|
ЛЮБОВНОЕ УХАЖИВАНИЕ И ИНТИМНОСТЬ
При любовном ухаживании все сигналы симпатии усиливаются. Люди смотрят друг другу в глаза (при этом их зрачки расширяются), внимательно слушают друг друга, делятся интимными сведениями, часто улыбаются и смеются, а также оба проявляют в движениях эффект зеркальности (Могпз, 1977; МагяЬ, 1988). Кроме того, они часто напрягают мышцы тела, чтобы выглядеть более подтянутыми, молодыми и энергичными. Они часто откидывают голову назад, благодаря чему кажутся выше ростом и их движения производят впечатление балетной легкости. Партнеры выбирают фронтальную позу по отношению друг к другу, открывая доступ к уязвимым частям тела (и в то же время исключая из круга общения других людей). Иногда при этом партнеры медленно движутся кругами (как бы танцуя), оставаясь повернутыми лицом к лицу. Это происходит либо из-за того, что один партнер преследует другого, либо из-за того, что обоим партнерам нужно сжигать излишки адреналина.
Еще один классический сигнал любовного ухаживания — это прихорашивание. Когда человек стремится показаться другому привлекательным, он поправляет на себе одежду: например, распрямляет галстук или играет с пуговицами на блузке. Кроме того, люди в подобных ситуациях приглаживают волосы, проводя по ним пальцами, и жестами привлекают внимание к своим гениталиям. Когда мужчина типичным «жестом мачо» засовывает большие пальцы за пояс, то его остальные пальцы указывают именно на «брачное орудие». А кокетливая женщина может надеть платье с глубоким вырезом и узкую юбку с разрезом; в результате многие ее телодвижения становятся провокационными сексуальными сигналами. Влюбленные обычно беседуют между собой приглушенным голосом, чтобы их не подслушали. Они шепчут друг другу «милые глупости» и говорят на детском языке, возвращаясь к воспоминаниям о родительской ласке и любви. О своей связи они объявляют, Я держась за руки, обнимая друг друга и страстно глядя друг другу в глаза. В результате они почти не обращают внимания на то, что происходит вокруг.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Глаза — самое мощное из имеющихся у нас «сигнальных устройств», поэтому иногда их называют «зеркалом души». Терапевты, стремящиеся улучшить социальное поведение пациента, обычно считают необходимым скорректировать недостатки фиксации взгляда; так же поступают и режиссеры, работающие с неопытными актерами. Некоторые люди выглядят стеснительными и неуклюжими из-за того, что слишком старательно избегают визуального контакта; другие, напротив, кажутся грубыми из-за того, что чересчур много смотрят прямо в глаза своим собеседникам.
При разговоре люди смотрят друг другу в глаза в течение примерно трети всего времени. Если визуальный контакт длится гораздо меньше, это может указывать на чувство вины, скуку или невнимание, а если гораздо больше — то, как правило, подразумевает какую-то угрозу. Но это лишь весьма общее толкование, и в ходе исследований обнаружилось множество значимых вариаций длительности визуального контакта :
1. Обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам.
2. Взгляд в глаза часто используется для «передачи слова» своему собеседнику.
3. Дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины — чаще, чем мужчины.
4. Как уже отмечалось выше, влюбленные смотрят друг другу в глаза, чтобы выразить взаимную близость при этом их зрачки расширяются, что является признаком интереса и возбуждения.
5. В использовании визуального контакта существуют определенные культурные различия. Итальянцы, например, обычно смотрят в глаза собеседнику дольше, чем англичане, из-за чего считают англичан холодными (тогда как англичане находят итальянцев чересчур фамильярными).
6. Долгий взгляд в глаза может использоваться как средство установления лидерства. Среди детей широко распространена «игра в гляделки», эквивалент которой можно наблюдать и у взрослых. Личности, склонные к покорности, и люди, занимающие низкое социальное положение, как правило, избегают прямого визуального контакта. В результате большую часть времени они смотрят на ботинки.
Таким образом, визуальный контакт может использоваться либо как средство достижения близости, либо как средство запугивания. Из этого следует, что, уклоняясь от взгляда в глаза собеседнику, человек тем самым или пытается избежать сближения, или выражает социальную покорность. У молодых женщин уклонение от визуального контакта может быть элементом скромного поведения, воспринимаемого как благопристойное и привлекательное. Согласно некоторым антропологам, такое уклонение имеет смысловой оттенок кокетства, поскольку происходит от ритуального приглашения к преследованию. В доказательство инстинктивной основы этого жеста приводят тот факт, что слепорожденные девушки также прибегают к нему, хотя и не могут усвоить его через подражание. Верна эта теория или нет, но несомненно, что использование визуального контакта имеет специфические половые особенности: определенные его схемы могут выглядеть обычными или стимулирующими для одного из полов, но у другого восприниматься совершенно иначе.
Актеры должны «играть глазами», поскольку именно на глазах исполнителя обычно сосредоточено внимание публики и именно в глазах первым делом «отражаются» новые идеи. Поэтому жесту или реплике должна предшествовать мысль, выраженная во взгляде. В плохих любительских постановках актер иногда указывает жестом на предмет еще до того, как взгляд его обратился к этому предмету, или высказывает идею, предварительно не подумав о ней.
ЛИЩЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ
Поскольку лицо — важнейший орган внешнего выражения эмоций, неудивительно, что артисты-исполнители должны с большой оглядкой прибегать к косметическим операциям по подтяжке кожи лица с целью удаления морщин. Правда, на статичной фотографии актеры после косметической операции могут выглядеть моложе, но зато они нередко теряют выразительность лица и способность тепло улыбаться. В худшем случае они становятся похожи на восковые фигуры.
Стремлением к внешней моложавости можно, например, объяснить отмечаемый некоторыми наблюдателями факт преобладания голубоглазых актеров в современных голливудских фильмах. Один из критиков возмущался тем, что в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз» голубоглазыми был и все, кроме главного героя — чернокожего. Возможно, это и преувеличение, однако у мно-гих кинозвезд действительно голубые глаза (например, у Пола Ньюмена, Роберта Редфорда, Стива Маккуина), а производители контактных линз уверяют, что на голубой цвет самый большой спрос. Голубые глаза выглядят молодо из-за того, что они вызывают ассоциацию с младенцами (точно так же натуральные светлые волосы чаще встречаются у детей, чем у взрослых). Однако создатели фильмов могут предпочитать голубой цвет глаз просто как более яркий. А до 1940 года темноглазых героев (например, Лоуренса Оливье) и героинь могли предпочитать из-за того, что в черно-белых фильмах он и выглядели выразительнее.
Левая сторона человеческого лица в целом более выразительна, чем правая. Этот вывод был сделан на основе исследований, в ходе которых людям предлагали определить эмоции актера по фотографиям, разделенным над левую и правую половины. Возможно, это объясняется тем, что правое полушарие мозга «переживает» больше эмоций, чем относительно «холодное», логическое левое полушарие, и эти эмоции передаются контралатеральным лицевым мышцам, которыми оно управляет. Если бы этот эффект был достаточно силен (что сомнительно), то актер, стоящий в левой части сцены, находился бы в более выгодном положении для мимического выражения своих эмоций. Однако не исключено, что тенденция к «левосторонней» эмоциональной выразительности наблюдается лишь в случае, когда эмоция имитируется, а не переживается в действительности. Некоторые исследователи полагают, что искренняя эмоция затрагивает обе стороны лица и что левой частью лица сильнее выражаются лишь те чувства, которые человек пытается продемонстрировать намеренно. По-видимому, здесь участвуют два разных проводящих пути нервной системы: сознательная экспрессия опосредуется корковыми структурами (и поэтому латерализована), тогда как спонтанные эмоции опосредуются подкорковыми частями мозга. Существует два противоположных по своим проявлениям нервных расстройства. При одном пациент способен улыбнуться в ответ на шутку, но не способен изобразить улыбку в ответ на прямую просьбу улыбнуться. При другом расстройстве пациент, наоборот, не реагирует улыбкой на шутку, но может улыбнуться по требованию.
Высказывалось предположение, что существуют значительные индивидуальные различия в степени выразительности левой и правой сторон лица. Смит считает, что людей можно дифференцировать по доминированию левой или правой стороны лица и что большинство людей относится к категории «правосторонних», а меньшинство — к «левосторонним». Доминирует та сторона лица, на которой расстояние между челюстью и лбом больше, на которой меньше ямочек и морщин и которой человек в процессе разговора обычно поворачивается к слушателю. Рот при разговоре открывается шире с доминирующей стороны. Смит утверждает, что примерно у 80% людей доминирует правая сторона лица и что музыкантов в большинстве своем можно отнести к категории «левосторонних». Почти всех великих композиторов, певцов и музыкантов-исполнителей он относит к «левосторонним» (так, по-видимому, проявляется преобладающее развитие правого полушария мозга). Далее Смит утверждает, что ученые, спортсмены, ораторы, актеры и танцовщики значительно чаще оказываются «правосторонними», поскольку успех в этих профессиях больше зависит от «когнитивной артикуляции», которая контролируется левым полушарием. Это интересное исследование до сих пор не было подвергнуто независимой проверке.
Шварц с соавт. изучал связь между активностью лицевых мышц и переживанием эмоций. Когда мужчин И'Я женщин просили вообразить ситуации, в которых они должны были испытывать радость, печаль, гнев и страх (например: «Вы унаследовали миллион долларов» или «Ваша мать умерла»), у женщин активность лицевых мышц была выражена сильнее. Это согласуется с представлением о том, что мощность передаваемого эмоционального сигнала у женщин выше, чем у мужчин. Однако и сами их переживания характеризовались повышенной яркостью и интенсивностью. Возможно, женщины выражают больше эмоций просто из-за того, что они на самом деле испытывают более сильные эмоции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|