Сделай Сам Свою Работу на 5

Творчество Рембрандта — вершина реализма





«Правда — самое прекрасное и редкое качество» (Э. Делакруа) — стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов, трёхсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Трагичен был жизненный и творческий путь этого замечательного художника: от блистательной карьеры, всеобщего признания, богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете.

Своеобразие художественной манеры Рембрандта во многом определило искусство светотени, в котором, пожалуй, ему не было равных. Французский художник и писатель XIX в. Эжен Фромантен писал: «Светотенью пользовались и другие, но никто так постоянно и искусно, как Рембрандт. Эта форма, таинственная по преимуществу, наиболее сокровенная, богатая умолчаниями, намёками и неожиданностями, какие только существуют в языке живописи... Светотень стала... той естественной поэтической атмосферой, в которой неизменно обитал гений Рембрандта».



Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение всё действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Контрасты света и тени усиливают динамику происходящего, осязаемо подчёркивают цвет, форму, объёмы и фактуру предметов. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал и русский художник И.Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».

В ранних картинах Рембрандта можно наблюдать множество едва заметных переходов от тёмного к светлому, градации золотисто-коричневого, красного и оливкового цветов. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов. Сверкающее золото парчовых мантий, переходы от темно-вишнёвого к ярким оттенкам красных раскалённых углей, словно вобравших в себя лучи света, а затем к угасающим тонам оранжевого — такова красочная палитра художника.



Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта. В каждом из них — попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Что особенно привлекало в них художника? Прежде всего возможность откликнуться на вечные проблемы бытия, показать их теснейшую связь с современной ему действительностью. Мифологические и библейские сюжеты давали неисчерпаемый материал для размышлений о нравственных и эстетических идеалах. Краткая притча или легенда Ветхого и Нового Заветов обретают в его произведениях жизненную достоверность, убедительность и силу. Каждый раз он предлагает зрителям собственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей с их земными переживаниями.

В историю мировой живописи Рембрандт вошел и как блестящий мастер автопортрета. Из года в год, иногда изо дня в день он изображал себя то весёлым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (!) созданных им автопортретах — история его жизни, биография души, исповедь художника.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в юности. 1629 г. Галерея Уффици, Флоренция

В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, подмечая малейшие внешние перемены, останавливая мгновения собственной жизни. Поначалу он много экспериментирует, меняя выражения лица, позы, движения, используя различный формат, эффектные композиции, контрасты светотени. Мы видим то простодушного паренька с мельницы, то светского кавалера и озорного гуляку, властелина в восточном сказочном наряде. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей. Он богат, счастлив и независим.



С годами утихает безудержное веселье молодости. Теперь мы всё чаще видим его за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. На нём нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, он одет в рабочий халат, на голове платок или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, проницательные глаза обращены к зрителям, они смотрят нам в душу... Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. На последнем автопортрете — беззубое старческое лицо, перекошенное гримасой смеха. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь...»

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 - 1636 гг. Картинная галерея, Дрезден

Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои незримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. С портретов Рембрандта на нас смотрят самодовольные бюргеры, высокомерные чиновники, чопорные дамы, лицемерные проповедники. А рядом с ними — полные достоинства и внутреннего благородства поэты и писатели, вдохновенные люди искусства, талантливые ученые.

«Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника. Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник, уже одет и медленно натягивает перчатку. О чём думает он в этот последний миг перед расставанием? О долгой и верной дружбе? О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути? В лице Сикса — сострадание, искренняя и горькая печаль. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. На его элегантный светло-серый камзол с блестящими пуговицами накинут ярко-красный плащ с золотым шитьём. Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде, он трепещет в воздухе, приводя в движение всё, что находится вокруг. Он словно растворяется в осязаемой мгле и вдруг неожиданно вспыхивает, усиливая динамику портрета.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Собрание Сикса, Амстердам

«Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет?» — восхищённо восклицал Э. Фромантен.

В более поздние годы Рембрандт всё чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь. Мудрость опыта, спокойное отношение к приближающейся смерти особенно интересуют художника. Старость — это не крушение жизни, а её достойное и логичное завершение.

 

Рембрандт ван Рейн. Портрет старушки. 1654 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о её прошлой жизни. Скупо изображён ее скромный наряд — ничто не должно отвлекать зрителей от изображения её лица под красным бархатным капюшоном. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчёркивает дряблость старческих щёк. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Нет ничего, что бы могло нарушить её задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго...

Наше знакомство с творчеством Рембрандта будет неполным, если мы не скажем об огромном графическом наследии художника. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. В офортах Рембрандта можно увидеть новые грани его таланта: тонкую детализацию, свободный и непринуждённый штрих, максимальную живописность, чёткость линий и объёмов, удивительные градации чёрного и белого цветов. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства.

 

Вопросы и задания

1.Почему именно в Голландии наиболее отчётливо проявился реалистический характер живописи? Расскажите о многообразии жанров, мастерах и шедеврах голландской живописи.

2. Каковы характерные особенности портретного искусства Ф. Халса? Что отличает его творчество от современников (например, Рембрандта) и портретистов предшествующих эпох?

3. Почему Вермера Делфтского называют «величайшим магом и волшебником живописи»? Какова тематика его произведений и характерные черты художественной манеры (ближний и дальний план, нюансировка цветов, освещённость предметов и лиц, роль детали)?

4. Почему творчество Рембрандта считают вершиной реалистического искусства? Согласны ли вы с подобной оценкой? Что вы могли бы рассказать о многообразии тематики и особенностях творческого почерка художника? Приведите примеры известных вам произведений.

 

Творческая мастерская

Подготовьте сообщение на тему «Портретная галерея Франса Халса», опираясь на предложенный план:

передача внешнего сходства и характера портретируемого;

портреты выдающихся людей эпохи;

жанр группового портрета;

«характерные» портреты;

композиционные и колористические особенности портретов Халса.

Заполните таблицу в соответствии с принадлежностью художника к определённому жанру живописи.

Жанр Художник Название произведения Краткая аннотация
Бытовой, светский      
Натюрморт      
Пейзаж      

Познакомьтесь с автопортретами Рембрандта. Как менялись внешность художника и его внутреннее состояние в зависимости от возраста и приобретённого жизненного опыта? Оформите свои впечатления в виде небольшого сочинения-эссе.

Подготовьте рассказ о произведениях голландских художников XVII в., имеющихся в собраниях отечественных музеев.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.