Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние наследственности и среды на сходство близнецов.

 

Для разведения наследственных и средовых факторов незаменимым является метод разлученных близнецов. Всеобщее удивление вызывает поразительное сходство в поступках близнецов, даже живущих далеко друг от друга. Живущие порознь близнецы дают ключ к пониманию этих загадок. Так как они обладают набором одних в тех же генов, то помогают ученым определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на развитие различных черт характера. (“Ньюс уик”, Нью-Йорк.)

Susan L. Farber в работе «Идентичные близнецы, выросшие раздельно» (Identical Twins Reared apart) пишет о том, что внешность, голос, жесты, начало менструального цикла и менопауза – все это в большей степени обусловлено наследственностью. Поэтому у МЗ близнецов схожая восприимчивость к различным заболеваниям и нарушениям, таких как зубной кариес, кардио-васкулярные болезни, психозы, мускольно-скелетные нарушения. Возможно, что даже если специфические расстройства не обнаруживаются, то существует система, в которой это происходит. Подобным расстройствам может подвергаться в равной степени и психологическая система и соматическая. Некоторые симптомы, которые проявляются не так часто и с высокой дисконкордантностью, как например, энурез при ночном сне, могут происходить на врожденной, если не генетической основе. Большинство близнецов одинаково смеются, имеют одинаковые симптомы, курят одинаковое количество сигарет, выбирают одинаковые творческие занятия и иногда женятся одинаковое количество раз, кусают ногти, делают похожие гримасы, смеются и даже имеют похожие невротические симптомы, как, например, истерические проявления. Фарбер считает, что одинаковые показатели настроения, лабильности и предполагаемые сходства в показателях тревожности также заслуживают внимания.

Специалисты пытаются выяснить, как влияет на психологию близнеца сознание того, что он является лишь половиной биологической пары.

То, что близнецы гордятся своим сходством, говорит их активная деятельность в данном направлении. Они издают свой журнал, который называется “Твинз” — “Близнецы”, — и каждое лето проводят фестиваль в Твинзберге (что в переводе означает “Город близнецов”), штат Огайо. На одной такой встрече в Твинзберге - в августе 1987 года более 1300 пар близнецов со всего мира ходили в майках с надписью “Двойное очарование” и участвовали в соревнованиях на звание наиболее и наименее похожих.



Но при всей явной схожести близнецов можно заметить и влияние семьи. Оно заметно в установках, в ценностях, выборе знакомых, в проявлении отдельных видов неврозов. Культурные влияния преобразуются социальными и семейными установками и проявляются в личностных чертах (эмоциональная экспрессивность, алкоголизм и т.д.). Все указывает на предопределенное влияние семьи или культуры в установках и психологических чертах, особенно в чертах, которые прямо идут от соматических проблем.

Существует специальные тесты, которые также позволяют различить последствия семейного или наследственного влияния, а именно, личностные тесты, где МЗ близнецы проявляют больше сходства. С помощью многофакторного опросника были обнаружены некоторые схожие по уровню выраженности черты. Это чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, отчуждение, агрессия, сдержанность/осторожность, погруженность в себя/богатство воображения, кроме того, схожими оказались коэффициенты интеллекта и показатели электроэнцефалограммы. Меньшее сходство обнаружилось в трудолюбии, социальной близости (интимности общения). У ДЗ близнецов, независимо от того вместе или врозь они воспитывались, во всех представленных чертах отмечалось меньшее сходство. (133, Грэйс Крайг «Психология развития, С.-П., 2000).

Другие исследования показали, что 61 процент способностей человека к роли лидера передается с генами, а также развитое воображение, подверженность стрессам, склонность к одиночеству и чувство самосохранения наследуется на 50—60 процентов. Но в формировании других черт по некоторым данным решающую роль играет окружающая среда. Здесь агрессивность, целеустремленность, общительность и ряд других качеств в значительной степени определялись воспитанием, а на долю генетической составляющей приходилось лишь 33—48 процентов.

Интересно, что и “застенчивость — качество, передающееся по наследству” (Роберт Пломин из университета штата Пенсильвания).

Надо сказать, что генетически определенные свойства вовсе не неизменны. Например, фенилкетонурия может быть вылечена путем внешнего воздействия. То же самое происходит и с ростом, который можно изменить при определенном питании, или он изменяется в результате умственных стрессов и эмоциональных нарушений. Другим доказательством нашей не полной зависимости от генов является, описываемый в газете “Ньюс уик”, Нью-Йорк, тот факт, что МЗ - близнецы не обязательно идентичны и в своем поведении. Женщина, которая находилась под наблюдением, была разлучена со своей МЗ - сестрой в момент рождения. Впоследствии она стала профессиональной пианисткой, хотя ее приемная семья была весьма далека от музыки. Сестра же была удочерена преподавателем музыки, но она не может воспроизвести даже простую мелодию.

Отсюда можно сделать вывод, что любой признак или свойство организма зависит не отдельно от генотипа или среды, в который организм живет, а от их взаимодействия.

Были проведены также лонгитюдные исследования близнецовых выборок, которые заполнили Калифорнийский Психологический Опросник (CPI) и MMPI сначала в 6 лет, а затем в 28 лет (Dworkin, Burke, Maher, & Gottesman, 1976, 1977). Эти близнецы росли вместе. Результаты показали, что изменения на уровне черт (личностный подъем) и для CPI, и для MMPI в период между отрочеством и зрелостью, проходили под влиянием генетического сходства. Эти генетические факторы проявляются не только в выраженности черт обоих возрастов, но еще и в процессе личностного изменения во времени. Например, даже когда оценки темперамента в 6, 12, 18, 24 и 30 месяцев жизни показывают низкую и среднюю устойчивость, анализ пар обнаруживает то, что монозиготные близнецы имели большую возможность одновременно измениться, чем дизиготные (Matheny, 1980,1983, 1989). Раннее исследование одинаковой адаптационной возможности показало, что монозиготные близнецовые пары более конкордантны, нежели дизиготные, и во времени, и в области подъема и спада умственной активности (Wilson, 1983).

В формировании страхов и различного рода “фобий” также важную роль играют гены. При обследовании 15 пар разлученных монозиготных близнецов группа из Миннесоты обнаружила три пары близнецов с многочисленными “фобиями”. Одна пара, например, боялась высоты и воды, страдала клаустрофобией. Другие пары испытывали страх одиночества. Вероятно, по мнению ученых, в ходе эволюции природа остановила свой выбор на генах страха, так как они давали возможность выжить первым человеческим существам в условиях враждебной среды.

Исследователи Роуз (Rose) и Дитто (Ditto)(1983) обнаружили, что монозиготные близнецы с возрастом становятся более похожими в страхе смерти кого-то близкого или собственной смерти, тогда как у дизиготных близнецов обратная тенденция.

Согласно одной из теорий, «генетический аппарат человека влияет на выбор им социальной среды, которая, в свою очередь, формирует его личность». В то же время, гены влияют на человеческую восприимчивость к окружению. Возможно, существует один набор генов, делающий человека особенно восприимчивым к воздействию окружающей среды.

Таким образом, генетическое влияние на индивидуальное развитие поведения может быть значительным, но факторы среды играют не менее важную роль. По словам Лоелина и Николса: общий опыт влияет на личностное развитие, но «релевантный опыт» настолько особенный в отношении каждого члена семьи, что это позволяет формировать как сходства, так и различия между сиблингами. Проведенное ими исследование свидетельствует, что особый опыт, уникальный для данного близнеца, способен создать поведенческие различия внутри МЗ пары. Однако не всегда можно выявить тот опыт, который влияет на развитие своеобразной индивидуальности каждого из близнецов. А.Гезелл, проводя лонгитюдное исследование двух девочек монозиготных близнецов (от года до 14 лет; печатались с 1930 – 1952), не смог установить факторы, обусловившие их индивидуальные особенности.

Сотни часов, которые тренируемая девочка-близнец находилась в условиях экспериментов по моторике, речи и т.д. не прибавили ничего существенного к ее индивидуальности по сравнению с со-близнецом.

С другой стороны, специальные тренировки могут выполнять коррекционную функцию и быть достаточно эффективными, например, в отношении «косноязычности» близнецов.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.