Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор и разработка маршрута

После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу. В качестве примера можно указать книгу «Туристское Подмосковье», которую подготовили мастера спорта Б. Мясоедов и Т. Пахомова (М., Физкультура и спорт, 1972). Хороший перечень литературы опубликован в «Книжном обозрении» № 26 за 22 июня 1979 г.

Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.

По мере того как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они постепенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов. Большую помощь в этом деле оказывают станции юных туристов, Дома пионеров, клубы туристов, где можно получить литературу, консультации и, главное, картографический материал.

После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам по другим районам страны. Подготовка такого маршрута — дело более сложное.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчитанных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными комментариями. Систематически публикует соответствующие материалы ежемесячный журнал «Турист». Издательство «Физкультура и спорт» выпустило серию книг «По родным просторам». Ряд книг этой серии посвящен путешествиям по труднодоступным районам страны, но некоторые, как, например, «Водные маршруты Украины» (М., 1968), «На байдарках по Подмосковью» (М., 1967), «Мещерский край» (М., 1970), «Туристские маршруты Башкирии» (М., 1972), могут быть рекомендованы юным туристам. Многие из таких книг перечислены в уже упомянутом «Книжном обозрении». Другие можно найти в районных и городских библиотеках или в клубах туристов и станциях юных туристов.



Помимо специальной туристской литературы, много полезных сведений можно найти в справочной литературе общего назначения. Таковы железнодорожные путеводители Москва — Крым, Москва—Владивосток, Москва—Ленинград—Мурманск и др.; путеводители по водным путям: по Волге, Волго-Балту, Оке. Имеются путеводители по автомагистралям, например Москва — Ялта или Москва — Брест. Издательство «Искусство» выпустило две серии книг, посвященных описанию исторических и архитектурных памятников разных районов страны. Сообразно внешнему оформлению этих серий одна получила в обиходе название «белой», а другая — «желтой серии». Книги, как белой серии, так и желтой с благодарностью используются туристами. Ну а литературы, выпущенной областными и республиканскими изданиями, имеется очень много.

Не должны туристы пренебрегать и узкоспециальной, в первую очередь географической, литературой. Правда, эта литература отличается трудным для юных туристов языком, но зато она подчас содержит много данных, которых больше нигде не найти. Для использования такой литературы нужна определенная географическая культура. Найдя, например, в литературе указание, что годовое количество осадков составляет 380 мм, юный турист в большинстве случаев не понимает, много это или мало. Ну, что ж, лишний раз бывает не вредно заглянуть в справочник, энциклопедию или учебник, обратиться с вопросом к учителю в школе.

Иногда полезно также обратиться в научно-исследовательские институты, краеведческие, и другие музеи. Найти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сельских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пионеров и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме:

День пути Дата Маршрут Километраж Примечание

Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой карту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой не дадут; надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе стороны от намеченного пути, а не только узкую ленточку маршрута.

График движения не всегда стоит детализировать с точностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в походе. Это лишь предварительный план, в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — выполнить цель похода. То же самое можно сказать и про намеченные дневки. Дневки надо устраивать, тогда, когда возникает в них необходимость, а не ради соблюдения графика движения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2—3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Когда назначить дневку — после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предусматриваются как резерв времени на случай непредвиденных задержек. Вообще, если позволяет время, дневки можно делать каждые 3—4 дня.

После того как проект похода разработан полностью, надо его утвердить и получить маршрутный документ.

Порядок утверждения и выдачи маршрутной документации периодически пересматривается и уточняется. Поэтому, прежде всего, читателю следует поинтересоваться, не изменилась ли та инструкция, которой руководствовался автор, готовя книгу. Ко времени сдачи в печать настоящей книги порядок оформления определялся «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ», утвержденной приказом по Министерству просвещения СССР № 38 от 12 апреля 1974 г. Там вся процедура оформления изложена очень подробно, ею и надлежит руководствоваться в своей работе. Ниже приводятся лишь некоторые основные моменты ее для предварительной ориентировки.

Прежде всего, все материалы похода (схема маршрута, график движения, список участников с визами врача или медицинскими справками, списки личного и общественного снаряжения, продовольственный рацион и смета) утверждаются администрацией учреждения, проводящего данный турпоход: если поход организован школьной секцией туризма — директором школы, если кружком при Доме пионеров — директором Дома пионеров и т. д. Для многодневных путешествий все эти материалы, к которым добавляется приказ директора школы (Дома пионеров) о проведении данного похода и назначении руководителя похода и его заместителя, представляются в РОНО или ГорОНО.

Удобной формой оформления таких материалов являются так называемые заявочные книжки. В них предусмотрены все необходимые разделы и графы, которые остается только заполнить и заверить печатью. Обычно заявочную книжку можно получить на станции юных туристов, в маршрутной комиссии, в туристском клубе, словом, в любой организации, связанной с организацией самодеятельного туризма.

Разрешение на выход группы на маршрут РОНО (или ГорОНО) дает после согласования с соответствующим комитетом ВЛКСМ и утверждения похода в маршрутной комиссии. Эта комиссия проверит, насколько удачно составлен план похода, даст необходимые рекомендации, если надо, внесет какие-то уточнения. Кроме этого, на маршрутной комиссии будут определены контрольные пункты и сроки.

Что это такое? В туризме принято, чтобы всякая группа, отправившаяся в сколько-нибудь продолжительное путешествие, периодически сообщала о себе с маршрута. Для этого при утверждении похода определяются пункты, откуда группа даст о себе знать, и сроки, в которые это надо сделать. Они-то и носят название контрольных пунктов и контрольных сроков. Обычно группа сообщает о себе телеграммой при выходе на маршрут, один-два раза в продолжение похода и, наконец, по завершении похода. Группа, вовремя не известившая о себе, считается терпящей бедствие: принимаются незамедлительные меры по отысканию ее и оказанию помощи. У взрослых туристов своевременная отправка таких извещений — святое дело. Они хорошо понимают, что значит вызвать на себя поисковые и спасательные работы, не вызванные обстановкой. К туристам, не давшим знать о себе по небрежности, принимаются самые строгие меры: их дисквалифицируют, на них возлагают стоимость напрасно проведенных поисков и т. д. Уважительное отношение к соблюдению контрольных сроков необходимо воспитывать с первых шагов на туристской тропе. Пусть юные туристы, как правило, путешествуют по достаточно населенным районам, где нет сколько-нибудь опасных естественных препятствий. Тем не менее, отсутствие предусмотренных сообщений с маршрута вызывает лишние волнения у родителей и организаторов похода. Руководителям групп и самим юным туристам следует помнить об этом и неукоснительно соблюдать контрольные сроки.

В завершение процедуры оформления группа получаетнаруки путевой документ. Обычно путевым документом туристской группы, как для взрослых, так и для ребят является маршрутная книжка. В нее вносятся сведения о маршруте и об участниках группы, указываются контрольные пункты и сроки. В ней же делаются отметки о прохождении маршрута. Эти отметки можно сделать в любом местном учреждении — на почте, в школе и т. д. Важно только, чтобы они были заверены печатями. По окончании похода маршрутная книжка служит документом, подтверждающим, что участники похода действительно совершили данное путешествие. На непродолжительные походы (до трех дней) или походы, оказывающиеся ниже I категории сложности, выдается упрощенный вариант маршрутной книжки — маршрутный лист. Помните, что другие документы (экспедиционное удостоверение, экскурсионная путевка, командировочное удостоверение руководителя группы и его заместителя) не заменяют маршрутной книжки или маршрутного листа.

Несколько слов об этих и других документах, которые могут тоже понадобиться группе.

Если в походе предусматривается выполнение какого-либо задания научного или краеведческого характера, тотакаягруппа, помимо маршрутных документов, получает еще экспедиционное удостоверение. Организация, поручившая такое задание юным туристам, выдает им соответствующую справку на своем бланке, а на основе этого станции юных туристов, Дома пионеров и т. д. оформляют экспедиционное удостоверение. Это удостоверение является документом, подтверждающим право группы проводить опросы населения, различные измерения на местности, словом, любые работы, предусмотренные заданием, обращаться к разным учреждениям за содействием или, напротив, с протестами, если вдруг обнаруживаются какие-то непорядки, вроде несоблюдения правил охраны природы, и т. п. Нередко выполнение полученного задания требует не одного, а ряда походов и требует целого сезона (а то и нескольких; вспомним упоминавшуюся в разделе «Цель похода» туристскую секцию, планомерно изучавшую верховья притоков Клязьмы). Тогда на всю эту работу выдается одно экспедиционное удостоверение, маршрутные же документы оформляются на каждый определенный маршрут.

Если поход планируется таким образом, чтобы соединить его с экскурсионной поездкой, то на эту последнюю группа получает путевку. Например, после похода по Карелии предполагается провести неделю в Ленинграде, чтобы осмотреть город и его окрестности. Или после похода на байдарках по притокам Оки группа намеревается, отправив байдарки по железной дороге в Москву, еще дней десять колесить по Владимирской области, посетить Муром, Владимир, Суздаль, Боголюбове и другие старинные русские города. В таких случаях группа берет на эту часть путешествия специальную путевку как на самодеятельную экскурсию. Не пренебрегайте путевыми документами. Помимо того, что маршрутные листы и маршрутные книжки по окончании похода оказываются необходимыми для оформления туристских значков и разрядов, практика показывает, что, имея эти документы на руках, всегда легче получить билеты, устроиться на ночлег, договориться об экскурсии.

Составление сметы

Составляя смету, надо тщательно продумать все статьи расходов. Очень часто неопытный руководитель учитывает только затраты на транспорт, на закупку продуктов. Действительно, это наиболее крупные расходы. Но необходимо предусмотреть еще прокат или покупку разных предметов снаряжения (кастрюли, мешочки для продуктов и т. д.), оплату ночлегов и питания в столовых (если предполагается заходить в города или поселки), оплату экскурсий в музеи, покупку разных мелочей (газет, конвертов с марками и т. д.). Наконец, некоторую сумму денег руководителю следует иметь в качестве резерва на непредвиденный случай.

После того как составлена смета в ее расходной части, подумайте об источниках поступления. К ним относятся, прежде всего, дотации от органов народного образования. Иногда может что-нибудь выделить директор школы из средств, ассигнованных на спорт и культработу. Может помочь средствами и родительский комитет. Существенную помощь юным туристам могут оказать шефствующие организации, В ряде случаев члены кружка, готовясь к походу, берутся за несложную оплачиваемую работу, типа разноски писем и газет. Что же, такие начинания можно только приветствовать. На получение средств от учреждений, поручающих юным туристам исследовательскую работу, вопреки мнению неопытных руководителей, рассчитывать не приходится.

Наконец, когда все это подсчитано, определяется взнос, который делают родители каждого из участников похода.

Основные статьи расходов можно примерно определить еще при первоначальном планировании района похода. Если сразу видно, что расходы предстоят чрезмерно большие, и собрать нужную сумму вряд ли удастся, лучше отказаться от похода по этому району, пока ребята не затратили много времени и сил на разработку маршрута, не втянулись в это дело и не «вжились» в предстоящий поход. Будет гораздо хуже, еслиотмаршрута придется отказаться незадолго до отъезда или взять в поход только часть ребят — тех, чьи родители смогли потратить на поход какую-то крупную сумму.

После того как смета составлена, что называется «для себя», ее предстоит превратить в официальный документ, если, конечно, группа получает на поход дотацию. Сначала смету нужно представить директору школы. Тот проводит ее через центральную бухгалтерию РОНО и представляет на утверждение руководству РОНО. Когда смета утверждена, руководитель группы сдает собранные с родителей и другие привлеченные средства в центральную бухгалтерию и, после того как бухгалтерия проведет их через Госбанк, по заявке получает эти суммы как подотчетные для расходов в соответствии со сметой. Если при этом оказывается, что часть расходов удобнее произвести по безналичному расчету, то по просьбе руководителя группы требуемая сумма перечисляется на счет нужного учреждения (продуктовой базы и т. п.).

К сказанному остается сделать два небольших замечания. Во-первых, указанный порядок существует лишь в Российской Федерации, в других же союзных республиках он может быть несколько иным. Во-вторых, финансовые инструкции, как и любые инструктивные материалы, периодически пересматриваются. Поэтому руководителю группы нужно обязательно поинтересоваться, не было ли это письмо за время, прошедшее после издания книги, заменено другими регламентирующими документами. Читатель, наверное, помнит, что аналогичный совет давался, когда шла речь о требованиях к участникам и руководителям туристских походов об оформлении маршрутных документов. Ничего не поделаешь. Такие вещи стареют быстрее, чем, скажем, техника и тактика туризма.

Руководителю группы полезно знать также некоторые другие данные, которые могут помочь при составлении сметы. Так, денежные нормы на питание составляют для категорийных походов и туристских лагерей от 1 руб. 63 коп. до 1 руб. 83 коп. в день на человека (в зависимости от торгового пояса), а для некатегорийных походов от 1 руб. 28 коп. до 1 руб. 46 коп. соответственно. Доля родительских средств, в общей сумме расходов составляет примерно третью часть.

Полезно также знать льготы на разные виды транспорта, которыми может воспользоваться группа юных туристов.

Согласно существующим правилам на железных дорогах в период с 1 октября по 15 мая действует 50-процентная скидка для школьников старше 10 лет. В остальное время (с 16 мая по 30 сентября) такая скидка действует только по рабочим дням и на пригородных поездах и предоставляется по письменным заявкам организаций.

Льготы на автотранспорте касаются только междугородних автобусных линий и действуют лишь во время зимних каникул. Здесь организованные группы учащихся численностью от 5 человек и более могут получить 50-процентную скидку (опять-таки по заявкам).

Наконец, льготы Аэрофлота. В период с 1 октября по 25 апреля на незагруженных авиалиниях группам школьников в возрасте 12 лет и старше численностью 15 и более человек предоставляется по заявкам учебных заведений 30-процентная скидка.

Наконец, несколько слов о нормах оплаты работы руководителям походов и их заместителям. Вкратце их можно представить так. Учителям и остальным школьным работникам (если поход проводится не во время их отпуска) сохраняется зарплата по месту работы. Другим лицам, привлекаемым к руководству походами, оплата производится по ставкам, принятым для начальников пионерлагерей и старших пионервожатых, а инструкторам в туристских лагерях — по инструкторским ставкам. В случае, если при этом их зарплата окажется ниже той, которую они получают на основной работе, им полагается некоторая прибавка (так, чтобы общая сумма не превышала 160 руб. для руководителя похода, 120 руб. — его заместителя, 100 руб. — инструктора). Аналогично, если зарплата у школьного работника оказывается ниже ставки, которую он мог бы получать за руководство походом, ему доплачивается соответствующая разница. Кроме того, руководителю и его заместителю оплачивается проезд в оба конца, а при продолжительности похода свыше трех дней — еще и суточные. При этом надо иметь в виду, что эти выплаты осуществляются не из бюджета школы, а из средств, специально выделяемых РОНО на оздоровительные мероприятия сверх годового бюджета школы.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.