|
Основные направления развития машиностроения Урала
Комплекс отраслей обрабатывающей промышленности Уральского Федерального округа включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение и др.
Основные направления развития машиностроения Урала следующие:
- Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Внедряются гибкие автоматические линии, оборудование со: встроенной микропроцессорной техникой и пр.
- Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся непрофильные предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства.
- Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации округа на производстве продукции тяжелого машиностроения.
Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокаменск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.
Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использования лесных ресурсов; увеличение химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.
На Урале создана мощная строительная индустрия, опирающаяся на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается на основе как природного сырья, так и отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности -- Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская обл.). Значительная роль принадлежит Уралу и по производству сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского федерального округа помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.
В составе легкой промышленности Уральского Федерального округа выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.
Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала - обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический район - один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др. Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.
Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск). Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли (Березники), комбинируются с металлургическими заводами (используют коксовый газ) - Магнитогорск, Нижний Тагил; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) - Салават. Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей.
Содовая промышленность приурочена к месторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений, учитывается также наличие известняков и угля. Основные центры на Урале - Березники и Стерлитамак.
Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль Использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ. Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: "Пермнефтеоргсинтез", "Салаватнефтеоргсинтез" и др.
Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды, дефицит топливно-энергетических ресурсов.
Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского округа - работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства - начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). Развита химическая переработка древесины и отходов.
Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы сосредоточены на севере.
Транспорт и экономические связи. Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%)
В Уральском округе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали пересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиональная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.
Уральский округ осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию
Обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает ввоз). Наиболее тесные связи - с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе - электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.
Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.
Территориальная организация хозяйства Уральского Федерального округа
Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.
Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.
Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроением. В Оренбургской области формируется крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает и ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.
Специализация агропромышленного комплекса Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.
В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика - немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью
Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.
В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере - молочное скотоводство, птицеводство, на юге района - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала - повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.
Пищевая промышленность округа представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.
Экология
Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополитических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).
Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. Достаточно отметить, что через его территорию проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа большого диаметра, идущих из Западной Сибири через Урал и Центр в Европу.
Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана.
Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всей территории России. Численность населения федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % — русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.
В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.
Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.
Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность. Природные ресурсы Уральского федерального округа – это 70 % российских запасов нефти, 91 % запасов природного газа, 15,5 % железной руды, 38,4 % стали, 37 % проката чёрных металлов. Ведущую роль в экономике играет топливная промышленность.
По геологическим запасам нефти Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция занимает второе место в мире после уникального бассейна в районе Персидского залива. Несмотря на то, что в Уральском федеральном округе создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, многие крупные месторождения нефти уже в значительной степени выработаны. Из новых открыты и работают Аржановское, Коттынское, Сергинское, Западно-Чистинное в ХМАО и Северо-Самбурское, Южно-Пямалияхское в ЯНАО. Основные ресурсы газа расположены на севере Тюменской области, в Заполярье. Доминирующими являются месторождения Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Иваньковское, Заполяное, Надымское, Тазовское; перспективными – месторождения полуострова Ямал. Попутный нефтяной газ перерабатывается на восьми заводах в Ханты-Мансийском автономном округе. Более 92% российского газа добывается на территории федерального округа. В округе разведаны и эксплуатируются нефтяные месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, где сосредоточена добыча примерно 68% российской нефти. В Уральском федеральном округе проложено более двух десятков транзитных нефте - и газотрубопроводов большого диаметра в направлении Западная Сибирь-Урал-Центр-Европа.
По объему производства продукции металлургии округ не имеет себе равных в России. При этом все потребности энергоемких производств покрываются энергетическими мощностями, расположенными в
Краткие характеристики существующих отраслей УрФО.
Угли добываются преимущественно для энергетических целей, их запасы невелики и многие месторождения истощены. Основные буроугольные бассейны – Челябинский и Южно-Уральский.
Чёрная металлургия Урала представлена всеми стадиями: от добычи до проката. Производство чёрных металлов (основную часть чугуна и стали) осуществляют Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, а также Челябинский металлургический завод.
Цветная металлургия отличается высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия и другими отраслями. Значительные запасы меди как попутного компонента сосредоточены в железорудных месторождениях. На базе месторождений саткинских магнезитов (Челябинская область) работает комбинат «Магнезит», занимающий исключительное место в металлургическом комплексе России. Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья (бокситов) в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное).
Крупная отрасль рыночной специализации УрФО – машиностроение, опорой которого являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые производят медицинскую технику, технологическое оборудование для аграрно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, здравоохранения. В округе развито тяжёлое машиностроение (производство горно-металлургического, химического, нефтехимического оборудования), энергетическое (выпуск турбин, паровых котлов), транспортное, сельскохозяйственное, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборо- и станкостроение. Основные центры: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Курган («Кургансельмаш»), Новоуральск (АОЗТ «Уральский автомоторный завод») и т.д.
Химическая промышленность округа обладает крупной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты.
Значительные лесные ресурсы региона образуют лесопромышленный комплекс УрФО. В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье) и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). Налажено производство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной, деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных и других материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка леса осуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.
Большое значение в промысле имеют пушные звери (норка, белый песец, лисица, соболь, ондатра, заяц), копытные (лось, кабан), бурый медведь, водоплавающая птица (утки, гуси), и «боровая» дичь (куропатки, глухари, тетерева, рябчики).
Электроэнергетика Уральского федерального округа представлена Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской и Нижневартовской ГРЭС в Тюменской области,Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской, Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральской ГРЭС в Челябинской области. На Урале также действует атомная электростанция Белоярская – с мощным реактором на быстрых нейтронах.
Специализация агропромышленного комплекса УрФО – это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел, в юго-восточной части Курганской области – овцеводство. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами.
Огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа играет транспорт. В регионе преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение. По территории округа проходит Транссибирская магистраль. На территории округа берут начало такие широко известные нефтепроводы, как Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Иркутск, Сургут – Полоцк, Нижневартовск – Усть-Балык – Омск, газопроводы Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой – Челябинск. В структуре вывоза из Урала основные позиции занимают нефть и газ, затем – продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуре ввоза – товары лёгкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа.
Проблематика региона.
Функционирование отечественной экономики в последнее десятилетие XX в., конечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского федерального округа наряду со многими положительными сторонами ставит перед регионом ряд новых, достаточно острых проблем.
Оценивая социально-экономическое положение Урала на старте XXI в., обращу внимание на следующие моменты.
Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономического, оборонного и научного потенциала страны(см. табл. 1).
Во-вторых, в экономике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принципиально важные процессы происходят масштабнее и активнее, чем в России в целом.
В-третьих, наблюдается весьма специфическая тенденция к расширению монополистических начал в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предпринимательства, особенно инновационного.
Нельзя не обратить внимания на существенные изменения экономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и перевод в Приволжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обусловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования.
Хозяйственный комплекс Урала в формате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация (см. табл. 2). Однако нельзя считать обоснованной резкую диспропорцию между добывающими и обрабатывающими производствами. Так, доля УрФО в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%.
Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федеральным округом характеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, высокой долей наукоемких производств, масштабной производственной инфраструктурой и разветвленной сетью кредитных учреждений. Кроме того, в федеральном округе заметно острее стоит проблема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная дифференциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области.
Особенностью размещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всего лишь в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которых характерны элементы отсталости, депрессии и спада.
Непростая ситуация наблюдается и в демографии УрФО. Особенно остро вопрос стоит в северных районах, которые зачастую воспринимаются как источники дешевого сырья. Проблема обеспечения рабочей силой решается путем завоза (по оргнабору) временных работников, преимущественно молодых, малосемейных, имеющих сравнительно низкую квалификацию. Профессиональную подготовку они получают на месте и в большинстве случаев – в процессе работы путем индивидуального и бригадного обучения. Низкое благоустройство быта, труд на необжитой территории в суровых природных условиях в основном компенсируются высокой номинальной заработной платой трудящихся. Население является мобильной рабочей силой и временным жителем. Воспроизводство рабочей силы характеризуется высокой обновляемостью и текучестью, формирование постоянных кадров происходит медленно. Малоквалифицированное население, приехав на Север и получив необходимую профессию, трудовые навыки работы в экстремальных условиях, пройдя акклиматизацию, покидает эти районы. В итоге районы нового хозяйственного освоения, испытывающие дефицит в рабочей силе, начинают выступать поставщиками квалифицированных кадров для старообжитых районов страны.
Перспективы развития региона.
Цели.
Необходимо активизировать усилия научной и производственной общественности, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство России, формированию в территориальных образованиях рынков товаров и услуг, смягчению в них социальной напряженности, оздоровлению финансового положения хозяйствующих субъектов.
Наиболее приоритетными, видятся следующие цели:
быстрый рост доходов всех слоев населения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных условий для активизации и стимулирования участия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса,
Муниципализация социальной политики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования).
Обеспечение и поддержание баланса интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрессивных территорий и монопрофильных городов, в том числе на основе создания условий для роста их территориально-отраслевой мобильности.
Углубление и активная диверсификация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотраслевых и межсубъектных промышленных комплексов, содействие технической и технологической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня загрузки мощностей.
Формирование агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйственной продукции, поддержка хозяйств населения.
Техническое и организационное обновление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.
Оздоровление экологической ситуации с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования.
Технологическое обновление жилищно-коммунальной сферы, формирование рынка топливно-энергетических ресурсов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.
Укрепление финансово-экономической базы УрФО через создание разветвленной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования.
Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-экономических приоритетов, повышение результативности государственного регулирования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, национальных, геополитических и других особенностей округа.
При всей разноплановости сформулированных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на повышение степени интегрированности территорий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от развития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.
Методы.
Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообразно, как показывают исследования, восполнять за счет возможностей Ханты-Мансийского автономного округа. На его территории размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопроизводящих мощностей. Семь генерирующих станций имеют установленную мощность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосистем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседство с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспечения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно актуальна для районов, где проходят «коридоры» нефте- и газопроводов и требуется постоянная подпитка компрессорных и перекачивающих станций. Подобное сотрудничество субъектов Федерации, расположенных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохимии и других высокотехнологичных направлений.
Значительный эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известны достижения АО «Уралмаш» по продвижению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического характера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автономных округов с Челябинской и Курганской областями.
Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследовательских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-территориальных образований, ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукоградов, технопарков, «инкубаторов» инновационного бизнеса, инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплению экономики Уральского федерального округа.
Естественно, что крупные и крупнейшие города должны стать «локомотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона. Между тем разделение на «полюса развития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инновационная составляющая - научный, конструкторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит возможность осуществления на практике структурной и технологической перестройки производства, рост конкурентоспособности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.).
С начала 90 х на базе научно-производственного потенциала указанных городов происходит создание центров высоких технологий и инноваций. Первенцем таких образований в России стал технополис «Заречный» (на базе одноименного города при Белоярской АЭС). Его опыт на Урале сейчас активно тиражируется. Именно технополисы могут стать наиболее перспективными для УрФО «полюсами развития».
Разработка систем поляризованного развития не должно ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания технопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Нижний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Нижние Серьги. Предложен эксперимент по санации депрессивных территорий лесопромышленного (Тавдинский район) и горнопромышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест).
В основе формировании населения северных районов должен лежать не принцип географической близости, а следующие требования: районы выхода должны быть трудоизбыточными и переселение из них должно вестись семьями, а не отдельными лицами, прибывающими на несколько лет; районы выхода должны иметь близкие хозяйственные условия с районами вселения с тем, чтобы обеспечить наименьшую смену профессий у переселенцев; климатические условия в районах выхода не должны резко отличаться от таковых в районах вселения.
Необходимо применить новые подходы к формированию населения и заселению северных территорий. Тезисно их можно представить в следующем виде:
значительная часть Северных территорий России при научно обоснованной системе расселения и планировке городских поселений может иметь постоянное или длительно живущее население; прежде всего, это относится к Среднему и Ближнему Северу;
- государство берет на себя затраты по гарантиям и компенсациям населению, связанные с особыми условиями проживания, для всех жителей Севера, независимо от того, в какой сфере они работают, какой формой собственности владеет работодатель;
- воспроизводство населения северных районов должно осуществляться в основном за счет собственной демографической базы. Миграции будут восполнять выезд пенсионеров и обеспечивать при необходимости рост населения на отдельных территориях, в определенные периоды времени;
- ограничение добычи топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, при оптимизации демографической и социально-профессиональной структур населения, а также рост объемов переработки ресурсов и расширение заселенности территории должно осуществляться, в основном, за счет достижений НТП и внутренних людских ресурсов.
Заключение.
Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно – технической базы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|