Заведующий кафедрой __________Родович Ю.В.
Целями освоения модуля «История Древнего Востока »являются формирование у студентов систематизированных знаний об истории древневосточных обществ, способствование формированию знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, содействие обеспечению профессиональной подготовки выпускников, воспитанию у них гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту.
Модуль «История Древнего Востока» относится к базовой части профессионального цикла.
Для освоения модуля «История Древнего Востока» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Первобытное общество», а также дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла «Культура речи», дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Информатика».
К началу изучения модуля студенты должны владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способны логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, быть готовы к кооперации с коллегами, использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы математического знания, владеют основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, имеют навыки работы с компьютером
Освоение модуля «Истории Древнего Востока» является необходимой основой для последующего изучения модуля «История Древней Греции и Древнего Рима», дисциплины «История средних веков», а также курсов по выбору студентов.
Изучение данной дисциплины необходимо для качественного выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1).
- движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества в древневосточных государствах. (ПК-5);
- основные характеристики политического, социально-экономического, культурного развития государств Древнего Востока (ПК-1);
-анализировать исторические события и процессы, выявлять причинно-следственные связи исторических процессов в странах Древнего Востока (ПК-1);
- объективно оценивать деятельность исторических личностей древневосточных государств (ПК-1).
- способами использования знаний по истории Древнего Востока при решении профессиональных задач в различной направленности (ПК-1).
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов/зачет-ных единиц
| Формируемые компетенции
|
|
|
|
|
Раздел 1
| История Древнего Египта
|
Тема 1.1. Введение в историю Древнего Востока.
| Содержание учебного материала
|
| ПК-1
ПК-5
|
1.
| Понятие «история древнего Востока», его географические и хронологические рамки.
|
| |
2.
| Общая характеристика географической среды
|
3.
| Общее и особенности в развитии древневосточных народов.
|
4.
| Общий очерк изучения древневосточной истории
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
| |
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.2 Додинастический период истории Египта. Древнее царство.
| Содержание учебного материала
|
| ПК-1
ПК-5
|
1.
| Историческая экология Египта.
|
| |
2.
| Процесс заселения долины Нила. Автохтонность египетской цивилизации.
|
3.
| Правление III – VI династий. Строительство великих пирамид.
|
4.
| Социальное развитие Египта. Оформление государственного аппарата.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
| 2.
| |
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.3 Египет в период Среднего и Нового Царства.
| Содержание учебного материала
|
| ПК-1
ПК-5
|
1.
| Первый переходный период. Правление XII династии
|
2.
| Египет под властью гиксосов.
|
3.
| Завоевания фараонов XVIII династии и создание египетской империи.
|
4.
| Египет при XIX- XX династиях.
|
5.
| Социальное и экономическое развитие Египта в период Среднего и Нового Царства
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.4. Позднее царство в истории Египта
| 1.
| Ливийцы, эфиопы и ассирийцы у власти в Египте.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Возвышение Саиса и новое объединение страны
|
3.
| Основные процессы экономического, социального, политического и культурного развития Египта в позднее время.
|
4.
| Завоевание Египта персами. Египет как персидская сатрапия
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.5. Культура Древнего Египта.
| 1.
| Письменность древних египтян и ее характерные черты. Древнеегипетская литература
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Египетская религия и ее влияние на различные сферы жизни и культуры.
|
3.
| Основные достижения египетского изобразительного искусства и архитектуры
|
4.
| Возникновение у египтян научно-практических знаний.
|
5.
| Место и значение древнеегипетской культуры в развитии мировой культуры.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 2.
| История Древней Передней Азии.
|
Тема 2.1. Древняя Месопотамия в III тыс. до н.э.
| 1.
| Природные условия. Процесс заселения Месопотамии
|
| ПК-1
ПК-6
|
2.
| Важнейшие археологические культуры VII – IV тыс. до н.э.
|
3.
| Политическая история шумерских городов-государств в раннединастическую эпоху.
|
4.
| Месопотамия под властью Аккада.
|
5.
| Шумеро-Аккадская держава III династии Ура.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Контрольное тестирование
|
|
Тема 2.2. Месопотамия во II тыс. до н.э.
| 1.
| Политическая раздробленность Месопотамии в начале II тыс. до н.э.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Возвышение Вавилона при Хаммурапи
|
3.
| Вавилония при Касситской династии.
|
4.
| Государство Митанни.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.3. Месопотамия в I тыс. до н.э. Ассирийская и Нововавилонская державы.
| 1.
| Ассирийская военная держава.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Реформы Тиглатпаласара III. Ассирийская армия и организация военного дела.
|
3.
| Нововавилонское царство.
|
4.
| Создание Нововавилонской державы. Правление Навуходоносора II.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.4.
Хеттское государство.
| 1.
| Формирование ранней государственности на территории Малой Азии во II тыс. до н.э.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Образование Древнехеттского царства.
|
3.
| Создание хеттской империи при Суппилулиуме.
|
4.
| Экономика хеттов. Особенности социальной структуры хеттского общества.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.5.
Сирия, Палестина и Финикия в древности
| 1.
| Экология Восточного Средиземноморья.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Ранние государственные образования III – II тыс. до н.э.: Библ, Алалах, Эбла и др.
|
3.
| «Народы моря» и их роль в истории Восточного Средиземноморья.
|
4.
| Финикия и Сирия в I тыс. до н.э.
|
5.
| Израильско-Иудейское царство
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.6. Ванское царство (Урарту) и государства Закавказья.
| 1.
| Природные условия Закавказья.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена Закавказья в V – III тыс. до н.э.
|
3.
| Государство Урарту
|
4.
| Послеурартский период в Закавказье.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.7. Культура народов древней Передней Азии
| 1.
| Религиозные представления и мифология
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Клинопись и ее влияние на Формирование систем письменности у народов Передней Азии. Литература Древней Месопотамии
|
3.
| Система образования. Школы, архивы, библиотеки.
|
4.
| Зарождение научно- практических знаний.
|
5.
| Архитектура и изобразительное искусство
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 3.
| Иран и Средняя Азия в древности.
|
Тема 3.1. Элам и Мидия – древнейшие государства на территории Ирана.
| 1.
| Раннегосударственные образования в Эламе в первой половине III тыс. до н.э.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Элам во II – первой половине I тыс. до н.э.
|
3.
| Мидийский племенной союз создание Мидийской державы
|
4.
| Характерные черты культуры Элама и Мидии.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Тема 3.2. «Мировая» Персидская держава в VI – IV вв. до н.э.
| 1.
| Персидские племена на территории Ирана в начале I тыс. до н.э. Персидского царства в середине VI в. до н.э. Кир II и его завоевательная политика.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Захват престола Дарием I и восстановление целостности Персидской державы. Административно-финансовые реформы Дария I.
|
3.
| Персидская держава в V – IV вв. до н.э.
|
4.
| Религия и культура Персии.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
| |
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.3. Средняя Азия в III – I тыс. до н.э.
| 1.
| Племена земледельцев и скотоводов VI – III тыс. до н.э. Раннегородские центры
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Средняя Азия на рубеже II – I тыс. до н.э.
|
3.
| Раннее Бактрийское государство. Племенные союзы кочевников-саков.
|
4.
| Положение среднеазиатских сатрапий в составе державы Ахеменидов.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Тема 3.4. Кушанская держава и Парфия.
| 1.
| Формирование Кушанской державы.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Экономика, общество и государственное управление Кушанской империи.
|
3.
| Возникновение Парфянского царства. Династия Аршакидов.
|
4.
| Социально-экономические отношения и политический строй Парфии.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Раздел 4.
| Южная Азия в древности.
|
Тема 4.1. Природа и население Южной Азии в древности. Древнейшая (Индская) цивилизация. «Ведийский период».
| 1.
| Географическое положение и природные условия.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Возникновение древнейшей (Индской) цивилизации. Мохенджо-Даро и Хараппа как ее крупные городские центры.
|
3.
| Арии и проблема их происхождения. Экономика и социальные отношения у ариев.
|
4.
| Система варн. Политические образования:
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
| |
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 4.2. Возникновение и распад общеиндийской державы (вторая половина I тыс. до н.э.).
| 1.
| Победа Магадхи и создание государства Нандов.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Объединение Индии при династии Маурьев. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Ашоки.
|
3.
| Династическая борьба в государстве Маурьев. Ослабление общеиндийской империи при династии Шунгов.
|
4.
| Экономическая жизнь и социальная структура индийского общества в период общеиндийской державы
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
| |
Контрольное тестирование
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 4.3. Южная Азия в последний период древности (первая половина I н.э.).
| 1.
| Индия при Кушанах.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Новое возвышение Магадхи и правление династии Гуптов.
|
3.
| Экономический подъем и формирование государственности в областях Южной Индии.
|
4.
| Изменения социально-экономических отношений в I – V вв. н.э.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Тема 4.4. Культура древней Индии.
| 1.
| Религиозные системы древней Индии. Буддизм и его эволюция.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Литература древней Индии и ее жанры. Древнеиндийский эпос.
|
3.
| Изобразительное искусство и архитектура.
|
4.
| Естественнонаучные знания. Развитие философии.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Раздел 5.
| Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в древности
|
Тема 5.1. Возникновение первых государственных образований в Китае. Шан – Инь и Чжоу.
| 1.
| Природная среда и население древнего Китая.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Устная традиция о политической истории Китая во II тыс. до н.э.
|
3.
| Экономика, общество и государство в эпоху Инь.
|
4.
| Государство Чжоу.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
| |
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 5.2. Древний Китай в VIII – III вв. до н.э.
| 1.
| Период Восточного Чжоу. Ослабление царской власти и рост политической раздробленности в чжоуском государстве.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Периода Чжаньго.
|
3.
| Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их значение.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Тема 5.3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь.
| 1.
| Возвышение царства Цинь. Создание централизованного государства и провозглашение империи.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Цинь Шихуан-ди и его реформы.
|
3.
| Внешняя политика Цинь Шихуан-ди.
|
4.
| Обострение социально-политических противоречий в конце III в. до н.э.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
| |
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 5.4. Империя Хань в III в. до н.э. – III в. н.э.
| 1.
| Основание Лю Баном империи Хань.
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Правление Ранней или Старшей династии Хань. Попытки стабилизации и централизации государства.
|
3.
| Реформы Ван Мана и движение «краснобровых».
|
4.
| Правление Мадшей (Восточной) династии Хань.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
| |
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 5.5. Культура древнего Китая.
| 1.
| Мифология и религия. Философские системы
|
| ПК-1
ПК-5
|
2.
| Древнекитайская письменность и ее эволюция. Древнекитайская литература.
|
3.
| Архитектура и изобразительное искусство
|
4.
| Естественнонаучные знания древних китайцев.
|
Самостоятельная работа студента
|
| |
Всего: 112/3
|
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.