Сделай Сам Свою Работу на 5

БУШЕ Франсуа Boucher, Francois

(1703, Париж - 1770, там же)

 

Французский художник Буше сделал блес-

тящую карьеру, познал все почести,

постоянно получал королевские зака-

зы и был дружен со многими любите-

лями искусства (мадам де Помпадур;

Тессин, шведский посланник в Пари-

же; герцог Шеврский; аббат де

Сен-Нон, банкир Эбертс, хранитель

драгоценностей Блондель д'Азенкур,

имевший 500 рисунков художника).

Тем не менее, начиная с Салона

1760, публика больше не толпится в

восхищении перед его элегантными

картинами, которые кажутся ей из-

лишне легкими. С этого момента и на

протяжении целого столетия критика

игнорирует художника. Лишь на рубе-

же XIX-XX вв. появляется ряд книг

(Манца, Михеля, Нолака, Кана, Фена-

йя), вернувших художнику популяр-

ность. Большая выставка, прошедшая

в 1986-1987 в Нью-Йорке, Детройте и

Париже, позволила оценить значение

художника. Раннее творчество

(1720-1735). Сын орнаментщика и

торговца эстампами Никола Буше,

Франсуа около 1720 работает в мас-

терской Ф. Лемуана, у которого он

получил первые уроки колорита, на-

ряду с более расплывчатыми уроками

итальянцев. Первой его специаль-

ностью, однако, стало ремесло ил-

люстратора: чтобы заработать на

жизнь, юный художник поступает в

мастерскую Ж. Ф. Карса (отца Лора-

на), где рисует виньетки, участвует

в работе над <Историей Франции> П.

Даниеля, гравюры к которой выполнял

Бакуа. Благодаря этим работам, его

замечает коллекционер Жюльен и

предлагает ему гравировать пейзажи

и этюды Ватто (1726-1728). Вскоре

Буше получает Гран При Академии (за

картину <Освобождение Иоакима,

пленника Навуходоносора>, 1723, не

сохранилась). По возвращении из

Италии, где он был в 1726-1731 (?),

Буше женится на МариЖанн Бюзо, ко-

торая часто служит ему моделью. Он

продолжает публиковать гравюры

(<Мольер>, 1734-1737; <Крики Пари-

жа>, 1737) и начинает получать

большие заказы (эскизы на сюжет

<Итальянских праздников>, заказан-

ные Удри для мануфактуры в Бове,

1734). Эти первые годы полностью



посвящены рисунку, копированию и

гравюре, которые придали его талан-

ту легкость и большую работоспособ-

ность. В течение своей жизни Буше

не перестает иллюстрировать (ил-

люстрации к Боккаччо, 1757; Овидию,

1767). Зрелый период (1736 - ок.

1760). Избрание в Академию (<Ри-

нальдо и Армида>, 1734, Париж,

Лувр) открывает для Буше долгую

официальную карьеру профессора

(1737), директора Академии и <пер-

вого художника короля> (1765). Это

время интенсивного творчества ху-

дожника, делящего свое время между

королевскими мануфактурами (ману-

фактуры шпалер в Бовэ, где он рабо-

тал с 1734, и Кор. мануфактура го-

беленов в Париже, инспектором кото-

рой он был в 1755-1765), декорация-

ми для театра и оперы, заказами ко-

роля и мадам де Помпадур, а также

своих друзей. С 1736 он создает се-

рию <Пасторалей> из 14 частей, а в

1739 <Историю Психеи> (<Психея,

принимающая божественные почести>,

Блуа, музей). Неправдоподобность

сюжета предопределила немедленный

успех (между 1741 и 1770 Буше 8 раз

повторяет <Историю Психеи> для ко-

роля Швеции, короля Неаполя, посла

Испании и других). Здесь проявляет-

ся подлинная оригинальность худож-

ника - он превращает грандиозное

искусство Лебрена в чистую декора-

цию, со сдвинутым композиционным

центром, с далекими перспективами,

образованными самыми разными линия-

ми, с бледными тонами, подобные

шелковым тканям. Для Кор. мануфак-

туры гобеленов он создает две зна-

менитые серии - <Любовь богов> (не-

которые композиции которой будут

воспроизведены в <Метаморфозах> в

1767) и <Аминта> (1755-1756, Тур,

музей, и Париж, Банк Франции). Го-

белен <Китайские дивертисменты>

(подаренный в 1764 Людовиком XV ки-

тайскому императору; эскизы - Бе-

зансон, Музей изящных искусств,

1742), орнаментальные рисунки для

фарфоровых изделий Севрской ману-

фактуры (1757-1767) и многочислен-

ные работы для театра и оперы обес-

печили Буше славу самого крупного

декоратора своего времени. В 1742-

1748 Буше занимает должность деко-

ратора парижской Оперы (прежде за-

нимаемую Сервандони) и создает де-

корации к нескольким постановкам

(<Персей> Люлли и Кино, 1746). В

1735 Буше исполняет росписи плафона

в апартаментах королевы в Версаль-

ском дворце (<Королевские доброде-

тели>). Ему поручают написание двух

картин для галереи Малых Апартамен-

тов в Версале (<Охота на тигра>,

1736, Амьен, Музей изящных ис-

кусств; <Охота на крокодила>, 1739,

там же). Одновременно с Удри, Буше

открывает для себя сельские окрест-

ности Бовэ; он вводит в свои компо-

зиции изображение пейзажа, причем

не итальянизирующего, а естествен-

ного (<Сцена в лесу>, 1740, Париж,

Лувр). В 1743-1746 он работает для

Кор. библиотеки в Париже (<Исто-

рия>, Нац. библиотека), а также для

Шуази и для апартаментов дофина в

Версале (<Легенда об Энее>, 1747;

<Вулкан представляет Венере оружие

Энея> из Лувра была помещена в ком-

нате короля в Марли). В те годы

важную роль в жизни Буше играет ма-

дам де Помпадур; в 1752 она добива-

ется для него разрешения жить в

Лувре и поручает художнику украше-

ние столовой в Фонтенбло (1748),

отделку плафона в кабинете Совета

(1753), эскизы гобеленов для Ля Мю-

этт и заказы для Бельвиля (<Свет

мира>, 1750, Лион, Музей изящных

искусств) и Креси (серия рисунков

парковых статуй, небольшие аллего-

рические композиции, серия <Времена

года>, в которой заметно влияние

композиций Ватто, - <Зимние заба-

вы>, 1755, Нью-Йорк, собрание

Фрик). С 1739 Буше использует в ос-

новном галантные и аллегорические

сюжеты (Париж, отель Субиз), а так-

же воображаемые, нередко с оттенком

интимизма (<Завтрак>, 1739, Париж,

Лувр, <Торговка модными товарами>,

1746, Стокгольм, Нац. музей). В

1742 Тес-син приобретает картины

<Леда и лебедь> и <Триумф Венеры>

(Стокгольм, Нац. музей) и заказыва-

ет Буше <Четыре времени суток> (в

1746 было исполнено только <Утро>,

Стокгольм, Нац. музей), а герцог де

Пентьевр - серию <Аминта> (1755,

Париж, Банк Франции). Позднее твор-

чество. В 1752 Рейнолдс, находясь

проездом в Париже, сообщает, что

Буше много работает. Художник заг-

ружен заказами, он собрал огромный

материал, из которого черпает свои

сюжеты (он сам признавался, что

сделал более 10 тысяч рисунков).

Дидро упрекает его за легкость ко-

лорита. После смерти мадам де Пом-

падур в 1764 Мариньи дает ему пер-

вый официальный заказ в антикизиро-

ванном вкусе для Шуази, от которого

Буше вынужден был отказаться по фи-

нансовьм причинам. Художник продол-

жает выставляться в Салоне, хотя

публику начинает больше привлекать

Грёз и Фрагонар. Несмотря на слабе-

ющее зрение, Буше продолжает много

работать. Вместе с Буассе он совер-

шает путешествие во Фландрию

(1766), пишет религиозные картины

(<Поклонение пастухов>, 1764, Вер-

саль, собор), украшает отель Марси-

йи (1769), создает многочисленные

декорации к операм (<Кастор и Пол-

лукс>, 176; <Тесей>, 1765; <Силь-

вия>, 1766). За несколько месяцев

до смерти его избирают почетным

членом петербургской Академии худо-

жеств. Искусство Буше. Гениальность

Лебрена позволила ему более чем на

сорок лет стать ведущим французским

художником; Ватто создает жанр га-

лантных праздников; в первой трети

XVIII в. Буше, ученик Лемуана, пол-

ностью обновляет историческую живо-

пись, его можно считать учителем

таких разных художников, как Бодуан

и Фрагонар, и основателем целой ху-

дожественной школы. Значение его

творчества трудно переоценить.

Прежде всего, в своем гимне женской

красоте он создал новый канон, ве-

ликолепно подходящий к парижскому

обществу того времени и столь полю-

бившийся в эпоху Второй Империи; он

пренебрегает нежностью или немного

дикой сдержанностью, не пытается

взволновать, но передает цветущую

красоту и пикантный шарм (<Смуглая

одалиска>, Париж, Лувр; <Геркулес и

Ом-фала>, Москва, Музей изобрази-

тельных искусств им. А. С. Пушки-

на). Все это способствует утвержде-

нию его репутации распутника. Дейс-

твительно, Буше является художником

счастья, но не столько эротическо-

го, сколько утонченно-чувственного,

великолепно переданного в его ри-

сунках. Эти же черты проявляются и

в его мифологических сценах, и в

очень красивых портретах (<Мадам де

Помпадур>, Мюнхен, Старая пинакоте-

ка; <Пейзажист>, Париж, Лувр). Буше

был очаровательным и полным фанта-

зии пейзажистом (<Пейзаж в окрест-

ностях Бовэ>, 1742, Санкт-Петер-

бург, Гос. Эрмитаж), великим деко-

ратором (<Отдых на пути в Египет>,

там же) и самым талантливым в XVIII

в. орнаменталистом, которому столь

часто подражали в XIX столетии. Его

творчество олицетворяет собой эн-

циклопедический дух эпохи. Буше был

хорошо образованным художником

(так, он знал творчество венециан-

цев и коллекционировал картины се-

верных мастеров, распроданные в

1771). Мастер виртуозных пылких ри-

сунков, в своих живописных работах

он тем не менее тщательно прописы-

вае все детали. Его живописная тех-

ника и стремление показать мир

светлым и счастливым повлияли на

все искусство конца XVIII в. от

Фрагонара до Давида. Выставка про-

изведений Буше в 1986 прошла в Нь-

юЙорке, Детройте и Париже.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.