БЫТ И КОСТЮМ СВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА 1/3 XIX В.
I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм.
II. Русский дендизм.
III.Интересы и занятия дворян. День светского человека.
IV. Бал и маскарад первой половины XIX в.
- Структура бала и модель поведения светского человека.
- Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя.
*- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения.
*- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни.
V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне.
VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.
Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.
*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данного коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.
Литература:
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание).
Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.
Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17).
Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986.
Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985.
С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999.
Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Онегину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108.
Дополнительная литература:
* Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”.
История костюма (любое издание).
ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге.
II. Военная карьера. Награды.
III. Поэтизация военной жизни.
1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова.
- Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”).
- Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”).
2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным.
IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова.
- Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова.
- Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...”
- “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора;
- Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении);
- Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция.
V. Светские модели военной жизни:
1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в.
- Правила дуэли.
- Дуэльный кодекс.
- Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ.
2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе.
Литература:
Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22.
Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179.
Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997.
Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120.
Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.
Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25.
Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках).
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).
Дополнительная литература:
Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994.
Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26.
Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77.
А.С. ПУШКИН - ЖУРНАЛИСТ
I. Пушкин о роли журналистики. Оценка русских журналов и газет.
II. Участие Пушкина в журнальной жизни 1820-1830-х гг.:
- жанры пушкинских статей;
- сотрудничество с альманахом “Северные цветы”; издание “Северных цветов на 1832 год” в память А.А. Дельвига;
- редакторская деятельность в “Литературной газете”; установить и проанализировать тексты Пушкина, опубликованные в этом издании;
- неосуществленная газета Пушкина “Дневник”.
III. “Современник” Пушкина:
- редакторская деятельность Пушкина (примечания, предисловия и послесловия);
- художественные тексты Пушкина, опубликованные в “Современнике” (“Капитанская дочка” в контексте журнальных публикаций 1836 г.);
-рецензии и статьи Пушкина в “Современнике”; Сделать анализ 1-2 статей или рецензий (композиция, тематика и проблематика, авторская позиция).
- судьба журнала после 1837 г.
Литература:
Березина В.Г. А.С. Пушкин-журналист // Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 годы). Л., 1965. С. 43-62.
Вацуро В.Э. “Северные цветы”: История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978.
Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь умственные плотины. Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1983.
Гессен С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин: Лит. доходы Пушкина. М., 1930 или 1987.
Гиллельсон М.И. Пушкинский “Современник” // Современник. Литературный журнал, издаваемый Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 1987. 3-39.
“Литературная газета” А.С. Пушкина и А.А. Дельвига 1830 года (№№ 1-13) // Послесловие и общ. ред. В.Н. Касаткиной, комментарий Т.К. Батуровой. М., 1988.
Сидяков Л.С. Статьи Пушкина в “Литературной газете” и формирование позиции газеты в общественно-политической борьбе рубежа 1830-х гг. // Болдинские чтения. 1983. С. 91-102.
Станько А.И. Пушкин - журналист и редактор. Ростов-на-Дону, 1973.
Фризман Л.Г. Пушкин и “Северные цветы” // Северные цветы на 1831 год. М., 1980. С. 295-337.
Дополнительная литература:
Еремин М.П. Пушкин-публицист. М., 1976. С. 311-414.
Краснобородько Т.И. Тема “Литература и власть” на страницах второго тома пушкинского “Современника” // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 122-133.
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ЛИРИКА Н.М. ЯЗЫКОВА
I. Поэты пушкинской “плеяды”. Общность мировоззренческих позиций. Родственность поэтики.
II. Основные этапы творческого пути Н.М. Языкова. Пафос творчества.
III.Ранняя лирика Н.М. Языкова:
- исторические мотивы: “Моей Родине”, “Родина”, “Песнь короля Регнера”, “Песнь барда во время владычества татар”, “Баян к русскому воинству”;
- “Кудесник” 1827, “Олег” 1826 и “Песнь о вещем Олеге” Пушкина;
- цикл студенческих “Песен” (“Полней стаканы, пейте в лад!”, “Страшна дорога через свет...”, “Кто за бокалом не поет...!”, “ Душа героев и певцов” и др.): анакреонтические мотивы и традиция “легкой поэзии”.
IV. Жанр элегии в поэзии Языкова. Особенность лирической ситуации. Герой и героиня. Поэтика времени и элегический пейзаж. Сделать анализ 3-4 элегий разного периода творчества.
V. Молитвенная лирика Языкова:
- “Гимн” (“Боже! вина! вина!) как пародия на государственный гимн России;
- “Молитва” (“Молю, святое провиденье”) Языкова и стихотворение “И.И. Пущину” (1826) Пушкина;
- “Молитва” (“Моей лампады одинокой...”) и поэтика ночных романтических “молитв”.
VI. Образ поэта и тема творчества в поздней лирике Языкова: “К музе” (1827), “Поэт” (1831), “К стихам моим” (1839), “Землетрясение” (1844).
Литература:
Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М., 1988. (Предисловие К.К. Бухмейер)
История русской поэзии. Л., 1988. Т. 1.
Рассадин С. Т. Спутники. М., 1983.
Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М., 1973.
Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1990. Т.2.
Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX века // Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000.
МОТИВ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ В ТВОРЧЕСВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ “ШТОСС”
I. Карточная Игра как мифологизированная модель жизни в эпоху романтизма.
II. Пушкинские мотивы в произведениях Лермонтова о карточной игре. Мотив “игры на даму”, его анекдотическое решение в “Тамбовской казначейше” Лермонтова (проигрыш жены).
III. “Штосс”: история создания. Известные планы повести “У граф. В... был музыкальный вечер...”
IV. Фантастика и реальность в повести:
1. “Штосс” и традиции натуральной школы. Образ Петербурга.
2. Фантастика в повести.
- Образ художника Лугина и тема искусства; двойная мотивировка любовного конфликта (“итальянская графиня” (1. гл.) и женщина-ангел); мотив “ускользающего видения” и новелла Вакенродера “Видение Рафаэля”.
- Тема портрета и образ привидения.
- Семантика цвета (определить цветовую гамму повести). “Галерея испанской школы” и Италия; звуковые образы и слуховые галлюцинации художника.
- Мотив роковой карточной игры: семантика слова “штосс”; этапы игры; психологическая мотивировка состояния игроков.
V.Проблема финала “Штосса”. История “с продолжением”: “соавторство” А.А. Соколова в его “Призраках” (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер...”).
Литература:
Лермонтовская энциклопедия. Статьи “Тамбовская казначейша”; “Штосс”.
Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. С. 114-123.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1997. С. 136-163.
Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова “Штосс” и “натуральная” повесть 1840-х гг. // Русская литература. 1978. № 1.
Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 223-224, 231-252.
Головко В.М. Соавтор или эпигон? (Об окончании А.А. Соколовым повести Лермонтова “Штосс”) // Лермонтов М.Ю. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. Ставрополь. 1997. Вып. 4. С. 60-74.
Соколов А.А. Призраки (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер”) // Чудеса и приключения. 1993. № 1.
ПОЭТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ “МИРГОРОД”
I.Творческая история сборника. Поэтика названия.
II. Композиция “Миргорода”. Сквозные мотивы:
- героика и ее снижение в цикле;
- братство и его уничтожение;
- фантастика,
- основы циклизации повестей.
III. Идиллическое начало в “Старосветских помещиках”:
-”старосветский мир” и “старосветские люди”;
- идиллическая традиция в повести (“свой” и “чужой” миры, мотив круга и цикла, культ еды), проблем разрушения идиллии;
- миф о Филемоне и Бавкиде и его значение в повести.
IV. “Тарас Бульба”:
- “козацкая” вольница и польская культура,
- эпический сюжет и любовный конфликт в произведении.
V. “Вий”:
- образ дороги и мотив испытания;
- фантастическое и реальное в повести;
- особенность повествования, проблематика.
VI. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”:
- образ Мир-города и ссора двух Иванов;
- комичная и философская мотивировка ситуации.
*Работа над поэтикой сборника должна проходить в два этапа: внимательный самостоятельный анализ текста повестей (сначала – каждой в отдельности, затем – определение ее роли в контексте цикла); изучение существующих литературоведческих концепций.
Литература:
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. 1959.
Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения (“Миргород” Гоголя). М., 1995. Или: Есаулов И.А. Эстетический анализ литературного произведения (“Миргород” Н.В. Гоголя). Кемерово, 1991.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание). Гл. IV.
Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Мифы народов мира: В 2-х тт. Т. 2 (любое издание). Статья: “Филемон и Бавкида».
Cловарь литературоведческих терминов (любое издание). Статья «идиллия».
Дополнительная литература:
Заславский О.Б. Проблема Слова в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Wiener slawistischer almanach. 1997. Band 39. С. 5-22.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
«ГОРЕ ОТ УМА» А.С. ГРИБОЕДОВА: КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ И СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
1. История создания комедии Грибоедова «Горе от ума».
2. Поэтика названия: ум и безумие в пьесе; проанализировать текст пьесы, установить художественный контекст этих понятий с позиции разных героев, установить эволюционные тенденции и элементы трансформации мотива ума.
3. Музыкальные образы, их семантика.
4. Система персонажей и характер конфликта.
5. Сценическая история пьесы.
Литература:
Билинкис Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горя от ума» // Литература в школе. М., 1996. № 1.
«Век нынешний и век минувший»: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (3 статьи на выбор).
Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения «Горя от ума» // Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. М., 1972.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.
Фельдман О. Голос автора в сценической структуре «Горя от ума»: о жанровой природе пьесы Грибоедова // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 211-230.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.
«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ПОЭТИКА ЦИКЛА
1. История создания цикла.
2. Композиция, система рассказчиков. Образ Белкина (издатель и рассказчик, «покойный Белкин»).
3. Функция эпиграфов.
4. Жанровые клише и пародия на общеизвестные сюжеты.
5. Принципы циклизации.
6. Подробный системный анализ повестей: композиция, хронотоп, система персонажей, роль в цикле.
Литература:
Пушкин А.С. Повести Белкина. М., 1999.
Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 35-68.
Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1972. С. 192-213 («Выстрел», «Станционный смотритель»).
Вацуро В.Э. «Повести Белкина» // Пушкин А.С. Повести Белкина . 1830-1831. М., 1981. С. 7-60.
Гукасова А.Г. «Повести Белкина» Пушкина. М., 1949.
Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е гг. Л., 1974. С. 96-152.
Поволоцкая О. «Гробовщик»: коллизия и смысл // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 210-224.
Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 343-347.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|