Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки формирования «новой восточной политики» ФРГ





Алешковский И.А.

«Новая» восточная политика ФРГ в контексте европейской
безопасности (60-70-е годы XX века)

Предпосылки формирования «новой восточной политики» ФРГ

В марте 1969 г. прошли шестые выборы в нижнюю палату немецкого парламента – Бундестаг. По итогам выборов представители блока Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС / ХСС) набрали в совокупности 46,1% голосов избирателей и все ещё продолжали оставаться крупнейшей фракцией в Бундестаге. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с кандидатом в канцлеры Вилли Брандтом (W. Brandt) получила 42,7% голосов избирателей. Третье место заняла Свободная демократическая партия (СвДП), набрав 5,8% [17]. 21 октября 1969 г. впервые в истории ФРГ главой федерального правительства был избран представитель социал-демократов Вилли Брандт, который представил себя как «канцлер внутренних реформ». В нем своеобразно сочетались психологическая замкнутость, политический идеализм и социальная неуверенность. Глава свободных демократов Вальтер Шеель (Walter Scheel) стал вице-канцлером и министром иностранных дел. Статс-секретарем службы федерального канцлера ФРГ был назначен представитель СДПГ Эгон Бар (Egon Bahr). Вилли Брандт и Вальтер Шеель стали инициаторами политики разрядки в своих партиях, поскольку оба опасались, что «доктрина Хальштейна», претензия на единоличное представительство всех немцев, непризнание ГДР и риторика вокруг статус-кво могут привести к внешнеполитической изоляции ФРГ.В. Брандт и В. Шеель хотели предотвратить опасность изоляции путем проведения «двухсторонней, но не двусмысленной внешнеполитической линии» [11]. Во внешнеполитических вопросах СДПГ и СвДП выступали с единой согласованной позиции, основной отправной точкой которой являлось осознание необходимости ее модернизации, в том числе пересмотра отношений ФРГ со странами «восточного блока». Основой внешнеполитического курса правительства В. Бранда стала внешнеполитическая стратегия «Перемены через сближение» Э. Бара. Новая концепция означает начало постепенного сближения обоих немецких государств и перехода от простого сосуществования ко все более тесному сотрудничеству. Таким образом, расстановка внутриполитических сил в Бонне, по итогам выборов 1969 г., была благоприятна для выработки и реализации новой, коренным образом отличающейся от проводимой федеральными правительствами ранее, «восточной политики» ФРГ («Восточная политика» – одно из основных направлений внешней политики ФРГ, представляющая ее отношения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с СССР–Россией). Западная Германия, поставленная в 1969 г. перед выбором «идти прежним путем или коренным образом изменить внутреннюю и внешнюю политику», сделала свой выбор в пользу пересмотра государственных политических ориентиров, проводником которых и намеревалось выступить новое руководство страны [10]. В то же время возможность выхода из оппозиции и приход к власти в ФРГ в 1969 г. СДПГ, а также изменения внешнеполитических установок ФРГ в отношениях с СССР и странами восточного блока были непосредственно связаны с объективными реальностями международной жизни, началом процесса разрядки международной напряженности. Западный и Восточный блоки пытались прийти к взаимопониманию и нащупать точки соприкосновения по ряду актуальных проблем международных отношений. Произошла переориентация внешней политики США и стран Западной Европы с политики конфронтации и нагнетания напряженности, к политике разрядки и сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. Как отмечает М.С. Горбачев, «замышляя новую восточную политику и осуществляя ее на практике, Брандт имел в виду вполне определенную концепцию Европы… видел будущее Европы во взаимодействии ее западной и восточной частей» [1].





Руководство СССР, рассматривая налаживание отношений с крупнейшим европейским государством – ФРГ – в качестве одного из внешнеполитических приоритетов, оперативно отреагировало на изменение западногерманского политического климата. В Москве пристально следили за ходом предвыборной кампании 1969 г. в ФРГ, прорабатывая различные варианты активизации межгосударственного сотрудничества и налаживания отношений с Бонном. Вероятная победа СДПГ представляла реальную возможность продвинуться в деле решения проблем советско-германских отношений. Помимо правительственных заявлений о готовности к сотрудничеству с Бонном, официальной переписки и обмену протокольными делегациями, Москвой был предпринят ряд шагов особого характера. Не дожидаясь результатов выборов, советскими спецслужбами с санкции высшего руководства страны была установлена неофициальная связь с первыми лицами Социал-демократической партии ФРГ. Известный советский дипломат, доктор исторических наук В. И.Попов в монографии «Современная дипломатия» в главе «Из истории конфиденциальных каналов» посвящает отдельный раздел тайному каналу между руководством СССР и ФРГ. На основе воспоминаний непосредственных участников событий, В.И. Попов указывает, что канал был установлен непосредственно по инициативе Л.И. Брежнева и позволял руководству двух стран осуществлять обмен письмами, минуя установленные в подобных случаях официальные бюрократические формальности [13, С. 541-559]. Посредством тайного канала сторонам удалось вести прямой диалог и найти решение многих важнейших политических вопросов, «знать из первых рук точку зрения руководителей двух государств, не искаженную оценками других министров или материалами, подготовленными дипломатическими чиновниками, знать все тонкости мыслей главных руководителей страны» [13, С. 556]. Тем самым очевидным является то, что в 1969 г. инициатива в области поиска компромисса по ряду актуальных вопросов советско-западногерманских отношений проявилась с обеих сторон «железного занавеса». Москва и Бонн, адекватно отреагировали на вызовы мировой политики и выразили готовность к прямому общению по всему ряду имеющихся проблем.



Важнейшей внешнеполитической предпосылкой новой восточной политики В. Брандта стала сделка «газ – трубы» – заключение в 1970 г. долгосрочного соглашения между СССР и ФРГ о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с оплатой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири. Идея заключения такого бартерного контракта «газ – трубы» была предложена министром иностранных дел СССР А.А. Громыко в ходе его выступления на выставке в Ганновере в 1969 г. Сделке предшествовали девятимесячные переговоры, проходившие в Вене, Москве, Эссене и Кельне. Переговоры завершились заключением 1 февраля 1970 г. в Эссене соглашения, подписанного министром внешней торговли СССР Н.С. Патоличевым и министром экономики ФРГ К. Шиллером, о поставке природного газа из СССР в Западную Германию. Согласно подписанным договорам, СССР обязывался ежегодно поставлять в ФРГ 3 млрд м³ природного газа. ФРГ в лице фирмы Mannesmann брала на себя обязательство расплатиться за получаемое топливо 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых ССР для прокладки газопроводов в Западную Европу. В свою очередь, газовой компании Ruhrgas предстояло закупать советский газ и снабжать им клиентов в ФРГ через собственные газораспределительные сети. Финансовое обеспечение сделки гарантировал Deutsche Bank.

После подписания договоров К. Шиллер произнес: «Мы, представители экономики и техники, вносим практический вклад в дело мира» [7]. Таким образом, в рассматриваемый период произошло сочетание, с одной стороны, объективных факторов международных отношений, повлекших за собой изменения во внешней политике ФРГ, и, с другой стороны, субъективных условий – прихода к власти в ФРГ сил, готовых произвести этот поворот. Соединение этих факторов позволило правительству канцлера В. Брандта сделать важные шаги в направлении нормализации отношений с «восточным блоком» и разрядки международной напряженности в Европе в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.