Сделай Сам Свою Работу на 5

Ход реализации государственной программы содействия занятости населения в январе–июне 2011 г.





 

В январе-июне 2011 г. республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (далее – Государственная программа).

В первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента), из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента). Число свободных рабочих мест увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 16 процентов и составило на 1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010 – 54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных.



Основные показатели Государственной программы в целом выполняются. По оперативным данным, за январь-июнь 2011 г. трудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4 процента от задания, 105,3 процента к уровню 2010 года).Из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7 процента) – создано в малых городах, 194 или 18,3 процента – на селе. На созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52 процента от задания), из них 66,8 тыс. – безработных (52,1 процента от задания). Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите - трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан данной категории, в том числе 6,4 тыс.- в счет установленной брони. Организована адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида. Профинансированы и компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов. Финансовая поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма оказана 1734 безработным (104,2 процента к 2010 году), в том числе 301 безработному, проживающему в сельской местности, 494 безработным, проживающим в малых городах. Из общего числа получивших финансовую поддержку 677 человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных. Из 198 семей из города в село переселено 57семей или 28,8 процента, из села в село – 134 семьи (67,7 процента). В составе переселенных семей 481 человек, из них 292 – в трудоспособном возрасте, 189 детей до 16 лет. Средний возраст переселившихся – 37 лет. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6 процента от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных (51 процент от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. – на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. – в сельском хозяйстве. В свободное от учебы время организована трудовая занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. – учащиеся 8-11 классов. Обеспечивается выполнение основных показателей Программы по обеспечению занятости сельского населения, показатели выполняются всеми областями. По оперативным данным, на созданные рабочие места трудоустроено 11 тыс. человек, из них 194 – на рабочие места, созданные нанимателями за счет бюджетных ссуд.





В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось с 6192 человек на 01.01.2011 до 6173 на 01.07.2011, или на 0,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 11 тыс. рабочих мест, или на 31 процент. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 0,7 безработных на вакансию на 1.01.2011 до 0,6 на 1.07.2011 (в целом по республике с 0,7 до 0,5). В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, создано 3673 рабочих места, численность безработных уменьшилась с 1968 человек на 01.01.2011 до 1900 на 01.07.2011, или на 3,5 процента. Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

Напряженность на рынке труда в сравнении с первым полугодием 2010 г. снизилась и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 году – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 0,9, самая низкая – 0,1 в г. Минске. На 1 июня 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7 процента к уровню 2010 года). Принимаемые в рамках Государственной программы меры позволили обеспечить устойчивую тенденцию роста численности населения, занятого в экономике, удержание уровня безработицы в социально допустимых пределах. Уровень безработицы стабилизировался на отметке 0,7 процента к численности экономически активного населения при прогнозе – 1,2 - 1,5 процента. Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. На 1 июля 2011 г. из 118 районов и 12 городов – в 114 уровень безработицы до 1 процента, в 16 – от 1,1 до 1,5. По данным Белстата численность занятых в экономике в январе – июне 2011 г. составила 4663 тыс. человек (темп роста к январю – июню 2010 г. 100,1 процента) при прогнозе на 2011 год в параметрах 4670 - 4720 тыс. человек. Ежемесячно осуществляется анализ хода выполнения прогнозных показателей по численности занятых в экономике, результаты которого направляются в облисполкомы и Мингорисполком для принятия соответствующих мер по вовлечению в экономику незанятого населения. Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

По данным Белстата, вынужденная неполная занятость в январе-июне 2011 г. составила 62,1 тыс. человек или 1,8 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,2 раза (в январе–июне 2010 г. – 136,4 тыс. человек или 3,9 процента).

Реализован ряд мероприятий организационного, информационного и законодательского характера, предусмотренных Государственной программой. Подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в части:

– предоставления возможности не только компенсировать, но и финансировать затраты нанимателей по опережающему обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;

– установления нанимателям обязанностей об информировании органов по труду занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановки производства, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение трех рабочих дней;

– установления брони для приема на работу граждан, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев;

– стимулирования нанимателей, организующих трудовую реабилитацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;

– предоставления права направления органами по труду, занятости и социальной защите женщин из числа осуществляющих уход за детьми до 3–х лет на профессиональное обучение на условиях, определенных для безработных;

– установления обязанностей безработных (в целях усиления мотивации к скорейшему трудоустройству).

Кроме того, подготовлены предложения по снижению норм наполняемости учебных групп при организации профессионального обучения безработных инвалидов, а также по предоставлению дополнительной материальной помощи инвалидам на период прохождения обучения, по конкретизации компенсационных выплат на оплату труда инвалидов в период их адаптации к трудовой деятельности. В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства и профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий, таких, как «День профориентации молодежи», «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи. По вопросам обеспечения занятости населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек. В рамках повышения престижа рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска. Вопросы занятости населения, изменений на рынке труда, материалы о государственных гарантиях в сфере занятости, в том числе о преимуществах легальной трудовой деятельности постоянно освещаются в республиканских и региональных средствах массовой информации[22].

Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 


 

Заключение

 

В ходе исследования получены следующие результаты:

– занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

– состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

– В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.