|
Награда, данная по благодати
В этой главе мы говорили о том, что все в служении - скромном или большом, - мы делаем лишь по Божьей благодати. Мы недостойны служения, но во Христе Бог счел нас достойными. Мы не готовы к служению, но Бог готовит нас Духом Святым. По природе мы не расположены к щедрости, но Бог дарует нам дух жертвенности по благодати Своей. Все - по благодати. Бог не требует от нас заслуг или готовности.
Я думаю, что подобный взгляд на соотношение благодати с качествами и умениями человека, вполне соответствует Библии. Но тогда возникает вопрос: а как же награда? Неужели Бог не обещает наградить своих верных слуг? Не говорил ли сам Павел, что нам надлежит явиться перед судом Христовым и получить причитающееся нам? Если все, что мы делаем, лишь результат действия благодати, то откуда берется "верная служба"?
Бог действительно обещает награду, и нам предстоит явиться перед судилищем Христовым (Мф.25:21; 2Кор.5:10). Но обещанная награда дается по благодати, а не по заслугам. Никаким тяжким трудом, никакими жертвами мы не заставим Бога нас наградить, ибо, как сказал Павел в Рим.11:35: "Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?".
Если всякое служение дается нам лишь по расположению Божьему и исполняется лишь благодаря силам, данным Святым Духом, то, значит, мы действительно ничего своего Ему не даем, а отдаем лишь то, что прежде от Него же и получили. Пуританин Самюэль Болтон писал: "Если бы мог человек принести Богу хоть самую малость, которую не получил бы прежде из Его рук, то это полностью изменило бы суть благодати: что дается по благодати, стало бы даваться по заслугам". Но все дается Богом. Всякое богоугодное и прославляющее Бога слово, мысль или действие проистекают от Бога, потому что Он - единственный источник благого, а в нас ничего благого нет (см. Рим.7:18).
Даже те благие дела, которые мы для Бога делаем, несовершенны по исполнению и замыслу. В главе 8 мы говорили, что совершенно невозможно полностью очиститься от гордыни и самолюбования или "в совершенстве" сделать хоть одно доброе дело. Даже самое лучшее из наших дел - ниже уровня Божьих требований. И истина состоит в том, что за всю свою жизнь нам так никогда и не удается совершить ничего, столь же совершенного, как Божьи деяния.
Именно поэтому Петр говорил: "...устрояйте из себя дом духовный.., чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет.2:5). Наши лучшие дела Бог приемлет лишь потому, что мы приносим их Ему во Иисусе Христе. Он принимает их во Иисусе Христе на основании Своей благодати.
Эрнст Кеван цитирует одного из пуританских богословов, писавшего о несовершенстве наших поступков: "Мы не выполняем всех заповедей, не выполняем своих обязанностей, а то, что делаем, - делаем несовершенно и плохо. Поэтому заслужили мы, скорее, наказание, а не награду. Выходит, награда дается нам по милости Божьей, а не по заслугам".
И, наконец, вспомним притчу о работниках на винограднике, о которой говорили в главах 4-5. Вы, наверное, помните, что непосредственно перед этой притчей Иисус обещает наградить "во сто крат", то есть дать 10 000%. Итак, по благодати мы получаем удивительно щедрую награду - щедрую без меры.
Так что тот факт, что мы служим Богу лишь по благодати Его, вовсе не отрицает награды, но, наоборот, делает существование такой награды возможным. Р.С.Спрул сказал: "Но благословение, обещанное Христом, - это и есть великая награда, данная нам по благодати. Благословение обещано, но заслужить его нельзя. Блаженный Августин так об этом говорит: "Награды, которые мы получим на небесах, - это венец всех Его наград".
Такова удивительная история о Божьей благодати. Благодатью Своей Бог дарует спасение и уподобляет Сыну Своему. В бедах и неприятностях Он поддерживает нас Своей благодатью. Благодатью Он призывает нас на служение в Тело Христово. По благодати дает каждому духовные дары для служения, а потом по благодати приемлет наше служение и благодатно вознаграждает во сто крат.
В Рим.1:17 Павел говорил, что в Евангелии "открывается правда Божия от веры в веру", т.е. от начала до конца. Так можно сказать и о благодати, ибо вера - это всего лишь ответная реакция на благодать Божью и обретение этой благодати. Итак, всю жизнь христианин живет в благодати - от начала до конца, и все "в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном" (Еф.1:6).
Как обрести Божью благодать
"Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха"
Евр.4:14-15
Несколько лет назад один мой друг предложил мне занять новую должность в миссии "Навигаторы". Мне нравилась моя работа и менять ее совсем не хотелось. Тем не менее, я ответил, что подумаю и помолюсь. Я надеялся, что помолюсь и Бог покажет мне, что новая работа - не для меня.
Сказать, что новая работа мне не очень нравилась - значит, покривить душой. Когда я размышлял о всех ее плюсах и минусах, то минусов набралось пять, а плюсов - ни одного. Чем больше я размышлял о предложении друга, тем хуже мне становилось. У меня возникло неприятное ощущение: Бог хочет, чтобы я согласился. Но чем больше я думал о новой работе, тем меньше она мне нравилась. Я попал в затруднительное положение: мне очень не хотелось делать то, чего от меня, видимо, хотел Бог. Как поступить?
Борьба между моими желаниями и тем, что по-моему мнению, было Божьей волей, продолжалась несколько дней. Ее накал возрастал. Однажды вечером я сказал Богу, что согласен делать все, что Он от меня пожелает, но у меня нет духовных сил сказать другу "да". Я пожаловался Ему, что достиг предела собственных возможностей, что готов идти за Ним, но при условии, что Он даст на это силы.
Я продолжал мучиться, и тут мне вспомнились слова из Ин.12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Мне показалось, что эти строки как нельзя лучше подходят к моей ситуации, потому что согласиться на новую работу для меня было равносильно смерти. Погибли бы все планы, которые я строил о будущем своей семьи, о своем служении.
Но этот стих напомнил мне об одном библейском принципе: чтобы принести плод, нужно предварительно "умереть". Более того, Иисус говорил, что если мы не "умрем", то плода точно не будет. Поразмыслив, я нашел в себе силы ответить "да". Я сказал: "Господь, новая работа меня не радует, но Ты пообещал, что если я "умру", то смогу принести много плода. Не понимаю, как это может произойти, но верю Тебе, и принимаю предложение". Потом выяснилось, что новая работа вовсе не была Божьей волей. Очевидно, Он использовал этот случай, чтобы совершить во мне определенную духовную перемену.
Но на этом примере очень хорошо видно, как обрести Божью благодать, т.е. силу Божью, которая поможет правильно поступать в разнообразных ситуациях. Возможно, мысль об обретении Божьей благодати для вас нова, и вы не совсем понимаете, о чем я веду речь. Мы приобретаем ту силу, которую Бог приготовил нам во Христе. Можно использовать такую аналогию: мы берем деньги с неиссякаемого банковского счета - со счета благодати Божьей. Для этого Бог даровал нам четыре средства: молитву, Свое Слово, подчинение Своему промыслу и служение собратьев-верующих.
Престол благодати
Первое средство обретения благодати - молитва: нужно в молитве попросить о благодати. В описанной ситуации у меня наступил кризис веры, я перестал просить Бога указать мне путь и стал просить Его о благодати, т.е. о духовной способности, сказать "да" Его воле. В Евр.4:15-16 Бог увещевает нас дерзновенно приходить к Нему в молитве: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи".
Престол благодати - это символ Бога, восседающего на Своем престоле, Бога всяческой благодати. Речь, конечно, идет не о самом престоле, а о сидящем на этом престоле и дарующем нам благодать в нужде Боге. В Отк.6:16-17 мы видим Бога гнева и суда. Кому доведется там быть, станут призывать горы и камни, чтобы те пали на них и сокрыли их от лица Господня, от Его гнева.
Пророк Исаия тоже видел Бога, сидящего на престоле. Но это был Бог силы и святости. Объятый страхом, Исаия воскликнул: "Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис.6:5). В Евр.4:16 мы видим уже не престол гнева и даже не престол величия и святости, а престол благодати. Бог увещевает нас идти к этому престолу, не боясь Его гнева, не страшась Его святости, но будучи уверенными в Его милости. Бог свят, всемогущ и велик - именно таким видел Его Исаия. Наступит день, когда Он явит Свой гнев всем, отвернувшимся от Него. Но для нас, детей Его, Он - восседающий на престоле Господь благодати.
Не нужно забывать, что именно Бог принес Иисуса в жертву за наши грехи. Он восстановил справедливость, отвел от нас гнев. Благодаря искупительной жертве Иисуса Божий престол - для нас уже не престол суда и гнева, а престол благодати.
Тот Самый Бог, о Котором Павел говорит, что Он "обитает в неприступном свете" (1Тим.6:16), теперь предлагает нам войти в Святое Святых, в Свой тронный зал и "приступить" к Нему (Евр.10:19-22). Подобное приглашение резко контрастирует с нормами Моисеева закона. Раньше только первосвященник мог входить в святое святых храма, причем единожды в год и только с кровью искупительной жертвы (Евр.9:7). Теперь благодаря жертвенной крови Иисуса Христа, пролитой однажды за всех, все верующие в любое время могут входить в небесное святилище (Евр.10:19). Мы имеем право входить к Богу. Более того: Бог увещевает нас дерзновенно входить к Нему - и все благодаря крови Христовой.
Приближаясь к престолу, нужно помнить, что на нем восседает Бог всякой благодати. Он - хозяин, который выплатил дневной заработок даже тем, кто проработал на винограднике всего час. Он - Бог, Который говорил о пребывающем в плену греховном израильском народе: "И буду радоваться о них, благотворя им..." (Иер.32:41). Он - Бог, сохранивший верность Петру - грешнику и неудачнику. Он - Бог, сделавший из Петра великого апостола. Он - Бог, Который вновь и вновь обещает, что никогда не оставит и не покинет нас (см. Втор.31:6,8; Пс.93:14; Ис.42:16; Евр.13:5). Он - Бог, Который хочет "помиловать" нас (Ис.30:18). Он - Бог, Который за нас, а не против нас (Рим.8:31). Все это можно выразить несколькими словами: Он - Бог всякой благодати.
Приближаясь к престолу благодати, мы видим, что наш Первосвященник, Иисус, пришел раньше и ходатайствует за нас (см. Евр.7:24-25). Автор Послания к Евреям говорит, что Иисус способен сострадать нашим слабостям. Два отрицания "не" в словах: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших..." (Евр.4:15) равносильны одному утверждению: "Ибо наш Первосвященник воистину способен сострадать нам в немощах наших...". Вот как писал Джон Браун, шотландский богослов XIX века: "Истина состоит в том, что Он не только сострадает нашим слабостям, но не может им не сострадать. Так что нужно спрашивать не "Может ли Он сострадать мне?", а "Может ли Он не сострадать мне?".
Иисус может сострадать нашим слабостям, потому что Он "искушен во всем, кроме греха". Слово, переведенное как "сострадать", значит не просто "чувствовать к кому-то жалость", а "понимать чувства другого человека и разделять их, т.е. страдать чужой болью". Но это чувство доступно лишь тому, кто когда-либо бывал в подобной ситуации, кто понимает мученика и хочет облегчить его страдания. Дж. Браун писал: "Это жалость... Но это и нечто большее, чем просто жалость: это жалость, которую добрый человек ощущает по отношению к тем, кто проходит через те же страдания, через которые прошел он сам...
Если бы Сын Божий не был одновременно и человеком, то Он смог бы жалеть Свой народ, но никогда не смог бы сострадать ему. Чтобы обрести способность к состраданию, Ему нужно было стать незащищенным от страданий. Чтобы стать сострадательным, Ему нужно было сделаться страдальцем".
Тем не менее, я подозреваю, что многие из нас, испытывая физическую или эмоциональную боль, нередко задают себе вопрос: "Неужели и Иисус так сильно страдал?". Ведь Он не был безработным, Его сын не погиб в автокатастрофе, Он не был калекой, Его жена медленно не угасала от рака?! В Библии, конечно, не сказано, что Иисус перенес все эти конкретные страдания. Там сказано: Он "подобно нам, искушен (был) во всем, кроме греха" (4:15), т.е. искушения Иисуса охватывали всю гамму человеческих страданий. Он родился в бедности, Его гнали израильские начальники, предавали друзья, на кресте Он претерпел страшную боль. Иисусу еще не было тридцати лет, когда умер Его земной отец Иосиф, о котором последний раз упоминается в главе 2 Евангелия от Луки.
Страшнее всего было то, чего нам с вами пережить не дано: Его оставил небесный Отец (Мф.27:46). Порой в беде мы ощущаем одиночество (об этом говорит Давид в Пс.12:2) и знаем: самое страшное чувство мы испытываем, когда нас покидает Бог. Истинно: Иисус был "муж скорбей и изведавший болезни" (Ис.53:3). Так что Он способен понять нас и сострадать нам. Что бы у нас ни происходило, Ему это не в новинку. Иисус понимает наши страдания и разделяет их, а поэтому мы можем уверенно подступить к Божьему престолу и, не стыдясь, возложить на Христа свои печали. Мы Ему не безразличны, Он нас понимает.
"Чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4:16), Он призывает нас дерзновенно приходить к престолу благодати, где за нас уже ходатайствует сострадательный Первосвященник. Очень часто слова "милость" и "благодать", сказанные о Боге, взаимозаменяемы. Именно так большинство толкователей понимает их в этом отрывке.
Эти существительные очень близки по смыслу, но обычно между ними усматривают следующее различие: "(Божья) благость по отношению к недостойным называется благодатью, а по отношению к страдальцам - жалостью или милосердием". Луис Беркоф высказывает такую мысль о милосердии: "Его можно определить как Божью благость или любовь, явленную скорбящим, не зависимо от того, была скорбь заслуженной или нет". Следовательно, в Евр.4:16 слово "благодать", видимо, означает ту благодать, о которой мы говорили в двух предыдущих главах, - Божью помощь через Духа Святого.
Итак, к престолу Божьей благодати мы приходим, прежде всего, потому, что нуждаемся в Его милосердии, Будучи милосердным, Он дарует нам благодать - помощь в Святом Духе и помогает, таким образом, справляться с нашими трудностями, проблемами, скорбями и поступать богоугодно.
Я так подробно анализирую отрывок из Евр.4:15-16, чтобы разъяснить, как в молитве обрести Божью благодать. Я думаю, всем нам будет полезно узнать, что значит - предстать перед престолом Божьей благодати. Нам нужно понять, что делает для нас сострадательный Первосвященник Иисус. Но, главное, нам нужно идти к npecтолу благодати, чтобы найти там благодать во время нужды.
Так я и поступил в данном случае. Я приступил к престолу благодати и сказал Богу, что не могу сделать то, что, как мне казалось, Он от меня хотел. Я просил Его дать мне силы, чтобы ответить "да". Когда еврейские правители запретили Петру и Иоанну проповедовать о Христе, ученики с дерзновением устремились к престолу Божьей благодати. Они молились: "И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слов" Твое" (Деян.4:29). Они устремились к престолу Божьей благодати и просили о милости. Они просили даровать им благодать, чтобы смело рассказывать о Христе.
Слово благодати
Итак, полученная от Господа благодать - это еще и помощь Духа Святого. Нам непонятно, как Святой Дух взаимодействует с человеческим духом, но мы знаем: чаще всего - через Слово Божье, т.е. Он напоминает нам те отрывки из Писания, которые могут помочь в нашей ситуации. Так происходит, когда мы слушаем проповедь пастора или слово друга, читаем христианскую книгу или Писание. Я знал наизусть очень много отрывков из Библии, а потому Дух часто напоминает мне знакомые стихи. Так произошло, когда Он напомнил мне, что нужно "умереть" для собственных планов и устремлений, чтобы принести плод. Обращая наше внимание на определенный стих, Он показывает, как применить данную истину в создавшейся ситуации.
В Деян.20:32 Павел обращается к эфесским пресвитерам: "И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными". Чуть раньше, в стихе 24, он упоминал о Евангелии Божьей благодати, о Благой вести спасения, данной через Иисуса Христа. В стихе 32 он говорит о слове благодати Его, могущем назидать вас. Речь идет об укрепляющем веру и назидающем ежедневном чтении Писания. Именно его Павел называет "словом благодати", которое помогает понять и обрести Божью благодать.
Библия - не просто книга о Боге, а книга, пришедшая от Бога. "Все Писание богодухновенно", - сказал Павел (2Тим.3:16). Библия - это откровение Бога о Самом Себе, данное всем, кто хочет о Нем знать: знать о спасении, о духовном росте. Она - единственное объективное свидетельство, исходящее от Самого Бога.
Итак, чтобы обрести Божью благодать, нужно очень хорошо знать Библию. Нужно познавать великие истины Писания: истины о Боге и Его естестве, о человеке и его отчаянной нужде. Не стоит свои познания ограничивать "библейскими рецептами" - как воспитывать детей, как тратить деньги, как свидетельствовать неверующим и т.д. Не довольствуйтесь одними советами!
В наш практичный век считается, что уразумение богословских доктрин - пустая трата времени, потому что не приносит практической пользы. Но что может быть практичнее знаний о Боге? Превыше всего Давид желал взглянуть на красоту Господню (см. Пс.26:4) - на Его святость и мощь, мудрость и силу, верность и неиссякаемую любовь. О Себе и Своем естестве Бог рассказывает лишь в Писании.
Но Библия - это более, чем объективная истина. Она дарует и поддерживает жизнь. Слова Писания - "это не пустое для вас; но это жизнь ваша" (Втор.32:47). Возрастать в Божьей благодати (т.е. познавать Его незаслуженное расположение или получать помощь в нужде) можно, лишь познавая Божье Слово, впитывая его. Как пища при переваривании разносится по всем тканям организма, так в духовном мире письменное Божье Слово входит в наши сердца и становится, образно говоря, духовной плотью.
Откуда мы знаем, что Божьей благодати хватит на все паши "жала"? Как нам понять, что такое жить или служить "по благодати Божьей"? Как узнать о "престоле Божьей благодати", у подножия которого обретаем милость и благодать во время нужды? Как мы узнаем, что Бог - милостивый хозяин, который дает нам куда больше, чем мы заслуживаем? Ответ на все эти вопросы один: из Писания, поэтому оно и называется Словом благодати. Р. Ленски писал: "Бог и Слово благодати Его - нераздельны. Бог позволяет благодати сочиться через Слово Свое".
Насколько тесна связь между Богом и Его Словом, видно из Рим.15:4-5: "А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Иисуса Христа". В стихе 4 сказано, что через Писание мы обретаем утешение и терпение. В стихе 5 написано, что их нам дарует Бог. Итак, терпение и утешение - это дары Божьей благодати, приходящие к нам во время нужды. Мы приступаем к Нему с просьбой, и Бог отвечает на нее через Писание.
Итак, чтобы обрести Божью благодать, чаще читайте Слово Божье. Воскресных проповедей недостаточно, хотя они и важны. Нужно постоянно читать Писание, изучать его и запоминать отдельные стихи. От этого Бог не станет думать о вас лучше и не будет благословлять обильней. Ведь не благословляет же Он нас за то, что мы правильно питаемся! Но правильное питание необходимо, чтобы поддерживать жизнь в теле. Так и регулярное питание Словом Божьим необходимо для духовного здоровья, для обретения Его благодати.
Я настоятельно рекомендую заучивать отдельные отрывки из Писания. В битве против сатаны и его посланцев нам сказано использовать "меч духовный, который есть слово Божие" (Еф.6:17). Чарльз Ходж так говорит об этом: "Чтобы противостоять козням дьявола, достаточно отвечать ему Божьим Словом, от которого бегут силы тьмы. Христиане на собственном опыте убедились в надежности этого способа. Божье слово прогоняет сомнения, страхи, освобождает от власти сатаны".
Скажем так: Слово Божье дарует верующему необходимую в нужде благодать.
Но, чтобы стать мечом, оно всегда должно быть рядом - в сердце. Нужно уподобиться псалмопевцу, который сказал: "В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою" (Пс.118:11). Сокрыть Божье Слово в сердце - значит, спрятать его там на время нужды. Мы часто говорим: "приберечь на черный день". Так вот, приберегая в сердце Слово Божье, мы не только уберегаем себя от грехов - прелюбодеяния, лжи, воровства и т.п. Сокрытое в сердце Слово - интеллектуальный фонд Святого Духа, который Он использует, чтобы принести нам благодать.
Я сам испытал удивительное состояние, когда писал эту главу. Мне позвонили издалека и сообщили очень неприятные известия о близких друзьях. Вечером я лег спать с таким чувством, будто получил удар в солнечное сплетение. Но, проснувшись на следующее утро, я первым делом вспомнил слова апостола Петра: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1Пет.5:7). Я одевался, но этот стих не выходил у меня из головы: Дух Святой даровал мне благодать думать, что Бог действительно позаботится о создавшейся ситуации. Потому-то я и смог частично возложить на Него свои тревоги, получив благодать через Слово Его именно тогда, когда было нужно.
Этот случай - лишь один из длинной череды ему подобных. Так происходило со мной и, я уверен, со всеми верующими, которые сокрыли Слово Божье в своих сердцах. В Комментариях к Еф.6:17, Ф.Ф.Брюс писал: "В момент опасности Божьи слова тут же являются на подмогу верующему, отложившему их в своем сердце, и помогают не отпасть от Христа". В примечании Брюс ссылается на стих 11 из Псалма 118.
Итак, если хотите обрести Божью благодать, нужно, чтобы меч духовный - Слово Божье - всегда был в вашем разуме, всегда был под рукой у Духа Святого. Сама структура стиха Еф.6:17 четко показывает, как взаимодействует Святой Дух с верующим. Павел сказал, что мы должны "взять" меч духовный, т. е. мы должны приложить какие-то усилия. Но меч этот все же не наш, а Духа. Именно Он заставляет его работать. Оживить Слово-меч может лишь Дух, но при условии, что мы возьмем его в руки.
Порой Слово Божье оживает не сразу: иногда мне по несколько дней приходится биться над проблемой, перечитывать Писание и просить у Бога благодати, прежде чем Святой Дух оживит во мне библейские истины и дарует благодать и помощь. Дух Божий действует по Своему усмотрению, Его не втиснуть в духовные формулы: молиться - цитировать Писание - получать готовый ответ.
Бог все делает не только по-Своему, но и в Свое время. Порой, Он посылает благодать немедленно, как в рассказанном мной случае (1Пет.5:7). В другой раз позволяет нам мучиться несколько дней, недель, месяцев. Но, как бы Он ни распорядился, нам нужно неустанно стремиться к престолу Его благодати, веря в обещанную помощь. Нужно читать Писание, пока оно не оживет в наших сердцах. Наше дело - взять духовный меч, а Его - оживить.
Подчинение Богу
Третий путь, которым Бог дарует нам Свою благодать, - это подчинение Его промыслу. Апостол Петр сказал: "...все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время" (1Пет.5:5-6).
Бог дарует благодать смиренным - тем, кто смиряется под крепкой Божьей рукой. Мы же часто, напротив, не смиряемся, а противимся Его крепкой руке. Взывая к Богу об избавлении от беды, мы, в лучшем случае, ропщем, ворчим и тревожимся, а в худшем - злимся или восстаем против Бога. В обоих случаях мы впадаем в грех гордыни, а гордым Господь противится.
Чтобы обрести Божью благодать, нужно смириться, подчиниться Его планам и замыслам. А для этого необходимо понять, что именно Его крепкая рука стоит за всеми нашими неприятностями и тревогами. Недаром Библия учит: что бы ни казалось нам непосредственной причиной событий, за всем стоит Бог.
Иов и Иосиф видели Божью руку в происходившем с ними. Савеяне украли волов Иова, халдеи угнали верблюдов и убили слуг, молния сожгла овец, а ураган свалил дом старшего сына, под обломками которого погибли все дети Иова, - все это произошло за один день. Потом и сам Иов от подошвы ноги до темени покрылся болезненными язвами. Тем не менее, потеряв детей и имущество, Иов сказал: "Господь дал, Господь и взял" (Иов.1:21). В ответ на собственные мучения он промолвил: "...неужели доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (2:10).
В этой истории для нас важнее не смирение Иова, а его мудрость: глядя поверх людского зла и природных бедствий, он знал, что все происходящее, даже страдания, - исходит из рук Бога. Заканчивая рассказ о злоключениях Иова, священнописатель отмечает: Они (родственники) "тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него..." (Иов.42:11). В начале рассказа автор упоминает о роли, которую сыграл в событиях сатана, но в конце все равно приписывает случившееся руке Господней.
Когда Иосиф наконец-то открылся продавшим его в рабство коварным братьям, он сказал: "Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской" (Быт.45:8). Он знал о всевластии Бога, Который даже грех братьев использовал для осуществления Своих целей. Чтобы обрести Божью благодать, следует помнить: Его рука движет всеми обстоятельствами нашей жизни. Если случилось что-то неприятное, горькое или унизительное, нужно смириться под Его крепкой рукой.
И еще: не забывайте, что Его крепкая рука - это рука любящего Отца, Который воспитывает Своих детей. Порой нам становится горько, потому что беды мы воспринимаем как Божье наказание, а не как свидетельство Его заботы и желания исправить нас. Тем не менее, в Евр.12:7 написано: "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?". Автор Послания к Евреям не пояснил, какого рода наказание имеет в виду. Он не говорит, что беды иногда посылаются нам в наказание. Он сказал, что цель посылаемых неприятностей - воспитать нас. И будьте уверены: какие бы неприятности ни встретились на вашем пути, кто бы ни казался вам их причиной, - за всем стоит Бог. Так Он нас воспитывает.
Кроме того, автор Послания к Евреям говорит, что Бог воспитывает тех, кого любит (ст.6). Это не предостережение, а увещевание (ст.5). Согласно Посланию к Евреям, цель Божьего наказания - "чтобы нам иметь участие в святости Его" (ст.10), чтобы уподобиться характеру Сына Его.
Наказание может преследовать две цели: исправить наши поступки и восполнить какие-то недостатки в нашем характере. В обоих случаях Отец наказывает нас с любовью, а не в гневе. Иисус уже принял на Себя вместо нас Божий гнев, и поэтому все неприятности и беды приходят к нам лишь потому, что Он нас любит и хочет воспитанием уподобить Своему Сыну.
Сэмьюэль Болтон писал: "Все, что Бог ни делает, Он делает с любовью к людям. Он наказывает нас только с любовью (хотя поводом к наказанию может послужить и грех). Он наказывает нас только из любви. Конечная Его цель - любовь. Он все делает лишь во благо нам, чтобы мы смогли стать причастниками Его святости и, к славе нашей, сопричастниками Его славы".
В беде и горе трудно увидеть руку любящего Бога: ведь мы, как и весь мир, продолжаем думать, что высшее благо - это счастье. Все, что с нами происходит, мы оцениваем лишь по одному критерию: стали мы от этого счастливее или нет. Но святость - благо большее, чем счастье, а потому Бог все так устроил, чтобы дать нам святость прежде счастья. О нашем вечном благе Он заботится больше, чем о временном благоденствии. Он больше заботится о духовном, чем о материальном. Поэтому исходящие из Его руки беды, неприятности, горе, разочарования и унижения несут нам святость.
Джон Ньютон очень точно показал тактику Бога в гимне "Беды - ответ на молитву":
Господь, - в молитве я спросил, - Как мне спасение познать? Просил о вере и любви И как лице Его взыскать. Мольбу мне Бог в уста вложил, Да Сам же и ответ послал. Но был ответ Его таков, Что я в отчаяние впал. Я думал: в благодатный час Исполнит просьбу Он, и вмиг Сраженный силою любви Грех пал - и тут же мир возник! А Он мне душу показал: Моя душа, а в ней - гнилье. И силы ада напустил, Чтоб нападали на нее. Потом Своею же рукой (Чтобы увеличилась печаль?) Мечтанья светлые мои Развеял в прах. Прах сгинул вдаль... - Господь, за что? - кричу дрожа. - Ужели смерть несет Твой взор? - Просил ты веру, благодать - Вот мой ответ, - был приговор. Нужны мученья для того, Чтобы гордыню истребить, Мирские радости презрев, Во Мне свой новый мир открыть.
Недостаточно увидеть крепкую Божью руку за непосредственными причинами наших бед. Недостаточно понять, что это - рука любящего Отца, воспитывающего Своих детей. Я видел в Писании так много подтверждений Божьему всевластию, что уже инстинктивно ищу Божью руку во всем происходящем. И теперь с огромной неохотой вынужден признать: всякая беда - часть Божьего воспитательного процесса, призванного что-то в нас исправить, а что-то восполнить. Самое трудно - подчиниться. Мы часто противимся Богу, но чтобы, попав в беду, обрести Его благодать, нужно, прежде всего, смириться под несущей испытание крепкой рукой.
Бог дарует благодать только смиренным - смиренным в отношениях с людьми и Богом. Джон Лилли очень хорошо выразил эту мысль: "А посему смиритесь, молча и кротко принимая любое уничижение, исходящее из рук Божьих. Ибо настало время вашего испытания, а когда родительская розга встречается с духом кротости, то последует примирение, исцеление и радость". А потом Лилли дает очень важный совет: "И не старайтесь расстроить планы милостивого Бога, не старайтесь избежать благословения скорбью. Пусть Его планы станут вашими планами!".
После смерти моей первой жены друг прислал мне открытку со словами, взятыми, видимо, из старого церковного гимна. Я переписал эти стихи себе в тетрадку, чтобы размышлять о них во время молитвы:
Господь, я готов Принимать все, что Ты даешь, Жить без того, что Ты удерживаешь от меня, Отдавать то, что Ты забираешь у меня, Страдать от бед, посланных Тобой, Стать таким, каким Ты захочешь.
Именно такая кротость духа нужна, чтобы смириться под крепкой Божьей рукой и обрести обещанную Им благодать.
Но у смирения есть еще одна важная сторона. Мало подчиниться духом, нужно подчиниться и поступками, веря, что Он поддержит нас в решающий момент. А "решающий момент" наступит, когда беда достигнет своей цели. Как сказал пророк Иеремия, "Ибо не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей" (Плач.3:31-32). Бог не оставит нас в беде дольше, чем нужно, "ибо Он не поизволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (ст.33).
Бог вознесет того, кто смирится под Его крепкой рукой. Как? Может быть, отведет беду, восстановит в нашей жизни мир, дарует нам те блага, которых прежде у нас не было. Так случилось и с Иовом: "И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние..." (Иов.42:12). Может, обстоятельства не изменятся (например, если умер кто-то из близких), но уйдут тяжесть, боль и скорбь. Так случилось с Павловым "жалом". Ему была дарована благодать переносить страдание.
Откуда же черпать веру, когда порой кажется, что Бог о нас забыл? Апостол Петр отвечает: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1Пет.5:7). Не только воспитывает, но и печется о нас. Мы уже говорили, что наказание сопутствует заботе. Но Его забота не ограничивается одними наказаниями. Даже наказывая, Он сострадает вашей боли. Вот как описал Исаия чувства Бога по отношению к Израилю: "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их" (Ис.63:9). Так же Бог относится и к нам. Во всякой скорби Он не оставит нас.
Бог печется о вас, а потому переложите на Него все волнения. Но не путайте: в тексте не сказано - "если возложите все свои заботы на Него, Он будет печься о вас". Его забота никак не обусловлена нашей верой и способностью перекладывать на Него волнения. Связь обратная: возложить все заботы на Него нужно именно потому, что Он о нас печется.
И тут не обойтись без помощи Духа Святого. Как ни заверяет нас Бог в Своей заботе - нам верится с трудом. Непрост путь истины к сердцу! Порой, чтобы смириться под Его рукой, чтобы поверить, будто Он действительно о нас печется, нам приходится просить на это благодати у Бога. Порой приходится молиться словами отца, пришедшего к Иисусу просить об исцелении сына. Иисус сказал ему: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему", на что отец воскликнул: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк.9:23-24).
Служители благодати
Четвертый путь, которым посылает нам Бог благодать Свою, - служение собратьев-верующих. Этот способ Бог использует чаще всего, потому что Сам заповедал, чтобы в Теле Христовом все члены "одинаково заботились друг о друге" (1Кор.12:25). Конечно, такое служение должно быть взаимным. Друг для друга мы - проводники Божьей благодати.
Мы считаем, что в служении "блаженнее давать, нежели принимать" (Деян.20:35), т.е. мы стремимся быть "даятелями", а не получателями благодати. Проблема в том, что мы не хотим показать окружающим "свое нутро", свои трудности. (Особенно мужчины не любят выставлять напоказ свою душу, считая это признаком слабости).
Мы стараемся произвести впечатление, что у нас "все схвачено", что мы боремся со всеми искушениями, успешно справляемся со всеми трудностями. Нам трудно признаться не только в том, что на работе потянуло к смазливой секретарше, но и в том, что начальник обошел обещанным повышением.
Получается: когда больше всего нужна Божья благодать - меньше всего хочется кому бы то ни было рассказывать о своих бедах. Отсюда вытекает один из важнейших принципов служения: нужно, чтобы у каждого был узкий круг друзей, перед которыми этот человек не боялся бы обнажить свое "я". Может быть, это ваш супруг или ваши друзья. Но обязательно должен быть кто-то, с кем можно поделиться своими неудачами, бедами и скорбями. У пуритан принято было просить Бога об одном "закадычном" друге, с которым можно было бы поделиться всем без исключения. Пожалуй, и сегодня нам без этого не обойтись.
В главе "Слово благодати" мы говорили, что нужно сокрыть Божье слово в сердце на время нужды. Во время нужды помогут и несколько близких друзей, которые могут стать проводниками Божьей благодати.
Размышляя о служении благодатью, мы, прежде всего, думаем об инициативной личности служителя. Но чаще инициатива принадлежит именно тому, кто в служении нуждается: кто, кроме него, признает факт существования нужды и "позволит" кому-то себе послужить? Ему предстоит показать служителю, что он не только готов рассказать о своих проблемах, но и принять служение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|