Сделай Сам Свою Работу на 5

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ СПИНЫ, ГОЛОВЫ.





ДЫХАНИЕ, КАСАНИЕ ЗВУКА: "ХАММ"

 

Лягте на пол на спину.

Вспомните место на земле, которое навевает на Вас чувство тишины, покоя и может помочь Вам расслабиться. Это может быть берег реки или зеленый луг в солнечный день, но только не кровать. Представьте, что сейчас Вы лежите в этом месте, раскинувшись и расслабив мышцы. Полезно ощутить в картине Ваших видений солнце или тепло от огня.

Не спешите. Позвольте Вашему сознанию начать медленно продвигаться по всему телу — от кончиков пальцев на ногах до макушки головы, снимая малейшее напряжение мышц во время этого путешествия. Если Вы будете делать это упражнение, ясно представляя себе то место, которое Вам нравится, возможно, процесс специфического расслабления будет сопровождаться приятными чувствами.

Обратите свое внимание на минимальные непроизвольные подъемы и спады освобожденного дыхания глубоко в центре Вашего тела.

Позвольте Вашим губам разомкнуться. Почувствуйте, как выходящее дыхание вытекает из передней части рта, образуя едва слышный звук "ффффф". Подождите, пока дыхание переместится.

Продолжите свои наблюдения за естественным ритмом дыхания. Оно, действительно, должно обрести свой ритм и свое место в глубине Вашего тела.



Пошлите импульс для образования звука вниз, в центр диафрагмы. Позвольте Вашему дыханию превратиться в звук: "Ха — ха".

В ритме непроизвольного дыхания повторяйте этот звук на каждом выходящем дыхании:

ха — ха Ø xa— ха Ø ха — ха Ø.

 

Чередуйте "ха— ха" и "ффф", чтобы понять, насколько близко друг к другу находятся Ваши ощущения от дыхания, как такового, и дыхания, к которому прибавляется звук.

Убедитесь в том, что "ха—ха" — это ясный звук, а "ффф" — чистое дыхание. Может быть, Вам снова поможет в этом упражнении воображение. Вообразите, что выходящий звук имеет цвет и этот цвет — черный. Дыхание, выходящее без звука (назовем его "чистым дыханием"), белого цвета. Случается, что при отсутствии четкости в посыле импульса дыхание освобождается, затем превращаясь в звук. Представьте, что этот звук серого цвета. Итак, все приготовления на полу необходимы для того, чтобы достичь черного звука, в то время как освобождение дыхания несет в себе только чистоту мысли. Если Ваши звуки — серые, возможно, Вы слишком долго концентрировались на релаксации ради релаксации, что не принесет Вам никакой пользы для дела.



Теперь перейдите к снижению звуковой высоты. Начиная с удобного для Вас среднего регистра, попробуйте постепенно, по мере возможности начать опускаться по диапазону на полтона или на тон до тех пор, пока звук не станет таким низким и расплывчатым, как звуки, издаваемые при полоскании рта.

 

 

 

Проследите за тем, как низко Вы можете опуститься по диапазону, не начиная давить на звук. Расслабляйтесь все глубже и глубже для извлечения глубоких звуков. Как только Вы почувствуете, что Вам приходится напрягаться, начните опять движение голоса по диапазону вверх. Оставайтесь в ритме непроизвольного дыхания.

Произнесите вновь: "Ха—ха".

Затем начните подниматься с пола, сохраняя, насколько это возможно, состояние мышечной свободы. Встаньте, ноги расставлены. Зевните и потянитесь всем телом. Потянитесь к потолку.

Позвольте "упасть" сначала запястьям, локтям, рукам, верхней части позвоночника, а потом пусть вес плеч и головы потянет за собой позвоночник, и Вы повисните от копчика вниз головой.

Вдохните спиной. В момент, когда дыхание освобождается, позвольте диафрагме поддаться силам гравитации.

Выстройте свой позвоночник, позвонок за позвонком.

Голова всплывает на вершине позвоночника. Мышцы желудка свободны. Колени не напряжены. Позвоночник вытянут. Дыхание легкое. Уступите непроизвольному ритму дыхания.



Незначительный звук: "Фффф"

ха—ха ха—хамммммма.

Беззвучно выдуйте воздух через губы, чтобы расслабить их. Приведите в движение все лицевые мышцы, двигая ими в разных направлениях. Выдуйте воздух через губы на звуке " ммммммммма".

 

Произнесите речевым голосом: "Ха — хаммммма", развивая процесс физического самоосознания.

Расслабьтесь для нового дыхания, и речевым голосом с разговорной интонацией опять произнесите: "Ха— хаммммммма". Задайте вопрос посредством: "Ха— хаммммма?". Обратите внимание на то, что как только Вы перестраиваетесь на "речь", у Вас может появиться тенденция к перемещению внимания в область лица. Направьте импульс вопроса точно вниз, в эмоциональный — дыхательный центр, и пусть вопрос — дыхание — вибрации потекут сквозь туловище, горло и полость рта.

 

Присоедините к вопросу чувство восхищения, настойчивости или сомнения, и Ваш связующий центр наполнится эмоциональным содержанием.

Тяжело "уроните" голову вперед, а затем, делая широкий круг, в свободном движении перекатите ее по плечам, освобождая мышцы шеи и горла.

Сделайте круг в другом направлении.

Вращая голову на "хамм", используйте удобную для Вашего голоса высоту.

На новой ноте, с новым дыхательным импульсом, повторите: "Хамм", вращая голову в другую сторону.

Повторите четыре или пять раз "хамм", меняя высоту звучания и вращая головой в разные стороны. Проверьте, чтобы Ваше "хамм" было с отчетливым "ммммммм".

Только губы должны касаться друг друга, формируя "хамм". Язык не касается нёба — ни корнем, ни боковыми сторонами, ни серединой. Звук, сформированный в центре, не должен встретить на своем пути ни одной препятствующей ему поверхности до тех пор, пока он не достигнет губ. Иначе говоря, свободное пространство за губами должно вести прямо в дыхательный центр.

Несколько раз снова повторите вращение головой, наблюдая за процессом, описанным выше.

Не выдавливайте дыхание до последней капли, прекратите вращение головы прежде, чем Вы почувствуете внутреннее напряжение. Для каждого нового вздоха пытайтесь посылать соответствующий импульс. Это избавит Вас от механического выполнения упражнения. Не опасайтесь и позвольте своей голове действительно "падать" вперед и запрокидываться назад. "Оберегая" ее, Вы в это время, возможно, напрягаете челюсть, глотку или язык.

Поднимите голову и обретите вновь равновесие. Опишите, как Вы себя чувствуете и что Вы чувствуете — немедленно и спонтанно, не корректируя свои ощущения.

 

Позвольте "хамм" вновь сформироваться в центре и уроните голову вперед. Пусть вес головы тянет Ваш позвоночник книзу до тех пор, пока Вы не повиснете вниз головой. Ощутите, как вибрации выходят через макушку Вашей головы. Отметьте любые ощущения, которые Вы сейчас чувствуете. Убедитесь в том, что колени Ваши чуть согнуты, вес сосредоточен на середине стопы, мышцы желудка — свободны. Позвольте дыханию переместиться.

Обратите внимание, что в этом положении мышцы спины в большей степени откликаются на нужды дыхания, нежели мышцы передней части грудной клетки. Сделайте из этого наблюдения соответствующие выводы.

На "хамм" поднимитесь опять вверх, выстраивая свой позвоночник. Когда Вы достигнете вершины, пусть ваши губы раскроются, позволяя звуку исчезнуть.

Расслабьте мышцы внутри живота, чтобы позволить дыханию переместиться и на высоте, немного выше предыдущей, повторите упражнение.

Опуститесь через позвоночник на "хамм". Очутившись внизу, возьмите новое дыхание. Снова: "Хамм". Выстройте свой позвоночник. На вершине освободите звук через приоткрывшийся рот.

Позвольте всему, что происходит с Вашим телом, оказывать влияние на звук. У кого-то может возникнуть желание законсервировать звук в статичной позе. Под этим желанием кроется ошибочное чувство контроля. Пусть вибрации движутся в Вашем теле повсюду и встряхиваются, когда Вы опускаете свое тело вниз.

Чередуйте вращение головой на "хамм" с опусканием себя через позвоночник на "хамм", звуча на разной высоте. В этом упражнении начните изучать верхнюю часть своего диапазона. Используя процесс физического самоосознания, произнесите речевым голосом: "Ха—хамммммммма".

 

 

И, наконец, забудьте все, что Вы сейчас делали, и просто произнесите какой-либо диалог из пьесы, стихи или кусок прозы.

Вернувшись к тексту, Вы должны сфокусировать весь свой интерес на его содержании и значении и, основываясь на субъективном ощущении удовольствия от работы, быть готовыми к ответу: был ли Ваш голос абсолютно свободен.

 

ЗВУКОВОЙ КАНАЛ

 

Работа над голосом должна вестись между освобождением от напряжения дыхательной мускулатуры, имеющей дело с источником звука, и освобождением от напряжения мышц горла, языка и подбородка, образующих канал, по которому движется звук.

В определенной степени мы занимались тем, чтобы наиболее полно освободить дыхание, таким образом существенно поддерживая звук. Путешествие, которое совершает голос, проходит через многие мышцы, помощь которых ошибочно принимается за жизненно необходимую для звучания. До тех пор, пока мышцы челюсти, языка и горла будут оказывать поддержку в звучании, дыхание будет лениво исполнять свои прямые обязанности. Порой нелегко заметить эту ошибку и избавиться от нее, оставив мышцам ту работу, для которой они предназначены. Постепенно, при более надежной поддержке источника, мышцы звукового канала смогут дать себе отдых и стать полезными для исполнения своих основных функций.

Природные функции челюсти заключаются в следующем:

а) держать зубы и жевать пищу;

б) при проявлении больших чувств и переживаний предоставить звуку большее пространство для выхода.

 

Основное назначение языка состоит в формировании гласных и согласных звуков. Функции горла предполагают множество специфичных компонентов, о чем разговор еще предстоит.

Начнем с челюсти. И прежде всего пересмотрим общее представление о голове и шее. Черепная кость состоит из двух частей, соединенных челюстным суставом. Одну из них я буду называть верхней челюстью, другую — нижней.

 

 

Чтобы облегчить представление о том, как нижняя челюсть соединяется с верхней, вообразите себе фальшивую бороду, прикрепляющуюся за ушами. В самом механизме работы челюстного сустава происходит множество действий. Место этого сустава можно обнаружить при опускании нижней челюсти и возвращении ее на место. Заметить, что нижняя челюсть, опускаясь, выдвигается вперед — проще, когда рот широко открыт.

 

Если мышцы челюсти при опускании толкают ее вперед, челюсть не в состоянии быстро реагировать на меняющиеся потребности в процессе общения.

 

 

При напряжении мышц челюсти случается, что связки в челюстном суставе укорачиваются, мышцы сокращаются. Появляется необходимость в дополнительных усилиях, чтобы открыть рот. Эти усилия порою толкают челюстную кость таким образом, что она выскакивает из челюстного механизма. Происходит вывих. Часто педагоги и режиссеры советуют актерам открывать рот шире. Но на самом деле попытка широко открыть рот может привести к сужению звукового канала в задней его части, а это мешает главному в работе над голосом — дать ему как можно больше пространства.

 

Мышцы, соединяющие верхнюю и нижнюю челюсть, сложно переплетены. Они расположены по всему лицу и задней поверхности шеи — по вертикали, горизонтали, диагонали, внутри и снаружи. Для создания оптимальных возможностей при звучании вообразите себе, что когда нижняя челюсть опускается — верхняя максимально поднимается. Совершая эти действия, организуя большее пространство для голоса, верхняя челюсть тем самым берет на себя часть нагрузки от нижней челюсти, уменьшая опасность давления на язык и гортань.

 

Это одновременное движение верхней и нижней челюстей на инстинктивном и рефлекторном уровне происходит в ответ на сильные эмоциональные импульсы страха, гнева, горя, радости. Его можно подметить у животных: в львином рыкании, у ощерившейся собаки, у шипящей, защищающей себя кошки, а также и у человека при выражении чрезмерных эмоций (в пронзительном крике и т. п.). Лица людей, кричащих с ужасающим страхом и болью в сражении, восклицающих от радости или горя, в истерическом экстазе на рок-концертах, передают разные эмоциональные состояния посредством простейших мышечных движений.

 

Лица маленьких детей отражают все нюансы их эмоциональных реакций, но с годами эта непосредственность утрачивается и появляется защита от эмоций — сдержанность, во многом обусловливая выражение наших лиц и исключая неподконтрольность реакций на сильные возбудители. Почти невозможным становится выражение ряда утонченных эмоций, так как мышцы "научились" маскировать эмоции, а не открывать их. Чтобы спрятать чувство страха, верхняя губа приучается храбро сжиматься. Скрывая удовольствие от кем-то оброненного комплимента, углы рта сначала опускаются, как бы умаляя значение этого комплимента, а затем растягиваются в прямой улыбке. Чтобы создать впечатление неуязвимости, середина лица остается бесстрастной и неподвижной. Эти люди подавляют беспокойство, недоумение или наивность с тем, чтобы эти эмоции не были использованы против них.

 

Одна из сильнейших и универсальных защитных мышечных систем — в челюстном суставе. Стиснутые зубы — верный путь к тому, чтобы помешать широкому раскрытию гортани при исторжении крика ужаса. При выдвижении челюсти вперед создается впечатление храбрости и силы. Часто в кинематографе крупным планом снимают подбородок, который "застывает" на глазах. По этому признаку Вы уже заранее можете предугадать схватку, в которой этот сильный и сдержанный мужчина одержит победу. Перекатывающиеся желваки говорят о том, что в душе героя происходит внутренняя борьба, столкновение эмоций и что он нервничает. Прежде чем изобрели анестезию, больным перед операцией клали между зубами деревянную пластинку. Отчасти это делали для того, чтобы предохранить пациентов от прикусывания языка, отчасти — чтобы удержать от крика. Как правило, сомкнутые челюсти скорее сдерживают яростные атаки эмоций, чем позволяют выплеснуться на свободу.

Немногие из нас, преодолев семилетний возраст, сохраняют свою ежедневную привычку к крику, завывая в гневе, или, если посчастливится, закатываясь от смеха. Естественные упражнения для челюсти редки. Нечасто происходит и естественное растяжение связок, и поэтому они теряют свою эластичность.

Даже такую прекрасную терапию для челюсти, как зевок, мы ограничиваем, чтобы не шокировать окружающих. Когда Вы начнете работать над освобождением челюсти, языка и гортани, возможно, Вы будете зевать интенсивно. Не препятствуйте своему желанию — поощряйте его. Пусть эти зевки будут продолжительными. С одной стороны, они стимулируют циркуляцию кислорода, с другой — обеспечивают спонтанное и естественное растяжение мышц, образующих голосовой канал.

 

Еще более необходимой, чем зевок, является для актеров перестройка мышечной реакции челюсти на эмоциональный импульс.

Первым делом нужно понять, как мышцы челюсти можно расслабить от напряжения, а потом научиться распознавать области, оде эти зажимы зачастую бывают скрыты.

 

ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕЛЮСТИ

Крепко сожмите зубы в задней полости рта. Несколько раз сжимая зубы и отпуская их, прочувствуйте, как за ушами мышцы челюсти то собираются в пучок, то расслабляются.

Зевните и заткните пальцами уши в момент, когда нижняя челюсть опустится.

Таким образом Вы будете чувствовать движение в челюстном суставе внутри ушей и снаружи. Именно сюда Вы и станете направлять свое сознание для релаксации челюсти.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Шаг первый.

Приложите ладони к области челюстных суставов по обе стороны лица.

Достаточно сильным и плавным движением, надавливая на щеки, отделите нижнюю челюсть от верхней таким образом, чтобы рот оказался широко открытым.

Представьте себе, что нижняя челюсть, не имея своих собственных мышц, полностью зависит от движений Ваших рук. С помощью тыльной стороны ладоней начните поднимать нижнюю челюсть вверх, пока зубы не коснутся друг друга в задней полости рта. Если передние зубы коснутся друг друга, то это будет означать, что Вы толкаете челюсть вперед.

Пусть коснутся друг друга не губы, а зубы.

Если Вы уберете руки, то челюсть должна опуститься так, будто, существуя в воображаемых обстоятельствах, она лишена собственных мышц.

Уберите руки от челюсти. Челюсть "падает".

Представьте себе, что к углам челюсти, ниже мочки уха, прикреплен маленький вес, который способствует опусканию челюсти.

Поднимите челюсть тыльной стороной ладони. Уберите руки.

Поднимите челюсть с помощью рук. Повторите несколько раз.

Все, что происходит в челюстном суставе, должно стать предметом Вашего наблюдения. Связки и мышцы челюстного сустава должны осторожно растягиваться под весом кости, которая их вытягивает, не толкая при этом подбородок вниз. Если Вы предпримете попытку растянуть связки более активными упражнениями, Вы тем самым нарушите эластичность мышц и увеличите мышечный контроль.

 

Шаг второй.

Вытяните шею. Голова всплывает над верхней частью позвоночника. Положите большие пальцы под челюстью, а указательные — на ее верхнюю часть, крепко зажав челюсть с обеих сторон. Ваши руки вновь несут на себе функции мышц нижней челюсти. Начните со слегка сжатых зубов.

Во время этого упражнения мышцы челюсти не должны совершать никаких движений.

Абсолютно не двигая нижней челюстью, поднимите верхнюю челюсть. Руками поднимите нижнюю челюсть вверх, к верхней челюсти, при этом зубы должны будут соприкоснуться в задней полости рта.

Еще раз, не двигая нижней челюстью, поднимите верхнюю челюсть вверх, отделив ее от нижней. С помощью рук поднимите нижнюю челюсть к верхней.

При условии, что Вы нашли верный принцип, как передвигать верхнюю челюсть, Ваша голова должна быть запрокинута настолько, насколько это возможно.

С помощью рук опустите нижнюю челюсть вниз. Ваша голова окажется откинутой назад, рот широко открытым, а подбородок остается во власти Ваших рук.

Не двигайте нижней челюстью. Поднимите верхнюю челюсть и опустите ее, соединив с нижней.

Задайте себе вопрос: где расположены мышцы, приводящие в движение верхнюю челюсть? Прежде чем работать дальше, попытайтесь обнаружить их, контролируя движения в челюстном суставе, повторив упражнение еще раз. Это упражнение скорее интеллектуальное, чем физическое, поскольку апеллирует к сознанию. Следовательно, его нельзя делать механически.

Делая вновь описанные выше упражнения для верхней и нижней челюсти, Вы, возможно, обнаружите, что мышцы, приводящие в движение верхнюю челюсть, располагаются и задней области шеи.

Повторите весь процесс, точно посылая установки сначала к рукам, а потом к задней поверхности шеи. К рукам.

К задней поверхности шеи. И так далее.

Поскольку основная нагрузка в поддержке верхней челюсти (черепа) лежит на мышцах задней поверхности шеи, челюстные мышцы должны расслабляться в большей степени.

 

Шаг третий.

Вытяните заднюю поверхность шеи, с тем чтобы обеспечить сильную поддержку всей голове. Возьмите нижнюю челюсть обеими руками и спокойно покачайте ее вверх и вниз, контролируя освобождение мышц внутри челюстного сустава. Не тратьте время на движение челюстью из стороны в сторону. Это движение не используется в нашей речи и не является полезным в процессе релаксации. Кроме того, оно может привести к вывиху челюсти.

 


ЯЗЫК

 

Следующей областью в работе над звуковым каналом станет язык.

Язык — это сплошная плоть и мускул, от самого кончика и до основания. Рассматривая свой язык с помощью зеркала, а также внутреннего видения, Вы обнаружите, что большой участок, спускающийся в горло, практически Вам не знаком. Широко раскрыв рот, так, чтобы корень языка был хорошо виден, минуту — другую еще понаблюдайте за языком. Может быть, он непроизвольно совершает какие-то движения? Он толстый, расслабленный и касается передних зубов или узкий и оттянут назад? Внутри толщи языка находятся мышцы, которые очень восприимчивы к психологическим обстоятельствам. Никто не скажет: "Я так волнуюсь, что язык напрягается". Хотя в подобной ситуации говорят "свело желудок" или шею, плечи. Любое нервное напряжение, затрудняющее общение, приводит к напряжению мышц языка, которые тянут его назад или расплющивают, ставят поперек горла. В результате этих зажимов меняется форма горловой впадины и рта, нарушается реакция резонаторов, что последовательно влияет на тембр голоса. Поскольку язык соединен с гортанью, то одно оказывает влияние на другое. Так, напряжение языка передается гортани, влияя на работу голосовых связок, а напряжение, начинающееся в гортани, распространяется на язык, влияя на артикуляцию. Кроме тою, напряжение гортани вызывает напряжение в диафрагме и наоборот.

В рабочих целях достаточно знать, что язык — это одна из "полезных" компенсирующих мускулатур, которая берет на себя ответственность за звучание в случаях, когда дыхание не свободно. Аргументом для передачи всех прав на поддержку голоса дыханию является свойство особой восприимчивости дыхания к эмоциям и способность выразить эти эмоции. "Грудные голоса", не достигающие верхних регистров, в большинстве случаев — результат мускульной поддержки корня языка. Некоторые чудесные голоса из-за напряжения языка издают скрипящий, сиплый, монотонный звук. По всему голосовому диапазону звуки должны формироваться без всякого напряжения в задней части языка. Для того чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены.

Процесс физического осознавания языка может происходить при полном его растяжении и сознательной релаксации. Нельзя считать растяжение мышц языка достаточным, если Вы будете только высовывать язык изо рта или кончиком языка дотрагиваться до верхней и нижней поверхности полости рта, так как в растяжении будут задействованы лишь незначительные участки мышечной ткани. Для того чтобы растянуть язык у его основания, существуют упражнения, описанные ниже.

 

Шаг первый.

Растяжение языка. Поместите кончик языка внизу, за нижними зубами.

Представляя себе середину языка, начните "перекатывать" ее вперед наподобие большой волны, прорывающейся через нижние зубы, до тех пор, пока не почувствуете, что язык растянулся от самого кончика до основания.

Затем позвольте ему опять расслабиться у основания рта. Кончик языка снова касается нижних зубов.

Действующие мышцы должны быть в середине языка. Когда эти мышцы перекатываются вперед, они тянут корень языка из горла.

Повторите несколько раз движения растяжения — релаксации, обращая внимание на некоторые моменты.

Слишком сильное надавливание языком на передние зубы будет толкать челюсть вперед, создавая излишнее напряжение в челюстном суставе и лишая язык полного растяжения. Пусть нижняя челюсть "упадет" вниз. Мысленно приподнимите верхнюю челюсть, создавая этим большее пространство в полости рта, помогая языку обрести свободу движения.

Убедитесь в том, что верхняя губа и верхние зубы достаточно высоко подняты над языком, а горло широко раскрыто. Таким образом Вы создаете большее пространство для языка. Поначалу во время этого упражнения горло может иметь тенденцию закрываться. Проверьте, так ли это. Зажмите обе ноздри пальцами и проверьте, можете ли Вы дышать. Если при растяжении мышц языка Вы дышите ртом — значит, Ваше горло открыто.

Растянув язык, оставьте челюсти широко раскрытыми. Если в течение упражнения Вы будете слегка улыбаться, то обнаружите, что Вам стало легче держать верхнюю челюсть в приподнятом положении, и движения языка стали гораздо свободнее. Продолжайте держать кончик языка за нижними зубами, когда язык "перекатывается" вперед и расслабляется во рту. Так как Вашего внутреннего контроля недостаточно для наблюдения за собой, воспользуйтесь зеркалом.

На той стадии упражнения, где релаксация сменяет вытягивание языка, Вы должны ясно увидеть в зеркале заднюю часть глотки и язык, распростертый по всей своей длине. Не тяните его вниз.

Существуют разные варианты напряжения языка, губ и челюсти. Обычно составляет трудность изолировать язык от верхней челюсти и верхней губы, которые в момент "перекатывания" языка вперед мешают ему растянуться. Это упражнение исключительно для языка. Ни челюсть, ни верхняя губа в нем не участвуют. Другая трудность, как правило, состоит в том, чтобы суметь расслабить корень языка после его растяжения. Растягивая и "перекатывая" язык вперед, мы можем повлиять на тенденцию к оттягиванию языка назад.

 

Шаг второй.

Освобождение языка. Позвольте языку расслабиться. Пусть кончик языка легко коснется основания нижних зубов.

Менее интенсивно, чем прежде, "перекатите" середину языка вперед и назад.

Во время упражнения челюсть остается расслабленной и приоткрытой не более, чем на один палец. Язык двигается внутри полости рта, едва заходя за передние зубы.

А теперь начните постепенно ускорять движения середины языка вперед и назад, вперед и назад, до тех пор, пока не почувствуете, что расслабленный язык трясется по всей своей длине. Ваш язык расхлябанно болтается. Вы его не тренируете и не растягиваете.

Следующей задачей будет для Вас понять, остается ли язык "расхлябанным" при добавлении звука.

Проследите за тем, чтобы звук освобождался из центра, а мышцы языка не "подталкивали" звук."

 

Шаг третий.

Освобождение языка со звуком. Выдохните непрерывный звук "ха" из дыхательного центра на высоте.

Представьте себе, что из центра вибрации потоком устремляются наружу через рот. Потрясите языком, "перекатывая" его вперед и назад.

Постарайтесь совместить это упражнение с процессом физического самоосознавания и не отвлекаться на то, что услышите. Исследуйте свои физические ощущения, возникающие от ясности воображения и четкости установок.

 

Помните, что если бы Вы не имели языка, то звук совершенно свободно вытекал бы через широкий и незаблокированный канал. Вообразите себе ту легкость, с которой Вы могли бы делать голосовые упражнения, если бы Вам не мешал язык. Вашей задачей в следующих упражнениях будет постараться "избавиться" от своего языка, а потом посмотреть, что происходит со звуком в результате выполнения этой задачи.

Поупражняйте шаг третий, контролируя следующие моменты. Пошлите импульс для вздоха облегчения в область эмоционального дыхательного центра и освободите его в звуке.

 

Потрясите серединой языка, "перекатывая" ее вперед и назад, в то время, как звук проходит через рот.

 

Продолжайте отмечать работу мышц языка, поднимаясь по диапазону до тех пор, пока будете чувствовать себя удобно.

Наблюдая, обратите внимание на четыре момента:

1) челюсть остается расслабленной;

2) желудок расслабляется для каждого входящего дыхания;

3) Ваш вздох становится более полным с каждым новым подъемом по диапазону;

4) звук выдыхается скорее вперед по горизонтали, изо рта наружу, чем попав на поверхность языка, затягивается опять в гортань. (См. иллюстрации.)

 

Теперь расширьте сферу Вашей осведомленности, обратив внимание на изменения, происходящие со звуком в момент передвижения языка. Вибрации уже не звучат в знакомом звукосочетании "ха—ха—ха", а благодаря движениям, которые совершает язык, звуки приобретают новую форму. Посмотрите, что происходит со звуком, когда язык "перекатывается" вперед и расслабляется. Возможно, Вы заметите, что, "перекатываясь" вперед, звук становится похожим на неопределенно звучащий "и".

То, что происходит со звуком, обозначено на рисунке.

 

Повторите упражнение, выполняя все шаги, результатом которых будет этот звук.

Мы подошли к важному моменту. Процесс физического самоосознавания должен сопровождать эту часть Вашей работы. Желаемый результат этих упражнений состоит в том, чтобы "убрать" язык из процесса формирования звука.

 

Шаг четвертый.

Повторите шаг третий (тряся язык со звуком) , используя следующий образ.

Представьте себе поток вибраций, который бьет ключом из источника дыхательного центра и распространяется над поверхностью расслабленного языка.

Повторите весь процесс, поднимаясь по диапазону. Как только Вам станет трудно держать язык расслабленным, начните спускаться вниз, обращая внимание на повышающуюся способность к релаксации по мере снижения высоты. Используйте свою осведомленность о процессе релаксации в шаге пятом.

 

Шаг пятый.

Пусть язык, расслабившись, лежит у основания рта, касаясь кончиком нижних зубов.

Коснувшись звука в центре, произнесите: "Ха — ха".

 

 

 

Два или три раза повторите вращение головой на "хамм", чередуя направления вращения.

"Уроните" позвоночник на "хамм", поднимитесь и освободите звук наверху. Повторите упражнение два или три раза, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

Задайте себе вопросы: заметили ли Вы какие-то изменения в ощущении вибраций с момента, когда делали это упражнение в последний раз? Изменилось ли как-то Ваше дыхание или Ваше понимание его? Как Вы себя чувствуете? Что Вы чувствуете?

В шаге шестом будут использованы в основном те же движения языка, что и раньше, но Ваши установки станут более определенными. Если язык будет свободным — звук беспрепятственно придет в переднюю часть рта. Ваше внимание должно быть направлено на переднюю часть вращающегося языка, который "перекатывает" звук вперед к зубам.

 

Шаг шестой.

Перекатите середину языка вперед (кончик языка находится за нижними зубами), как это было описано в шаге втором при потряхивании языка. Оставьте язык в этой позиции. Обратите внимание, что между поверхностью языка и альвеолами остается очень узкое пространство. Освободите звук из дыхательного центра сквозь это пространство. Пусть вибрации, сформированные этим узким пространством, выльются в звук "хиии".

Поиграйте языком в этой позиции, пока не почувствуете вибрации против верхних зубов. Нацеливая дыхание поверх языка в верхние зубы, прошепчите: "Хииии" и затем выдохните на звуке.

Пусть язык расслабится и будет распростерт у основания рта. Теперь пространство между поверхностью языка и альвеолами увеличилось и единственным звуком, который может сформироваться без изменения пространства, станет звук "ха". Поиграйте языком в обеих позициях, повторяя сначала вперед "перекатывающиеся" вибрации "хии—хии—хии", а затем вибрации расслабленного языка "ха—ха—ха".

Пусть дыхание входит в Вас между каждой серией звуков. Не теряйте связи с центральной стартовой точкой.

Тренируйтесь, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

А сейчас на одном долгом дыхании, чередуя "хии" и "ха", проделайте упражнение еще раз. Выдохните "хи", "перекатывая" звук вперед и не беря нового дыхания, а затем опустите язык плашмя, позволяя звуку измениться: "Ха". Повторите упражнение дважды.

 

Сделайте то же самое, изъяв связующий звук "х" и произнося,

повторите упражнение еще раз, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

 

Добавьте к предыдущему импульс, вызывающий вздох облегчения, для стимуляции нового дыхания на каждой последующей высоте.

Освободить мышцы языка от зажимов невозможно до тех пор, пока не будут изучены основы расслабления языка в разных его участках.

Заметьте, что с самого начала я предложила Вам во время тренинга языка подниматься по голосовому диапазону. Взяв сознательную установку на релаксацию, Вы можете наращивать эту потребность, направляя свое сознание на то, чтобы убрать излишнее напряжение.

Поднимаясь по диапазону, обратите внимание на поведение языка. Не захочет ли он вести себя несколько иначе, чем ведет себя на более низкой и удобной высоте? Так ли свободно и просто "перекатывается" он вперед? Так ли свободны от напряжения мягкие ткани под челюстью? Приложите палец к мягкому месту между костями челюсти с наружной части рта. Вы почувствуете, в каком положении находятся мышцы языка, которые должны быть мягкими, даже когда язык в движении. Лежит ли язык плоско у основания рта (во второй части упражнения) или начинает оттягиваться назад?

Используйте зеркало, чтобы проверить малейшие изменения в поведении языка. Ваша задача состоит в том, чтобы мышцы языка не реагировали на потребность более интенсивного звучания. Неважно, касается это высоты тона, его эмоционального насыщения или большей силы звучания. Все это является прерогативой дыхания и резонации. Язык должен оставаться свободным для того, чтобы справляться с артикуляцией.

Продолжая тренировать шаг шестой, ставя перед собой цель постепенного расширения голосового диапазона вверх, обратите внимание на то, что происходит в области Вашего дыхательного центра, когда мышцы языка начинают сжиматься, втягиваться и напрягаться. Вы обнаружите: если язык напряжен — напряжены и мышцы в области дыхательного центра.

Ваш язык напрягается, чтобы компенсировать слабое, ленивое и затухающее дыхание. Для того, чтобы мышцы языка остались свободными, опустите вздох облегчения как можно глубже. Если каждый Ваш вздох будет сопровождаться глубоким чувством облегчения, Вы избавитесь от всякого рода психических зажимов типа: "я не могу" или "если я как следует постараюсь, если я буду решительно и по-настоящему работать и немного потерплю, то я это сделаю". Не терпите, не старайтесь, не работайте — только вызовите вздох облегчения.

 

 

МЯГКОЕ НЕБО

 

Освобождая мышцы челюсти и языка, мы шли через отрицание негативных явлений. Устраняя напряжение, мы таким образом создавали новые возможности для звучания. Теперь наша работа будет направлена на воспитание определенных мышц гибкими и послушными. Нашей целью будет возвращение мускулатуре мягкого нёба природной способности к непроизвольной реакции — способности, которая расширит возможности полного функционирования резонаторов.

В своей передней части нёбо — твердое и костистое (альвеолы). В средней части оно имеет форму купола (купол рта). Самая отдаленная его часть — мягкая и мясистая. В средней части мягкого нёба, над задней частью языка, нависают небольшие мясистые отростки, или гланды. У некоторых людей гланды достаточно длинные, а у некоторых почти незаметны. Длинные гланды могут отчасти вызывать хриплое и гортанное звучание. Иногда они становятся препятствием для свободного использования верхнего регистра. В этих случаях регулярный и осознанный тренинг мышц мягкого нёба приводит к уменьшению гланд и освобождает проход в звуковом канале.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.