Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЮБОВНОЕ УХАЖИВАНИЕ И ИНТИМНОСТЬ





 

При любовном ухаживании все сигналы симпатии усилива­ются. Люди смотрят друг другу в глаза (при этом их зрачки расши­ряются), внимательно слушают друг друга, делятся интимными сведениями, часто улыбаются и смеются, а также оба проявляют в движениях эффект зеркальности (Могпз, 1977; МагяЬ, 1988). Кроме того, они часто напрягают мышцы тела, чтобы выглядеть более подтянутыми, молодыми и энергичными. Они часто откиды­вают голову назад, благодаря чему кажутся выше ростом и их дви­жения производят впечатление балетной легкости. Партнеры выбирают фронтальную позу по отношению друг к другу, открывая доступ к уязвимым частям тела (и в то же время исключая из круга общения других людей). Иногда при этом партнеры медленно движутся кругами (как бы танцуя), оставаясь повернутыми лицом к лицу. Это происходит либо из-за того, что один партнер пресле­дует другого, либо из-за того, что обоим партнерам нужно сжигать излишки адреналина.

Еще один классический сигнал любовного ухаживания — это прихорашивание. Когда человек стремится показаться другому привле­кательным, он поправляет на себе одежду: например, распрямляет галстук или играет с пуговицами на блузке. Кроме того, люди в по­добных ситуациях приглаживают волосы, проводя по ним пальцами, и жестами привлекают внимание к своим гениталиям. Когда муж­чина типичным «жестом мачо» засовывает большие пальцы за пояс, то его остальные пальцы указывают именно на «брачное орудие». А кокетливая женщина может надеть платье с глубоким вырезом и узкую юбку с разрезом; в результате многие ее телодвижения становятся провокационными сексуальными сигналами. Влюбленные обычно беседуют между собой приглушенным голосом, чтобы их не подслушали. Они шепчут друг другу «милые глупости» и говорят на детском языке, возвращаясь к воспоминаниям о родительской ласке и любви. О своей связи они объявляют, Я держась за руки, обнимая друг друга и страстно глядя друг другу в глаза. В результате они почти не обращают внимания на то, что происходит вокруг.



 

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

 

Глаза — самое мощное из имеющихся у нас «сигнальных устройств», поэтому иногда их называют «зеркалом души». Тера­певты, стремящиеся улучшить социальное поведение пациента, обычно считают необходимым скорректировать недостатки фик­сации взгляда; так же поступают и режиссеры, работающие с не­опытными актерами. Некоторые люди выглядят стеснительными и неуклюжими из-за того, что слишком старательно избегают визуального контакта; другие, напротив, кажутся грубыми из-за того, что чересчур много смотрят прямо в глаза своим собесед­никам.



При разговоре люди смотрят друг другу в глаза в течение при­мерно трети всего времени. Если визуальный контакт длится гораз­до меньше, это может указывать на чувство вины, скуку или невни­мание, а если гораздо больше — то, как правило, подразумевает какую-то угрозу. Но это лишь весьма общее толкование, и в ходе исследований обнаружилось множество значимых вариаций дли­тельности визуального контакта :

1. Обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам.

2. Взгляд в глаза часто используется для «передачи слова» своему собеседнику.

3. Дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины — чаще, чем мужчины.

4. Как уже отмечалось выше, влюбленные смотрят друг другу в глаза, чтобы выразить взаимную близость при этом их зрачки расширяются, что является призна­ком интереса и возбуждения.

5. В использовании визуального контакта существуют определенные культурные различия. Итальянцы, на­пример, обычно смотрят в глаза собеседнику дольше, чем англичане, из-за чего считают англичан холодными (тогда как англичане находят итальянцев чересчур фамильярными).



6. Долгий взгляд в глаза может использоваться как сред­ство установления лидерства. Среди детей широко распространена «игра в гляделки», эквивалент которой можно наблюдать и у взрослых. Личности, склонные к покорности, и люди, занимающие низкое социальное положение, как правило, избегают прямого визуаль­ного контакта. В результате большую часть времени они смотрят на ботинки.

Таким образом, визуальный контакт может использоваться либо как средство достижения близости, либо как средство запугивания. Из этого следует, что, уклоняясь от взгляда в глаза собеседнику, человек тем самым или пытается избежать сближения, или выра­жает социальную покорность. У молодых женщин уклонение от ви­зуального контакта может быть элементом скромного поведения, воспринимаемого как благопристойное и привлекательное. Соглас­но некоторым антропологам, такое уклонение имеет смысловой оттенок кокетства, поскольку происхо­дит от ритуального приглашения к преследованию. В доказательство инстинктивной основы этого жеста приводят тот факт, что слепо­рожденные девушки также прибегают к нему, хотя и не могут усвоить его через подражание. Верна эта теория или нет, но несомненно, что использование визуального контакта имеет специфические половые особенности: определенные его схемы могут выглядеть обычными или стимулирующими для одного из полов, но у другого восприниматься совершенно иначе.

Актеры должны «играть глазами», поскольку именно на глазах исполнителя обычно сосредоточено внимание публики и именно в глазах первым делом «отражаются» новые идеи. Поэтому жесту или реплике должна предшествовать мысль, выраженная во взгляде. В плохих любительских постановках актер иногда указывает жестом на предмет еще до того, как взгляд его обратился к этому предмету, или высказывает идею, предварительно не подумав о ней.

ЛИЩЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ

Поскольку лицо — важнейший орган внешнего выражения эмоций, неудивительно, что артисты-исполнители должны с боль­шой оглядкой прибегать к косметическим операциям по подтяжке кожи лица с целью удаления морщин. Правда, на статичной фото­графии актеры после косметической операции могут выглядеть моложе, но зато они нередко теряют выразительность лица и спо­собность тепло улыбаться. В худшем случае они становятся похожи на восковые фигуры.

Стремлением к внешней моложавости можно, например, объяснить отмечаемый некоторыми наблюдателями факт преобла­дания голубоглазых актеров в современных голливудских фильмах. Один из критиков возмущался тем, что в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз» голубоглазыми был и все, кроме главного ге­роя — чернокожего. Возможно, это и преувеличение, однако у мно-гих кинозвезд действительно голубые глаза (например, у Пола Ньюмена, Роберта Редфорда, Стива Маккуина), а производители контактных линз уверяют, что на голубой цвет самый большой спрос. Голубые глаза выглядят молодо из-за того, что они вызывают ассоциацию с младенцами (точно так же натуральные светлые волосы чаще встречаются у детей, чем у взрослых). Однако созда­тели фильмов могут предпочитать голубой цвет глаз просто как более яркий. А до 1940 года темноглазых героев (например, Лоуренса Оливье) и героинь могли предпочитать из-за того, что в черно-белых фильмах он и выглядели выразительнее.

Левая сторона человеческого лица в целом более выразительна, чем правая. Этот вывод был сделан на основе исследований, в ходе которых людям предлагали определить эмоции актера по фотографиям, разделенным над левую и правую половины. Возможно, это объясняется тем, что правое полушарие мозга «переживает» больше эмоций, чем относительно «холодное», логическое левое полушарие, и эти эмоции передаются контралатеральным лицевым мышцам, которыми оно управляет. Если бы этот эффект был достаточно силен (что сомнительно), то актер, стоящий в левой части сцены, находился бы в более выгодном положении для мимического выражения своих эмоций. Однако не исключено, что тенденция к «левосторонней» эмо­циональной выразительности наблюдается лишь в случае, когда эмоция имитируется, а не переживается в действительности. Некоторые исследователи полагают, что искренняя эмоция затрагивает обе стороны лица и что левой частью лица сильнее выражаются лишь те чувства, которые человек пытается продемонстрировать намеренно. По-видимому, здесь участвуют два разных проводящих пути нервной системы: сознательная экспрес­сия опосредуется корковыми структурами (и поэтому латерализована), тогда как спонтанные эмоции опосредуются подкорковыми частями мозга. Существует два противоположных по своим проявлениям нервных расстройства. При одном пациент способен улыбнуться в ответ на шутку, но не способен изобразить улыбку в ответ на прямую просьбу улыбнуться. При другом рас­стройстве пациент, наоборот, не реагирует улыбкой на шутку, но может улыбнуться по требованию.

Высказывалось предположение, что существуют значительные индивидуальные различия в степени выразительности левой и пра­вой сторон лица. Смит считает, что людей можно дифференцировать по доминированию левой или правой стороны лица и что большинство людей относится к категории «правосторон­них», а меньшинство — к «левосторонним». Доминирует та сторона лица, на которой расстояние между челюстью и лбом больше, на которой меньше ямочек и морщин и которой человек в процессе разговора обычно поворачивается к слушателю. Рот при разговоре открывается шире с доминирующей стороны. Смит утверждает, что примерно у 80% людей доминирует правая сторона лица и что музыкантов в большинстве своем можно отнести к категории «левосторонних». Почти всех великих композиторов, певцов и му­зыкантов-исполнителей он относит к «левосторонним» (так, по-ви­димому, проявляется преобладающее развитие правого полушария мозга). Далее Смит утверждает, что ученые, спортсмены, ораторы, актеры и танцовщики значительно чаще оказываются «правосто­ронними», поскольку успех в этих профессиях больше зависит от «когнитивной артикуляции», которая контролируется левым полушарием. Это интересное исследование до сих пор не было подвергнуто независимой проверке.

Шварц с соавт. изучал связь между активностью лицевых мышц и переживанием эмоций. Когда мужчин И'Я женщин просили вообразить ситуации, в которых они должны были испытывать радость, печаль, гнев и страх (например: «Вы унаследовали миллион долларов» или «Ваша мать умерла»), у женщин активность лицевых мышц была выражена сильнее. Это согласуется с представлением о том, что мощность передаваемого эмоционального сигнала у женщин выше, чем у мужчин. Однако и сами их переживания характеризовались повышенной яркостью и интенсивностью. Возможно, женщины выражают больше эмоций просто из-за того, что они на самом деле испытывают более сильные эмоции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.