Сделай Сам Свою Работу на 5

МЫ ПРОТИВ ЗАВОДА ФЕРРОСПЛАВОВ ПОД КРАСНОЯРСКОМ





 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ В.В. ПУТИНУ

 

В своем письме губернатору Красноярского края Вы порекомендовали ему провести независимую экологическую экспертизу проекта строительства под Красноярском Енисейского ферросплавного завода. В случае положительного заключения экспертизы исполнительной власти края рекомендовано до 1 октября текущего года вновь заключить соглашение о реализации проекта, разорванное ею в одностороннем порядке.

Кроме этого, Вы рекомендовали «разработать программу мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятий края».

Власти региона восприняли данное обращение как прямое поручение и подключили к делу Гражданскую ассамблею Красноярского края. Она составила техзадание и определила организацию, которая будет проводить экспертизу – Красноярский Научный Центр Российской Академии Наук.

Как будут дальше развиваться события, сказать сложно, но существует и другая точка зрения на повторное обращение к теме строительства завода ферросплавов под Красноярском. Ее высказывали и участники рабочей группы ассамблеи, и общественные активисты, создавшие в «ВКОНТАКТе» группу «КРАСНОЯРСК ПРОТИВ!». Считаем нужным опубликовать иное коллективное мнение по поводу рекомендаций и отправить Вам для ознакомления.



 

1. Согласно федерального закона «Об экологической экспертизе» любая независимая экологическая экспертиза может проводиться только в отношении тех объектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы обязательно. Завод ферросплавов ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» не относится к числу таких предприятий. Таким образом, любое техническое задание на экспертизу, как бы обстоятельно оно ни было составлено, не будет основано на законе. Такую экспертизу нельзя будет зарегистрировать, результат ее будет юридически ничтожен.

2. Вызывает вопросы целесообразность проведения не только экспертизы, но и аудита, который законодательно менее регламентирован, поскольку здесь можно из одного юридического тупика зайти в другой. В ответ на отрицательное заключение аудита ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» вправе предъявить имеющееся у него положительное заключение Главгосэкспертизы, которое никем не оспорено. Положительное заключение аудита также ничего не даст, поскольку юридически оно не сможет перевесить отрицательное мнение в отношении строительства завода, высказанное в соответствии с Законом Красноярского края «Об охране окружающей среды» населением Емельяновского района и города Красноярска, ведь данное голосование тоже никто не оспорил.



3. Для того, чтобы оценить соответствие проекта завода ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» наилучшим технологиям, необходимо иметь нормативную и научную базу. Ни того, ни другого нет. В Российской Федерации отсутствует официальный перечень наилучших технологий для подобных производств, а деятельность аналоговых предприятий никем не исследовалась. Можно воспользоваться нормативами европейского союза, а также законодательствами Японии и Китая, но, согласно им, производство ферромарганца с использованием открытых печей, как это предполагает ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» , запрещено. Один только этот существенный изъян проекта дает основания поставить на нем крест.

4. Функционирование предприятий по аналогичной технологии на Украине показывает, что они дают такой страшный отход первого класса опасности как бензапирен, который вызывает злокачественные опухоли, что также можно отнести к числу существенных изъянов предложенного «ЧЕК-СУ.ВК» проекта.

5. ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» обязано было собрать опытную установку, отработать на ней технологию производства, заложить ее в основу расчета. Этого не сделано. Почему Роспотребнадзор согласовал санитарно-защитную зону? Раз нет этих данных, значит, нет и санитарно-защитной зоны.



6. В проекте дана явно неполная качественная и количественная характеристика выбросов в атмосферу. Только после сравнения этих показателей с аналогами наилучших производств можно говорить, что та или иная технология является экологически чистой.

7. Низкое качество руд Усинского месторождения, которое намерено разрабатывать ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» потребует сложного обогащения, а для карбонатных разновидностей, составляющих 90% от всех запасов, необходим высокотемпературный обжиг, при которомнеизбежно загрязнение воздуха. По уже имеющимся данным экспертов, для получения 1-ой тонны товарного концентрата необходимо переработать 5-7 тонн сырой руды с образованием большого количества шламов.

Ежегодно будет производиться порядка нескольких сот тысяч тонн шламов и обещают их все перерабатывать, совершенно не запланировав никакого места для размещения отходов.

8. При сложившихся обстоятельствах изменить мнение населения в положительную сторону не получится. Общественные активисты, собравшие перед слушаниями по ферросплавному заводу (за считанные дни!) свыше 180 000 подписей против его строительства уже объявили, что вновь проведут сбор мнений горожан по вопросу этого опасного предприятия в день выборов в горсовет 8 сентября, что законом не запрещено.

9. Вести какие-либо разговоры о проведении независимой экспертизы еще одного источника заражения окружающей среды г.Красноярска, возглавляющего список городов России с наихудшей экологией можно только за закрытыми дверями, что и делала рабочая группа.

10. Гражданская ассамблея края, члены которой представляют только самих себя и выполняют данную работу в добровольно-принудительном порядке, не учитывает мнения, расходящиеся с официальной точкой зрения. Ожидать чего-то другого от органа, руководство которого согласовывается с губернатором, не приходится. На сайте ассамблеи проголосовавших по теме завода ферросплавов чуть более 3000 человек, что явно не отражает взбудораженное в очередной раз общественное мнение. Сопоставьте: 180 000 самоорганизовавшихся жителей города, предоставивших о себе полные данные, сказавших заводу «НЕТ!» и 3000 голосующих без имени и места проживания здесь.

11. Ваши рекомендации по поводу проведения экспертизы – это мина замедленного действия. Она уже вызвала взрыв общественного негодования, который грозит перерасти в массовые акции протеста с непредсказуемым концом.

Вместе с тем, заслуживает внимания та часть Ваших рекомендаций, которая касается «разработки программы мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятий края».

Экологическая ситуация в Красноярске не просто критическая, а запредельная. Она неуправляема. Каждую неделю, как правило, в выходные дни, город накрывает волной страшных выбросов, происхождение которых никто не может объяснить. В свое время мы перепечатывали скандальный материал «Новой газеты» об очистных на «Полюсе» в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Очистные есть, но они не работают, просто выключаются. И ответственности за это никто не несет. Похоже, что в Красноярске такая же беда. Кто проверял, как работают очистные на КрАзе и других предприятиях Красноярска и работают ли они вообще?

29 июля 2013 года в Улан-Удэ на выездном совещании Совета Безопасности РФ губернатор Л.Кузнецов заявил, что в Красноярском крае разработана концепция долгосрочной экологической политики до 2030 года, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду по всем источникам загрязнения. В частности, сформированы рабочие группы для подготовки предложений по разработке государственной программы, направленной на снижение негативного воздействия краевых предприятий на окружающую среду. Реализация предусмотренных подходов позволит в два раза сократить объемы выбросов вредных веществ и более, чем в десять раз увеличить долю обезвреженных отходов. К 2020 году планируется снизить выбросы краевых предприятий на 58%, а автотранспорта - на 10%.

Хотелось бы понять, каким образом чиновник – какого бы ранга он ни был – может разработать мероприятия по снижению выбросов для частного предприятия? Это как? И будут ли выполняться владельцами вредных производств программы, подготовленные так называемыми рабочими группами?

На том совещании Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев верно заметил: «Нужно ужесточать санкции к нарушителям экологического законодательства". За чем дело стало?

Если на следующий же день после страшных выбросов власти начнут сообщать, кто их допустил и на какую страшную сумму виновник оштрафован, диалог с населением пойдет совсем в другом – конструктивном русле. А сегодня люди резонно заявляют: зачем нам знать хорош или плох проект завода ферросплавов, если даже предприятия, сертифицированные по международной системе менеджмента качества позволяют себе безнаказанно травить целый город? Мы открываем на ночь форточки со страхом однажды не проснуться из-за ядовитых газов, заползших в дом.

ВОТ ТАКАЯ У НАС В КРАСНОЯРСКЕ ЭКОЛОГИЯ. Подобно тому, как в доме повешенного не говорят о веревке, нам не только обсуждать, а даже говорить о вредных предприятиях типа ЧЕК-СУ не стоит… Мы потеряли столько заводов, экологически более безопасных, что впору кричать «Караул!». Только зачем нам в качестве спасителя монстр?

Редакция бизнес-издания «Витрина»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.