Сделай Сам Свою Работу на 5

Гл. 3. Концепция призвания У Лютера





Гл. 1. Вероисповедание и социальное расслоение


Реформация: не следует упускать из виду то, о чем теперь часто забывают: Реформация означала отнюдь не устранение господства церкви в повседневной жизни, а наоборот: замену господства католической церкви - необременительного, практически малоощутимого, чуть ли не формального, на в высшей степени тягостную и жесткую регламентацию всего поведения, глубоко проникающую во все сферы частной и общественной жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью.

Господство кальвинизма в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Но именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в самих странах именно носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда.



Статистика времен М.Вебера:

    • в Германии обращает на себя внимание несомненное преобладание протестантов над католиками среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих.
    • среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической, торгово-промышленной деятельности (реальные гимназии, реальные училища) значительно ниже, чем среди протестантов. Католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий - этот факт объясняет незначительное участия католиков в капиталистическом предпринимательстве. Среди квалифицированных рабочих современной крупной промышленности мало католиков.

Выводы из статистики:

    • протестанты (особенно сторонники тех течений, которые будут рассмотрены в дальнейшем) как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении.
    • в этих случаях налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности.

Это неправильные стереотипы:



    • (мнимая!) "отчужденность от мира" католицизма или (мнимая!) материалистическая "радость жизни" протестантизма, и прочие такого рода понятия совершенно неприемлемы в исследовании интересующей нас проблемы, т.к. взятые в столь общей форме, они не соответствуют действительности ни в настоящем, ни тем более в прошлом;
    • культурные влияния Реформации в большей своей части были нежелательными для самих реформаторов последствиями их деятельности, часто очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором. Если мы, исследуя взаимосвязь между старопротестантской этикой и развитием капиталистического духа, отправляемся от кальвинизма и других "пуританских" сект, то это отнюдь не означает, что мы предполагаем обнаружить, будто кто-либо из основателей этих религиозных течений считал целью своей жизненной деятельности пробуждение того "духа", который мы именуем здесь "капиталистическим".

гл. 2. "Дух" капитализма




"Дух" капитализма: систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии, представление о профессиональном долге. Это такой строй мышления, который, хотя бы во время работы, исключает неизменный вопрос: как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок, - такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, "призванием".
Такое отношение к труду не может возникнуть как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом.

"Традиционалистский" строй мышления: человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду.

"Традиционалистское" хозяйство определяется по духу, которым оно проникнуто. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный, по существу, круг клиентов, а также традиционные методы в привлечении покупателей и в сбыте - все это, как мы полагаем, определяло "этос" предпринимателей данного круга.

Лучший "документ" "духа" капитализма - философия Бенджамина Франклина:

    • "Помни, что время - деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен - если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов".
    • "Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги... Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов".
    • "Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны... Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек".
    • "Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется".

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью - все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своемупризванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

гл. 3. Концепция призвания У Лютера


Концепция призвания у Лютера: выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. С точки зрения Лютера, монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему. Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями сочеталось у Лютера с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире.

Относительная нравственная слабость лютеранства: они не отказались от обряда исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести прощение посредством раскаяния и покаяния. В лютеранстве полностью отсутствовал тот импульс к постоянному самоконтролю и к планомерной регламентации своей жизни, который характеризует суровое кальвинистское учение. Лютеранство в меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло жизнь аскетическим содержанием.

Поэтому мы обратимся к рассмотрению тех форм протестантского вероучения, в которых связь между жизненной практикой и религиозной основой обнаруживается легче, чем в лютеранстве.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.