Сделай Сам Свою Работу на 5

Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия.





Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изме­няющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбаланси­рованное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстанов­ление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной1 под­стройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок -это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической теории, рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Обратимся к рис.1а).



Рис.1. Автоматизм рыночного равновесия

Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и цене РЕ. При повышении цены до Pt объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производите­ли начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения иена на товар СНИЗИТСЯ. В ответ величина спроса на данный товар начнет возрас­тать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.

Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризу­ет рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторо­ну повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство



устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избы­точного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знаменито «модели аукциониста» при определенных допущениях. Его модель опи сывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакционных издержек. Кроме того, в данной модели рыночная координация осуществляется без учета временного фактора, т. е. сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобразный аналог «не­видимой руки», обладая полной рыночной информацией, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» такой набор цен. который урав­новесит спрос и предложение. В процессе, названном Вальрасом «нащупыванием» (tatonnement), воплощен механизм подстраивания производства под спрос, а в «аукционисте» - автоматизм саморегулирования, движущим рынок к оптимизации.

Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Вы дающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотри рис. 16). Если цена спроса Р°1 превышает цену предложения Ps1 то кая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установит на уровне РЕ Напротив, если цена спроса РD2 окажется ниже цены предл жения Ps2, то производители начнут сокращать предложение товара, а по­требители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:



РD (Q) = PS(Q)(2)

Формула (2) показывает, что в модели Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения.

Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует большому долгосрочному периоду.

Напомним еще раз, что в математике принято изображать значения не­зависимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси ординат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются независимыми пере­менными, а цена спроса и предложения - зависимой. Поэтому вполне ло­гично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонтальной, а Р - на вертикальной оси.1 Однако современные экономисты используют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложения - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображении цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении (рис. 2а, б)


Рис.2. Краевое равновесие

Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если экономическое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. 2а).

Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производство которых технологически возможно, но экономически нецелесообразно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса при их положительном значении (рис. 26). Допустим, что это золотые унитазы, инкрустированные изумрудами, Конечно, можно представить, что найдется эксцентричный миллиардер, заказавший себе такой товар, но предположение о серийном производстве подобных изделий является слишком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо товара, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?

Все зависит от характера функций спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального предложения труда, как мы помним из гл. 11, на участке эффекта замещения имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрица­тельный, и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное равновесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в поло­жение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан­ном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.

Паутинообразная модель считается динамической и [(оказывает взаимо­действие спроса и предложения при переходе от одного временного пе­риода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.

Рис..3. Паутинообразная модель рынка

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предло­жения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равно­мерные колебания цены.

Рассмотрим подробнее на рис. 3а, как в результате затухающих неновых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену то­вара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на пред­положении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис. 3а производители в текущем периоде t0 предлагают товар в объеме Q0 по цене Ро, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РE, устанавливается на уровне Р1 Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Q1Однако в следующем периоде t1, объем спроса, ориентирующегося на цену Р1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2 . Однако раз­ница между. РE и P2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Р1 Соответственно, в период t2объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения преды­дущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QEпри цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (рис. 36 ), т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о край­ней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неус­тойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 3в), т. е. цена колеблется в оп­ределенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении.цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. А поэтому при переходе к следующему временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конкурентной среде, не испытывающей нео­жиданных внешних потрясений.

Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов),

С помощью модели общего экономического равновесия исследуется вза­имосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодированные в цене сведения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.

Почему же рынки товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу (ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых, ни связанных технологической цепочкой), реагируют на взаимные ценовые сигналы? Что их объединяет в единую рыночную систему? В микроэкономическом плане все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, - платежеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежес­пособный спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу товаров, то может сократиться спрос на другие товары в силу ограничения его платежеспособности. Это относится и к рынку ресурсов, а особенно к рынку труда, учитывая его сегментацию по различным специальностям. С помощью мо­дели общего равновесия рассмотрим, как отдельные рынки могут повлиять друг на друга.

Возьмем четыре отдельных рынка: два отраслевых рынка, не связанных друг с другом технологически, например, рынок зданий и сооружений, рынок автомобилей, а также два сегмента рынка рабочей силы соответствующих специальностей - строительных рабочих и авто сборщиков. Все рынки находятся в равновесии.

Допустим, в экономике начался строительный бум: резко повысился спрос на строительство гостиниц, магазинов, коттеджей и т. д., что требует значительного расширения спроса на строительных и ремонтных рабочих. Повышение спроса и рост цен на новые здания и сооружения оттянут часть платежеспособного спроса с рынка автомобилей. Это ослабит спрос на труд авто сборщиков, которые частично перейдут на строительный рынок, привлеченные возросшими ставками заработной платы. Таким образом, на рассматриваемых рынках складывается промежуточное равновесие со следующими параметрами. На рынке жилых и нежилых сооружений возрос спрос, и возросли цены. В связи с этим повысился спрос на соответствующем сегменте рынка труда, а значит, и ставка заработной платы строительных и ремонтных рабочих. На рынке автомобилей уменьшился спрос, и снизилась равновесная цена. На рынке труда автосборщиков снизился спрос на их услуги, и установились более низкие ставки заработной платы.

В новой ситуации под влиянием возросших цен предложение строительных фирм расширится. Увеличится и предложение услуг труда строителей за счет увеличения рабочего времени и притока рабочей силы из другой отрасли. Здесь мы исходим из довольно сильного упрощения, предполагающего, что переквалификация работников происходит без существенных затрат. На автомобильном рынке производители сократили выпуск в соответствие с более низкой рыночной ценой. Таковы параметры нового равно­весия на рассматриваемых рынках. Оно будет поддерживаться до тех пор, пока повысившееся предложение на рынке строительных услуг не насытит спрос, и цены (вслед за спросом) не начнут отклоняться от равновесных в сторону понижения. Напротив, на автомобильном рынке сократившееся предложение и низкие цены могут вызвать в следующем периоде повыше­ние спроса на его продукцию и, следовательно, рост цен на автомобили, что так же коснется и рынка труда авто сборщиков. В результате разбалан-сировки рассматриваемых рынков спрос, цена и предложение начнут изме­няться в обратном направлении до тех пор, пока снова не восстановится общее равновесие при новых параметрах.

Итак, мы рассмотрели установление общего равновесия в условиях со­вершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках. Однако в реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка осложняется наличием этих издержек. Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая ценовую информацию, усложняют процесс оптимизации и не дают рынку работать идеально эффективно. Ликвидировать трансакционные издержки нельзя, но можно их минимизировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу деятельности бизнеса, поддерживая адекватный социальный климат, развивает контрактную систему и т. д. Но значительную часть трансакционных издержек минимизируют сами предприниматели, стремясь к максимизации прибыли. Прежде всего, бизнес заинтересован в быстром предоставлении, получении и обработке наиболее полной и достоверной рыночной информации, иначе затрудняется минимизация убытков и максимизация прибыли. Важное преимущество рынка - отсутствие у экономических агентов (по крайней мере, в долгосрочном плане) стимулов к искажению информации, стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с ее поиском.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.