Сделай Сам Свою Работу на 5

Классный руководитель в воспитательной системе школы

Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель(КР) - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. КР имеет следующие функции: воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса. К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 году. В настоящее время есть попытки реформировать институт классных руководителей, в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей .

Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Однако анализ воспитательной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была ситуативной, бессистемной, когда он только реагирует на события, происходящие в классе, тогда как должен организовывать систему работы. Поэтому методисты, на основе системно-деятельностного подхода и педагогической технологии, предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, следующих действий работы.



ü Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

ü Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

ü Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

ü Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.

ü Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников.

Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах с участием человека, какой и является система воспитания. Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам: диагностика; планирование; реализация плана; анализ результатов.

Учителя-воспитатели часто организуют свою работу формально, сводя к бессистемному набору мероприятий, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом, технологию работы с отдельными учениками.

Диагностика в работе классного руководителя – это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики, изучения учащихся, состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.

Содержание диагностики учащихся: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, наконец, поведение поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и другие.

Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (ответ формулирует ученик) и закрытые (выбрать среди предложенных ответов).

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов(библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе. Тесты педагог, как правило, использует с помощью психолога, но некоторые методики может делать самостоятельно, например, методику незаконченного предложения, рассказа, разыгрывание ситуации.

В Московском государственном областном университете для комплексной диагностики разработана диагностическая карта класса – документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному показателю. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы. В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, задача - формирование навыков общения, межличностного взаимодействия.

Планирование воспитательной работы. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы - это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование - процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.

Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя: - демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса; - план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом; -работа с учителями и родителями; -индивидуальная работа с трудными учениками.

Составляя план, следует использовать источники:

-государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;

-педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;

-план учебно-воспитательной работы школы;

-данные диагностики учащихся;

-рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;

-текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.

К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах - обеспечивать развитие и воспитание детей.

Организация воспитательной работытребует знания и владения методами, формами, средствами воспитания (см. тему 4). Назовем некоторые из них.

Классное собрание или классный час - обсуждение организационных или социально-нравственных вопросов с учениками класса. В практике отечественной школы, увы, часто сводится к формальной проработке провинившихся. По замыслу, это своеобразные уроки воспитания, уроки на актуальные, жизненные темы, неформальные беседы, обмен мнениями без таких последствий, как оценка, наказание, «оргвыводы». При организации и проведении уроков-бесед по социально-нравственной проблематике следует, держаться такого алгоритма: -выбор темы; -подготовка к обсуждению (предварительное информирование, объявления, сбор материалов); -собрание с обсуждением проблемы, возможна групповая и индивидуальная работа, поддержание и обострение дискуссии ведущим, обычно учителем; -подведение итогов – общее решение, если собрание организационное и требует принятия резолюции, или просто констатация мнений с возможной оценкой.

Американский психолог У. Глассер описал нечто подобное в своем опыте проведения «собраний с социальной проблематикой».[1] На них он предлагает обсуждать с учениками всех возрастов самые разные жизненные вопросы. Отечественная методическая литература предлагает обширные рекомендации по проведению тематических классных часов. Результатом проведения классных собраний с социально-нравственной проблематикой будет: осознание и определение, выбор ценностей, формирование взглядов, развитие навыков публичного выступления, общения, социального взаимодействия.

Индивидуальная работа с трудными подростками. В настоящее время в психолого-педагогической литературе работа с трудными подростками описывается на основе психотерапии К.Роджерса как стратегия «развивающей помощи». Педагог стремится, чтобы ученик осознал свои проблемы и нашел бы пути решения и силы изменить ситуацию. Педагог должен проявлять безусловную любовь к ученику, иначе говоря, принимать его как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря ни на что. Результатом такого взаимодействия является положительное отношение ученика к себе, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение.

Общая структура работы педагога составляет несколько стадий: -установление контакта, возможности диалога; -прояснение проблем ученика, его индивидуальных качеств, в том числе тех, которые мешают успешной адаптации; -обсуждение проблем; -оказание психолого-педагогической поддержки.

Технология конструктивного взаимодействия и разрешения проблем на основе развивающей помощи (гуманистическая психология) рекомендует следующую технику поведения педагога:

1. Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть в лицо и слушать.

2. Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, постарайся понять состояние и проблемы ученика.

3. Умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем.

4. Умей задавать вопросы, чтобы все понять, получить необходимую информацию.

5. Направь собеседника на осознание им самого себя и его проблем и на решение их. Не поучай и не давай советов «я бы на твоем месте», но возбуди его собственную решимость.

Такая тактика индивидуальной беседы с учеником может быть рекомендована классному руководителю в его ежедневной практике. В ее основе, как уже отмечалось, лежит взгляд на человека как личность, стремящуюся к саморазвитию, и взгляд на учителя как на человека самоактуализирующегося, развивающегося, способного оказывать помощь ученикам.

Воспитательное занятие с применением психологических методик. В педагогическую практику, как было сказано выше, проникают методы практической психологи и психотерапии.

Методика подготовки и проведения психологического занятия рекомендует придерживаться такой структуры: 1. Получение диагностических данных об учениках и их обработка 2. Обсуждение материалов и проблемы, беседа, дискуссия или сообщение педагога 3. Ролевые игры, психологические упражнения 4. Заключение: групповой анализ, рефлексия.

Для занятия лучше получить как можно более конкретный диагностический материал, указывающий на актуальную проблему и определяющий тему, вопросы занятия. Учитель может познакомить учеников с фрагментами материалов заранее устно или в рамках письменного объявления о предстоящем занятии. Непосредственно в начале занятия можно провести 1-2 проективных теста в виде незаконченного предложения, ситуации, что также может послужить диагностике и толчком, материалом для беседы.

Беседа, обсуждение материалов, дискуссия учеников являются частью занятия, на котором ученики узнают нормы, ценности, правила поведения, самих себя. Основное время уделяется элементам тренинга: ролевым играм, анализу ситуаций. Например, если речь идет об отношениях детей с родителями, можно предложить разыграть сцену дома на кухне за завтраком или сборы в школу, на работу. Разыгрывается несколько вариантов диалога. При обсуждении выясняют разные вопросы: как чувствуют себя участники сцены, почему они так себя ведут, что бы хотелось ученикам изменить в диалоге.

Методика коллективной творческой деятельностиполучила распространение как способ организации воспитательных дел с классом.

Её главные принципы таковы: - направлять всю совместную деятельность детей и взрослых на улучшение окружающей среды и на собственное развитие; - воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, максимально вовлекая детей в самостоятельную деятельность в различных ситуациях, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, делать вместе с ними, а не вместо них; - обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка. Реализация принципов обеспечивает развитие опыта и навыков социальной активности, развитие разнообразных умений, характера, способностей, формирование социальной направленности школьников.

Структура, алгоритм организации дел класса и школы, в которых участвует много народу (туристический слет, праздник, поход, фестиваль) и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью, выглядит так.

1. Создание Совета дела (или временной инициативной группы, 3-5 человек), задача которого организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, другие группы для подготовки эпизодов дела.

2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозговой атаки. Задача педагога на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество.

3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, все предусмотреть, приготовить и обеспечить успех, а во-вторых, вовлечь всех, давая возможность учиться, приобретать опыт.

4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослые помогают детям что-то узнать, научиться, тем самым способствуют их развитию и воспитанию. Здесь действует принцип совместно-разделенной деятельности: взрослые показывают, учат, делают вместе.

5. Непосредственно проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, место и роль каждого, участие в общем деле. Это возвышает, обогащает внутренне, способствует личностному росту.

6. Заключительное заседание Совета дела, на котором говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на опыте, отмечать рост, развитие детей. К другому делу создается другой Совет дела и различные группы в ходе подготовки.

Таким образом, на каждом шаге организации и проведения коллективного дела школьники вовлечены в разнообразную деятельность и отношения, что не только обогащает их опыт, но и создает благоприятную психологическую атмосферу дружбы, доверия, взаимной поддержки.

Анализ результатов работы– это четвертый, заключительный шаг в цикле деятельности воспитателя. Рекомендуется два вида анализа: процессуальный и результативный. Первый направлен на анализ процесса воспитания – это изучение планов воспитательной работы, анализ воспитательных дел, мероприятий классного руководителя. Это предполагает ответ на вопросы: какие задачи ставились, какие средства использовались, что получилось, не получилось и почему. Результативный анализ направлен на изучение воспитанности учащихся.

Современные документы по реформированию образования (Стандарты, Программы) обязывают школу проводить мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся. Хотя школа не должна оценивать при итоговой аттестации личностные качества, ценностные ориентации учащихся, тем не менее обобщенная оценка личностных результатов в образовании учащихся должна осуществляться в мониторинговых исследованиях.[2] Мониторинг результатов воспитания представляет комплекс исследований, направленных на выяснение особенностей развития, воспитанности учащихся, сформированности нравственной, гражданской культуры и т.д. Он осуществляется с помощью тестов и опросных методов, наблюдения и эксперимента. Диагностические методики для классного руководителя, имеющиеся в методической литературе и периодике, помогают классному руководителю выполнить свою часть школьного мониторинга.

Индивидуальный или коллективный анализ воспитания поможет педагогу осознать достоинства и недостатки в своей работе. Кроме анализа, направленного на учащихся и на процесс, педагог все время должен производить анализ, направленный на самого себя, - самоанализ, чтобы обеспечивать собственный профессиональный рост.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.