Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, структура, источники и принципы МУП.





?Понятие, признаки и структура МУП?

МУП как отрасль довольно молодая. Это обуславливает массу непоняток в этом курсе. В том числе это касается понятия и места МУП в системе права.

Отрасль – совокупность норма. Нормы определяем к отрасли МУП по критериям:

1) Нормы должны создаваться субъектами МП путем согласования их воли.

2) Цель принятия этих норм – борьба с преступностью. Не путать с нормами, которые имеют отношение к борьбе с преступностью (например по беженцам), но прямо их не составляют.

3) Преступления, входящие в МУП должны затрагивать интересы международного сообщества в целом или нескольких государств.

4) Ответственность за нарушение норм должна быть уголовно-правовой, не зависимо от того какой международный или национальный правоприменительный орган выносит приговор.

Общепринятого понятия уголовного права нет. Существуют следующие определения:

1) (Лукашук, Наумов) МУП – отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Позиция исключает слияние норм международного и национального права.



2) (Фисенко и др.) МУП – совокупность принципов и норм, которые входят в гуманитарное международное право и регулируют вопросы, вытекающие из совершения международных преступлений.

3) (Карпец И.И.) МУП – система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между государственными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира и безопасности народов как от наиболее тяжких м.преступления, направленных против мира и человечества, так и других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях, либо соглашениях, заключенных между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права.

4) (Иногамова-Хегай) МУП – система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.



По предмету наблюдается практически единство. Предмет правового регулирования делает МУП комплексной отраслью (с процессом, материальным правом, ОРД и т.д.).

Структура имеет 4 блока норм:

1) Международное материальное уголовное право – совокупность принципов и норм, устанавливающих преступность и наказуемость опасных для мира и безопасности человечества деяний, а также регулирующих вопросы освобождения от уголовной ответственности и назначения уголовного наказания. Содержится в многочисленных источниках (конвенции по апартеиду, геноциду, коррупции).

2) Международное уголовно-процессуальное право – совокупность принципов и норм, регулирующих вопросы расследования международных преступлений, судебного разбирательства уголовных дел об этих преступлениях, а также правовой помощи при расследовании и судебном рассмотрении дел о преступлениях международного характера. Источников много, например устав Нюрнбергского уголовного трибунала, римский статут МУС.

3) Международное пенитенциарное право – совокупность принципов и норм, регламентирующих правовой статус осужденных, устанавливающих международные стандарты и правила исполнения различных видов наказания, а также регулирующих иные вопросы международного сотрудничества в пенитенциарной сфере (например обмен лицами для исполнения наказания). Источники, например токийские правила, определяющие правила мер, не связанных с тюремным заключением.

4) Международное оперативно-розыскное право – совокупность норм и принципов, регламентирующих вопросы предупреждения, пресечения и раскрытия международных преступлений и преступлений международного характера, задержания лиц, подозреваемых в подготовке или совершении этих преступлений, а также иное международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Источник, например устав Интерпола, конвенция о борьбе с наркотических средств и психотропных веществ.



Учебная дисциплина будет иметь 3 части: общая, особенная, специальная (про 3 последние группы в МУП).

 

?Порядок применения МУП в национальной юрисдикции?

Вопрос полностью не урегулирован. В теории выделяют 2 подхода (способа) применения МУП в национальной юрисдикции:

1) Непосредственное – конкретная норма МУП применяется национальным или международным судом без каких-либо оговорок или ограничений. Этот способ имеет малую сферу распространения в отношении МУП, так как практически везде закрепляется обязанность трансформации норм конвенций в национальном праве. Но этот способ также присутствует, например ст.11 УК РФ: Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Но существует проблема, если в законе РФ нормы нет, а в конвенции есть. Можно ли в данном случае применить норму международного права напрямую? С одной стороны есть конституционный принцип о верховенстве норм международного права. Но есть постановление пленума «о применении судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» п.5: Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами при разрешении уголовных дел, в частности при рассмотрении уголовных дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства (процессуальные нормы), чем уголовно-процессуальным законом Российской Федерации. Также при рассмотрении уголовных дел, если международным договором РФ регулируются отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения, например жалобы на решения о выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступления. Это все случаи непосредственного применения.

2) Опосредованное применение – применение национального закона происходит с соблюдение требований международного уголовного права. Это как раз про обязательство государства привести законодательство в соответствии с конвенцией. Пост.пленума: Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 УК РФ).

 

В уголовно-исполнительном можно применять непосредственно.

 

?Источники МУП: понятие и виды?

Если занимать позицию по которой МУП – отрасль МП публичного, то источники такие же.

У нас такая классификация. Источники:

1) Основные:

А) Международный договор = конвенция (п.а ст.2 ФЗ «о международных договорах») - международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Б) Нормы обычного права (международные обычаи). Существуют сомнения по отнесению таких норм к источникам, поскольку должны быть закреплены в письменной форме права и обязанностей субъектов. Как их определить, если они не закреплены формально?! Наше мнение таково: мы признаем его источником, если на такой обычай есть ссылка на обычай (ст.3 международного трибунала по Югославии).

 

2) Вспомогательные источники:

А) Судебные решения международных судов. Например, приговор Нюрнбергского трибунала, Токийский трибунал, Руанда, Югославия…

Б) Решения международных организаций. Есть 2 разновидности таких решений: рекомендации государствам о разработке и принятии актов, направленных на пресечение и наказание международных преступлений; проекты международных конвенций универсального характера (проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).

В) Внутригосударственные законы о преследовании и наказании международных преступлений и преступлений международного характера. Только в случае, если в этих законах есть ссылки и положения о международном сотрудничестве государств в этой сфере (ст.10 ФЗ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА).

 

?Принципы МУП?

Существую принципы МУП для разных частей МУП (см. вопрос 2).

1) Принципы международного уголовно-процессуального права: равенство перед судом; гласность судопроизводства; презумпция невиновности; состязательности; принцип гарантирующий право на защиту; недопустимости произвольного ареста; неоправданной задержки судебного разбирательства; право на обжалование… (Устава Нюрнбергского трибунала, протоколы конвенции о защите жертв вооруженного конфликта). Принципы полностью повторяются с правом РФ.

2) Принципы пенитенциарного уголовного права: недопустимость умаления чести и достоинства; гуманизм; дифференциация и индивидуализация наказания; отказ от смертной казни как средства наказания или ее минимизация; недопустимость пыток; подконтрольность исправительных учреждений общественным организациям по охране прав заключенных.

 

!Ответственность в МУП!

?Понятие и виды преступлений по МУП?

В МУП отсутствует легальное понятие преступления. В доктрине тоже нет. Это потому что в МУП преступления посягают на различные виды отношений, и нет возможности присовокупить их.

Но кодекс преступлений против мира и безопасности человечества частично компенсировал эту проблему. Преступление в МУП – это международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством, организацией или отдельным лицом международных обязательств или положений столь основополагающих для обеспечения жизненно-важных интересов международного сообщества, что это нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом (ст.19 кодекса). А также противоправные деяния, наносящие существенный ущерб международным отношениям и признанные преступлениями в международных соглашениях и в национальном законодательстве.

Четкого деления преступлений в МУП на виды долгое время не было. На сегодня в теории МУП выделяют 3 группы преступлений по объекту (хотя есть и другие и имеют они разные основания):

1) Международные преступления (преступления против мира и безопасности человечества; серьезные нарушения) – серьезные нарушения, посягающие на мир, добрососедство, мирное сосуществование между народами и государствами, безопасные условия существования всего человечества как биологического вида. Подвиды (ст.5 Римского статута):

А) преступление геноцида

Б) преступления против человечности

В) военные преступления

Г) преступление агрессии

 

2) Преступления международного характера (конвенционные преступления) – менее общественно-опасные деяния, посягающие на отношения по международному сотрудничеству государств в различных областях. Это преступления воздушного и морского терроризма, наркотики, киберпреступность…

3) В учебнике Иногамова-Хегай предлагается называть эту группу – любое другое преступление, при решении вопросов о преступности которого нужно использовать нормы МУП. Но это предложение выходит за рамки классификации по объекту. Мы определим эту группу иначе. Преступления, посягающие на международное уголовное правосудие. Такую возможность нам дает римский статут. Например, есть нормы о посягательстве на лицо, осуществляющее правосудие, незаконное задержание, заведомо ложные показания и т.д.

В 2000 году принята конвенция ООН против транснациональной ОП. В этой конвенции используется терминология: трансграничные, транснациональные преступления. Соотношения понятия «преступления международного характера» и «транснационального преступления» (ст.3 конвенции ООН против транснациональных преступлений).

 

В МУП еще нет учения о составе преступления, поэтому с методической точки зрения целесообразно брать за основу элементы состава из национального права.

 

?Субъекты преступления и ответственности в МУП: понятие и признаки?

Субъект преступления и субъект ответственности в МУП не совпадают. Субъектами преступления могут быть государства, организации и лица. Субъектами ответственности могут быть организации и физические лица.

Римский статут говорит в ст.25 указывает на субъекта – физ.лицо.

Физ.лицо обладает такими признаками как возраст и вменяемость.

Возраст разнится в зависимости от вида преступления. Ст.26 говорит о 18 лет для международных преступлений. Для преступлений международного характера все зависит от национального права, в которое была имплементирована норма. Может возникнуть вопрос, когда установлен разный возраст в государствах, на которых совершено преступление. В таком случае нужно исходить из возраста, отодвигающего уголовную ответственность. По преступлениям против международного правосудия возраст не установлен, но можно руководствоваться возрастом в 18 лет, так как он указан в Римском Статуте.

Даже термина вменяемости нет в МУП. В римском статуте есть норма, описывающая состояние, которое похоже на (не)вменяемость, исключающая уголовную ответственность. Это ст.31 ч.1 п.а. В РФ 2 критерия: медицинский и юридический (характер совершаемых действий и последствий). В юридическом 2 момента: интеллектуальный и волевой.

В п.б ч.1ст.31 указана характеристика, которая тоже освобождает от уголовной ответственности и характеризует состояние преступника.

 

?Субъективная сторона международных преступлений: понятие, виды и признаки?

В римском статуте есть статья, посвященная ей. Ст.30 статута характеризует только вину. Таким образом, руководствуясь этой статьей, можно сказать, что субъективная сторона в МУП уже.

В РФ вина имеет 2 формы: умысел и неосторожность. В ч.1 ст.30 статута указан умысел. Из анализа ч.2 вытекает, что субъективная сторона в МУП при совершении международных преступлений характеризуется только умыслом. В соответствии с ч.2 умысел может быть прямым или косвенным. Прямой умысел, когда лицо в отношении деяния собирается совершить такое деяние (осознает общественную опасность) и собирается причинить опасные последствия (желает). Косвенный умысел, когда лицо в отношении деяния собирается совершить это деяние и сознает, что последствие наступит при обычном ходе событий (сознательно его допускает).

При описании конкретных преступлений в статуте указаны иные признаки субъективной стороны. А значит, напрасно статья 30 ограничилась указанием вины, хоть и посвящена субъективной стороне вообще.

 

?Основания для освобождения от уголовной ответственности: виды и краткая характеристика?

В уголовном праве РФ в гл.11 указаны основания освобождения от ответственности + амнистия. В ст.31 статута указаны тоже обстоятельства, но они отличаются. В ней указаны:

А) Невменяемость и интоксикация

Б) п.с ст.31 указывает множество признаков

В) п.д ст.31

ст.32 указывает такое основание как ошибка в факте, если отсутствует необходимая субъективная сторона (у нас фактическая ошибка квалифицируется как покушение, кроме черной магии). Другое основание – ошибка в праве, если отсутствует необходимый признак субъективной стороны (юридическая ошибка). Еще основание – ст.33 приказ начальника, предписание закона при условии, что: лицо юридически обязано исполнять приказы; лицо не знало, что приказ был незаконным; приказ не был явно незаконным. В ч.2 есть положение, согласно которому приказ о совершении преступления геноцида является явно незаконным.

В ходе разбирательства суд может рассмотреть иное основание, если оно вытекает из применимого права (например, другие основания могут быть в «правилах доказывания»).

 

?Наказание за международные преступления: виды, характеристика?

 

 

!Международные преступления!

?Преступления агрессии?

Понятия агрессии в римском статуте нет. Хотя такие преступления и названы в ст.5. О преступлениях агрессии говорили еще в уставе Лиги Наций. Далее была принята декларация об агрессивных войнах. Потом был Парижский пакт или пакт Бриана-Келлога. Впервые была принята попытка сформулировать это определение в резолюции 13/14 Генеральной ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года. В ст.1 резолюции указывалось, что агрессией являлось применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства каким бы то ни было другим образом, не совместимым с уставом ООН. Но проблема состояла в том, что субъектом по римскому статуту являются физические лица, а в резолюции указаны государства. Встал вопрос: что считать актами агрессии у физических лиц. Их попытались вывести из резолюции, в которой указывались такие действия как:

1) Вторжение войск государства на территорию другого государства, а также оккупация, какой бы временный характер она ни носила. В национальных источниках такие действия получили название – развязывание войны.

2) Бомбардировка территории другого государства или использование оружия по отношению к его территории.

3) Блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства

4) Нападение на ВВС и ВМФ и сухопутные силы другого государства.

5) Действия государства с территории третьего государства.

2-4 назвали ведением агрессивной войны.

В соответствии с этим кодекс о преступлениях против мира и безопасности человечества, в УК РФ ст.353 включил эти действия.

 

Субъектом этих преступлений являются главные военные преступники: главы государств, главнокомандующие ВС, лидеры политических фракций, голосовавших за ведение такой войны, исполнители преступных приказов.

 

?Преступление геноцида?

Рафаэль Лемкин. 1944 – вводит в научный оборот этот термин.

Конвенция о геноциде и наказании за него 1948г.

Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Исследователи А. Кибальник и И. Соломоненко делают акцент на цели преступления: универсальным требованием к квалификации геноцида является установление особой цели действий виновного - стремления уничтожить полностью или частично демографическую группу теми способами, которые указаны в статье 357 УК РФ.

Субъект – лица, являющиеся политическими лидерами и т.д. (позиция Бушмина).

 

?Преступления против человечности?

Ст.7 статута дает полную характеристику всех преступлений, которые определены понятием преступлений против человечности. До римского статута они определялись конвенцией.

Это любые, перечисленные деяния, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Эти признаки отличают эти преступления от геноцида и других преступлений.

В п.а ст.7 широкомасштабность – устойчивое поведение, связанное с совершением, входящих в объективную сторону, деяний в целях проведения политики государства или организаций, направленной на совершение такого нападения. То есть эти действия проводятся повсеместно в рамках политики.

Систематичность – не менее 2-ух раз в РФ, а в статуте написано многократное совершение.

Объективная сторона:

1) Убийство

2) Истребление – умышленное создание условий жизни (лишение медикаментов и продуктов питания), рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения.

3) Порабощение (помимо статута + конвенции 1925 года) – осуществление любого или всех правомочий в отношении личности, связанных с правом собственности. Включает в себя торговлю людьми.

4) Депортация – насильственное перемещение населения – перемещение лиц, ставших объектом переселения без каких-либо оснований, названных международным правом.

5) Заключение в тюрьму или иное жестокое лишение физической свободы в нарушение норм международного права.

6) Пытки. П.е ч.2 ст.7 раскрывает понятие пытки. Определение пытки есть в РФ – ст.117 УК.

7) Изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести. Принудительная беременность – см. ч.2!!!

8) Преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным и другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми в международном праве.

9) Насильственное исчезновение людей – арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия при последующем отказе сообщить о их местонахождении…

10) Апартеид (есть конвенция). Из ч.1 видно, что это другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, которые приведут к тяжкому вреду здоровья и иным тяжким последствиям.

Субъективная сторона – умысел. Мотив может отличаться в зависимости от деяния. Цели также определены.

 

?Военные преступления?

Женевская конвенция 12 августа 1949 года о защите жертв войны и в 1977 году к ней был принят дополнительный протокол.

Ст.8 статута объединяет действия из Женевской конвенции.

Военные преступления могут совершаться не только военнослужащими и связаны не только с причинением вреда жизни и здоровью. В ст.8 указаны признаки, отличающие международные военные преступления от других: Совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

Все преступления могут быть разделены на 4 группы:

1) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года

2) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применымых в международных вооруженных конфликтах, установленных в рамках международного права.

3) Нарушения в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения ст.3.

4) Другие серьезные нарушения законов и обычаев в вооруженных конфликтах немеждународного характера.

Каждая из групп характеризуется определенным набором опасных деяний. Посмотрим наиболее интересные из них.

vii) ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, следствием которого является смерть или причинение ущерба личности;

xii) заявление о том, что пощады не будет;

 

?Наемничество?

Среди военных преступлений, которые непосредственно в военных преступлениях не отражены, есть деяния, которые есть в Женевской конвенции 1949 года. Это наемничество.

Ст.47 дополнительного протокола 1 дает определение наемника. Это определение шире, чем понятие в УК РФ.

В протоколе наемник – лицо, которое специально принимает активное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду. Указано, что материальное вознаграждение наемника должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, того же ранга и их функциям, входящих в состав вооруженных сил. Наемник не является ни гражданином страны, находящимся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в состав ВС стороны, находящейся в конфликте (не послан государством, не являющейся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав ВС). Наемника определяет вся совокупность этих признаков.

Объективная сторона. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 года. Деяния объективной стороны:

1) Вербовка не только для участия в конфликте, но и для актов насилия для свержения власти

2) Использование, финансирование, обучение наемников.

3) Покушение и соучастие в такого рода действиях

Возникает вопрос о существующей организации – французский иностранный легион.

!Международный уголовный суд!

?Понятие, организационная структура и состав МУС?

Идея создания суда, который бы мог давать оценку преступности международных деяний сразу после ПМВ. Лига наций исследовала этот вопрос, но конкретных шагов не предпринималось. В 1939 году началась ВВ2 и в этот период на мог быть создан такой орган, так как Лига была дискредитирована. Но Нюрнбергский и Токийский трибуналы показали, что такой орган может быть и дали опыт для последующего создания МУС как постоянно действующего органа.

Римский статут создал МУС.

(ст.1) Суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Многие преступления имплементированы в национальное законодательства, что позволяет непосредственно привлекать лиц, ответственных за такие деяния. Это привело к закреплению в статуте того, что МУС дополняет национальные системы уголовного правосудия.

МУС распространяет свою юрисдикцию только на деяния, которые были совершены после вступления в силу статута. Если государство становится участником статута позднее (РФ, КНР с оговорками), то суд осуществляет юрисдикцию для этих государств, если только эти государства сделают соответствующее заявление (в отношении периода от вступления статута в силу до подписания государством).

МУС осуществляет юрисдикцию в отношении преступления (ст.12), если:

А) ситуация, при которой были совершены одно или несколько преступлений на территории государства, которое является участником статута

Б) гражданином, обвиняемым в совершении преступления, который имеет связь с этим государством

 

Организационная структура: место пребывания суда – Гаага. При этом суд заключает соглашение о пребывании с государством пребывания. Но суд может заседать в любых других местах государств-участников, если сочтет нужным.

Органы указаны в ст.34. Высшим звеном является президиум. Далее идет 3 отделения: Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства. Ниже находится канцелярия прокурора. Нижним звеном является секретариат суда. Эта структура не изменяема. Полномочия каждого из звеньев четко закреплены в римском статуте и еще одном документе – правила процедуры и доказывания. Последний регламентирует деятельность с оценкой конкретных доказательств + в нем могут быть какие-то основания для освобождения от уголовной ответственности. Он обязателен для суда, а государства руководствуются только римским статутом.

Высшим органом является ассамблея государств участников. Это высший орган не для суда, иначе это нарушало бы его независимость. Он только процедурный.

МУС осуществляет взаимоотношения с ООН на основании статута. МУС представляет председатель во взаимоотношениях с другими организациями. Более того, суд обладает международной правосубъектностью.

Суд состоит из 18 судей. Но президиум в определенных случаях может внести предложение в ассамблею государств-участников об увеличении состава суда с мотивировкой – зачем. Ассамблея принимает решение. В ст.36 оговорена процедура, когда такое решение может быть принято. Но это не значит, что выбранное количество останется постоянно. При утрате необходимости количество судей может быть возвращено назад, но только постепенно(по мере истечения сроков полномочий судей).

Судьи выбираются и выполняют полномочия на постоянной основе с момента их избрания. Это же касается и судей избранных в президиум.

?Требования, предъявляемые к судьям. Выдвижение и выборы судей?

Процедура регламентирована в ст.36.

Эти требования немного уже, чем в РФ.

Во-первых, судьи выбираются из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, свидетельствующими о беспристрастности и независимости. Государства-участники обладают разной культурой и правом, поэтому в государствах такие качества определяются по-разному. Но в общем такие качества должны быть такими, какие предъявляются государствами для лиц, выдвигаемых на высшие судебные должности (в РФ это судьи КСРФ). Для кандидатов от РФ требования скорее всего как у судей КСРФ.

Во-вторых, кандидаты (п.б ч.3) должны обладать:

а) признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства; или

б) признанной компетентностью в соответствующих областях международного права, таких, как международное гуманитарное право и права человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда.

Сюда попало правило, которое не имеется в РФ. Это опыт, который у нас определяется годами, тут опыт связан не с продолжительностью, а с его характером – в качестве судьи, прокурора, адвоката или аналогичными качествами. Это для специалистов в национальном праве. Для международников свои требования.

Третье: каждый кандидат должен знать и говорить на одном из рабочих языков суда.

 

Процедура выдвижения регламентирована. 2 варианта указаны в ч.4 ст.36.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством - участником настоящего Статута либо:

i) в соответствии с существующей в этом государстве процедурой выдвижения кандидатур для назначения на высшие судебные должности; либо

ii) в соответствии с процедурой, предусмотренной в Статуте Международного Суда для выдвижения кандидатур в состав Международного Суда.

Составляется резюме (заявление), где говорится о том как удовлетворяет кандидат требованиям статута. Каждое государство выдвигает не более одного кандидата.

Для целей проведения выборов составляется 2 списка. Один для специалистов в уголовном, один для международников. Кандидат, являющийся специалистом в обеих отраслях, выбирает себе список сам.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников, созываемой для этой цели. Выборы осуществляются тайным голосованием. Избранным считается получивший большее число голосов и в 2/3 от присутствующих.

Выборы могут проходить в несколько туров. Из списка А избирается не менее 9 судей, а из Б не менее 5 судей. Последующий выбор осуществляется с сохранением такой пропорции. Поскольку суд рассматривает уголовные дела, уголовников должно быть больше.

После выбора судей между судей происходит избрание тех, кто будет включен в состав президиума. Из президиума его члены выбирают председателя.

Количество судей в отделениях разное. Это четко указано. В апелляционном 4 судьи и председатель суда. Судебное отделение – 6 судей. Отделение предварительного производства – 6 судей. Назначение судей по отделениям осуществляется самим судом. В каждом отделении достигается сочетание специалистов в 2 отраслях. Судебное отделение по большей части из опытных по ведению уголовных судебных заседаний.

В каждом отделении создается палата. Апелляционная палата – весь состав отделения. Палата предварительного производства либо 3 судьями отделения, либо одним судьей.

?Уголовное преследование и расследование уголовных дел?

Инициаторы начала процедуры уголовного преследования (и только они):

А) государство-участник передает ситуацию, при которой, как представляется, было совершено преступление, прокурору.

Б) Совет безопасности ООН при тех же условиях тоже прокурору.

В) прокурор, который начал расследование

Ст.15 определяет деятельность прокурора на 1 этапе (в т.ч. проверка).

После проверки прокурор обращается в Палату предварительного производства с просьбой дать санкцию на проведение расследования вместе с любыми подкрепляющими эту просьбу собранными материалами. В данном случае палата предварительного производства – надзирающий орган, который определяет достаточность оснований для возбуждения дела. Если Палата предварительного производства после изучения этой просьбы и подкрепляющих ее материалов сочтет, что имеются достаточные основания для возбуждения расследования и что это дело, судя по всему, подпадает под юрисдикцию Суда, она дает санкцию на возбуждение расследования. Это не исключает последующей подачи заявления прокурора по новым материалам по этой же ситуации.

В римском статуте есть ст.16, которая ставит под сомнение принцип независимости в уголовном судопроизводстве. Ст.16 - Никакое расследование или уголовное преследование не может начинаться либо проводиться в течение периода в 12 месяцев после того, как Совет Безопасности в резолюции, принятой на основании Устава ООН, обращается в Суд с просьбой на этот счет. Т.е. совет безопасности просит приостановить расследование, а прокурор обязан приостановить. Так показывается нарушителю, что МУС займется им только если он в ООН не договориться. Это ограничивает независимость суда. Это делает суд рычагом в международной политике.

После того как прокурор возбудил уголовное преследование необходимо рассмотреть вопрос о том, что юрисдикция суда дополняет национальную, поскольку в национальном праве есть нормы об этих же преступлениях. Этот вопрос находит ответ в ст.17. Она указывает, что дело не может быть принято судом к производству, когда:

А) данное дело расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией

Б) дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования

В) лицо, которого это касается, уже было судимо за поведение, которое является предметом данного заявления

Г) дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие действия со стороны Суда

Но есть исключения, когда МУС может принять дело к своему производству:

А) судебное разбирательство было проведено или проводится либо национальное решение было вынесено с целью оградить соответствующее лицо от уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдикцию настоящего Суда.

Б) имела место необоснованная задержка с проведением судебного разбирательства, которая в сложившихся обстоятельствах несовместима с намерением предать соответствующее лицо право

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.