|
ЧТО ЖУРНАЛИСТУ ВЗЯТЬ С СОБОЙ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В «ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ»
Подготовка журналиста к поездке в «горячую точку»
Цели и задачи модуля:
Рассмотреть, каким образом журналисту необходимо готовиться к поездке в зону вооруженного конфликта, что нужно и что не нужно брать с собой в дорогу.
План модуля:
1) Ответственный шаг – принятие решения о поездке;
2) Что необходимо сделать перед поездкой;
3) Какие вещи следует (а какие не следует) брать с собой, отправляясь в опасную командировку.
Прежде, чем отправиться в командировку в зону вооруженного конфликта, журналисту необходимо соответствующим образом подготовиться. Прежде всего, подготовиться морально, психологически. Нужно отдавать себе отчет, что работа в «горячей точке» связана с немалыми сложностями и опасностями, даже с риском для жизни. Несмотря на существование международного гуманитарного права, защищающего гражданских лиц, в том числе и журналистов, во время вооруженных конфликтов, множество журналистов погибли в «горячих точках» или стали калеками, многие были захвачены в заложники или просто, насмотревшись ужасов войны, получили глубокие душевные травмы.
«У журналистов тоже бывает «чеченский (или афганский, таджикский) синдром», - писал корреспондент «Московских Новостей» Валерий Батуев. - И журналистам, как солдатам, тоже по ночам снятся кошмары. Журналист, увидевший войну, возвращается оттуда другим. Там льется кровь, а здесь я долго по возвращении с войны не мог пойти на дискотеку, концерт… Все мысли были только о войне… И это состояние было очень сложно побороть. Я знаю случай, когда российский журналист, молодой парень, пройдя всю первую чеченскую войну, не смог вернуться в журналистику. В конце концов он ушел в монастырь». (Успокойтесь, если сразу вас не убили // Московские новости, 2-8 апреля 2002 г.).
Несмотря на трудности и опасности, многие репортеры, побывавшие в «горячей точке» отмечали, что война стала для них чем-то вроде наркотика: им хотелось туда ехать снова и снова. Поэтому стоит со всей серьезностью отнестись к словам Валерия Батуева: «Прежде, чем отправиться в «горячую точку», надо хорошенько подумать: а надо ли вам ехать туда?».
Если журналист все же решил ехать в «горячую точку», ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:
- Выучить хотя бы основные нормы международного гуманитарного права.
- Постараться вспомнить и уточнить, не живут ли в районе вооруженного конфликта, куда журналист направляется, его знакомые (или знакомые его родных, друзья знакомых, коллег по работе и т.д.). Если удастся обнаружить таких людей, надо записать все их координаты и заранее постараться связаться с ними, сообщить о планируемом приезде. Такие связи очень полезны для журналиста, так как эти люди могут стать источниками важной информации о происходящем в «горячей точке», надежными проводниками, они могут порекомендовать, к кому еще можно обратиться.
- Изучить обычаи и традиции местности, куда предстоит отправиться (их знание может очень помочь в работе, а их незнание, наоборот, может очень повредить).
- Изучить географию той местности, знать, где находятся какие города, поселки, реки и т.д. (Но не нужно брать с собой подробную карту местности, – чтоб не приняли за шпиона, – разве что туристическую карту. По этой же причине не нужно брать с собой биноклей и других вещей, ассоциирующихся со шпионским ремеслом).
- Изучить язык, на котором разговаривают в той местности. Хотя бы на самом элементарном уровне – например, чтоб суметь представиться, спросить, что вам необходимо (попросить о помощи, узнать маршрут, вызвать начальника), и понять, что скажут в ответ. В крайнем случае, можно взять с собой разговорник, выучив несколько основных фраз из него. Но, разумеется, чем лучше журналист знает язык той страны, где находится, тем меньше трудностей он будет испытывать.
- Узнать, какиезаконыдействуют в данной местности, какие установлены ограничения свободы передвижения, правила аккредитации журналистов, правила фото- и видеосъемки.
Получить информацию о законах, нравах, обычаях, географии интересующей вас местности, а также об истории развития вооруженного конфликта и современном положении дел, можно из разных источников. Например, из сети Интернет, из книг, материалов СМИ, из общения с людьми, которые недавно вернулись из зоны данного вооруженного конфликта. Можно также обратиться в посольство или консульство той страны, куда предстоит отправиться. Понятно, что разные источники обладают разной степенью достоверности. Лучше их использовать в комплексе. Чем больше журналист узнает перед поездкой о том месте, куда он отправляется – тем лучше для него (и в плане успешной профессиональной деятельности, и просто в плане безопасности).
- Застраховать свою жизнь, здоровье, имущество.
«…Желательно, чтобы редакция вас застраховала. И застраховала бы от двух вещей. Во-первых, это ваша эвакуация на случай ранения или болезни, и второе – на финансирование оперативных мероприятий в случае, если вас захватят, и вы потеряетесь. Очень часто правоохранительные органы встают перед такой дилеммой: можно заплатить за информацию, они знают, кому, но денег нет». (Федорович В.Р. Основы жизнеобеспечения журналистов, работающих в экстремальных условиях // Журналисты в «горячих точках». М., 2000).
Ни один западный журналист не поедет в «горячую точку» без страховки. Причем сумма одной такой страховки обычно составляет десятки тысяч долларов. Страхует журналиста, как правило, редакция. В России практика страхования журналистов, отправляющихся в зону вооруженного конфликта, стала привычной пока только в крупнейших, общефедеральных СМИ, а в регионах только начинает приживаться.
- Сделать прививки от болезней, распространенных в той местности, куда предстоит отправиться.
-Узнатьгруппу и резус-фактор своей крови. Рекомендуется записать эти данные на первой странице записной книжки, или на бумажке, которую затем вложить в паспорт.
- Тщательно продумать и согласовать с редактором маршрут,рекомендуется такжеустановить контрольные точки и время для выхода на связь с редакцией. (Это поможет в поиске журналиста, если возникнет непредвиденная ситуация). Не помешает выработать условные обозначения – чтобы те или иные безобидные фразы служили сигналом бедствия (ситуации бывают разные, и лучше перестраховаться, чем недостраховаться).
- Отправляясь в командировку в горячую точку, журналисту лучше всего иметь строго определенное задание (например, написать зарисовку о герое-пограничнике, репортаж о восстановлении взорванных мостов и очерк о жизни в лагере беженцев). Чем конкретнее задание – тем лучше. Если журналист сам не знает, чего он хочет от своей командировки, то командировка, вероятно, пропадет даром; если он говорит офицерам пресс-службы, что собрался «поискать что-нибудь интересное», то его могут и задержать на всякий случай как подозрительную личность.
- Заранее, еще до поездки, связаться с пресс-центром, при котором журналист собирается аккредитоваться (как вариант: с командованием военной части или властями населенного пункта, в который он собирается отправиться)
ЧТО ЖУРНАЛИСТУ ВЗЯТЬ С СОБОЙ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В «ГОРЯЧУЮ ТОЧКУ»
(речь здесь не идет о вещах само собой разумеющихся типа зубной щетки или бритвы)
Первая категория: ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ВЗЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:
- Медицинская аптечка с самыми необходимыми медикаментами (ее, конечно, мало просто иметь при себе: важно быть способным оказать первую медицинскую помощь себе и другим). Но шприцы и наркосодержащие вещества по возможности лучше не брать: из-за них при обыске могут ограбить или даже убить.
- Документы– те, которые необходимы для работы там, куда едет журналист. (Например, паспорт, виза, журналистское и командировочное удостоверение).
- Деньги. Прежде всего, речь идет о национальной валюте той местности, куда направляется журналист. Также рекомендуется иметь при себе некоторое количество «твердой», свободно конвертируемой валюты (такой, как доллары, евро).
- Сигареты(недорогие: среднего достоинства). Их нужно брать, даже если не куришь. Сигареты в армии – «свободно конвертируемая валюта». Например, журналист имеет больше шансов свободно пройти через контрольно-пропускной пункт, если у него есть сигареты, чтобы угостить ими солдата, стоящего на КПП. (Причем, важно, чтобы это воспринималось не как взятка, а будто журналист действительно делится по-братски!). Наряду с сигаретами, для налаживания контакта могут хорошо подойти недорогие зажигалки и элементарные лекарственные средства, такие, как аспирин, анальгин, парацетамол, активированный уголь, пластырь.
- Запас продовольствия и воды. (Позволяющий продержаться несколько дней, если журналист окажется там, где нет никаких полевых кухонь). Разумеется, продукты должны быть компактные и не скоропортящиеся (сухари, консервы, тушенка и т.п.). Причем незначительные, казалось бы, детали, могут иметь очень большое значение. Например, ясно, что воду лучше всего хранить в практичной небьющейся фляжке. Но не нужно брать с собой фляжку армейского образца (вся экипировка журналиста должна быть сугубо гражданской, чтоб не вызывать лишних вопросов и подозрений!). Отправляясь в местность, где преобладает мусульманское население, не надо брать с собой свиную тушенку (среди мусульман не принято есть свинину).
Обязательно нужно взять спирт (или водку) и сладости (конфеты, шоколад). В зонах вооруженных конфликтов сладости, как правило, являются дефицитом, и их можно использовать не только для собственного употребления, но и как средство установления контакта с людьми. Спирт (водка) на войне зачастую ценится дороже, чем деньги. В Чечне, например, был случай, когда местный житель согласился подвезти журналиста до другого населенного пункта, но в качестве платы за услугу потребовал бутылку спирта, а не деньги. «Что я здесь куплю на эти бумажки!?» - заметил он. В то же время использовать спирт (водку) в качестве платы за услугу надо осторожно, так как уместно это не всегда: командир может разозлиться, что кто-то спаивает его подчиненных. Водку (спирт) удобнее всего перевозить в пластиковых бутылках из-под минералки. Даже для журналиста, который в принципе не пьет, на войне без «ста грамм» порой не обойтись – иначе от постоянных психических нагрузок и стрессов можно просто сойти с ума. Спирт (водка) может использоваться и как дезинфицирующее, и как «согревающее» средство. Но речь идет именно о «ста граммах», не более. На пьяного журналиста, шатающегося в расположении войск, военнослужащие будут смотреть с недобрыми чувствами. Если офицеры устраивают застолье и приглашают журналиста – с его стороны будет этично выставить что-нибудь на общий стол. Но, опять же, напиваться не следует.
- Дополнительный комплект одежды(и обязательно иметь при себе теплые вещи!). Одежда должна отвечать четырем основным условиям: быть явно гражданской (никаких камуфляжных курток!), быть практичной и удобной (ясно, к примеру, что джинсы лучше парадных брюк), быть явно недорогой (из-за дорогой куртки, а тем более из-за стильных армейских ботинок могут убить) и быть не яркого цвета (чтобы не привлекать лишнего внимания). Одежда на войне быстро становится грязной, а, учитывая, что помыться зачастую бывает негде, дополнительный комплект просто необходим.
- Фонарик(самый простой, дешевый), запасные батарейки и лампочки к нему.
- Переведенный на местный язык бейдж (нужно, чтоб он был, но необязательно постоянно носить его на груди).
Вторая категория: ВЕЩИ, О ВЗЯТИИ КОТОРЫХ НУЖНО ПОДУМАТЬ:
- ЭкземплярЖеневских конвенций 1949 г.иДополнительных протоколов к ним от 1977 г.
- Бронежилет. Недостаток этой вещи в том, что она не будет восприниматься как сугубо гражданская. Но, тем не менее, может оказаться очень полезной. Если в редакции нет собственного бронежилета – можно позаимствовать его, например, в правоохранительных органах, с которыми у журналистов нередко бывают хорошие связи.
- Радиоприемник (Находясь в каком-то определенном месте, журналист должен владеть информацией о развитии событий во всей зоне конфликта - это необходимо как для профессиональной деятельности, так и, в некоторых случаях, для обеспечения собственной безопасности).
- Cпутниковый телефон... С его помощью, конечно, удобно передавать информацию. Правда, вещь эта дорогая (наличие дорогих вещей создает дополнительную опасность) и, к тому же, может ассоциироваться со шпионской деятельностью. В принципе, многие журналисты могут обойтись и без спутникового телефона, пользуясь, например, военными средствами и каналами связи для передачи информации (армейские пресс-центры обычно предоставляют такую возможность). Местные гражданские власти также способны оказать помощь журналисту в этом плане. Один из вариантов – попросить у главы местной администрации документ, который обязывал бы местных чиновников предоставлять журналисту возможность передать сообщение в редакцию по телефону или Интернету. Корреспондент газеты «Уральский рабочий» Владимир Рубцов во время первой чеченской кампании просто набирал в командировке материал, а потом возвращался, и уже в редакции писал на основе собранного материала очерки, корреспонденции, зарисовки. Но, конечно, этот способ не подходит для представителей информационных агентств и других журналистов, для которых особенно важна оперативность.
- Несколько номеров своей газеты (если в командировку едет журналист печатного издания). Как правило, «гражданские» газеты являются дефицитом в зоне вооруженного конфликта. К тому же, если издание честно и профессионально освещает события, оно может послужить для журналиста хорошей «визитной карточкой».
- Рюкзак. Вещи удобнее всего переносить именно в рюкзаке: руки остаются свободными для блокнота, фотоаппарата и т.д.
Резюмируя данную тему, нужно отметить, что чем тщательнее журналист подготовится к поездке в «горячую точку», тем больше шансов будет у него плодотворно поработать в ходе своей командировки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|