II. Ознакомьтесь с тест-системой ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции.
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра микробиологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 35
для студентов специальности «фармация»
Тема: «Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции»
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола __105__
«__16_»__февраля__ 2007 г.
Зав. кафедрой микробиологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.б.н., доцент Перьянова О.В. _____________
Составители:
к.б.н., доцент Перьянова О.В. _____________
к.б.н., ст. преподаватель
кафедры Хохлова О.Е. ______________
Ст. преподаватель
кафедры Степанова А.И. ______________
Красноярск
1. Тема № 37:Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.
2. Значение изучения темы: ВИЧ-инфекция это привлекает к себе внимание как тяжелое заболевание человека, имеющее пандемическое распространение. Динамика распространения ВИЧ показывает, что медицинские и социально-нравственные проблемы связаны в единый узел. Если учесть, что вирусоносители – это активные источники инфекции, а также то обстоятельство, что основными путями передачи является внутривенное введение наркотиков, половой, гематрансфузии и вертикальный, становится понятным значение проблемы ВИЧ-инфекции в целом. Поводом для оптимизма является то, что в настоящее время проблемой ВИЧ занимаются многие лаборатории мира. ВОЗ рассматривает эту проблему, как первоочередную в своей деятельности. В России проблема ВИЧ-инфекции является составляющей национальной программы «Здоровье».
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:
знать
а) Классификацию, морфобиологические особенности ВИЧ.
б) Источники инфекции, особенности патогенеза и иммунитета при ВИЧ-инфекции.
в) Материалы и методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
г) Профилактику и терапию ВИЧ-инфекции.
уметь
а) Учитывать и оценивать результаты ИФА на ВИЧ-инфекцию.
б) Учитывать и оценивать результаты иммунного блотинга на ВИЧ-инфекцию.
иметь представление о биологии вируса иммунодефицита человека, особенностей его взаимодействия с макроорганизмом и уметь обосновать тактику лабораторной диагностики, профилактику ВИЧ-инфекции;
иметь навыки по микробиологической диагностики, профилактике и терапии заболевания вызываемого вирусом иммунодефицита человека.
4. План изучения темы:
4.1.Самостоятельная работа:
· Выполнение практических заданий – 45 мин.
· Заполнение протокола – 15 мин.
4.2. Исходный уровень знаний:
Собеседование по контрольным вопросам:
· Классификация вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).
· Морфология, антигенное строение, культивирование, резистентность ВИЧ.
· Источники инфекции, пути передачи, особенности патогенеза и иммунитета при ВИЧ-инфекции.
· Материалы и методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
· Состояние проблемы профилактики и терапии ВИЧ-инфекции.
Тесты.
1) Первооткрыватели ВИЧ:
а) Мюллис Кэри Б. (1983)
б) Р.Галло, Л. Монтанье (1983)
г) М. Ризетто (1977)
д) М.С.Балаян (1983)
2) ВИЧ (верно все, кроме):
а) РНК-содержащий
б) ДНК-содержащий
в) средний
г) сложный
д) смешанный тип симметрии
3) Антигены ВИЧ все, кроме:
а) p17
б) p24
в) CD4+
г) gp120
д) 41
4) Особенности патогенеза при ВИЧ-инфекции (верно все, к р о м е):
а) длительная персистенция вируса
б) онкогенная трансформация клеток
в) прогрессирующее уменьшение количества СД4+-клеток
г) глубокий вторичный иммунодефицит
д) развитие оппортунистических инфекций
5) Пути передачи при ВИЧ-инфекции (верно все, к р о м е):
а) половой
б) во время беременности
в) при грудном вскармливании
г) при внутривенном введении наркотиков
д) при пользовании общей посудой
6) От инфицированной матери к ребенку ВИЧ передается (верно все, к р о м е):
а) в период внутриутробного развития
б) во время родов
в) при кормлении грудью
г) через руки
д) при переливании крови
7) Рецептор клеток-мишеней для ВИЧ:
а) СД 22
б) СД 19
в) СД 8
г) СД 4
д) СД 3
8) Первичное проявление ВИЧ-инфекции:
а) пневмоцистная пневмония
б) генерализованная цитомегаловирусная инфекция
в) атипичный микобактериоз
г) лимфоаденопатия
д) грипп
9) Основой лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции является:
а) выделение вируса in vitro
б) определение антител
в) определение РНК вируса
г) определение ГЧЗТ
д) определение антигенов вируса
Какой лабораторный тест наиболее достоверно подтверждает диагноз ВИЧ-инфекция?
а) клинический анализ крови
б) ИФА
в) соотношение Т-хелперов и Т-супрессоров
г) иммунноблотинг
11) СПИД-индикаторные болезни все, к р о м е:
а) пневмоцистной пневмонии
б) гистоплазмоза
в) кокцидомикоза
г) токсоплазмоза
д) гепатита В
12) Группами риска при ВИЧ-инфекции являются все, к р о м е:
а) медицинских работников ЛПУ (врачей отделений гемодиализа, хирургов и др.)
б) наркоманов, использующих наркотики внутривенно
в) лиц, занимающихся коммерческим сексом
г) реципиентов крови и ее компонентов
д) доноров крови
13) Направления терапии ВИЧ-инфекции:
а) противовирусная
б) патогенетическая
в) симптоматическая
г) комбинированная
д) все вышеперечисленные
14) Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинского персонала ЛПУ включает все, к р о м е:
а) работы в спецодежде
б) использования индивидуальных средств защиты (перчатки, щитки, маски и др.)
в) при работе с пациентами не касаться руками своих глаз, носа, рта
г) осторожности при работе с острыми инструментами
д) вакцинации
15) Профилактика ВИЧ-инфекции (верно все, к р о м е):
а) вакцинация групп риска
б) выявление вирусоносителей и больных
в) борьба с наркоманией
г) контроль препаратов крови
д) санитарно-просветительная работа
Составитель тестов:
зав. кафедрой Перьянова О.В.
4.3.Самостоятельная работа по теме:
1. Провести диагностику ВИЧ-инфекции:
1.1. Учесть и оценить результаты ИФА на ВИЧ-инфекцию с сыворотками обследуемых.
Наметить план дальнейшего обследования.
1.2. Учесть и оценить результаты метода иммунного блотинга с сыворотками обследуемых, давших положительный результат в ИФА.
2. Ознакомиться с тест-системой ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции.
4.4.Итоговый контроль знаний:
- Подведение итогов.
Основные понятия и положения темы.
ИФА применяется для скрининга донорской крови и в диагностических целях для выявления противовирусных антител к ВИЧ. Для верификации положительных результатов ИФА используют метод иммунного блотинга, принцип которого заключается в выявлении антител к определенным белкам вируса.
6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности:
6.1. Вопросы для самоконтроля:
а) Современная эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции в Красноярском крае.
б) Назовите клетки-мишени для ВИЧ в организме человека.
в) Объясните сущность механизма формирования вторичного иммунодефицита при ВИЧ-инфекции.
г) Назовите основной метод лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и серологические реакции, использующиеся для скринингового, референтного и арбитражного исследования.
д) Назовите индикаторные заболевания СПИДа и отличительные биологические особенности вызывающих их возбудителей.
е) Назовите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией и соответствующие группы риска.
ж) Назовите основные меры профилактики ВИЧ-инфекции на современном этапе.
6.2. Решение ситуационных задач:
а) Спортсмен Олег К, 25 л, обратился с жалобами на слабость, недомогание, потливость, повышение температуры тела до 38-39,5оС, частый жидкий стул, потерю веса на 7 кг. Появилась крупнопянистая сыпь на теле, увеличились в размере паховые и подчелюстные лимфоузлы При расспросе больного выяснилось, что ранее ничем ни болел. 3,5 месяца назад вернулся из служебной командировки, где получил открытую травму. 12 дней находился в больнице, где ему переливали кровь. Оценивая анамнез и клиническую картину заболевания, врач заподозрил у больного ВИЧ-инфекцию.
1. Каким образом можно подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз?
2. Какие исследования должны быть проведены для диагностики ВИЧ-инфекции?
3. Какие результаты проведенных исследований дадут основание утверждать, что у больного ВИЧ-инфекция?
4. Как мог заразится Олег К? Он не гомосексуалист, не наркоман. Какие либо интимные связи вне семьи отвергает.
б) В детских отделениях многопрофильной больницы, госпитализировано 500 больных детей. Среди них обнаружен 1 больной и 10 носителей ВИЧ. Установлено, что ВИЧ передавался через плохо стерилизуемый медицинский инструментарий.
1. Можно ли прервать распространение ВИЧ-инфекции среди больных детей?
2. Укажите эффективное средство санации носителей ВИЧ?
3. Родители остальных 489 детей, одновременно лечившихся с больными ВИЧ и вирусоносителями, потребовали от администрации и врачей больницы вакцинировать их детей и тем самым защитить от возможного заболевания.
4. Как Вы поступите в таком случае в роли главного врача этой больницы?
в) На семинаре по ВИЧ-инфекции, проводимом Вами с медицинскими работниками среднего звена, медицинская сестра без стажа работы попросила ответить на следующие вопросы:
1. Возбудитель ВИЧ-инфекции обладает онкогенными свойствами?
2. Какие же патогенетические механизмы приводят к развитию онкологических заболеваний?
3. Какое онкогенное заболевание развивается чаще всего при ВИЧ-инфекции?
6.3. Методические указания к выполнению исследовательского задания:
I. Проведите диагностику ВИЧ-инфекции, для чего:
1.1. Учтите и оцените результаты ИФА на ВИЧ-инфекцию с сыворотками обследуемых:
- А, В, С – наркоманы, использующие внутривенное введение наркотиков;
- D – лицо, занимающееся коммерческим сексом;
- Е – провизор, проходящий мед. осмотр;
- F – супруга наркомана, использующего внутривенное введение наркотиков;
- G, Н – контроли (К+, К-).
Наметьте план дальнейшего обследования.
В основе ИФА, используемого для серодиагностики ВИЧ-инфекции, лежит способность анти-ВИЧ взаимодействовать с вирусным антигеном, предварительно адсорбированным в лунках полистироловой панели. При этом образуется комплекс антиген-антитело, который на следующем этапе выявляется добавлением антивидовой противочеловеческой сыворотки, меченной пероксидазой. Образование желто-коричневого продукта при последующем добавлении субстрата (ортофенилендиамина-ОФД) свидетельствует о положительной реакции.
Контроли: ИФА с сывороткой, заведомо содержащей анти-ВИЧ (К+) и с сывороткой, заведомо не содержащей анти-ВИЧ (К-).
В случае положительного результата ИФА обязательным является повторное проведение ИФА с другой тест-системой.
1.2. Учтите и оцените результаты метода иммуного блотинга с сыворотками обследуемых, давших положительный результат в ИФА.
В иммунном блотинге белки вируса иммунодефицита человека с помощью электрофореза разделяют по молекулярной массе и переносят на нитроцеллюлозную полоску, которую обрабатывают сывороткой обследуемого. Образующиеся иммунные комплексы выявляют с помощью ИФА. Специфичность полос на иммуноблоте оценивается в соответствии с результатами исследования контрольной положительной сыворотки, которое проводится параллельно с исследованием опытных проб.
По рекомендациям Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом положительным считается результат при наличии антител к двум из белков gp41, gp120, gp160 (геном ENV) при наличии или отсутствии антител к другим специфическим белкам ВИЧ: р24, р40, р55; р17 (геном GAG); р32, р51, р66 (геном POL).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
| ПРОФИЛЬ
| Положительный
| 2 ENV ± GAG ± POL
| Неопределенный
| 1 ENV ± GAG ± POL или
GAG + POL или
GAG или POL
| Отрицательный
| Нет специфических полос;
Полосы вообще отсутствуют
|
Положительный результат иммунного блотинга при наличии соответствующих эпидемиологических и клинических данных свидетельствует о ВИЧ-инфекции. Сообщить пациенту диагноз имеет право только лечащий врач, желательно в присутствии психотерапевта.
На основании полученных результатов сделайте вывод.
II. Ознакомьтесь с тест-системой ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
· Эпидемиологическая обстановка по ВИЧ инфекции в Красноярском крае.
· Основные меры профилактики ВИЧ-инфекции на современном этапе.
· Современное состояние проблемы создания вакцин для специфической профилактики ВИЧ-инфекции.
8. Рекомендуемая литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник / Под ред. А.А. Воробьева. – М.: ООО «МИА», 2006. – С. 577-581.
· Дополнительная
1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова – М.: МИА, 2003. – С. 64.
2. Поздеев О. К. Медицинская микробиология / Под ред. В.И. Покровского. – 2-е изд., испр. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2004. – С. 489-492.
3. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. – М.: ООО «МИА», 2005. – С. 497-513.
4. Лекции по микробиологии.
- Учебно-методические пособия
1. Перьянова, О.В. Общая и частная микробиология (тестовые задания для студентов специальности 060108 – фармация) / О.В. Перьянова, А.И.Степанова, О.Е.Хохлова. – Красноярск: типография КрасГМА, 2008.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|