Сделай Сам Свою Работу на 5

Праздник Масленица (Комоедица)





Бабьи каши

Праздник Бабьи Каши отмечается 8 января (просинца) (26 декабря по старому стилю). В этот день язычники чествуют повивальных бабок и рожениц. Корнями этот праздник уходит к почитанию богинь-матерей Ладе, Макошь и т.д. В праздник им приносили подарки и различные угощения. К повивальным бабкам ходили будущие мамы и водили своих детей.

По своей сути повивальная бабка в деревне есть родня каждому, так как большинство прошли своё рождение именно с её помощью. Повитуха могла сделать наговор и делала процесс рождения по всем обычаям. Доброе слово, банька, целебные травы и нужные заговоры делали рождение младенца не таким болезненным, а ребёнка крепким с самого рождения. Кроме того, каждая повитуха знала приметы и по верованиям общалась с добрыми духами, оттого она считалась одним из самых главных и уважаемых членов общества.

Бабьими кашами называют это праздник потому, что повитуха готовила специальную кашу из проса, которому отводилась обрядовая роль при рождении ребёнка. Угощение для повитух, также называется бабьими кашами.

Громница

Громница – это удивительная дата, которая отмечается 2 февраля. Удивительная она потому, что является символической. Это единственный день посреди зимы, когда можно услышать гром. Гроза, гром и молния напоминают всем людям, что даже посреди зимы может пробиться лучик доброго света, даже тогда, когда всё плохо - может прийти помощь свыше. Кроме того, гром посреди зимы – это надежда на скорое возвращение весны.



Этот праздник относится к богине Додоле-Маланьице, которую тоже называли Громницей, которую также называют Дива-Додола – жене Перуна. Она является богиней молний и покровительствует детям, кормлению детей.

В это день существует ряд примет. К примеру, если в этот день установилась ясная погода, тогда стоит ждать скорой весны. Наступление весны так же предрекает капель. Если же в этот день метель, то весь февраль будет погода метельная, холодная.

На Громницу славяне славили и призывали Додолу-Маланьицу:

Ой Додола-Додолюшка,

Перуница светлая!

Муж твой в походе,

Правь воеводит;

Дива в лесах,

Крышень — в небесах.

Сойди к славянам



Молнией рьяной!

У нас вдоволь хлеба —

Сойди к нам с неба!

У нас вдоволь соли —

Не лиши нас доли!

Сойди громливо,

Сойди счастливо,

Сойди красиво —

Честным людям на диво!

Додола славна,

На надежду дана!.

Велесичи (Кудесы) — День домового

Кудесы, Велесичи или День Домового отмечается 10 февраля. В некоторых областях отмечается 28 января. В этот день славится домовой дух, который постоянно живёт рядом с нами и помогает в разных делах. Славяне называют этот день также Днём угощения домового. Естественно, что домовой, который живёт в каждом доме и охраняет наш покой, является практически нашим близким родственником и тоже имеет право на свой праздник. Кудесы или Бубны в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

Домовой или запечник, прибаутник, сверчковый заступник был и является существом из верований язычников. Так же как и полевик, русалки, водяной, леший, банник – он является реальным существом, в которого верили, с которым говорили, а некоторые даже видели. В этот день говорили:

Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!

Или:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги — наш дом береги!

Горшочек каши обязательно оставляли за печью и обкладывали горячими углями, для того, что бы гостинец не остыл до полуночи. Именно в полночь домовой приходил ужинать. Если же этого не делать и относится к своему домовому плохо, то он может разозлиться и превратиться в злого духа, который не даст покоя жильцам дома, пока его не умилостивить, что является очень сложным делом, порой даже невыполнимым. Но на самом деле домовой - добрый дух. Он является незримым хорошим хозяином, помогает семье, иногда шалит или вредничает.



Домовой, как и другие существа помогающие человеку, является подчинённым бога Велеса, поэтому его и называют велесичем. Велес считается защитником и покровителем человека, людских дел, домашней скотины, домашнего хозяйства и т.д. имеет своё собственное воинство велесичей, которое помогает ему справляться в делах человеческих. Так банник следит за баней, овинник за хлевом в котором живёт домашняя скотина, а домовой следит непосредственно за домом, жилищем человека. Домовой следит за порядком, может предупредить о надвигающейся беде воем в трубе, поскрёбыванием, стуками и т.д, нянчит детей. Поэтому на Кудесы, Велесичи славили и бога Велеса – главу небесных и земных воинств.

Ба́нник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом. Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг. Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком. Другой вариант женщины-банника — Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы. Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница.Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

Ови́нник — в традиционных народных верованиях восточных славян дух, живущий в овине. Овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако, он может иметь и другие обличия: в зависимости от географического местоположения: в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника. Место обитания овинника — овин. Впрочем, он может совершать «вылазки», например, в баню: в гости к баннику или в любое другое место двора. В дом овинник никогда не заходит: не может, так как дом является «зоной ответственности» домового, который сильнее овинника. Овинник — тем не менее один из «домовых» духов, хотя и самый свирепый, и главной его функцией является хозяйствование на «зоне ответственности», то есть на гумне. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удаётся навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи.

Велесов день

Велесов День прямо посередине зимы традиционно отмечается 11 февраля. Считается, что бог Велес ходит по лесам, сёлам и городам, дудит в волшебную дудочку, несмотря на все козни Марены-зимы, которая напускает на него холод и стужу. Несмотря на все свои отчаянные попытки одолеть Велеса, Марене ничего не удаётся, а он продолжает помогать людям в их делах.

Велес считается не только заступником людей, их божественным отцом, но и покровителем домашнего скота, потому что именно скот помогает человеку выжить. В этот праздник женщинам принято пить крепкий мёд и бить мужа доской для прядения льна. Это сулило коровам быть ласковыми и послушными. Так же на требе приносят коровье масло.

В Велесов День женщины совершают ряд обрядов. Одним из таких обрядов на праздник считается отгон коровьей смерти. Для этого выбирается Повещалка. Она ходит по домам и сообщает: “Пора унять лихость коровью!”. Все девушки моют руки водой и вытирают их специальным рушником, который приносит повещалка. Мужчинам же она говорит: “Не выходить из избы ради беды великия”. Затем все женщины выходят из села. Повещалка сильно бьёт в сковороду и кричит “Ай!Ай!Ай!”, за ней следом девушки с дубинами, топорами, серпами, ухватами и т.д. Женщины должны быть в одних рубахах и с распущенными волосами. После того, как повещалка произносит клятву на коровью смерть, ей одевают самый настоящий хомут, соху и запрягают. Зажигают лучины. Далее ей нужно трижды опахать селение или капище.

Во время этого обряда интересно и то, что нельзя попадаться процессии навстречу. Если же таковой попался, то его будут нещадно бить палками, будь то человек или животное. Считается, что именно он то и является воплощением коровьей смерти, которую пытаются выгнать.

После окончания всей церемонии, делался постановочный бой Велеса и Марены. Под крики “Велес, сшиби рог с зимы!” ряженый Велесом должен был сшибить рог с богини зимы и смерти Марены. В это праздник, и, в частности, на последующем пиру, запрещалось употреблять в пищу говядину.

Кроме всего вышесказанного в Велесов день женщины произносили молитвы:

Велес, скотий бог!

Дай счастья на гладких телушек,

На толстых бычков,

Чтоб со двора шли — играли,

А с поля шли — скакали.

Праздник Масленица (Комоедица)

Масленица или языческая Комоедица. Комоедица традиционно отмечается 21-22 марта. Эта дата считается началом астрономической весны, а по славяно-языческой традиции Днём Сотворения Мира. Этот праздник приурочен к весеннему равноденствию (день и ночь равны по времени), одному из четырёх главных праздников, связанных с солнцем. С этого дня солнечное время становится длиннее, а солнце становится молодым Ярилой и прогоняет Зиму-Марену. Кроме того, масленица связана с миром Нави и почитанием духов умерших. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Прилетают они, по поверьям славян, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли. Отворяются врата Сварги и в мир приходят Белые Боги.

Название Комоедицы связывают с несколькими понятиями: 1. Комы или поедающие комы, то есть в этот праздник ели блюда, которые напоминали комки, возможно это были блины или другие вкусности, напоминающие колобка. 2. Считается, что в эти дни просыпается медведь. "Ком" могло быть иносказательным наименованием пушистого мишки, который издалека похож на комок.

Сейчас масленица празднуется в соответствии с христианскими канонами и их праздничным календарём, в древности же масленица была приурочена ровно к весеннему равноденствию, праздновалась либо в сам равный ночи день, либо на следующий день, когда солнечное время суток, как говорится, стало больше на воробьиный скачок. Кроме всего прочего, нельзя не сказать о том, что именно весеннее равноденствие было древнеславянским Новым Годом.

Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Праздновать это время года считалось едва ли не самым весёлым во всём году. Масленица-Комоедица - это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней. Масленичная неделя идёт перед главным праздником. В этот день принято поминать умерших родителей и родственников. Садясь за трапезу, приглашали к столу и души умерших. Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь. Главным блюдом являются блины. Блины своей формой и цветом символизируют солнце - можно сказать, съедобный и вкусный солярный знак, маленькие солнышки в честь весеннего бога Ярилы. Первый блин по традиции предназначался душам родственников и его не ели, а ложили на специальное место. Также традиционными блюдами считаются: пироги, кисель, мёд, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и т.д. Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай, рано утром посылать детей на улицу покликать весну. Так же не стоит путать древнюю славянскую масленицу и ту, что придумала церковь. Ни на масленицу, ни перед масленицей, ни после масленицы никаких постов нет, и потребление различных вкусных блюд является не говением после или перед воздержанием, а праздником во имя светлых Богов, которые вернулись на землю.

Самым известным обрядом на масленицу является сжигание чучела. Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знают - кого они сжигают. На самом деле сжигают Марену.Марена, Мара, Морана - богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми Богами, которые пришли ей на замену. Ритуал, носящий образный характер, представляет всё это в точности. Чучело вяжут из соломы, наряжают в разные лохмотья. В некоторых местах принято тащить марену к костру волоком, в других же местах её везут на соломенной кобыле, в третьих торжественно несут к костру. Важным моментом является не просто сжигание и поругание тёмной Богини, но и её почитание. Мара придёт уже скоро - с приходом следующей зимы и всем, кто не почитал её в масленицу, придётся столкнуться с ней в её время года. Чучело сжигают. Часто, вместе с этим действом произносятся магические заклятия, магические ритуалы, бросаются в огонь старые вещи, наузы с наговорами, что бы вместе со своим уходом Марена забрала с собой и всё плохое, что накопилось за зиму у людей. Также традиционным считается водить вокруг чучела хороводы. После того, как Марена сгорела, её остатки кидают в воду.

Так как это один из самых долгожданных, весёлых праздников, то и различных игрищ здесь тоже предостаточно, вероятно даже больше, чем на Коляду. Может быть, в наше время, когда глобальное потепление нарушило многие законы погоды, на Масленицу бывает тепло и от снега уже не осталось и следа, но в древности традиционными играми, без которых не обходился данный праздник, было: заливание гор или склонов берегов водой, что бы получились горки для катания, постройки снежных крепостей, городков и т.д. Всеобщее веселье, сопровождалось взятием снежных построек, которые символизировали победу весенних Богов над Зимними. Как и на Коляду, Комоедица сопровождалась ряжением. Ещё одной традицией были Кулачные Бои. Две группы мужчин сходились стенка на стенку и бились всерьёз, на кулаках, без всякой имитации. Одной из обрядовых игр можно считать подкидывание блина, которое также является и гаданием: румяный блин подкидывают в небо, и кто поймает его - тому будет счастье в грядущем году.

Работать в этот светлый день поминания Предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы. В этот день не пряли и не вязали, что бы мыши не грызли нитки и холсты.

Весна

Праздник Весна отмечается 25 марта. В этот день открываются ворота Сварги и из неё спускается на землюЖива – богиня весны. Считается, что этот день празднуют и люди и животные. Все рады наступлению первого тепла. В этот день ни в коем случае нельзя работать, а только славить пришедшую Живу и торжество жизни над смертью, Живы над Мареной.

В праздник Весны угощаются печеньем в виде жаворонков, и отпускают на волю из клеток живых птиц, тем самым призывая или закликая весну.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.