Сделай Сам Свою Работу на 5

Химическая промышленность 78





Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей. В ней четко выделяются полупродуктовые производства (получение солей, кислот, щелочей), базовые (полимерных материалов, минеральных удобрений), перерабатывающие (красителей, лаков и красок, фармацевтическая, резинотехническая и др.). По ассортименту продукции эта отрасль уступает только машиностроению.

Наибольшее воздействие на развитие хозяйства мира во второй половине XX в. оказало производство полимерных материалов. Крупнейшим стало производство пластмасс и синтетических смол (более 120 млн т) — важнейших конструкционных материалов для многих сфер (промышленность, строительство, бытовое хозяйство). Их производство базируется на полупродуктах нефтехимии. Всего лишь Юпро-мышленно развитых стран дают 3/4 пластмасс в мире, а три ведущие (США, Япония, Германия) — более V2. Их получение быстро растет в странах Азии (особенно новых индустриальных). Вторым важнейшим полимерным продуктом стали химические волокна, производство которых в мире сравнялось с получением натуральных волокон (хлопок, шерсть и др.) и превысило 30 млн т. Они нашли широкое применение не только для изготовления одежды, но и для технических целей благодаря их свойствам (прочность, огнестойкость). Главные производители (всего лишь 10 стран) также дают более 3/4 волокон в мире, а три ведущих— КНР, США, о. Тайвань— больше 40%. Произошел мощный сдвиг промышленности химических волокон из индустриальных стран Сев. Америки и Зап. Европы в Азию (почти 2/3 их выпуска в мире).



Синтетический каучук по масштабам выработки уже превзошел натуральный (более 10 млн т). Благодаря приданию специальных свойств разным видам этого каучука (бензо-, морозостойкость, негорючесть и др.) он широко применяется в различных технических изделиях. Это определило сосредоточение производства синтетического каучука прежде всего в странах развитого автомобилестроения (США, Япония, ФРГ) — более 1/2 в мире. Главные регионы мира в получении синтетических каучуков — Северная Америка, Азия и Западная Европа.

Промышленность минеральных удобрений во многом определяет уровень развития сельского хозяйства стран и регионов. Минеральные удобрения являются самой массовой продукцией химической промышленности (около 140 млн т в пересчете на питательное вещество, а по весу больше в 2-3 раза). НТР позволила резко увеличить долю азотных удобрений, что особенно важно для мирового растениеводства, для производства зерновых культур в развивающихся странах, которым постоянно не хватает продовольствия. В развитых странах азотные удобрения резко увеличили производство фуражного зерна для животноводства. Быстрый рост производства азотных удобрений был обеспечен переводом ресурсной базы на природный газ. а также получением особых высокоэффективных видов (карбамид). Новая сырьевая база и растущий спрос на азотные удобрения коренным образом изменил и географию их производства. Оно переместилось из Западной Европы в Восточную Европу и Северную Америку, а в конце XX в. — в Азию (более 45 % в мире). Производство на 70 % концентрируется в 10 странах разных регионов, а ведущими стали КНР, США и Индия — до 1/2 мирового их производства.



Получение фосфорных и калийных удобрений в значительной степени зависит от имеющихся ресурсов сырья. Однако и их производство концентрируется в немногих странах: почти 60 % фосфорных удобрений дают всего три страны — США, КНР и Индия. Еще больше зависимость от сырьевой базы в добыче калийных солей и производства из них готовых удобрений: почти 4/5 их в мире приходится на 4 государства — Канаду, Германию, Россию и Белоруссию.

В перерабатывающих отраслях химической промышленности самой наукоемкой, дающей наиболее дорогую продукцию стала фармацевтическая. Концентрация этой отрасли по странам очень велика: до 75 % медикаментов дают наиболее развитые в промышленном и научном отношении государства мира— США, Германия, Великобритания, Япония.



Резинотехническая промышленность вырабатывает очень большое количество продукции (одних только автомобильных шин ежегодно более 1 млрд шт.), используя около 17 млн т синтетического и натурального каучуков, несколько миллионов тонн химических волокон и других химикатов. Основная масса продукции отрасли потребляется различными производствами машиностроения, особенно безрельсового транспорта от велосипеда и трактора до автомобиля и авиации, а также в виде комплектующих деталей. Подавляющую часть автомобильных шин вырабатывают страны с развитым автомобилестроением (до 3/4 в мире), а среди них США, Япония и Франция — 47%. Трудоемкие производства ре-зинотехники во все большей степени перемещаются в страны Азии.

 

Машиностроение 77

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35—40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. По стоимости продукции вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная.

Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники — до 40—45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения.

Автомобилестроение. В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).

Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими — более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония — вторая страна мира по уровню развития отрасли.

Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при ншысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения.

Производство железнодорожного оборудования — старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Почти всю продукцию общего машиностроения выпускают лишь немногие государства мира: США, Германия, Япония, до 1991 г. — СССР. Однако и они специализируются на отдельных видах продукции: страны Зап. Европы — на станкостроении и оборудовании для легкой пром-сти. США, Япония, Германия — на энергетическом, химическом оборудовании. Крупное станкостроение создано в Японии, КНР. Атомное и металлургическое оборудование выпускают в США, Японии, Германии, Франции.

 

Миграции населения 63В условиях глобального снижения интенсивности естественного движения населения все большее влияние на размещение человечества оказывают миграции — трансграничные перемещения населения, связанные с долговременной или окончательной переменой места жительства. Мотивы миграций очень разнообразны, но главные из них носят социально-экономический характер и тесно связаны с улучшением условий жизни людей, поиском работы, получением образования, по семейным обстоятельствам и т. п. Немалую роль играют также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины.

По способу реализации миграции населения делятся на организованные, осуществляемые при участии государства, и неорганизованные, которые реализуются силами и средствами самих переселенцев. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки таковому, миграции классифицируются на добровольную и принудительную. Перемещения, связанные с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные конфликты, нарушение прав и свобод граждан) и вопреки их желанию, называются вынужденной миграцией. Ее участники, являющиеся объектом специализированной международной защиты и помощи, получают статус беженца, а люди без такой поддержки именуются перемещенными лицами.

Особое влияние на развитие общества оказывает миграция людей в трудоспособном возрасте, которая называется трудовой миграцией. Выезд высококвалифицированных специалистов на постоянное жительство в другую страну обозначается специальным термином «утечка умов». Главное направление этого процесса — из развивающихся в развитые страны.В зависимости от характера пересекаемых рубежей выделяют внутреннюю миграцию (в пределах одного государства) и внешнюю (между странами). Въезд в страну на постоянное или временное проживание граждан других государств именуется иммиграцией, а выезд — эмиграцией. Международные миграции часто подразделяют на межконтинентальные и внутри-континентальные.

В индустриальном обществе особенно широкие размеры приняло движение населения из деревень в города, из аграрных районов — в промышленные.

На сегодняшний день выделяются несколько главных направлений международной миграции населения. В рамках межконтинентального обмена людскими ресурсами наиболее впечатляют следующие устойчивые потоки:

из Латинской Америки в США, в которых трудится более 5 млн выходцев из Мексики и других стран Центральной Америки;

из афро-азиатских стран в Западную Европу. Хорошо известны традиционные связи Франции с государствами Северной и Западной Африки. В Германии ныне проживает 7,3 млн иностранцев, в том числе 2,8 MJJH граждан Турции; из Северной и Восточной Африки в государства Персидского залива, которые только из Египта приняли более 2,9 млн переселенцев. Среди наиболее масштабных внутри-континентальных миграций необходимо отметить следующие:

из Южной (Италия, Испания, Португалия) и Восточной Европы (бывших Югославии и СССР) в страны Зап. и Сев. Европы (прежде всего в Германию и Францию).

из Южно-Центральной Азии в нефтедобывающие страны Западной Азии, в которых ныне трудится огромное количество эмигрантов из Индии, Пакистана (по 1 млн человк), Шри-Ланки, Бангладеш (по 300 тыс.), а также из Филиппин (около 800 тыс.);

в Латинской Америке еще в. 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в составе Бразилии, Мексики, Аргентины и Венесуэлы, привлекающих значительные кон-тингенты мигрантов из экономически наименее развитых стран континента. Так, только из Колумбии в Венесуэлу переехало более 800 тыс. жителей;

в Африке, начиная с 70-х годов, в результате интенсивной инвестиционной деятельности ТНК сохраняется устойчивый приток рабочей силы практически со всего континента в ЮАР и Намибию;

еще один сравнительно новый важный эпицентр международной трудовой миграции образовался в Юго-Восточной Азии. Главными принимающими сторонами здесь выступают Япония и страны НИС, а отправляющими — многолюдные государства их ближайшего окружения. Более 1 млн иностранных рабочих насчитывается в Малайзии (около 500 тыс. из Индонезии, 100 тыс. — из Филиппин и т.д.);

самый молодой по времени возникновения очаг евроазиатской подвижности населения образуют страны «посткоммунистического блока». С конца 80-х годов миграционный оборот только между Россией и бывшими республиками СССР устойчиво колеблется в пределах 1.2-1,5 млн человек.

Урбанизация64

Размещение по регионам мира сельского и городского населения заметно отличается от «усредненной» картины. Это тесно связано с различным уровнем урбанизированности территорий, который, как правило, наиболее высок в индустриальных и постиндустриальных государствах, а ниже всего — в отсталых аграрных странах. Существует, однако, немало исключений, свидетельствующих о том, что нет прямой зависимости между этими показателями. В некоторых государствах и районах с неблагоприятными условиями для с/х производства наблюдается высокий процент городского населения даже при слабом промышленном развитии (Исландия, Иордания, Джибути).

Регионы и страны мира сильно различаются по уровню урбанизированности. Более 90 % населения составляют горожане в Великобритании, Бельгии, Израиле, Кувейте, Уругвае. Значительно ниже уровень урбанизированности в крупнейших странах Азии— Китае, Индии, Индонезии (25-30 %). Доля городских жителей минимальна в Бурунди и Руанде (5 %).

Основная часть урбанистического потенциала планеты приходится на Евразию, где находятся четыре из шести крупнейших по численности городского населения стран мира (Китай — 438 млн, Индия — 286 млн, Россия — 114 млн и Япония — 100 млн против США — 215 млн и Бразилии — 138 млн).

Одной из наиболее ярких черт современного процесса урбанизации является стремительный рост числа крупных и сверхкрупных агломераций. В 2000 г. в 372 городах-«миллионерах» проживало 1087 млн человек, т.е. около 18% всего населения Земли. 1/з всех городов-амиллионеров» находится в Вост. и Центр. Азии, еще одна треть— в Сев. Америке и Европе.

Из-за разницы в темпах роста за последние полстолетия тридцатка крупнейших городов планеты значительно обновилась. Если в 1950г. агломерации Европы и США занимали в ней почти 2/3 мест, то в 90-е годы — уже менее 1/3. Список ведущих агломераций мира покинули Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург; а его восполнили — Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка. Прогнозируется, что к 2010г. среди 30 крупнейших городских образований останутся только 6 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж и Москва), а 20 будут представлены городами Азии, прежде всего Китая и Индии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.