Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды избирательных систем.

Термин «избирательная система» используется в двух значениях. В широком смысле под избирательной системой понимается комплекс общественных отношений, связанных с проведением выборов. В узком смысле это установленный законом порядок распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Наиболее распространенными видами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарнаяизбирательная система — это такая система распределения выборных мандатов, в основе, которой лежит принцип большинства: избранным считается кандидат, получивший на выборах установленное законом большинство голосов избирателей. Требуемое для избрания большинство может быть различным: относительным (побеждает кандидат, получивший число голосов большее, чем любой другой кандидат), абсолютным (избранным является кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей) или квалифицированным (/^, /4 и т.п.). Мажоритарная система относительного большинства используется,/например, при проведении парламентских выборов в Великобритании, система абсолютного большинства — для избрания Национального собрания (нижней палаты парламента) Франции. Система квалифицированного большинства применяется весьма редко: избрание Президента Италии производится двумя третями голосов Парламента и делегатов областей (правда, после третьего тура голосования достаточно абсолютного большинства).

Мажоритарная избирательная система имеет как преимущества, так и недостатки. К числу преимуществ можно отнести ее простоту и доступность механизма ее действия для понимания всеми избирателями, возможность поименного знания избирателями выдвинутых кандидатов (а значит, и избранных лиц), возможность непосредственного участия избирателей в выдвижении кандидатов. Недостатки мажоритарной системы проявляются в том, что существует опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с соотношением, реально существующим в обществе; невозможно учесть избирательские предпочтения не отдавших голоса за избранного в данном избирательном округе кандидата.



Пропорциональнаяизбирательная система заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей. Главное достоинство данной системы состоит в том, что она (по крайней мере, в ее классическом виде) — наиболее справедливая по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению представленных в парламенте политических сил. Ее недостатки в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (они могут лишь поставить подписи в поддержку кандидатов, выдвигаемых партийными органами) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют, и кто именно будет избран в состав избираемого коллегиального органа (следует иметь в виду, что использование данной избирательной системы для избрания должностного лица невозможно, так как она может быть применена только в рамках многомандатных избирательных округов). При использовании данной системы происходит выдвижение не отдельных кандидатов, а целых списков кандидатов, составляемых и выдвигаемых политическими партиями (а в некоторых странах — также некоторыми иными общественными объединениями). Предвыборная борьба ведется между партийными списками кандидатов, а не между отдельными кандидатами. Избиратели голосуют за (или против) списков кандидатов. Такие списки составляются партийными органами (обычно — съездами, конференциями или собраниями партий). Списки бывают гибкими и жесткими. Жесткие списки означают, что для 'определения кандидатов, которые окажутся избранными от данной партии, имеет значение та последовательность кандидатов в ее списке, которую установит соответствующий партийный орган: каждый избиратель может проголосовать только за тот или иной список в целом, при этом избранными по каждому списку считаются кандидаты, чьи фамилии в нем обозначены первыми — в том количестве, какое число мест в избираемом органе получила данная партия. Гибкиежесписки предполагают, что для определения , какие именно кандидаты конкретного списка окажутся избранными депутатами, имеет значение не очередность их в списке, установленная партийным органом, который данный список составляет, а популярность отдельных кандидатов списка среди избирателей: каждый избиратель голосует не только за список в целом, но и выражает свое отношение к отдельным кандидатам избранного им списка. Для этого используется институт преференцийцифровых обозначений предпочтительности кандидатов списка для данного избирателя. Избранными от данной партии будут кандидаты, получившие наибольшее число первых или близких к ним преференций.

В рамках пропорциональной избирательной системы используются различные методы распределения мандатов. Наиболее распространенными из них являются метод квоты и метод делителей.

Методквотыбыл разработан в XIX в. англичанином Томасом Хэром. Он основан на том, что каждая партия должна получить в избираемом органе число мест, равное частному между количеством полученных ею голосов избирателей и избирательной квотой (а точнее — целому числу этого частного). При этом квота — это количество голосов избирателей, необходимое для получения партией хотя бы одного мандата, т.е. число избирателей, приходящееся на один выборный мандат. Для определения квоты самым простым способом количество голосов избирателей (точнее действительных избирательных бюллетеней) надо разделить на число замещаемых по округу мандатов (позже был предложен ряд других способов определения квоты, которые, по мнению их авторов, позволяют распределить выборные мандаты в округе более точно, но в основе всех их лежит метод Т. Хэра).

Однако только с помощью этих двух операций (определение квоты и деление на нее количества голосов, полученных каждой партией) почти никогда не удается распределить все замещаемые по данному избирательному округу мандаты. Распределенной оказывается лишь часть мандатов, так как целых чисел после деления, как правило, не получается. Приведем пример.

Предположим, что в семимандатном избирательном округе всего подано 140 тыс. действительных голосов избирателей, в выборах участвовало три партии, между которыми действительные голоса распределились следующим образом: партия А получила 39 тыс. голосов; партия Б — 31 тыс., а партия В — 74 тыс. Избирательная квота по методу Хэра составит 20 тыс. (140: 7). После первого распределения мандатов партия А получит один мандат (39: 20 = 1 (и 19 голосов у нее будет в остатке)); партия Б — один мандат (31 : 20 = 1 (11голосов в остатке)); партия В приобретет целых 3 мандата (70 : 20 = 3 (в остатке 10). Как видно, в результате этой операции распределенными оказались 5 мандатов, а надо распределить по данному округу 7 мандатов. Нераспределенными остались два мандата. Для распределения остальных мандатов применяются правило наибольшего остатка или правило наибольшей средней.

При использовании правила наибольшего остатка нераспределенные мандаты по одному добавляются тем партийным спискам,

которые имеют самые большие остатки после деления числа полученных партиями голосов на квоту. В нашем примере осталось распределить два мандата. Чтобы определить, каким партиям они достанутся, сравним все три остатка: остаток, образовавшийся после деления на квоту числа голосов, полученных партией А, составил 19, партией Б — 11, партией В — 10. Наибольшие остатки имеют партии А (19) и Б (10). Поэтому нераспределенные мандаты по одному достаются им. В результате использования метода наибольшего остатка партии получили следующее число мандатов по данному избирательному округу: '

партия А — 2 мандата,

партия Б — 2 мандата,

партия В — 3 мандата.

Правило наибольшей средней предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшие частные от деления числа собранных ими голосов избирателей на число мандатов, полученных ими после использования метода квоты, увеличенное на единицу.

Если использовать предыдущий пример, то судьбу двух мандатов, не распределенных после первого деления, следует определять следующим образом. Число голосов, полученных партией А, т.е. 39, надо делить на 2 (1 + 1 = 2), партией Б, т.е. 15 — тоже на 2 (1 + 1 = 2), а партией В, т.е. 70 — на 4 (3 + 1 = 4). Результаты будут такими: 39:2 = 19,5; 31:1 = 15,5; 70 : 4 = 17,5. Наибольшими из получившихся частных являются 19,5 и 17,5. Они принадлежат партиям А и В. Поэтому дополнительные мандаты по одному получают именно эти партии. Результат распределения мандатов по правилу наибольшей средней, как видно, оказался иным, чем по правилу наибольшего остатка:

партия А — 2 мандата,

партия Б — 1 мандат,

партия В — 4 мандата.

Методделителейбыл предложен в XIX в. бельгийским профессором Виктором д. Ондтом. Суть методики заключается в последовательном делении количества голосов, полученных каждой партией, на 1, 2, 3, 4 и т.д. (позже были предложены другие делители, например, только нечетные числа). Затем полученные частные располагаются в порядке убывания. Отбираются самые большие из них — столько, сколько мандатов замещается по округу. Те партии, которым эти частные принадлежат, получают депутатские мандаты. Причем

каждая партия получит столько мандатов, сколько наибольших частных ей принадлежит.

Посмотрим, как в нашем гипотетическом избирательном округе будут распределены депутатские мандаты по методу д. Ондта.

39 : 1 = 39; 39 : 2 = 19,5; 39 : 3 = 8; 39 : 4 = 9,75; 39 : 5 = 7,8.

31 : 1 =31; 31 : 2= 15, 5; 31 :3=10,33;31 : 4 = 7,75; 31 : 5 = 6,2.

70 : 1 = 70; 70 : 2 = 35; 70 : 3 = 23,33; 70 : 4 = 17,5; 70 : 5 = 14.

Отберем из полученных частных семь наибольших и посмотрим, какой партии сколько из них принадлежит. Наибольшие частные — это:

70 (партия В),

39 (партия А),

35 (партия В),

31 (партия Б),

23,33 (партия В),

19,5 (партия А),

17,5 (партия В).

Четыре из этих частных принадлежит партии В, два — партии А и одно — партии Б. Следовательно, результаты выборов1 по округу будут такими:

партия А — 2 мандата,

партия Б — 1 мандат,

партия В — 4 мандата.

Как видно, метод наибольшего остатка благоприятствует мелким партиям, а методы наибольшей средней и делителей — крупным.

Пропорциональная избирательная система в ее классическом виде в большей или меньшей степени увеличивает возможность получения депутатских мандатов представителям малочисленных партий. Но это порождает опасность образования в парламенте большого числа мелких фракций, раскола голосов парламентариев и невозможности оперативной законотворческой работы. Чтобы смягчить эти недостатки, во многих странах используется институт заградительного пунктаустановленного законом количества голосов избирателей, которое должен получить список, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Обычно такое количество составляет от 1% (Израиль) до 5% (ФРГ). Но предотвращая партийную раздробленность избираемого парламента, заградительный пункт во многом сводит на нет ряд достоинств пропорциональной избирательной системы: ее политически справедливый характер и учет голосов всех избирателей. Действительно, голоса избирателей, проголосовавших за партии, не преодолевшие заградительный пункт, т.е. за мелкие партии, не учитываются, пропадают, а сами эти партии представительства в парламенте не получают.

Для того, чтобы соединить преимущества и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, некоторые страны используют смешанные мажоритарно-пропорциональные избирательные системы. Суть их заключается в том, что часть депутатов одного избираемого органа избирается по мажоритарной, а часть — по пропорциональной избирательной системе. Так избирается, например, Бундестаг ФРГ, обе палаты итальянского парламента.

Помимо рассмотренных мажоритарной и пропорциональной избирательных систем мировой практике известны и другие избирательные системы, которые используются гораздо реже. Это системы кумулятивного вотума, единственного непередаваемого и единственного передаваемого голоса.

Система кумулятивного вотума используется в многомандатных избирательных округах, в которых выдвигаются отдельные кандидаты. Каждый избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа или меньше. При этом он может все свои голоса отдать одному кандидату или распределить их по своему усмотрению между несколькими кандидатами. Данная система применяется при проведении выборов в органы местною самоуправления некоторых земель ФРГ.

Система единственного непередаваемого голоса также применяется в многомандатных избирательных округах, в которых в предвыборной борьбе участвуют отдельные кандидаты. При этом каждый избиратель имеет только один голос.

При использовании систем и кумулятивного вотума, и единственного передаваемого голоса избранными считаются кандидаты, получившие относительное большинство голосов избирателей. Поэтому эти избирательные системы можно считать специфическими разновидностями мажоритарной избирательной системы.

Система единственного передаваемого голоса сочетает черты мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При ее использовании выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, в которых выдвигаются и состязаются отдельные кандидаты. Данная избирательная система предполагает использование преференций, которыми каждый избиратель помечает фамилии кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Результаты выборов определяются путем подсчета голосов, поданных сначала по первым, затем по вторым и т.д. преференциям. На каждом этапе подсчета голосов избранными считаются кандидаты, набравшие число голосов, равное - квоте, которая определяется по методу Т. Хэра.

Референдум



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.