутость крон это проективное покрытие древесного яруса. Ее выражают в долях от единицы (например, степень сомкнутости крон 0,6 - 60%).

Древесный ярус может быть подразделен на подъярусы. В нем можно выделить два подъяруса. Верхний (А1) - из деревьев первой величины (сосна обыкновенная, ель обыкновенная, дуб черешчатый, клен остролистный, липа сердцелистная, береза и осина и т. д.). Нижний (А2)- из деревьев второй величины (вяз гладкий, клен полевой, рябина обыкновенная и т. д.). При описании древесного яруса указывают видовой состав деревьев, оценивая степень участия каждого вида по 10-балльной шкале и составляют формулу древостоя. В любом случае, общее число стволов принимается за 10 единиц (100%), а участие вида оценивается в долях от 10 и составляется формула древостоя. Название видов в формуле указывается начальными буквами: С - соска, Д - дуб, Е - ель, Б - береза. Л - липа и т.д.). Если участие вида менее 10%, то вид указывается в формуле знаком +, а если менее 5%, то степень участия оценивается как единично (ед.). Например, формула древостоя: 7Д2Е1Б+Лп ед.Вз означает, что древостой на 70 % состоит из дуба на 20 % из ели, на долю березы приходится 10%, степень участия липы не менее 5%, единично присутствует вяз.

Определение высоты древостоя. Обычно используют специальные приборы высотомеры. Можно использовать эклиметр Брандиса (прибор студенты изучают в ходе практической работы).

Диаметр стволов растущих деревьев измеряется мерной вилкой. Мерная вилка состоит из линейки и двух подвижных ножек: неподвижной и подвижной. Толщину растущих деревьев измеряют на высоте 1,3м т.е. на высоте груди человека среднего роста. Диаметр ствола можно измерить портновским метром. Измеряется окружность ствола и полученное значение делится на 3,14. Важно найти средний диметр всех деревьев на пробной площадке. Для этого измеряют диаметр 10 деревьев каждого вида, имеющих примерно среднюю толщину. Полученные величины суммируют и делят на 10. Полученный результат принимают за средний диаметр.

Возраст древостоев. В лесной таксации древостой по возрасту делятся на классы возраста. Если деревья в насаждении имеют разницу в возрасте, не превышающую длительности одного класса возраста, то насаждение считается одновозрастным, при большей разнице в возрасте - разновозрастным.

Подрост. Анализ подроста поможет определить направление дальнейшего развития лесного сообщества. Следует отличать всходы от подроста. Обычно к всходам относятся экземпляры не выше 10см, в возрасте от 1 до 5 лет. При общей характеристике подроста и всходов указывают их состав, характер распределения по каждому виду. Подрост в тех случаях, когда это, возможно, разбивают на пологи по высоте. Указывают состав каждого полога, а также возраст подроста, как по отдельным пологам, так и по каждому виду.

Для учета всходов и подроста закладывают учетные площадки. При возрасте подроста от 1 до 5 лет размер площадки 1 х 1 или 2 х 2 м2, при возрасте 6-10 лет, размер площадки от 2 х 2 до 5 х 5, при возрасте от 11 до 15 лет и выше размер площадок не менее 5 х 5 м2.

Учетные площадки должны быть распределены равномерно по всей пробной площади. Число их должно быть не менее 10. На площадках подсчитывают все всходы и подрост с разделением по видам, возрасту, высоте и состоянию. По состоянию подрост разделяют на благонадежный, здоровый, который сможет заменить старый лес, и неблагонадежный - отстающий в росте, имеющий механические повреждения, зараженный вредителями. Возможно, что подрост будет разного происхождения - семенного или вегетативного.

Кустарниковый ярус (подлесок). При описании подлеска следует отметить степень выраженности, характер, распределение по площадке, сомкнутость крон, состояние. Кустарниковый ярус подразделяют на два подьяруса. К первому подъярусу относят высокие кустарники: лещину (орешник), крушину и рябину, иногда кустарниковую форму липы. Ко второму подъярусу относятся жимолость лесная, бересклет бородавчатый, волчье лыко и т.д. Затем перечисляют видовой состав каждого подьяруса, высоту, жизненное состояние каждого вида. Устанавливают формулу кустарникового яруса, как и древостоя.

Травяно-кустарничковый ярус (травяной покров). Прежде всего, необходимо охарактеризовать общий облик, его физиономические черты, степень выраженности. Отмечают фоновые растения, определяющие облик травяно-кустарничкового яруса, а также характер распределения растений по элементам микрорельефа. Затем указывают общее проективное покрытие (ОПП). Его определяют либо глазомерно, либо с помощью сеточки Раменского, выражая в процентах.

Составление списка флористического состава. Необходимо выявить полный состав флоры фитоценоза или ценофлоры. Важно учитывать все виды, а не только находящиеся в генеративном состоянии, а также виды, находящиеся в состоянии всходов и проростков. Составления списка видов желательно начать с угла пробной площади, выделив на ней площадку в 1м2 и постепенно увеличивая размер. Такой подход дает возможность наиболее полно выявить флористический состав.

Описание луговой растительности так же начинают с площади в 1м2 и перечисляют все виды растений в следующем порядке: злаки, осоки, бобовые, разнотравье.

Количественные отношения между видами в фитоценозе указывают либо в процентах покрытия, либо с использованием специальных шкал. Широко распространена комбинированная шкала обилия-покрытия Ж. Браун-Бланке: r – очень редки и на площадке не более 1–4 особи;

+ – разреженно и покрывают менее 1% площади;

1 – особи многочисленны, но покрытие менее 1/20 (до 5 %) площади;

2 – покрыто от 1/20 до 1/4 (от 5 % до 25 %) пробной площади;

3 – покрыто от 1/4 до 1/2 (25–50 %) пробной площади;

4 – покрыто от 1/2 до 3/4 (50–75 %) пробной площади;

5 – покрыто более 3/4 (более 75 %) пробной площади;

Незнакомые виды заносят в список под номерами, их собирают для определения в лаборатории.

2.7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Анатомо-морфологическая тематика:

1. Влияние условий произрастания на анатомо-морфологические особенности травянистых растений.

2. Плодоношение и способы распространения плодов и семян выбранных видов.

3. Сравнительно-морфологическая и экологическая характеристика местных видов одного рода (например, родов лютик, вероника, клевер, фиалка, колокольчик и др.). Составление ключа для определения видов, в том числе по вегетативным органам.

4. Анатомические отличия листьев и других органов ксерофитов, мезофитов и гигрофитов, тенелюбивых и светолюбивых растений и т.д.

5. Влияние экологических условий на морфологическую и анатомическую структуру органов одного и того же вида.

6. Метаморфозы побегов в связи с условиями обитания растений.

7. Жизненные формы травянистых растений в разных типах леса (луга).

Флористическая тематика:

1. Анализ флоры района практики.

2. Списки (аннотированные) редких и исчезающих растений района практики, нуждающихся в охране.

3. Составление ключей для определения растений отдельных систематических групп (по разным признакам).

4. Характеристика водорослей, грибов и лишайников, мхов и папоротников во флоре района практики (в разных сообществах).

5. Спектры жизненных форм в отдельных систематических группах.

Геоботаническая тематика:

1. Спектры жизненных форм в различных фитоценозах и их связь с условиями обитания.

2. Сравнительная характеристика растительных сообществ в экологических рядах (в лесах, на лугах, на болотах и т.д.).

3. Типология сообществ (типы хвойных лесов, лиственных лесов, лугов в районах практики).

4. Влияние экологических условий на состав и структуру фитоценоза и на его компоненты (например, влияние разной степени освещенности, увлажнения почв и др.).

5. Последствия антропогенных воздействий на различные фитоценозы (влияние рубок, выпаса, сенокошения, удобрения, осушения, рекреационных воздействий и т.д.).

6. Изучение структурных компонентов биоценоза: синузий (например, весенних эфемероидов, дубравного широкотравья); консорций (например, взаимоотношений древесного яруса и его животного населения), ценопопуляций (например, возрастной спектр ценопопуляций доминирующих видов).

7. Взаимоотношения компонентов фитоценоза (например, отдельных древесных пород в лесу, мохового и травяного ярусов на лугах и т.п.).

 

2.8. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА

И МАТЕРИАЛОВ ЭКСКУРСИЙ

Дневник полевой практики, является основным документом, подтверждающим успешность работы студента. Вести дневник надо тщательно и аккуратно. Эти записи представляют собой полевые заметки, сделанные по объяснениям преподавателя во время экскурсии, дополняются материалами, собранными при выполнении самостоятельных работ, а так же конспекты сделанные по методическим рекомендациям к полевой практике (при этом надо стремиться к краткости записей). Как минимум по каждой экскурсии надо записать: тему (так, как сформулировал ее преподаватель), основные за дачи экскурсии, краткие итоги общих, проведенных всей группой вместе с преподавателем наблюдений, отчет о самостоятельно выполненных наблюдениях или практических работах. Важно также воспроизвести в дневнике схемы и зарисовки, сделанные на экскурсии или при обработке ее материалов. В конспекте по итогам экскурсий приводятся списки характерных растений определенных местообитаний. В конце дневника отводится место для общего списка собранных на практике растений с указанием их латинских названий. Этот список поможет студенту подготовится к сдаче зачета на предмет знания латинских названий растений. Здесь же записываются краткие характеристики основных семейств цветковых растений.

 

 

2.9. ЗАЧЕТ ПО УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ

Зачет по летней учебно-полевой практике ставится студенту, когда им выполнены все предусмотренные планом формы работы: (участие в экскурсиях, индивидуальная работа и т.д.).

Для зачета летней полевой практике студент должен представить: 1) дневник, в который входят: записи, рисунки и схемы по экскурсиям и самостоятельным наблюдениям; 2) отчет по теме самостоятельной работы, список собранных на практике растений (с указанием латинских названий); 3) гербарий по морфологии листьев, соцветий и плодов, стеблей включающий также типичных представителей основных экологических типов растений (не менее 25 видов); 4) знание латинских названий растений местной флоры (не менее 25 видов); 5) морфологические описания растений собранных в гербарий; Смонтировать коллекцию на одну из школьных тем по ботанике. При сдаче зачета студент должен ответить на теоретические и практические вопросы, затронутые в процессе летней полевой учебной практики (иметь представление о биологических и экологических особенностях основных групп растений, знать основные систематические признаки и практическое значение типичных семейств района практики).

 

2.10. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

В зависимости от времени проведения практики и других причин распределение тем между экскурсиями может меняться. Программа летней полевой практики по ботанике предусматривает для студентов I курса следующие темы:

1. Вводная экскурсия. Методика описания и определения растений. Методы сбора и гербаризации растений.

2.Весенние явления в жизни растений. Первоцветы.

3. Деревья и кустарники.

4. Растения хвойного леса.

5. Растения суходольного и пойменного луга.

6. Растения водоемов и болот.

7. Сорные и рудеральные растения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.