Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет педагогической науки

Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Раздел II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Раздел III. ДИДАКТИКА

 

Автор: В.В.Воронов

 

Содержание

Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

1. Педагогика как наука

1.1 Предмет педагогической науки

1.2 Функции педагогической науки и результаты научной деятельности

1.3 Состав педагогических наук

1.4 Связь педагогики с другими науками

1.5 Методология педагогической науки и практики

1.6 Педагогическое исследование и его методы

1.7 Задания на усвоение и проверку

2. Педагогический процесс и технология

2.1 Сущность педагогического процесса

2.2 Понятие о педагогической технологии

2.3 Закономерности и принципы педагогического процесса

2.4 Задания на усвоение и проверку

3. Целеполагание в педагогике

3.1 Цель как компонент педагогической деятельности

3.2 Иерархия целей в педагогике

3.3 Цели воспитания в мировой практике

3.4 Цели воспитания в современной российской школе

3.5 Задания на усвоение и проверку

4. Личность как предмет воспитания

4.1 Сущность понятия личность

4.2 Развитие личности и его факторы

4.3 Задания на усвоение и проверку

Раздел II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

5. Воспитание как целенаправленный процесс

5.1 Сущность процесса воспитания

5.2 Принципы воспитания

5.3 Критерии эффективности воспитательного процесса

5.4 Самовоспитание и перевоспитание

5.5 Современная отечественная концепция воспитания

5.6 Задания на усвоение и проверку

6. Современные зарубежные педагогические концепции и перспективы воспитания в России

6.1. Актуальность анализа зарубежных концепций

6.2. Типология педагогических концепций

6.3. Бихевиористическая педагогика

6.4. Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)

6.5. Неопозитивизм("новый гуманизм")

6.6. Экзистенциализм в педагогике

6.7. Теория социализации как педагогическая концепция

6.8. Перспективы воспитания в России

6.9 Задания на усвоение и проверку

7. Содержание и пути воспитания учащихся

7.1 Понятие о содержании воспитания

7.2 Умственное воспитание

7.3 Нравственное и гражданское воспитание



7.3.1 Гражданское воспитание

7.4 Трудовое воспитание и профориентация учащихся

7.5 Эстетическое воспитание

7.6 Физическое воспитание

7.7 Задания на усвоение и проверку

8. Методы и средства воспитания

8.1 Основные понятия и классификация методов

8.2 Методы формирования сознания

8.3 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

8.4 Методы стимулирования поведения и деятельности

8.5 Система методов или классификация?

8.6 Методы воспитания в западной педагогике

8.7 Выбор методов воспитания и техника применения

8.8 Задания на усвоение и проверку

9. Коллектив как средство воспитания

10. Классный руководитель в школе

10.1 Функции классного руководителя

10.2 Диагностика в работе классного руководителя

10.2.1 Понятие о диагностике

10.2.2 Содержание и методы изучения школьников

10.2.3 Организация диагностики, оформление и использование результатов

10.3 Планирование работы классного руководителя

10.4 Организация воспитательной работы с классом

10.4.1 Виды деятельности учащихся и формы работы с классом

10.4.2 Коллективная творческая деятельность

10.5 Задания на усвоение и проверку

11. Социализация и воспитание

11.1 Институты социализации

11.2 Семья как институт социализации

11.3 Семейное воспитание

11.4 Обучение родителей

11.5 Субкультура молодежи

11.6 Неформальные объединения молодежи

11.7 Девиантное поведение молодежи

11.8 Задания на усвоение и проверку

Раздел III. ДИДАКТИКА

12. Предмет и задачи дидактики

12.1 Дидактическая система. Категории дидактики

12.2 Основные дидактические концепции

12.3 Задания на усвоение и проверку

13. Цели и содержание образования

13.1 Цели обучения в средней школе

13.2 Содержание образования

13.3 Задания на усвоение и проверку

14. Процесс обучения

14.1 Понятие о процессе обучения

14.2 Виды обучения

14.2.1Сообщающее обучение

14.2.2 Проблемное обучение

14.2.3 Программированное обучение

14.3 Некоторые теории обучения

14.3.1 Теория поэтапного формирования умственных действий

14.3.2 Развивающее обучение по Л.В.Занкову

14.3.3 "Свободное" обучение по К.Роджерсу

14.3.4 Технология обучения

14.4 Задания на усвоение и проверку

15. Принципы обучения

16. Методы обучения

16.1 Понятие о методах обучения, их классификация

16.2 Методы обучения по источнику знаний

16.2.1 Словесные методы

16.2.2 Наглядные методы

16.2.3 Практические методы

16.3 Методы обучения по характеру познавательной деятельности

16.4 Выбор методов обучения

16.5 Активные и интенсивные методы обучения

16.6 Методы науки в качестве учебных методов

16.7 Задания на усвоение и проверку

17. Средства обучения

17.1 Понятие о средствах обучения, их функции, классификация

17.2 Характеристика средств обучения

17.3 Компьютеры в обучении. Информатизация образования

18. Формы обучения

18.1 Понятие о формах обучения. Их классификация

18.2 Урок - основная форма обучения

18.3 Другие формы обучения

18.4 Задания на усвоение и проверку

19 Проверка результатов обучения

19.1. Сущность, функции, виды и содержание контроля обучения

19.2 Методы и формы контроля

19.3 Оценка знаний учащихся

19.4 Неуспеваемость учащихся

19. 5. Задания на усвоение и проверку

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

В разделе рассматриваются темы, имеющие методологический характер, дается представление о главных педагогических понятиях, процессах. В работе с текстом надо усвоить основные понятия, они выделены курсивом. См. также разделы второй третий - Теория воспитания, Дидактика.

Педагогика как наука

Предмет педагогической науки

Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и как педагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древние времена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племени и обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ и других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.

Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией, психологией и в ее педагогических аспектах будет рассмотрена ниже. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

В настоящее время, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория как предмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется в нескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание в выше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней (цензов). Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяет предмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому правильно также говорить, что педагогика изучает закономерности воспитания и образования - устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика.

В связи с развитием системного подхода в науке некоторые ученые характеризуют предмет педагогики как педагогическую систему - совокупность некоторых взаимосвязанных элементов (средств, методов, процессов), вместе выполняющих функцию формирования личности с заданными свойствами. Можно сказать, педагогика изучает педагогические системы. Учеными (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина) выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически называют главные понятия педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность, то есть учебно-воспитательная работа учителя, состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов. Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическая деятельность.

Итак, предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются педагогические процессы и которые объясняют педагогические явления, действительность.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.