Сделай Сам Свою Работу на 5

Кадр из кинофильма «Табор уходит в небо» Кадр из кинофильма «Табор уходит в небо»





Валерий СУХОВЕРОВ,

Историк, востоковед – этнограф, публицист

Волгоград 2009

АРМЯНСКИЕ ЦЫГАНЕ БОША (ГНЧУ)

 

 

Субэтнические группы - обычное и очень частое явление для такого региона, каким является Кавказ, территория которого издавна связана историческими и географическими узами расселения множества малых и больших этнических групп.

Достаточно вспомнить, например, армянских татов или как их ещё называют - татов –григориан, черкесохаев, горских евреев – считающих себя татами, татов – мусульман, считающих себя чуть ли не азербайджанцами…

Внимание, которое в настоящее время уделяется изучению этнографии армянских цыган – боша (гнчу), очень малозначительно. И в различных научных работах отражено в общей информации о цыганах.(3)

Среди этнографических групп цыган, армянские цыгане – боша (гнчу), занимают определенное место. Подобная ситуация связана с большим множеством этнических групп цыган, различающихся по своему происхождению. (3)

Другая ситуация связана, непосредственно с самой этногруппой боша, которая подверглась сильнейшей ассимиляции в армянской среде. В результате длительных межэтнических контактов произошли своеобразные «дополнения» в языке, бытовой культуре, истории, самосознании, религиозных взглядах.



Сам этноним - «боша» имеет неоднозначную этимологию и происходит от армянского слова – бродяга. (2).

Кадр из кинофильма «Табор уходит в небо» Кадр из кинофильма «Табор уходит в небо»

Армянские цыгане - боша, имеют самоназвание «лом» и говорят на одном из диалектов «романи чиб»- ломаверен, который испытал сильнейшее влияние армянской речи и в настоящее время находится на грани исчезновения. Являются билингвистичной этнической группой, её представители говорят на 3 и более языках. Большое преимущество имеет армянский язык (западный диалект). Лингвисты, изучавшие эту группу цыган, выделили около 650 хорошо сохранившихся слов, обнаружив отсутствие греческого пласта. (2)

 

Боша - православные христиане, заимствовавшие у армян григорианское направление. Известно, что они отмечают почти все армянские праздники : Дзунд (Рождество), Зятик (Пасха)…



Традиционная жизнь боша , семейно – бытовые традиции - экзогамны, но в последние несколько сот лет наблюдаются симбиозы во всех сферах жизни.(2)

Основные термины родства имеют армянское и иранское происхождение (3)…

Свадебные, похоронные и другие традиции проходят по –григориански и имеют большое сходство с армянскими.

Боша считают себя армянами и очень часто скрывают свою этническую принадлежность к цыганской среде, не стремятся к самосохранению и легко поддаются ассимиляции. (3)

* * *

Изучение вопроса происхождения боша, начинается с первых отрывочных сведений 17 века . «Дружеские письма» Пьетро Делла Валле.

Известно, что цыгане, именуемые – боша, осели в Армении не дойдя до Византии и не подверглись европейскому влиянию. Изначально эта группа цыган осела в Персии, со временем переселившись на территорию, турецкой (западной) Арменией в 5 – 8 веках нашей эры.(2)

В конце Х1Х и начале ХХ века на территории З. и В. Армении проживало более 50 000 боша - это в основном эриванские, шемаханские, тифлисские, елизаветпольские, проживающие в районах Байабада, Карса, Евдокии (Токат), Эрзерума, Везир –Кепру, Ахалкалака, Басена, Ахальцыха, Сарыкамыша, Олты…

Очень большая группа боша проживала в Ереване – район Конд.

В настоящее ремя боша проживают в Ереване , районы Мараш, Канакер, Сари –Тах . Городе Гюмри – район Боша –Майло. Поселке Харберд (репатрианты 47 –48 г.г. из Греции).

На территории Грузии, цыгане – боша проживают в городах Ахалкалак, Ахальцых и Шаумянском районе, Марнеули и Шуулавере. Общая численность в наст время более 15 тысяч человек ( около 9 тыс – Армения, Турция – 12 тысяч (боша –мусульмане). ( ).



В конце 19 века, отдельные учёные – энтузиасты , проводившие активное исследование Кавказского региона , а так же Закавказья, собрали информацию и по боша, который вошел в монографию В.М. Папазян «Армянские цыгане – боша, этнографический очерк».Этот уникальный материал был опубликован в Московском журнале «Этнографическое обозрение» в 1901 году.(2)

К большому сожалению, с 1917 по 1990 годы не вышло ни одной значительной научной работы и даже - краткого очерка по этнографии, лингвистике , истории боша. (3)

Лишь в 2000 году армянским цыганам – боша были посвящены 6 страничек текста, сопровождаемые фотографиями в монографической книге Н. Деметер , Н. Бессонова, В. Кутенкова «История цыган – Новый Взгляд». (2)

Авторы фундаментального труда о цыганском народе, сами ссылаются на первоисточник – В.М. Папазяна, приводят отрывки из его работы…

Нет никакой информации и в сети Интернет на запрос : «Армянские цыгане – боша», «Жизнь цыган – боша». Рамблер и другие системы поиска отвечают – «ответа не найдено !».(3)

Среди кавказских народов, армянские цыгане – боша занимают нестандартное место: 1) боша сильно ассимилировались в армянской среде – православные григориане, говорящие по –армянски; 2) в научной литературе нет точной информации, единого мнения о том, какую же группу (касту) представляли эти цыгане до прихода в Персию и Армению; 3) этническая история боша до сих пор ждет своего исследования и уточнения .(2), (3).

Известно лишь , что процесс выхода из северо – западной Индии длился приблизительно 350 лет и что первоначально они осели на территории Бактрии (север Афганистана). Прожив там достаточно длительное время, около 300 лет, они продолжили своё перемещение, достигнув Персии (современного Ирана), а уже оттуда медленно двинулись на территорию исторического армянского нагорья. (2).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.