Сделай Сам Свою Работу на 5

Сдвиг в расселении населения и его этнической структуре США во второй половине XX и начале XXI столетия.





Понятие о Мировом океане. Общие закономерности распределения солености, температуры, динамики воды в Мировом океане. Современное состояние и исследования океанов. Ресурсы Мирового океана.

Тема «Мировой океан»

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Понятие «Мировой океан»

Ни в одном школьном учебнике не удалось найти объяснения самого термина «Мировой океан». Термин сравнительно недавний, его предложил в 1917 г. океанолог и картограф Юлий Михайлович Шокальский, президент Русского географического общества. Раньше выделяли четыре океана (иногда пять — об этом речь впереди), но общего понятия не существовало. Новизна идеи Шокальского заключалась в том, что океан един, что океаны, выделяемые традиционно и в значительной мере условно, — лишь части этого целого. Идея оказалась плодотворной, термин прижился и теперь широко применяется. Иногда говорят просто Океан.

Морская вода

Рыболовный пароход с неводом в Северном море Гравюра начала ХХ в.

Почему морская вода соленая? Ведь реки, впадающие в море, пресные. Потому же, почему солеными становятся бессточные озера, куда тоже впадают пресные реки. Постарайтесь предостеречь учеников от предположения о том, что морскими или озерными водами растворяются соли, залегающие в земле. Причинная связь здесь, как правило, обратная: залежи солей в земной коре имеют морское происхождение. Морская же вода соленая потому, что вода в реках, даже самых чистых и пресных, всегда содержит соли. Количество их в речной воде обычно незаметно, но потом эта вода попадает в водоем; она оттуда испаряется, а соли — нет, деваться им некуда, они постепенно накапливаются. И в этом отношении в совершенно одинаковых условиях оказываются крохотное озерко и Мировой океан: то и другое — бессточные водоемы, откуда вода может только испаряться, но не стекать. Бывают, правда, исключения: из африканского озера Чад не вытекает ни одна река, но есть какой-то, мало еще исследованный, подземный сток из озера, и вода там во влажное время года практически пресная, в сухое — солоноватая. Для океанской же воды такой сценарий исключен, ей стекать некуда.
Соленость измеряется в тысячных долях — промилле; об этом в учебниках пишут. Но даже в учебниках (не будем указывать пальцем) попадается фраза: соленость измеряется в промиллях. Говорить и писать так нельзя! Измерять в промиллях — все равно, что ходить в польтах. Слово промилле — несклоняемое. Как «процент» означает по-латыни на сотню (pro centum), то есть пять процентов — это пять на [каждую] сотню, так «промилле» — на тысячу (pro mille).
С соленостью связано одно любопытное явление, о котором ученикам можно рассказать лишь в старших классах, семиклассники же не поймут, потому что химии не знают. В морской воде растворены преимущественно хлориды (NaCl, MgCl2), есть сульфаты (Na2SO4), в речной же — конечно, в гораздо меньших концентрациях — преобладают карбонаты (CaCO3, MgCO3), а хлоридов и сульфатов совсем мало. Куда же деваются в морской воде приносимые реками карбонаты? Они служат строительным материалом для обитателей моря. Из раствора берутся карбонаты для раковин, для коралловых построек, для скелетов рыб. Карбонаты, принесенные реками и усвоенные живыми организмами, мы видим в мощных (в сотни и тысячи метров) пластах известняков (CaCO3), магнезитов (MgCO3) и доломитов (СаMg(CO3)2).





Дно Мирового океана

Рельеф дна в разделах о Мировом океане упоминается в учебниках для 7-го класса лишь вскользь, возможно, потому, что общее представление было дано в 6-м классе, а о срединно-океанических хребтах было рассказано в 7-м классе при объяснении тектоники плит. Между тем повторить понятия шельф, материковый склон, ложе океана и срединно-океанический хребет нужно именно здесь, иначе станет непонятным рельеф дна каждого из океанов.



Рельеф океанического дна 1 — шельф, 2 — материковый склон, 3 — ложе океана, 4 — срединно-океанический хребет с рифтовой впадиной в осевой части, 5 — глубоководный жёлоб, 6 — вулканический остров, 7 — подводный вулканический конус

Спросите учеников, слышали ли они что-нибудь о шельфе по радио или телевидению. Вполне возможно, что и слышали: сейчас на шельфе разрабатывают месторождения многих полезных ископаемых, в особенности нефти и газа; иногда из-за претензий государств на те или иные участки шельфа происходят конфликты.
Говоря о срединно-океанических хребтах, подчеркните, что это не отдельные поднятия на дне, а единая глобальная система хребтов, настолько тесно связанных друг с другом, что их трудно разделить, они плавно переходят один в другой, и названия даны им лишь условно. Так, выделяют Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты, на самом же деле это не только единая система Срединно-Атлантического хребта, но она плавно переходит на севере в хребет Гаккеля в Северном Ледовитом океане, а на юге, столь же плавно, — в Африканско-Антарктический и далее, уже в Индийском океане, в Западно-Индийский. Попросите учеников проследить эти хребты на карте и — уже самостоятельно — другие хребты в Тихом и Индийском океанах.

Морские течения

Течения можно изучать на некотором условном океане, который часто изображают в книгах (Крылова 7, с. 52 — здесь контур этого океана дан в географической задаче), но лучше просто взять Тихий океан, как в том же учебнике на с. 44: он в отличие от Атлантического изометричен (примерно одинаков по длине и ширине), в отличие от Индийского — располагается на всех широтах, от одного полярного круга до другого. Прекрасно выражены оба Пассатных течения, есть Экваториальное противотечение, течение Западных ветров и Северо-Тихоокеанское с их ответвлениями.
В наиболее широко используемом учебнике (Коринская) в качестве первого примера взят Атлантический океан, а на общей карте течений Мирового океана (с. 51, рис. 25) Тихий океан оказался разрезанным. Когда же самый выразительный Тихий океан будет изучен и понят, ученики гораздо легче усвоят Индийский океан, сильно урезанный с севера, Атлантический, представляющий собой очень широкий, изогнутый пролив от Арктики до Антарктики. Северный Ледовитый океан, как самый маленький и самый своеобразный, обычно изучают в конце, поэтому Атлантический океан, имеющий с ним очень свободное сообщение, лучше изучать непосредственно перед ним. Так обычно и делают, исключение только в одном учебнике (Финаров; здесь порядок океанов такой: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Разделять течения на типы по происхождению, давать термин «стоковые течения» и тем более вводить еще один загадочный генетический тип, противотечения (Крылова 7) — едва ли стоит: о происхождении противотечений океанологи все еще спорят, а сущность стоковых течений можно объяснить просто и хорошо, не употребляя лишних терминов: на север идет Северо-Атлантическое течение, а «избыток вод из этих широт оттекает на юг» (Коринская, с. 51).
Почему-то долго не может получить права гражданства понятие термически нейтрального течения. Во всех атласах есть только теплые и холодные, из учебников только в одном (Крылова 7) есть нейтральные течения. Между тем Пассатные течения, которые на карте изображаются как теплые (кроме восточных частей, где они с севера и юга подпитываются водами холодных течений, — там они холодные), нигде не становятся теплее окружающих вод. То же можно сказать и об Экваториальном противотечении.
Нейтральным же будет и течение Западных ветров, всегда изображаемое как холодное. На его северной окраине температура поверхностных вод — 12—15 °С, на южной — 2—4 °С, то есть основной перепад температур при движении с севера на юг происходит в его пределах, но нигде оно не идет, будучи окружено более теплыми (как и более холодными) водами.
В учебнике 6-го класса приведен график средней годовой температуры поверхностных вод Мирового океана (Крылова 6, с. 143, рис. 104). Хорошо было бы скопировать его как демонстрационный плакат, но внести небольшое уточнение — сделать более резким перепад температур на южных широтах от 40 до 55°, где в основном проходит течение Западных ветров. Как должен выглядеть рисунок, показано на этой странице. Постарайтесь проанализировать его с учениками. Вот примерные вопросы.
Почему в северных широтах график доходит до 90°, а в южных доведен всего до 70° и прерван?
(Потому что дальше океана нет — Антарктида.)
К южным широтам график спускается гораздо круче, чем к северным: в Северном полушарии температура достигает нуля на 80° широты, а в Южном уже на 60°. Почему?
(Антарктика вообще гораздо холоднее Арктики; в Арктике есть участки, свободные ото льда, в Антарктиде — сплошные ледники, самые низкие температуры на Земле.)
Почему так круто опускается график между 40 и 55° ю. ш.?
(На этих широтах проходит течение Западных ветров, разделяющее умеренные и антарктические водные массы. Если бы мы строили не усредненный, а конкретный, по одному меридиану, график, падение было бы еще круче: тот же перепад температур, но не на 15, а на 5—7° широты.)
В Северном полушарии в умеренных широтах тоже преобладают западные ветры. Почему же там нет своего кругосветного течения Западных ветров?
(В Северном полушарии ему негде поместиться, много материков.)
Концевые участки графика лежат ниже нуля. Разве может быть у жидкой воды отрицательная температура?
(Да, может: при средней океанической солености 35 ‰ вода замерзает при —1,9 °С.)

Части Мирового океана

Мировой океан обычно делят на отдельные океаны. Три из них, те, которые пересекаются экватором, обычно сомнений не вызывают, спорить можно только о границах. За границей до сих пор не все признают самостоятельность Северного Ледовитого океана. Наиболее горячими его защитниками были в 30-х годах ХХ в. советские ученые, справедливо утверждавшие, что этот океан, хотя и невелик по размерам, представляет собой совершенно самостоятельную акваторию. Что же касается Южного океана, то его раньше подписывали на картах, но в 20-х годах он исчез, его поделили между Тихим, Атлантическим и Индийским. И только в 60-х годах, после нескольких лет интенсивных исследовательских работ в Антарктике вновь было предложено выделить его в качестве самостоятельного. Учебники, за одним исключением (Лобжанидзе) его как самостоятельный не рассматривают. Сложность состоит в том, что гидрологическая граница океана (обычно ею считается осевая часть течения Западных ветров) не только очень неопределенна, но и меняется по сезонам, смещаясь зимой Южного полушария к северу, летом — к югу. Проведение же границ по линиям градусной сети выглядит неубедительно. Видимо, все же лучше Южный океан не выделять, пока не будет сказано четкое быть по сему! — как это было в 1935 году, когда Северный Ледовитый океан был узаконен постановлением ЦИК СССР.
Море — это часть Мирового океана. Залив — тоже. Называть какую-то акваторию морем или заливом — дело исключительно традиции. Два близких по величине и сходных по режиму водных пространства по разные стороны одного и того же полуострова называются одно — Аравийским морем, другое — Бенгальским заливом. Крохотное Азовское море — море, а две огромные акватории к северу и к югу от Северной Америки называются заливами — Гудзоновым и Мексиканским. Посчитайте, сколько морей выделено в пределах одного Средиземного моря. Так что не стоит искать объективных критериев различия морей и заливов, пусть они называются так, как принято.
Говоря о проливах, надо выяснить, хорошо ли усвоили ученики разницу между понятиями соединяет и разделяет. Например, пролив Босфор разделяет полуострова Балканский и Малая Азия (если шире, то Европу и Азию) и соединяет Черное море с Мраморным. Пролив Дарданеллы разделяет то же самое, но соединяет Мраморное море с Эгейским. Проверьте учеников: Керченский пролив разделяет Таманский полуостров и Крым (если точнее, то в его пределах Керченский полуостров); а что соединяет? Что соединяет и что разделяет Берингов пролив?
Когда многие общие понятия выяснены, легче изучать каждый из океанов. Окончив эту тему, можно будет в виде обобщения дать сравнительную характеристику двух океанов. Можно взять любые два из трех, но Северный Ледовитый не берите — с каждым из трех остальных будут одни различия, сходств же почти не найдете.

11. Рельеф дна мирового океана. В первых представлениях ученых о характере дна мирового океана, рисовалась как ровная, плоская поверхность, не имеющая ни гор ни впадин. Общее распределение высот и глубин показывает гипсографическая кривая. В океане - мелководная часть небольшая, обширное ложе океана со средними глубинами и очень малые по площади участки очень больших глубин. Выделяются главные элементы рельефа:1. Подводная окраина материков(22% площади дна), включающая шельф или материковую отмель (0-200 м), материковый склон (200-2000), материковое подножье (2000-2500). 2. Ложе океана (2500-6000). 3. Океанические желоба (глубже 6000), занимающие 1,3 % площади дна. 12. Динамика вод мирового океана. Процессы волнения, течения, приливы-отливы, колебания уров. п-ти. Уров. п-ть – это пер-р равнодействующей всех сил, кот-е действуют в данной точке в данное время на частицу воды. Выд.3 группы сил: 1. Кос. Силы (приливы отливы). 2. Под влиянием сол. Энеогии (ветер, давление, осадки). 3. Геодинамические причины(вулк-тек. Движ). Течения – гориз-е движение вод-х масс, хар-е направлением и скоростью. Раз-ся по t, по солености, по периодичности, по распложению (зональные-пассаты, меридиональные- гольфстрим). По силам вызывающим: 1. Фрекционные (ветровые и дрейфовые (сев. Пас),т.е. длительные). 2. Гравитационно-градиентные (плотностные, компенсационные (в средиз. Море), бароградиентные, сточные (Флоридское), сгонно-нагонное. 3. Приливно-отливные (во время прилива к берега и отлива – обратно). 4. Инерционные – после прек-я деяствия силы. Происходят сезонные изменения уровня и в связи с таянием льдов и замерзанием воды, но эти колебания очень малы в масштабах океана. Циркуляция вод в Мировом океане. Главные элементы системы циркуляции: течения зональные и меридиональные, циклонические и антициклонические, пограничные, разделяющие их фронты, дивергенции и конвергенции. Поверхностная циркуляция захватывает верхний слой над изотермой 4° С, т. е. около 1,5 км, и в основном она определяется атмосферной циркуляцией, ветром (на две трети). Прежде всего движение неоднородно по всей толще воды: на разных горизонтах могут наблюдаться разные скорости и направления движения. 13. Термический режим океана во многом определяет тепловой режим и климат всей планеты. К главным приходным статьям теплового баланса Мирового океана относится солнечная радиация и теплообмен с атмосферой, к дополнительным — тепловой сток рек и выделение тепла при ледообразовании. Главные расходные части теплового баланса Мирового океана — это потери тепла на испарение и теплообмен с атмосферой, дополнительные—потери тепла на плавление льда. Распределение температуры воды на поверхности океана. Оно подчиняется закону широтной зональности, так как поступление солнечной энергии зависит от широты. Наиболее высокая температура воды на поверхности Мирового океана наблюдается в экваториальной зоне, несколько севернее экватора. (Юж. Полушарие океаническое, выс. исп-ть, понижает тем. Воды, влияние антарктиды). Линия наивысшей температуры воды называется термическим экватором. Вблизи него средняя годовая температура воды 24,7° С . Азональные факторы 1. пассатная циркуляция – (с сев. На восток дует ветер, в зап. Части теплее), 2. Течения (Гольфстрим, у поб. Евразии на 5,7 ° выше чем у сев. Америки) 3. Апвелинг (подъем глубинных вод - Перуанский). Ср. t мир океана 17, 54. Самы теплый океан – Тихий (теп. Зона и закрыт от Сев-лед. Оекана и Антарктиды). Распределение по глубине – Причины 1. T воды на п-ти влияет, 2.Конвекция (верт. Перемещения) 3. Адвекция (перенос с др.р-нов). Наиб изменения (деят-й слой )до 1000 м, более 2000 м нет перемен – обл-ть устойчивой водной массы. Ниже располагаются относительно холодные воды с температурой до минус 1 — плюс 1—2° С. Между верхним слоем перемешивания с наиболее высокой температурой и глубинной холодной водой лежит «слой скачка» температуры, слой с наибольшими вертикальными градиентами. «Слои скачка» создаются преимущественно сезонным летним прогревом поверхностного слоя. Солевой состав вод. .Соленость морской воды — это содержание в граммах всех минеральных веществ, растворенных в 1 кг морской воды. Соленость воды выражается в г/кг, т. е. в тысячных долях — промилле и, как было сказано, обозначается S %. Распределение солености воды на поверхности океана. В целом оно находится в полном согласии с распределением составляющих водного баланса океана — с осадками и испарением . Выделяются зоны повышенной солености в тропических районах по обе стороны экватора, связанные с пониженным количеством осадков и повышенным испарением районах сильных пассатных ветров. Широтное (зональное) распределение солености воды на поверхности Мирового океана нарушают три фактора: течения, реки и льды. Ср. соленость 34,7. Так, соленость воды Балтийского моря (10—12%о, в заливах 2—6%о), Белого (24—30%о). Черного (16—18%о), Азовского (10—12%о), 40—42%о (Красное море),воды Атлантического океана (в среднем 35,4%о). Менее соленая вода в Тихом (34,9%о) и Индийском (34,8%о) океанах. Преобладает общая закономерность роста солености вниз, в толщу воды, потому что это обеспечивает возможность вертикального равновесия слоев воды: чем больше соленость, тем больше ее плотность. 14. Круговорот веществ — закономерный процесс многократного участия веществ в явлениях, протекающих в атмосфере, гидросфере, литосфере и др. Вещество, вовлеченное в круговорот, не только перемещается, но и испытывает трансформацию и нередко меняет свое физико-химическое состояние. Особенно активную роль в ускорении и трансформации веществ играют живые организмы. Основные круговороты веществ в биосфере: большой геологический, биологический, круговорот воды, биогеохимические (азота, углерода, кислорода, серы, фосфора и др.), циркуляция вод в океане, атмосферная циркуляция и т. д. Продуценты (от лат. — производящий, создающий) — автотрофные (фотосинтезирующие ) организмы, которые производят сложные органические вещества из простых неорганических соединений. Это в основном зеленые растения, составляющие первый трофический уровень в экосистеме. Консументы (лат. — потребляю) — организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые фотосинтезирующими видами (продуцентами). К ним относятся все животные, включая человека, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения. Отличают консументы: первичные (первого порядка), питающиеся растительной нищей (травоядные животные), и вторичные (второго, третьего и последующих порядков), питающиеся животной пищей, а также растительноядными организмами, т. е. первичными консументами. Редуценты (от лат. — восстанавливающий), деструкторы — организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и превращающие его в неорганическое вещество, усваиваемое другими организмами. К ним относятся: бактерии, грибы, микроорганизмы; их еще называют организмами-разрушителями. Популяция (от лат. — народ, население) — совокупность особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию. Основными характеристиками популяции являются: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост особей, темп роста и др. Кроме того, популяция имеет определенную структуру: возрастную (соотношение особей разного возраста), сексуальную (соотношение полов) и пространственную (колонии, семьи, стаи). Так, возрастная структура популяции является ее важной характеристикой, влияющей на рождаемость и смертность. Соотношение разных возрастных групп в популяции определяет ее способность к размножению в данный момент, причем обычно в быстрорастущих популяциях значительную долю составляют молодые особи. Популяции реагируют на изменения внешней среды путем колебания численности, соотношения полов, возрастной структуры и т. д. ДИНАМИКА ПОПУЛЯЦИЙ— это процессы изменений ее основных биологических показателей во времени. Главное значение в изучении динамики популяции придается изменениям численности, биомассы и популяционной структуры. Динамика популяции — одно из наиболее значимых биологических и экологических явлений. Можно сказать, что жизнь популяции проявляется в ее динамике. Популяция не может существовать без постоянных изменений, за счет которых она как бы приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В ходе эволюции популяции живых организмов обретают различные свойства. Некоторые из них приспособлены к существованию в суровых, но стабильных условиях, например в пустынях, полупустынях, тундрах. Примером могут служить популяции таких растений, как саксаул, тамариск, обитающие в пустынных зонах, или некоторых видов мхов, населяющих зоны тундры. Популяции таких организмов не приспособлены к резким изменениям условий жизни, они крайне чувствительны к возрастающему воздействию человека, легкоуязвимы и трудно поддаются восстановлению. Популяции других организмов, обитающих в зонах умеренного климата, в особенности популяции однолетних животных (большинство насекомых) и растений (некоторые виды трав), способны выдерживать значительные нарушения условий жизни. Колебание их численности обладает очень широкой амплитудой. В годы минимального или максимального обилия численность таких популяций может различаться в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз.

 

 

Сдвиг в расселении населения и его этнической структуре США во второй половине XX и начале XXI столетия.

На протяжении всей истории колонизации и освоения США соотношение между четырьмя главными макрорайонами страны по доле в общем ее населении неоднократно изменялось. Первую половину XX в. Можно назвать периодом относительной стабильности, но во второй его половине пропорции снова стали постепенно изменяться, что прежде всего нашло выражение в уменьшении доли Северо-Востока и Среднего Запада и увеличении доли Юга и особенно Запада.

Сравнение данных переписей населения, проведенных в 1980 и 1990г., говорит о том, что за это время население Запада увеличилось на 22,3%, Юга- на 13,4 тогда как Северо-Востока – всего на 3,4,а Среднего Запада – на 1,4 (при среднем показателе для США 9,8%). В 1990-х гг. эта тенденция сдвигов не изменилась. К концу десятилетия доля Северо-Востока во всем населении страны составила 20%, Среднего-Запада-24, Юга-34,5 и Запада-21,5%. Таким образом, ныне четыре макрорайона выстраиваются в этом отношении в следующем порядке: Юг, Средний Запад, Запад, Северо-Восток.

Конечно, на такое перераспределение населения не могли не повлиять внешние миграции – особенно латиноамериканцев и азиатов, о которых уже говорилось выше. Но все же основу их составляют внутренние миграции из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс». Еще в 1950 г. Соотношение между двумя поясами в общем населении страны составляло 55:45 в пользу «Снежного пояса», а уже в 1990-х гг. оно осталось таким же, но теперь с преимуществом «Солнечного пояса». В 1990-х гг. его перевес стал еще более ощутимым. К тому же и сам этот пояс несколько увеличился в размерах, если иметь в виду понятия о «Новом Солнечном поясе», которое появилось в американской литературе. В первую очередь его относят к таким Горным штатам, как Невада, Юта и Колорадо.

В конце xx в. Стремление пожилых людей переселиться пожилых людей переселиться в «Солнечный пояс», отличающийся более благоприятными природными условиями и достаточно высоким качеством жизни, проявилось еще отчетливее. Статистика свидетельствует о том, что из крупных городов этого пояса наиболее привлекательным для пожилых людей оказались Лас – Венгас в штате Невада, где численность пожилых людей за 1990-е гг. возросла на 2/3, Хьюстон и Остин в штате Техас, Финикс в штате Аризона, Денвер в штате Колорадо, Орландо в штате Флорида и Атланта в штате Джорджия. Некоторые из этих, да и других-менее крупных-городов прямо на глазах превращаются в «города пенсионеров». Эти данные еще раз подтверждают репутацию США как страны с самой высокой в мире мобильностью населения: около 17% ее жителей ежегодно меняют место проживания, причем четверть из них переезжает в другие штаты.

 

3. Экономическое образование школьников в процессе изучения географии. Роль профильной школы в профессиональной ориентации учащихся.

 

Цели и задачи:

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.