БУШЕ Франсуа Boucher, Francois
(1703, Париж - 1770, там же)
Французский художник Буше сделал блес-
тящую карьеру, познал все почести,
постоянно получал королевские зака-
зы и был дружен со многими любите-
лями искусства (мадам де Помпадур;
Тессин, шведский посланник в Пари-
же; герцог Шеврский; аббат де
Сен-Нон, банкир Эбертс, хранитель
драгоценностей Блондель д'Азенкур,
имевший 500 рисунков художника).
Тем не менее, начиная с Салона
1760, публика больше не толпится в
восхищении перед его элегантными
картинами, которые кажутся ей из-
лишне легкими. С этого момента и на
протяжении целого столетия критика
игнорирует художника. Лишь на рубе-
же XIX-XX вв. появляется ряд книг
(Манца, Михеля, Нолака, Кана, Фена-
йя), вернувших художнику популяр-
ность. Большая выставка, прошедшая
в 1986-1987 в Нью-Йорке, Детройте и
Париже, позволила оценить значение
художника. Раннее творчество
(1720-1735). Сын орнаментщика и
торговца эстампами Никола Буше,
Франсуа около 1720 работает в мас-
терской Ф. Лемуана, у которого он
получил первые уроки колорита, на-
ряду с более расплывчатыми уроками
итальянцев. Первой его специаль-
ностью, однако, стало ремесло ил-
люстратора: чтобы заработать на
жизнь, юный художник поступает в
мастерскую Ж. Ф. Карса (отца Лора-
на), где рисует виньетки, участвует
в работе над <Историей Франции> П.
Даниеля, гравюры к которой выполнял
Бакуа. Благодаря этим работам, его
замечает коллекционер Жюльен и
предлагает ему гравировать пейзажи
и этюды Ватто (1726-1728). Вскоре
Буше получает Гран При Академии (за
картину <Освобождение Иоакима,
пленника Навуходоносора>, 1723, не
сохранилась). По возвращении из
Италии, где он был в 1726-1731 (?),
Буше женится на МариЖанн Бюзо, ко-
торая часто служит ему моделью. Он
продолжает публиковать гравюры
(<Мольер>, 1734-1737; <Крики Пари-
жа>, 1737) и начинает получать
большие заказы (эскизы на сюжет
<Итальянских праздников>, заказан-
ные Удри для мануфактуры в Бове,
1734). Эти первые годы полностью
посвящены рисунку, копированию и
гравюре, которые придали его талан-
ту легкость и большую работоспособ-
ность. В течение своей жизни Буше
не перестает иллюстрировать (ил-
люстрации к Боккаччо, 1757; Овидию,
1767). Зрелый период (1736 - ок.
1760). Избрание в Академию (<Ри-
нальдо и Армида>, 1734, Париж,
Лувр) открывает для Буше долгую
официальную карьеру профессора
(1737), директора Академии и <пер-
вого художника короля> (1765). Это
время интенсивного творчества ху-
дожника, делящего свое время между
королевскими мануфактурами (ману-
фактуры шпалер в Бовэ, где он рабо-
тал с 1734, и Кор. мануфактура го-
беленов в Париже, инспектором кото-
рой он был в 1755-1765), декорация-
ми для театра и оперы, заказами ко-
роля и мадам де Помпадур, а также
своих друзей. С 1736 он создает се-
рию <Пасторалей> из 14 частей, а в
1739 <Историю Психеи> (<Психея,
принимающая божественные почести>,
Блуа, музей). Неправдоподобность
сюжета предопределила немедленный
успех (между 1741 и 1770 Буше 8 раз
повторяет <Историю Психеи> для ко-
роля Швеции, короля Неаполя, посла
Испании и других). Здесь проявляет-
ся подлинная оригинальность худож-
ника - он превращает грандиозное
искусство Лебрена в чистую декора-
цию, со сдвинутым композиционным
центром, с далекими перспективами,
образованными самыми разными линия-
ми, с бледными тонами, подобные
шелковым тканям. Для Кор. мануфак-
туры гобеленов он создает две зна-
менитые серии - <Любовь богов> (не-
которые композиции которой будут
воспроизведены в <Метаморфозах> в
1767) и <Аминта> (1755-1756, Тур,
музей, и Париж, Банк Франции). Го-
белен <Китайские дивертисменты>
(подаренный в 1764 Людовиком XV ки-
тайскому императору; эскизы - Бе-
зансон, Музей изящных искусств,
1742), орнаментальные рисунки для
фарфоровых изделий Севрской ману-
фактуры (1757-1767) и многочислен-
ные работы для театра и оперы обес-
печили Буше славу самого крупного
декоратора своего времени. В 1742-
1748 Буше занимает должность деко-
ратора парижской Оперы (прежде за-
нимаемую Сервандони) и создает де-
корации к нескольким постановкам
(<Персей> Люлли и Кино, 1746). В
1735 Буше исполняет росписи плафона
в апартаментах королевы в Версаль-
ском дворце (<Королевские доброде-
тели>). Ему поручают написание двух
картин для галереи Малых Апартамен-
тов в Версале (<Охота на тигра>,
1736, Амьен, Музей изящных ис-
кусств; <Охота на крокодила>, 1739,
там же). Одновременно с Удри, Буше
открывает для себя сельские окрест-
ности Бовэ; он вводит в свои компо-
зиции изображение пейзажа, причем
не итальянизирующего, а естествен-
ного (<Сцена в лесу>, 1740, Париж,
Лувр). В 1743-1746 он работает для
Кор. библиотеки в Париже (<Исто-
рия>, Нац. библиотека), а также для
Шуази и для апартаментов дофина в
Версале (<Легенда об Энее>, 1747;
<Вулкан представляет Венере оружие
Энея> из Лувра была помещена в ком-
нате короля в Марли). В те годы
важную роль в жизни Буше играет ма-
дам де Помпадур; в 1752 она добива-
ется для него разрешения жить в
Лувре и поручает художнику украше-
ние столовой в Фонтенбло (1748),
отделку плафона в кабинете Совета
(1753), эскизы гобеленов для Ля Мю-
этт и заказы для Бельвиля (<Свет
мира>, 1750, Лион, Музей изящных
искусств) и Креси (серия рисунков
парковых статуй, небольшие аллего-
рические композиции, серия <Времена
года>, в которой заметно влияние
композиций Ватто, - <Зимние заба-
вы>, 1755, Нью-Йорк, собрание
Фрик). С 1739 Буше использует в ос-
новном галантные и аллегорические
сюжеты (Париж, отель Субиз), а так-
же воображаемые, нередко с оттенком
интимизма (<Завтрак>, 1739, Париж,
Лувр, <Торговка модными товарами>,
1746, Стокгольм, Нац. музей). В
1742 Тес-син приобретает картины
<Леда и лебедь> и <Триумф Венеры>
(Стокгольм, Нац. музей) и заказыва-
ет Буше <Четыре времени суток> (в
1746 было исполнено только <Утро>,
Стокгольм, Нац. музей), а герцог де
Пентьевр - серию <Аминта> (1755,
Париж, Банк Франции). Позднее твор-
чество. В 1752 Рейнолдс, находясь
проездом в Париже, сообщает, что
Буше много работает. Художник заг-
ружен заказами, он собрал огромный
материал, из которого черпает свои
сюжеты (он сам признавался, что
сделал более 10 тысяч рисунков).
Дидро упрекает его за легкость ко-
лорита. После смерти мадам де Пом-
падур в 1764 Мариньи дает ему пер-
вый официальный заказ в антикизиро-
ванном вкусе для Шуази, от которого
Буше вынужден был отказаться по фи-
нансовьм причинам. Художник продол-
жает выставляться в Салоне, хотя
публику начинает больше привлекать
Грёз и Фрагонар. Несмотря на слабе-
ющее зрение, Буше продолжает много
работать. Вместе с Буассе он совер-
шает путешествие во Фландрию
(1766), пишет религиозные картины
(<Поклонение пастухов>, 1764, Вер-
саль, собор), украшает отель Марси-
йи (1769), создает многочисленные
декорации к операм (<Кастор и Пол-
лукс>, 176; <Тесей>, 1765; <Силь-
вия>, 1766). За несколько месяцев
до смерти его избирают почетным
членом петербургской Академии худо-
жеств. Искусство Буше. Гениальность
Лебрена позволила ему более чем на
сорок лет стать ведущим французским
художником; Ватто создает жанр га-
лантных праздников; в первой трети
XVIII в. Буше, ученик Лемуана, пол-
ностью обновляет историческую живо-
пись, его можно считать учителем
таких разных художников, как Бодуан
и Фрагонар, и основателем целой ху-
дожественной школы. Значение его
творчества трудно переоценить.
Прежде всего, в своем гимне женской
красоте он создал новый канон, ве-
ликолепно подходящий к парижскому
обществу того времени и столь полю-
бившийся в эпоху Второй Империи; он
пренебрегает нежностью или немного
дикой сдержанностью, не пытается
взволновать, но передает цветущую
красоту и пикантный шарм (<Смуглая
одалиска>, Париж, Лувр; <Геркулес и
Ом-фала>, Москва, Музей изобрази-
тельных искусств им. А. С. Пушки-
на). Все это способствует утвержде-
нию его репутации распутника. Дейс-
твительно, Буше является художником
счастья, но не столько эротическо-
го, сколько утонченно-чувственного,
великолепно переданного в его ри-
сунках. Эти же черты проявляются и
в его мифологических сценах, и в
очень красивых портретах (<Мадам де
Помпадур>, Мюнхен, Старая пинакоте-
ка; <Пейзажист>, Париж, Лувр). Буше
был очаровательным и полным фанта-
зии пейзажистом (<Пейзаж в окрест-
ностях Бовэ>, 1742, Санкт-Петер-
бург, Гос. Эрмитаж), великим деко-
ратором (<Отдых на пути в Египет>,
там же) и самым талантливым в XVIII
в. орнаменталистом, которому столь
часто подражали в XIX столетии. Его
творчество олицетворяет собой эн-
циклопедический дух эпохи. Буше был
хорошо образованным художником
(так, он знал творчество венециан-
цев и коллекционировал картины се-
верных мастеров, распроданные в
1771). Мастер виртуозных пылких ри-
сунков, в своих живописных работах
он тем не менее тщательно прописы-
вае все детали. Его живописная тех-
ника и стремление показать мир
светлым и счастливым повлияли на
все искусство конца XVIII в. от
Фрагонара до Давида. Выставка про-
изведений Буше в 1986 прошла в Нь-
юЙорке, Детройте и Париже.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|