Макроэкономическое равновесие. Нарушение макроэкономического равновесия при увеличении совокупного спроса. «Эффект храповика».
Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.
Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса (Robert Higgs). Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.
Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой - действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.
Нарушение макроэкономического равновесия при увеличении совокупного спроса.
Быстрое изменение совокупного спроса вызовет нарушение макроэкономического равновесия. В экономической литературе резкие изменения совокупного спроса или совокупного предложения получили название соответственно шока спроса и шока предложения.
Шок со стороны спроса может возникнуть, например, вследствие значительного увеличения денежной массы (допустим, правительство для расчета с долгами могло прибегнуть к эмиссии денег). Шок спроса может быть вызван и колебаниями инвестиционной активности бизнеса (так, в условиях экономического подъема инвестиционные расходы резко возрастают), и ажиотажным спросом населения, напуганного слухами о возможном повышении цен, и резким притоком импортных товаров (например, в результате либерализации правил внешнеэкономической деятельности) и прочими причинами. Шок предложения возникает чаше всего из-за резкого изменения издержек производства, что, в свою очередь, может быть связано, например, с повышением мировых цен на энергоносители, или с большим наплывом иммигрантов, резко увеличившим предложение труда, или со стремительным внедрением новых технологий и т. п.
Функция потребления в кейнсианской теории. Средняя склонность к потреблению. Предельная склонность к потреблению. График кейнсианской функции потребления.
Функция потребления показывает, какие суммы население тратит на потребление в определенный момент времени при каждом возможном уровне располагаемого дохода. Функция сбережений показывает, какие суммы домохозяйства планируют сберегать в зависимости от различных возможных уровней располагаемого дохода. Для характеристики зависимости между величиной потребления и уровнем дохода рассмотрим ситуацию, когда весь получаемый домохозяйствами доход тратится, т. е. направляется на потребление. В этом случае графически функция потребления задавалась бы биссектрисой ОБ, каждая точка на которой предполагает равенство значения абсциссы (величина Y) и значения ординаты (величина С). Однако в реальности часть дохода сберегается, поэтому график потребления будет характеризоваться линией С0С. Так, если доход составит величину Y', то расходы на потребление (С') будут равны длине отрезка Y'D а отчисления на сбережения (S') — длине отрезка DB, при этом Y' = С '+ S'.
Особых комментариев требует отрезок CqA на графике потребления. И теория и практика некоторых лет показывают, что в экономике иногда возможны непродолжительные по времени случаи, когда расходы населения превышают величину располагаемого дохода отрезок CqA расположен выше линии 0Б, т. е. С> Y, a S< О (население живет в долг или за счет предыдущих накоплений).
Точка A, которая отражает ситуацию в экономике, когда весь доход полностью потребляется, получила название пороговой точки. Прохождение экономикой точки А называют пороговым эффектом. Функция потребления, как можно убедиться, показывает прямую зависимость между величинами потребления и располагаемого дохода.
Средняя склонность к потреблению — показатель, отражающий долю дохода, идущую на потребление:
APC = Расходы на потребление (С)/Располагаемый доход (Y)
Предельная склонность к потреблению — показатель, отражающий долю прироста (сокращения) дохода домохозяйств, направляемую на потребление:
MPC = Изменение расходов на потребление (ΔC)/Изменение располагаемого дохода (Y)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|