Сделай Сам Свою Работу на 5

Гамма G-мажор с открытыми струнами.





Итак, приступим

В книжных магазинах можно найти немало книг, посвященных бас гитаре. К сожалению, на изучение большинства из них уходит много времени, а результат оставляет желать лучшего. Часто после окончания таких курсов музыканты не способны составить и сыграть в группе более-менее сложное басовое сопровождение, не говоря уже о скоростных риффах и пассажах. Я тешу себя надеждой, что после изученияя моего курса вы сможете реально поднять свой профессиональный уровень и стать ключевой фигурой в своей группе.

Вот мой первый совет начинающим бас гитаристам: слушайте как можно больше музыки. Во время прослушивания выделяйте басовые линии, а затем попытайтесь воспроизвести их в своей голове. Можно попробывать мысленно изменить тональность воображаемой линии.

Играть на басу сложнее, чем на простой гитаре, поэтому не торопитесь и не стремитесь играть быстро. Скорость придет со временем. Начинайте с простых мелодий, где одновременно звучит не более одной ноты.

Полезно поиграть вместе с ритм-гитаристом и/или барабанщиком. Играя вместе вы быстрее запоминаете песню.

Бас - это не обрубок шестиструнной гитары



Бас гитара - самобытный и независимый инструмент, не смотря на то, что многие ее узлы позаимствованы у электрогитары. При игре на гитаре используются пальцевые формы и позиции, основанные на гаммах и тональностях. Для бас гитары требуется больше внимания уделять паттернам и отношениям между нотами. Это связано с тем, что в настройке бас гитары нет аномалии, подобной имеющей место в настройке шестиструнной гитары. Таким образом, один раз запомнив расположение пальцев, бас гитарист может легко менять тональность просто двигая руку вверх и вниз по грифу. Некоторые проблемы возникают при игре открытых нот, но они преодолимы. Существует целый ряд песен, которые можно сыграть не меняя расположения пальцев, а просто перемещая руку и начиная играть паттерн с нового лада.

Приведем пример. Предположим, звучит аккорд C и нам надо сыграть сопровождение. Какие ноты использовать? Ну прежде всего основную(басовую) ноту C (третий лад струны А). Затем, ее квинты вниз и вверх (третий лад струны E и пятый лад струны D соответственно); а также ее октаву (пятый лад струны A). (Если сыграть эти ноты одновременно на шестиструнной гитаре, получится аккорд C.)



G С G C

G---------5-----

D-------5-------

A-----3---------

E---3-----------

Таким образом, мы получили следующий шаблон(паттерн), который можно использовать для любых акордов на любых струнах. (N - номер лада основной ноты)

Квинта Квинта

Вниз Основная вверх Октава

G--------------------------N+2--

D-------------------N+2---------

A-----------N-------------------

E---N---------------------------

Например при обыгрывании Eb (шестой лад на струне A, т.е N=6), мы получим:

Bb Eb Bb Eb

G------------8---

D---------8------

A------6---------

E---6------------

Разумеется, у вас возникнут затруднения при примении этого шаблона для G (третий лад струны E), поскольку нельзя сыграть квинту вниз и G (пятый лад струны D), поскольку нельзя сыграть октаву. Простейшим выходом из этой ситуации является использование только доступных нот, играя G на струне E, если следующий аккорд выше чем G; и G на струне D - если ниже. Теперь Вы можете сами составить простейшее басовое сопровождение.

Ритм

Бас (наряду с ритм-гитарой и барабанами) является частью ритм-секции. Ритм-секция должна "удерживать" время и задавать стиль песни. Часто ритм-гитара или барабаны немного уходят от намеченного ритма, чтобы добавить разнообразия песне. В таких случаях бас гитарист должен четко следовать заданному ритму, чтобы дать им возможность не потеряться а благополучно вернуться "на прижние рельсы". Несколько слов хочется сказать о скорости. Быстрая басовая линия - не значит лучшая. Существует огромное количество мощных песен с медленным басом.



Вместо вступления. Жили-были басист и барабанщик. Крепко меж собой дружили. Даже на гастролях селились в один номер, чтобы на досуге разговаривать о том, как слаженно должны звучать бас с барабанами. Но на деле получалось у них плохо, никак не могли вместе в сильную долю попасть. Вот как-то после особенно неудачного концерта выпили они крепко, расстроились и решили покончить жизнь самоубийством. Вышли на балкон

-Ну давай, на счет три. Раз... Два... Три!!! Шмяк.....Шмяк...

Из всех аспектов игры на бас гитаре, способность четко и непринужденно держать ритм - самая важная. К сожалению, ее трудность сопоставима со значением. Чем лучше вы держите время, тем больше уважения вы увидите в глазах партнеров по группе. В результате тренировок можно достичь уровня, когда Вы будете автоматически придерживаться ритма. Тогда игра превратиться для Вас не в тяжкий труд, требующий концентрации, а в легкое развлечение. При достижении этой стадии Вы сможете, к примеру, играть движущуюся басовую линию без увеличения темна (как в песне "Radar Love").

Стандартные ритмы

Существует несколько стандартных ритмов, которые стоит знать. Ниже рассмотрены некоторые из них.

A) "Четвертные / Восьмые": Этот ритм часто используется в блюзе и быстрых рок-композициях. Его можно играть в любом темпе. Большинство музыкантов осваиваю его налету. [Сушать MIDI]

E e e e e e e e q q q q

G|-----------------|------------|

D|-----------------|-0--0--0--0-|

A|-0-0-0-0-0-0-0-0-|------------|

E|-----------------|------------|

E e e e e e e e q q q q

G|-----------------|------------|

D|-----------------|-0--0--0--0-|

A|-3-3-3-3-3-3-3-3-|------------|

E|-----------------|------------|

B) "Простой Свинг": Используется в медленных рок балладах и в буги-вуги. [Сушать MIDI]

E. s e. s e. s e. s e. s e. s e. s e. s

G|------------------------|------------------------|

D|------------------------|-------0--0--1--1--2--2-|

A|-3--3--3--3--3--3--3--3-|-3--3-------------------|

E|------------------------|------------------------|

E. s e. s e. s e. s

G|------------------------|

D|-3--3--3--3--3--3--3--3-|

A|------------------------|

E|------------------------|

C) " … и один … " Тяжелые баллады. Первая и третья ноты - четвертные с точкой, а вторые и четвертые - восьмые. [Сушать MIDI]

Q. e q. e q. e q. e

G|------------|------------|

D|-3--3--3--3-|-5--5--5--5-|

A|------------|------------|

E|------------|------------|

D) "один и … " Используется в некоторых рок композициях. 1-я и 2-я ноты восьмые, а 2 и 4 четвертые с точкой. Иногда вторая нота становится четвертной, а третья дублируется восьмой. [Сушать MIDI]

E q. e q. e q e e q.

G|------------|---------------|

D|-0--0-------|---------------|

A|-------3--3-|---------------|

E|------------|-3--3--3--3--3-|

Тренинг

Я не люблю тратить время на долгие и нудные тренировки, но все же наш вопрос требует особого внимания ввиду своей важности. Вот некоторые, лучшие на мой взгляд, упражнения.

Включите музыку и играйте, потом, уменьшая громкость записи, сделайте ее неслышной, продолжая играть. Через некоторое время прибавьте громкость. В идеале, ваша игра должна совпасть с записью. Проверьте, как долго Вы можете играть, не теряя трек. Попробуйте играть на различных скоростях. Это же упражнение можно проделать и с метрономом.

Отрегулируйте метроном так, чтобы вместо четырех ударов, он давал два. Теперь в своей голове постарайтесь воссоздать недостающие удары. Играйте четыре удара - два реальных и два воображаемых. Измените скорость.

Играйте с ритм гитаристом. Договоритесь об аккордовой последовательности. Вы должны играть басовую основу и обеспечивать твердый фундамент композиции, не зависимо от действий гитариста, который в это время может играть соло партии или заковыристые рифы. Это доставит удовольствие вам обоим и принесет огромную пользу.

Разделяй и властвуй

При изучении новой песни, Вы должны сосредоточиться на нотах и решить, как Вы будете перебирать их. Очень сложно не сбиться, если вы не представляете, какая нота будет следующей. Сначала играйте очень медленно, стараясь запомнить последовательность нот, затем сыграйте песню в нормальном темпе, а потом быстрее, чем надо.

После того, как Вы освоили основу, можете сосредоточиться на ритме и выборе темпа. Каков стиль песни? Какой басовый ритм Вы собираетесь использовать? Басовая линия вносит разнообразие в мелодию песни или она просто поддерживает аккорды? Что делает барабанщик? Ритм гитарист? Ведущий гитарист заполнил всю песню или оставил вам поле для творчества?

Некоторые песни имеют очень простую басовую линию с несколькими интересными рифами. Будьте осторожны. Вы можете начать слишком быстро, а когда начнутся сложные рифы, запутаться. Иные песни так сложно играть, что руки сводит.

Потратьте время на прослушивание и детальное изучение басовой линии. При построении собственной линии, помните, что она задает основу. Аспекты, связанные с мелодией, будут рассмотрены в следующий раз.

Напутствие

Легко объяснить, как надо держать ритм, легко это продемонстрировать, имея за плечами богатый опыт, но сложно освоить с нуля. Этот навык требует постоянной практики и внимания. Играя в профессиональном коллективе, я могу положиться на барабанщика. Когда же я занимаюсь со своими студентами, то замечаю, что не достаточно четко чувствую время. Именно поэтому я до сих пор уделяю немалое внимание тренировкам.

Подойдите к делу серьезно. Играйте вдумчиво, отмечая все свои недостатки. Возможно, когда вы играете один, то можете простить себе многие оплошности, другие вам этого не простят. Помните об этом.

Развитие чувства ритма - очень важный шаг на пути к мастерству.

В самом начале своей карьеры мне частенько приходилось кочевать из группы в группу. Приходя на репетицию в новый коллектив, я попадал в комнату полную музыкантов, мне давали распечатки со словами и аккордами песен (и ни каких вам нот или табулатур). Причем подразумевалось, что если я раньше слышал эту песню по радио, то смогу сразу и безупречно воспроизвести басовую линию, а если нет - то соображу что к чему и включусь в композицию где-то в районе второго куплета. Что в такой ситуации остается новичку? Тупо долбить основные ноты аккорда; и все бы хорошо, если бы аккорды не менялись. К сожалению такое иногда случается, и вот тут-то могут возникнуть проблемы. Вы можете попросту потеряться.

Но не все так плохо. Есть несколько уловок, которые могут сильно выручить Вас. Более того, вы спокойно сможете отходить от основного тона аккорда безо всякого риска. Итак, сегодня мы поговорим о "Box-ах" и "прогулках".

Box

Box - это самая полезная вещь для гитариста. Он представляет собой набор нот, который получается, если зажать все струны на двух не соседних ладах. Ниже приведен простой пример Box-a в тональности C. Заметьте, он формируется, опираясь на 3 и 5 лады.

I II III IV V

G-|---|---|-Bb-|---|-C-|---

D-|---|---|-F--|---|-G-|---

A-|---|---|-C--|---|-D-|---

E-|---|---|-G--|---|-A-|---

Итак, рассмотренный Box содержит в себе большинство нот тональности C (C, D, F, G, A, Bb). Внимательный читатель может заметить, что отсутствует терцевый тон (третья нота гаммы). Это позволяет использовать Box как при игре в мажорной, так и в минорной тональности. Другой особенностью Box-а является то, что основной тон С (первая нота гаммы) и квинта G (пятая нота гаммы) встречаются дважды. Не углубляясь в теорию, скажу, что это самые устойчивые звуки в тональности. Хочу предостеречь вас от непомерного использования квинт. Они делает басовую линию скучной.

Располагая указательный палец над третьем ладом, а безымянный над пятым, можно играть очень быстро. Кроме того, использование Hammer-on и Pull-off на порядок увеличивает скорость.

Box-ы могут служить основой аккордов для шестиструнной гитары. Например, ноты G-D-G образуют аккорд G мажор, а G-C-G-C - аккорд C4. Многие power аккорды не содержат терцию, так что ноты, входящие в Box вполне способны удовлетворить ваши потребности. О роли терций мы поговорим чуть позже.

Ниже приведен простой пример, который может быть успешно использован для сопровождения многих песен. [Сушать MIDI]

Q q q e e q q q e e

G|--------------|--------------|

D|--------------|--------------|

A|-3-----3----0-|-3------3---0-|

E|----3-----3---|----3-----3---|

Q q q e e q q q e e

G|--------------|--------------|

D|-3-----3----0-|-3-----3----0-|

A|----3-----3---|----3-----3---|

E|--------------|--------------|

Q q q e e q

G|--------------|--------------|

D|--------------|--------------|

A|-3-----3----1-|-3------------|

E|----3-----3---|--------------|

Даже не меняя позиции руки можно исполнить 80% всех рок-н-рольных песен (большинство из них написаны, опираясь на шаблон I-IV-V. Римскими цифрами обозначаются аккорды, вернее номера основных нот в гамме, на которых строятся аккорды). Поиграйтесь с разными вариантами. Кстати, чтобы сыграть песню в другой тональности, достаточно просто построить Box для другой тоники.

Вы можете брать основные ноты для Box-а и на струне E, и все будет отлично работать. (Однако в этом случае нужно помнить про терцию Bb. Если использовать эту ноту, то Box применим только в мажорной тональности.)

Фактически, в качестве основного тона можно взять любую ноту Box-a. Есть много песен I-VII-IV ("Sweet Home Alabama", "Takin' Care of Business"), где наилучшим выбором будет нота под безымянным пальцем на струне D (Если взять ноту с более высокой струны: G, получим песню G-F-C). Использование Box-ов позволяет быстро и эффективно менять аккорды. Не расслабляйтесь, следите за своей игрой, и всегда сможете талантливо уйти с аккорда I на IV.

В песне "Already Gone" используются почти все ноты Box-ов. Обратите внимание на скачек с октавы на аккорд G [Сушать MIDI]

Already Gone

G D C G

G---------|---------|---------|-----------|---|

D-5-5-----|---------|---------|-----3---3-|-5-|

A---------|-5-5-----|-3-3-----|-3-5---5---|---|

E-----3-3-|-----5-5-|-----3-3-|-----------|---|

Некоторые песни удобно разбить на два Box-a, расположенных на разных ладах, другие песни могут вообще не укладываться в формат Box-ов, например "All Along the Watchtower" (Am-G-F-G).

Вы наверно заметили, что при использовании нескольких Box-ов для переходов обычно берутся вторые и седьмые ноты тональности, однако, во многих случаях терция звучит намного лучше. Использование этой ноты добавляет песне особое чувство. Позволю себе процитировать David-а Hodge:

"С точки зрения теории имеет смысл использовать терцевый тон при переходе от аккорда I к аккорду IV, поскольку третий тон аккорда I является седьмым тоном IV. "

Прогулки

Для того, чтобы опираясь на Box получить гаму, надо добавить третий и шестой тон. Вот пример гаммы С мажор:

G-|---|-A-|-Bb-|---|-C-|---

D-|---|-E-|-F--|---|-G-|---

A-|---|---|-C--|---|-D-|---

E-|---|---|----|---|---|---

Средний палец должен находиться над третьим ладом, указательный - над вторым, а мизинец - над пятым.

"Прогулкой" называется любая непрерывная мелодическая последовательность. Существует много разных типов прогулок (джазовая, минорная, блюзовая). Ниже приведена типичная прогулка с небольшими вариациями в аккордовой последовательности. Она относится к блюзовым прогулкам, которые часто используется в 16 и 12 тактовом блюзе. [Сушать MIDI]

G---------|---------|---------|---------|

D-------2-|-3-2-----|-------3-|-5-3-2---|

A---2-5---|-----5-2-|---2-5---|-------5-|

E-3-------|---------|-3-------|---------|

G-------2-|-3-2-----|---------|

D---2-5---|-----5-2-|---------|

A-3-------|---------|---------|

E---------|---------|-3-------|

Это очень простая с технической точки зрения прогулка. Уверен, что вы без труда справились с нею. Играя этот пример, не используйте открытые струны. Заучив один раз шаблон, вы сможете исполнять его в любой тональности. У вас также может возникнуть соблазн сместиться на два лада, чтобы играть на D тот же самый рисунок. Таким способом можно играть огромное число песен.

Блюз I-IV-V лучше всего играть, начиная с ноты E, поскольку тогда можно двигаться после IV вверх.

G-|---|-A-|-Bb-|-B-|-C-|---

D-|---|-E-|-F--|---|-G-|---

A-|---|-B-|-C--|---|-D-|---

E-|---|---|-G--|---|-A-|---

На этом, пожалуй, закончим. Не хочу перегружать вас информацией.

Да, чуть не забыл. Вот вам напоследок два ценных совета:

1. Выучите, аккорды для шестиструнной гитары. Это позволит вам быстро ориентироваться в песне по рукам ритм гитариста.

2. Если есть возможность, перед исполнением песни изучите басовые партии нот для фортепьяно. Опираясь на них можно построить более точную басовую линию, чем на основе вокальной партии или партии ритм гитары.

Итак, продолжим наши занятия. Допустим, нам надо построить басовую линию на основании последовательности аккордов и, может быть, известной тональности.

Первое, что нужно уяснить для себя, это роль баса в песне? Нужна ли замысловатая независимая мелодия или вполне достаточно основных нот аккордов. Надо ли создать оригинальный ритм или можно играть ровно?

Построение басовых линий будем рассматривать на основании конкретных примеров.

Satisfaction

Первый пример: песня Rolling Stones "Satisfaction". (Приведенная ниже авторская обработка может быть использована только в образовательных целях.)

Будем строить басовую линию на основе гитарных рифов. Это достаточно распространенный прием. Сделаем акценты на 1 и 2 удары. Басовая линия не должна в точности партию гитариста. Добавим оригинальные ноты и немного изменим ритм. Чтобы правильно сыграть линию, потребуется тренировка и неплохой слух. Песня написана в тональности D мажор и строится на аккордах D и G. Гитарный риф представляет собой последовательность D-E-F. Я бы начал играть бас с ноты E, чтобы затем идти от D к G (используя Box). Нам понадобятся дополнительные ноты. Ими могут быть F и F#. Поскольку мы находимся в тональности D мажор, остановимся на последнем варианте. Обратите внимание, песня не разваливается, когда басист играет F#, а гитарист F. Можно сказать, что гитарист немного отклоняется от тональности песни, в то время как бас продолжает удерживать песню в исходной тональности. В третьем такте гитарист использует паузу, накаляя обстановку, в то время как басовая линия продолжает течь плавно, обеспечивая жесткий фундамент.

Satisfaction

Somebody to Love

Somebody to Love я услышал в 1979 году, и с тех пор привожу ее в пример своим ученикам. Это идеальная песня для новичков. Она строится на простых, но мощных аккордах, достаточно энергична и может быть адаптирована под любого вокалиста. Другим достоинством этой песни является то, что никто и никогда не играет ее так, как она записана на альбоме. Запись настолько нечетка, что никто с уверенностью не может сказать, что же в действительности играет бас гитарист. Это открывает определенный простор для творчества.

Ниже приведена моя версия басовой линии. Песня состоит из аккордов Em - A, которые повторяются четыре раза. Для начала можно просто сыграть основные ноты.

Обратите внимание на то, что А играется немного раньше, чем заканчивается первый такт. Это не легкая танцевальная песенка, а драйв рок, именно поэтому в нее отлично вписывается деакцентирование первого удара второго такта. Басовая линия двигается вместе с вокалистом и барабанщиком.

Теперь, когда ритмическая картина песни стала более-менее ясна, самое время подумать о дополнительных нотах. Не спешите. Вспомните про Box. Для перехода от E к A используем F#. Заметьте, что при таком способе ожидание больше не используется и A начинает играться во втором такте. Но не будем злоупотреблять этим обстоятельством.

На записи слышно, что басист играет намного больше нот, он играет практически все время, игнорируя ритм песни. Это особенно заметно в начале нового такта. Я не согласен с таким пренебрежением. Итак, придерживаясь ритма, будем начинать переход чуть раньше и используем дополнительные ноты при движении в обоих направления.

После всего этого зададимся вопросом, а можно ли сделать что-нибудь еще? Мы уже использовали все ноты между E и A. сделаем до начала нового такта скачок и сыграем B. После некоторой практики у вас получится этот прием, однако звучание оставляет желать лучшего. Мы перегрузили басовую линию: в быстром темпе играется слишком много басовых нот. Попробуем поднять некоторые из них на октаву. Начните с E на седьмом ладу и используйте свой мизинец. В результате получилась более благозвучная линия простая в исполнении.

При игре куплета используется тот же самый принцип. Сначала просто аккорд, затем повторение вокального ритма, потом добавляются переходные ноты и акцентирование. Каждая фраза играется по-другому. "Don't!!!" достаточно высоко, поэтому, следуя за вокалистом, акцентируем эту ноту. "Wouldn't you" напротив исполняется ниже.

Я надеюсь, что приведенный выше пример построения басовой линии поможет вам создать талантливые басовые линии.

Вы узнаете как создавать и использовать рифы-прогулки и октавные рифы.

На этом уроке давайте отвлечемся от теории и рассмотрим некоторые интересные рок-н-ролльные рифы.

Я хочу остановиться на двух типах рифов. Будем их условно называть "риф-прогулка" и "октавный риф". Эти рифы использовались во многих известных песнях, например "Riders on the Storm", "Another One Bites the Dust" и "Peter Gunn".

Примечание. Все приведенные ниже басовые линии написаны в тональности Ля-мажор. К сожалению, я не помню, как звучат оригиналы, но думаю, вы без особого труда сможете перевести их в любую тональность.

Внимание: Все изложенные ниже транскрипции распространяются исключительно в учебных целях.

Риф-прогулка

Примечание. Как и прежде, аккорды обозначаются римскими цифрами (I-IV-V), указывающими номер ноты в гамме, на основании которой строится аккорд; а ноты, входящие в аккорд, арабскими цифрами (1st, 3rd, 5th) или специальными названиями (прима, терция, квинта)

Рифы этого типа основаны на последовательности 1-3-5-6-7. Седьмая нота является доминантой (G), что типично в рок-н-ролле (не забудьте, нужно играть мажорную ноту (G#) если аккорд явно требует этого). Вы должны начать прогулку (тональность A-мажор) с пятого лада струны E. Конечно, можно играть и открытую струну A, но тогда у вас возникнут трудности при переводе рифа в другую тональность. Аппликатура приведена ниже.

G|---|---|---|---|---|---|---|---

D|---|---|---|-6-|-7-|---|-8-|---

A|---|---|---|-3-|---|---|-5-|---

E|---|---|---|---|-1-|---|---|---

В уроке 3 было описано, как играется стандартная прогулка. Там использовалась тональность соль мажор, однако вы уже знаете, что переход в другую тональность не вызывает затруднений. Достаточно просто сместить руку на два лада.

Риф-Октава

Все эти рифы начинаются октавным скачком, а затем возвращаются к основному тону. Существует много блюзовых вариантов подобных рифов. Приведенный ниже пример не совсем басовая линия. Это интро к песне "Swingtown" Стива Миллера.

Swingtown - Steve Miller

Октавные скачки широко использовались в диско. Ниже приведена басовая линия. Она написана в тональности Ре-мажор, но вы можете играть ее и в Ля-мажор.

Get Down Rangle - (Disco Tune)

Через некоторое время практики вы сможете добавить прогулки и октавные рифы в набор своих приемов и использовать подобные линии в любых песнях.

Постарайтесь запоминать на слух интервалы между нотами. Когда вы научитесь четко различать их, то сможете придумывать очень интересные вещи. Попробуйте поимпровизировать, опираясь на следующую последовательность 5-6-7-8 .

Мой любимый риф

Очень часто при оценке новой гитары люди акцентируют внимание на ладах выше седьмого. Согласен, большинство быстрых рифов играются именно там, но ведь нам с вами нужна БАС гитара. Именно поэтому очень важно оценить звучание первых ладов. Я хочу предложить вашему вниманию риф из песни "The Chain" Флитвуда Мэка. С его помощью вы сможете определить, как хорошо звучат низкие частоты на вашей гитаре. Итак, все начинается с открытой струны Е, затем идет открытая A, затем прогрессия с A до C и обратно до G. Все это должно звучать быстро и ясно, безо всякой грязи. Дальше при игре открытой E добейтесь рычания с хорошим сустейном. Слайд на пятый лад струны E должен звучать мощно. Затем играйте открытую A, которая ослабляет E. Это тоже не плохое испытание для гитары.

The Chain - Fleetwood Mac

В следующий раз мы поговорим о теоретических и практических аспектах тонов.

Вы узнаете, что такое динамика и как ее изменять. Подробно разобрана песня Horse With No Name с точки зрения управления энергией.

Сегодня мы поговорим о песне Horse With No Name. Прежде чем приступить к ее разбору, мне хочется сказать несколько слов о таком явление, как динамика. Динамика - это искусство изменения уровня энергии в песне. Простейшим способом влияния на динамику является изменение громкости, однако существуют и более сложные приемы. Например, можно добавлять флажолеты или заставлять струны звенеть, изменять вокальный диапазон мелодии, аккордовые шаблоны. В шоу бизнесе за динамикой песни обычно следит продюсер. Именно он берет аккорды, стихи, мелодию и определить, как в целом должна звучать песня.

Очень часто именно бас управляет энергией песни. Рассмотрим конкретный пример: песню Horse With No Name. Вначале нет никакого баса вообще. Гитарист задает ритм, и вокалист начинает рассказывать историю. В середине куплета настойчиво вступает бас. Атмосфера песни сразу меняется. На протяжении всей песни бас то усиливается, то ослабевает, и мы ощущаем, как пульсирует энергия. В песне используются только два аккорда, поэтому энергия - единственный инструмент, с помощью которого можно отделить куплет от припева. Используются также незначительные минорные вставки в партии гитариста. Однако основной вклад в развитие песни по-прежнему вносит бас гитара.

Давайте перейдем к нотам. Итак, песня состоит из двух аккордов Em и F#m13, разобьем их на составляющие ноты.

Em = E G B

F#m13 = F# A C# E G# B D

Ритм гитарист играет аккорд F#m13 без нот C# и G#, так что мы можем то добавлять их, то убирать. Поскольку G# конфликтует с G аккорда Em, не будем использовать эту ноту. О C# поговорим позже.

Обратимся к боксам (урок 3). Будем играть E на седьмом ладу струны A. Тогда бокс включает в себя следующие ноты (от наиболее низкой к высокой): B C# E F# A B D E.

Будем стараться в точности следовать оригиналу. Итак, что мы слышим на записи? Четыре ноты E, затем две F#, еще две более низкие ноты, образующие небольшой риф, возвращающий нас к ноте E. Не плохим выбором дополнительной ноты может быть B, которая не противоречит используемым аккордам. Используя бокс, можно предположить, что другой нотой рифа, возвращающего нас к E, является C#, однако она звучит коряво. Другим вариантом является D (10 лад струны E). На этот раз все идеально (таким образом, мы также отказываемся от ноты C#). Ниже приведена линия, которая используется почти во всей песне. Заметьте, что восьмые ноты играются свингом. Это означает, что любая нота, попадающая на удар звучит немного дольше, а нота между ударами - немного короче и позже, ближе к следующей доле. Получается своеобразное раскачивание.

Horse With No Name - 'America'

G|---------|------------|---------|---------------|-|

D|---------|------------|---------|---------------|-|

A|-7-7-7-7-|-9-9--------|-7-7-7-7-|-9-9------7----|-|

E|---------|-----7-7-10-|---------|-----7-10---10-|-|

Хочется сказать несколько слов о "ведущей" басовой линии - это когда кажется, что бас гитарист играет с небольшим опережением. Кажется, что он пытается заставить песню звучать быстрее (но этого не происходит). Этот прием добавляет напряжения и немного энергии песне. Пожалуй, лучшим примером тут может служить песня "Radar Love", где бас буквально тащит за собой песню. Это очень тонкий навык.

В середине куплета или припева бас гитарист добавляет риф, чтобы заполнить место, оставленное стихом. Дополнительная нота довольна высока. Проверяя пятую (C#), седьмую (E), восьмую ноту (F#), можно убедиться, что в песне играется F#. Используя бокс F# (на девятом ладу), довольно просто получить риф. От вас потребуются проворность, чтобы успеть вовремя вернуться к E.

Октавный риф

G|------------|-------9-11-11-11--9----|---|

D|------------|---------------------11-|---|

A|-7--7--7--7-|-9--9-------------------|-7-|

E|------------|------------------------|---|

В песне есть инструментальная сольная секция, где басист немного блуждает. Я не поклонник таких соло. Мне нравятся мелодичные или ориентированные на прогулку подходы. Возможно, авторы хотели добавить этим соло психоделическое настроение песне или поддержать лирику добавив блуждание. В этом месте вы можете немного поимпровезировать, оставаясь в тональности и иногда возвращаясь к E.

Другая секция - конец последнего куплета. Здесь поэт ломает стих, продлевая куплет, включая финальную фразу, важную для повествования. Это достаточно тонкий прием, добавляющий песне напряжение. Слушатель подсознательно ждет припева, а его отсутствие заставляет напрячь внимание и прислушаться к словам. Начиная с фразы "Under the cities…", песня движется мелодически вверх. Бас движется, играя по две ноты в такте: E F# G A. G и A - минорные терции аккордов Em и F#m. Эта уловка позволяет перейти к соседним аккордам. Вы можете двигаться по гамме чередуя их: E F# G A B C# E F#.

На этом позвольте закончить разбор песни. Надеюсь, вы получите удовольствие, играя ее.

Рассмотрены Приемы и способы игры на бас гитаре. Описано влияние струн, настроек гитары, положения звукоснимателей на получаемый звук. Даны азы теории струн.

На этом уроке, я расскажу вам о приемах, которые позволят сделать ваши басовые линии более выразительными и интересными. Я условно разделил их на две группы: "Аппликатура" и "Контроль". Принципы, на которых основаны эти приемы, изложены в конце статьи в разделе "Теория струн".

Аппликатура

Начнем с простого. Вы, наверное, заметили, что звучание ноты зависит от того, где на грифе вы зажали и где щипаете струну. Приведу несколько примеров.

Установите регулятор тембра на максимум, чтобы получить наиболее яркий звук. Сыграйте сначала ноту D на открытой струне, а затем ту же ноту на 10 ладу струны E. Отметьте, что их звучание сильно отличается. Во-первых, если вы щипаете струны с одинаковой силой, то нота на струне E звучит громче. Во вторых, звучание десятого лада струны E получается более "гладким", "плавным". Ноты, которые играются выше седьмого лада, будут всегда отличаться от нот, которые играются ниже пятого. Чем выше вы играете, тем более "гладко" звучит нота.

Другой пример: играйте ту же ноту D на пятом ладу струны A. Пусть сначала пальцы вашей правой руки щипают струну у самого грифа. Продолжайте играть, плавно смещая правую руку ближе к бриджу. Чувствуете, как меняется окраска звука? Звук из "мягкого и глубокого" становится более "ярким и жестким". Я люблю использовать этот прием.

Заметьте, вы можете сильно менять тембр звука, не касаясь кнопок на своем усилителе.

Еще одним распространенным приемом является игра медиатором. Медиатор делает звук более звонким и ярким. Пальцы же наоборот позволяют получить более мягкий и глубокий звук, гася самые высокие частоты.

Большое влияние на звук оказывает тип струн. Струны с плоской обмоткой звучат как правило, более ярко, чем струны с круглой обмоткой. Звучание струн разных фирм существенно отличается.

Звук можно изменить, используя технику слэпа и попа. Особенностью этих техник является то, что при щипке за счет большой вертикальной амплитуды струна ударяется о последние лады грифа. В результате создается своеобразное звучание. Техника быстрой игры "слэпа и попа" для новичка будет достаточно сложной. Поэтому на начальном этапе ограничьтесь единичными ударами, но учтите, что эти приемы дают очень громкий звук.

Контроль

В дополнение к регулятору громкости большинство гитар имеют простой регулятор тембра, используя который можно управлять высокими частотами, передаваемыми на усилитель. Если на вашей гитаре два звукоснимателя, то, вероятно, будет два регулятора громкости или регулятор баланса. Звукосниматель близкий к бриджу улавливает больше высоких частот, а к грифу - низких. И конечно ваш усилитель имеет регуляторы тембра, с помощью которых можно сильно менять звук.

Заметьте, что регулятор тембра на вашей гитаре и усилителе не могут действительно изменить баланс высоких и низких частот, создаваемых струнами. Они только регулируют баланс между несколькими определенными частотами, таким образом регулятор средних частот сделает высокие ноты более полными, но не повлияет на низкие ноты. Единственным способом изменить звук производимый струнами, является изменить способ игры, как было описано выше.

Теория струн

ВНИМАНИЕ - прочтение нижеизложенного материала плохо влияет на сон и приводит к головной боли! 8)

При игре инструмент создает обертона. Каждая его деталь оказывает влияние на обертона (также известные как гармоники). Каждый обертон представляет собой наложение фундаментальных тонов. Так нота A, имеющая основной тон 440 КГц может дополнительно содержать гармоники частотой 880 КГц (A), 1320 КГц (E), 1760 Кгц (A), и так далее. Все инструменты создают обертона в разных пропорциях, именно поэтому гобой звучит не так как труба. Самым "чистым" инструментом, имеющим минимальное число обертонов, считают флейту.

Поскольку звук струны представляет собой колебание воздуха (ими электромагнитные колебания создаваемые звукоснимателем), то ее длина неизбежно влияет на высоту звука. Чем короче струна - тем выше создаваемый ею звук. Верно и обратное: чем выше звук, тем короче длина волны и тем короче нужна струна, чтобы ее создать. Струна, вибрируя, создает несколько различных частот. При изменении баланса основного тона и обертонов получается различный звук. Это довольно сложно. Например, вы щипнули струну ровно на 1/3 ее длинны от бриджа, тем самым вы придадите больше энергии 4-ой 5-ой и т.д. гармоникам, и немного меньше основному тону, третья и шестая гармоники вообще не получат энергии. Подробнее об этом можно прочитать в специализированной литературе.

В результате, когда Вы играете ближе к бриджу, вы передаете больше энергии обертонам и меньше основному тону.

Таким образом, в различных точках струны можно получить различные балансы гармоник. Поэтому положение звукоснимателей влияет на создаваемый ими звук. На ближний к бриджу звукосниматель будет приходиться более высокие частоты, а на средний (у гитары Fander Stratocaster) практически отсутствуют четвертые гармоники от открытой струны. Так что на звук влияет не только расстояние от бриджа, но и положение по отношению к гармоникам.

Именно поэтому нота D, играемая на десятом ладу струны E звучит более полно, чем на открытой струне. Обертона все еще присутствуют, но основной тон оказывается точно над звукоснимателями. Размещение звукоснимателей - достаточно ответственный этап проектирования гитар. Поэтому гитары имеют несколько звукоснимателей, переключаясь между которыми можно получить разный звук.

Fender выпускает гитары двух классических типов. "Precision" (P-Bass) имеет звукосниматель, состоящий из двух частей, помещенный посередине между бриджем и грифом. Было найдено лучшее место для размещения единственного звукоснимателя. "Jazz" бас имеет два звукоснимателя, размещенных около грифа и бриджа. Это позволяет регулировать баланс между основными частотами и обертонами. (Конечно это не единственное различие между P-и J-bass.)

Басовая струна представляет собой не отдельный толстый провод, а центральный провод и обмотку, что позволяет создавать более высокие обертоны. Обмотка влияет на гармоники, поэтому звучание струн разных производителей может сильно отличаться.

При игре на безладовй бас гитаре кончики пальцев глушат короткие гармоники. В результате звук получается более теплым.

Запутались? Особо не беспокойтесь по этому поводу. Помните только, чтобы изменить звук достаточно изменить способ игры.

На этом уроке я не коснулся различных примочек, которые являются темой отдельного разговора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.