Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные задачи обучения чтению





Планирование уроков обучения грамоте

Уроки обучения грамоте решают основную задачу: научить детей читать и писать. Обучение чтению идет параллельно с обучением письму.

При планировании уроков соблюдается как общедидактическая структура уроков, так и методическая подструктура.

 

Общедидактическая структура урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы и цели

3. Проверка домашнего задания

4. Объяснение (закрепление) нового материала

5. Формирование знаний и умений

6. Объяснение домашнего задание

7. Итог урока

Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико – синтетический

Периоды обучения грамоте:

Подготовительный (до первой согласной буквы)

Основной (букварный)

Послебукварный

 

Методическая подструктура уроков обучения грамоте

(изучение нового звука и буквы)

1. Анализ:

- выделение из речи предложений,

- деление предложений на слова,

- выделение слова для звукового анализа,

- деление слова на слоги, установление их количества,

- выделение и характеристик нового звука,

- установление места данного звука в звуковой структуре слов,



- обозначение выделенного звука буквой

2. Синтез:

- составление и чтение слогов,

- чтение слов,

- чтение предложений и текстов

 

Приемы звукового анализа

- звукоподражание (Как жужжит пчела? Ж – ж – ж )

- хлопушки (Услышь нужный звук в словах и хлопни)

- определи место звука в слове (начало, середина, конец)

- запомни слова с изучаемым звуком, которые встретятся в сказке, рассказе, стихотворении (подбор слов с указанным звуком)

- звуковой анализ слов с использованием схем – моделей

 

Приемы работы с буквой

- на что похожа буква,

- угадай букву («Полубуковка», «Буквы перевернулись»)

- моделирование, конструирование буквы (из ниток, палочек, пластилина),

- сравнение новой буквы с изученными,

- распознавание буквы в предложениях, в текстах

- печатание буквы

- поэлементный анализ графического облика буквы,

- повторение букв по ленте памяти

 

Чтение слогов

- чтение слоговых таблиц,

- деление слова на слоги,

- подбор слов с определенной слоговой структурой,

- определение ударного слога



 

Чтение слов

- чтение слов и объяснение их лексического значения,

- буква потерялась,

- чтение слов в прямом и обратном порядке,

- выборочное чтение слов,

- слово рассыпалось,

- добавь слог до слова,

- найди лишнее слово в цепочке,

- найди спрятанное слово в слове,

- цепочки слов,

- распредели слова по смыслу, структуре,

- чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом,

- чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов

 

Чтение связных текстов

- чтение по предложениям «цепочкой»,

- выборочное чтение предложений,

- пересказ текста,

- придумывание названия,

- рассказывание по аналогии,

- работа над выразительностью,

- беседа по содержанию,

- составление предложения, текста,

- чтение текста и лексическая работа

Чтение слов, предложений и текстов сопровождается смысловым и структурным анализом.

 

Наглядные пособия к урокам обучения грамоте

- картинный алфавит,

- предметные и сюжетные картинки,

- схемы предложений, слов, звукового состава,

- таблицы письменных и печатных букв,

- слоговые таблицы,

- разрезная азбука,

- лента букв.

 

 

Схема анализа урока обучения грамоте

1. Какие методы обучения использованы на уроке, какой из них ведущий?

2. Какова структура урока обучения грамоте.

3. Какие упражнения аналитического и синтетического характера использовались на уроке.

4. Какие приемы использовались для выделения звука.

5. Какие упражнения использовались для работы с буквой: какие из них можно считать наиболее удачными? Почему?

6. Как велась работа по развитию речи?

7. Покажите эффективность использования наглядности для достижения цели урока.



8. Насколько удачно учитываются особенности класса при подборе изучаемого материала.

9. В какой мере удалось решить обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

10. Охарактеризуйте культуру учительского труда: умение работать с детьми, владение речью, внешний вид.

 

Планирование уроков письма

Методы обучения письму

- поэлементно – целостный

- копировальный

- линейный

- генетический

- ритмический (тактический)

- метод Карстера

 

Принципы обучения письму

- поэлементное изучение букв

- одновариантное начертание букв

- безотрывное написание слов

Цель: формирование навыка письма (правильного, четкого, скорого, безотрывного)

Задачи:

- ознакомление с правилами посадки и владения письменными принадлежностями,

- обучение ориентировке на странице прописей и тетради,

- ознакомление с начертаниями букв и их соединений,

- обучение письму слогов, слов, предложений с соблюдением наклона, одинаковой высоты, пропорций букв,

-предупреждение искажений букв,

- исправление недостатков почерка,

- списывание и письмо под диктовку после фонетико – графического и грамматико – орфографического анализа.

 

Последовательность обучения письму

- штрихование фигур, обведение трафаретов, выполнение тренировочных упражнений на рабочей и промежуточной строках,

- письмо элементов букв,

- письмо букв,

- письмо слогов, слов, предложений.

 

Структурные элементы букв

// - прямая линия

- линия с закруглением с одной стороны (внизу, вверху)

- линия с закруглением с двух сторон

- линия с петлей

- линия с овалом

- овал

- полуовал

- плавная линия

 

Методическая подструктура урока письма

Упражнение для пальцев

1. Повторение из урока обучения грамоте: выделение изученного нового звука, чтение с новой буквой.

2. Сравнение письменной и печатной буквы.

3. Показ написания буквы с комментарием, анализ элементов буквы.

4. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу, по элементам, целиком.

5. Чтение и звукобуквенный анализ слогов, соединений

6. Письмо слов и соединений.

7. Чтение слов и предложений.

8. Письмо слов и предложений, фонетико – графический и грамматико – орфографический анализ.

9. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

10. Работа по развитию речи.

 

Приемы обучения письму.

- показ написания учителем с объяснением,

- списывание с образца (письменного и печатного),

- копирование,

- воображаемое письмо в воздухе,

- анализ формы букв

- письмо под счет

- анализ ошибочного написания

- фонетико – графический анализ с использованием схем,

- грамматико – орфографические наблюдения,

- письмо под диктовку,

- письмо по памяти (зрительный диктант)

- проговаривание (жужжание при письме)

- творческие задания (слоги рассыпались, слог потерялся, слово в слове)

 

Типичные графические ошибки:

- нарушение наклона,

- нарушение пропорций,

- искажение овалов, полуовалов, элементов букв,

- пропуск элементов отдельных букв.

 

Схема анализа урока письма

1. Назовите методы обучения письму, которые использовались на уроке. Каким из них отдается предпочтение? Почему?

2. Как урок письма связан с уроком обучения грамоте.

3. Какие приемы использовались для развития мелких мышц кисти руки?

4. Какие виды письма использовались (списывание, диктант, письмо по памяти)

5. Как был сделан показ и комментирование написания буквы на доске?

6. Какие фонетико – графические наблюдения проведены на уроке.

7. Какие грамматико – орфографические наблюдения проведены на уроке.

8. Что сделано на уроке для развития речи.

9. Соблюдались ли правила гигиены письма, следила ли учительница за посадкой детей.

10. В какой мере удалось реализовать поставленные цели.

 

Планирование уроков литературного чтения

Схема анализа урока литературного чтения.

1.Определите родо-жанровую специфику изучаемого на уроке текста, в какой мере специфика данного текста соответствует избранной структуре урока.

2. Как организуется на уроке артикуляционная разминка для речевого аппарата.

3. Удачно ли проведена подготовка к восприятию текста.

4. Какие приемы использовались для развития навыков сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения?

5. Какая работа проведена по развитию речи?

6. Эффективно ли использовались на уроке различные виды наглядности.

7. В какой мере удалось решить поставленные задачи.

8. Охарактеризуйте культуру учительского труда.

9. Выводы и предложения.

 

Основные задачи обучения чтению

1. Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.

3. Расширение и углубление знаний об окружающем мире. Формирование мировоззрения.

4. Формирование личностных качеств ребенка.

5. Развитие речи и мышления.

6. Формирование литературоведческих представлений.

 

Методы обучения чтению

1. Эмоционально – понятийный метод.

2. Объяснительное чтение.

3. Литературное чтение.

4. Воспитательное чтение.

5. Метод творческого чтения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.