Сделай Сам Свою Работу на 5

Урок литературы в 5 классе на тему «Грустное и смешное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»».





Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии О.Генри, закрепить понятие «юмор», проанализировать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих» с точки зрения использования художественных приемов для создания эффекта комического,

- формировать целостное представление о мировом литературном процессе:

- раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «Вождь краснокожих», выявить тематику и проблематику рассказа, показать, что преступления не остаются безнаказанными, а также показать значение воспитания в жизни человека.

- на примере рассказа «Вождь краснокожих» углубить знания о жанре «новелла» и отработать такие понятие, как «юмор», «Эзопов язык», «мораль»;

Развивающие:

- развить компетенции планирования деятельности, личностно-ориентированные компетенции (развитие речи, мышления, внимания);

- формировать аналитические умения (умения анализировать художественное произведение, образы, героев, языковые особенности; умение цитировать, высказывать свою точку зрения и др.); -развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;



- совершенствовать навыки работы с текстом;

-развивать умение работать в группе.

Воспитывающие:

- на примере рассказа «Вождь Краснокожих» воспитать такие нравственные качества личности, как: чувство собственного достоинства, умение нести ответственность за свои поступки, доброта, честность перед собой и окружающими тебя людьми, нетерпимость к проявлению лжи, обмана, лести и лени;

Цели этапа Деятельность учителя и учащихся Средства Результаты
Предметные Метапредметные
1.Актуализация опорных знаний, определение цели урока. (Создание ситуации успеха с целью мотивирования работы на уроке) Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос. Эпиграф урока:
О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Н.В.Гоголь

На доске:

Юмор – изображение чего-то смешного в комическом виде. В отличии от сатиры, юмор не обличает, а весело подшучивает.

Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явления действительности.



 

А тема урока у нас сегодня «Грустное и смешное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»». Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни. Будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. С какими произведениями вы уже познакомились (называют предположительно А.П. Чехова, краткий обзор). Какие произведения вызывают у нас смех? ( юмористические, сатирические). Смешное мы можем встретить и в сказках, небылицах, загадках. Почему слово вызывает смех? Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Человек боится быть осмеянным, чтобы не вызвать насмешку окружающих. Смех удерживает людей от плохого, а, значит, делает лучше.

А каким вам кажется рассказ О.Генри? он пишет смешные произведения. А каким он предстает перед нами? Слушаем внимательно после доклада я задам вам вопросы, и отвечу на ваши, если они возникнут.

 

Эпиграф Н.В. Гоголя. Знания о творчестве Н.В.Гоголя, А.П. Чехова (понятие «юмор», «сатира», юмористичекие рассказы). Развитие памяти, коммуникативной компетенции, умение слушать, аргументировать и высказывать свою точку зрения.
2.Познакомить с личностью писателя О-Генри Подготовить учащихся к восприятию чтения рассказа (создать установку на чтение) Рассказ учителя: Американский писатель Уильям Сидней Портер, публиковавший свои произведения под псевдонимом О.Генри, начал писать рассказы в тюремной камере, куда привело его несправедливое обвинение в растрате. Он никого никогда не убил, ничего не украл, не ограбил. Так сложилась судьба. Работал честно. Был учеником аптекаря, два года провёл в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Доказать свою невиновность он не смог, да и кому доказывать? Бухгалтер ударился в бега. Но дома осталась маленькая дочурка, и Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму. Было очень грустно, а перед Рождественскими праздниками – особенно. Люди спешат из магазина в магазин, чтобы купить подарки своим близким, сверкают ёлки, а его дочка не дождётся подарка… А в тюрьме разве заработаешь? Денег не пошлёшь… Но можно послать другое – и случилось чудо! Он написал рассказ, подписавшись псевдонимом О.Генри Рассказ напечатали, на полученные деньги был послан дочери подарок. В литературе появился новый писатель – юморист. Человек, который умеет смеяться тогда, когда ему очень грустно, наверное, очень сильный духом человек, волевой, обладает даром создавать другим хорошее настроение, это человек очень добрый, умеющий по-настоящему любить. Дома вы познакомились с рассказом. Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он может быть? (Это мог быть рассказ об индейцах, их традициях и нравах). Какие чувства у вас возникали в процессе чтения рассказа? Какое у вас сложилось впечатление? При чтении вы столкнулись с словами, значение которых может быть вам неясно. Какие это слова? Ученики называют слова, учитель поясняет их значение. На слайде высвечиваются незнакомые слова: ШАРАБАН – лёгкий экипаж, двухколёсный. ВИДЫ ПАЛЕСТИНЫ В ВОЛШЕБНОМ ФОНАРЕ – идиллическое изображение мест, где Иисус провёл детство, ДАВИД НОКАУТИРОВАЛ ГОЛИАФА – библейский царь Иудеи, нокаут –победа. ЦАРЬ ИРОД – Билл намекает на библейский эпизод, в котором царь Ирод приказывает перебить всех младенцев мужского пола КОНСТЕБЛЬ – здесь: деревенский полицейский. ИЛЛИНОЙС – название одного из штатов США.   Презентация по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих». В презентации представлены факты из биографии писателя. Портрет писателя. Комментарий к предполагаемым незнакомым словам, которые представлены в презентации.   Знания о биографии писателя. Развитие коммуникативных навыков, развитие памяти, воображения, мышления, развитие умения отстаивать свою точку зрения, совершенствование диалогической и монологической речи.
3.Работа по содержанию текста. Анализ персонажей. Работа с понятием «юмор»; Наличие кольцевой композиции урока, способствует последующей рефлексии по знанию учащимися понятия «юмор», а также идейно-художественному своеобразию рассказа-новеллы О чём этот рассказ, который вы прочитали дома? Что смешного в самой ситуации рассказа. (Рассказ о том, как два мошенника похитили 10-летнего сына одного богатого человека) Какие неожиданности сюжета ожидают читателя? (Похищение ребенка не выглядит ужасным. Преступники не страшные. Наоборот, их становится немного жаль. А как вы находите поступки двух негодяев? Похищение ребенка продумано профессионально? На чем они решили сыграть, чтобы обогатиться? На чадолюбии. Жертва – единственный сын самого видного из горожан Эбенеэа Дорсета. Что можно сказать о посетителях? Билл – сильный мужчина отчаянной храбрости. Визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения. Не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских. Какие вы видите здесь несоответствия? Отец, по представлениям приятелей, - чадолюбивое существо. Но почему он не торопится платить выкуп? Давайте посмотрим вместе с вам, за счет чего писателю удается создать комический эффект? Юмористический эффект достигается при использовании такого приема, как несоответствие. Теперь вы разделитесь на группы и некоторые будут продолжать поиск несоответствий в рассказе, другие обратят внимание на языковые особенности рассказа.   1-я группа готовит характеристику героев. Зачем герои решают похитить мальчика? Найдите цитаты, где описывается поведение "преступников". Чем обернулось их преступление? Чтобы обогатиться, Билл и Сэм решили сыграть на чадолюбии, уверенные, что отец заплатит большой выкуп. Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями. Вместо этого ,чтобы отделаться от мальчика, похитители сами терпят убытки. Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, но боялся остаться вместе с мальчиком; был толст, но бежал быстрее своего друга.   2-я группа отвечает на вопросы: какие эмоции вызывает похищение ребенка, опасны ли похитители, какие чувства вызывают "преступники" и почему? Похищение ребёнка выглядит не ужасным, а смешным. Преступники не страшные, наоборот, их становится даже жаль, так как мальчишка отчаянно дрался с ними, чуть не снял скальп Биллу, довёл мужчину почти до инфаркта, превратил в “коня”, заставил есть "овёс", сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить выкуп под покровом ночи.   3-я группа наблюдает за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создаётся комический эффект, находит гиперболы, сравнения, вызывающие улыбку, глаголы, помогающие раскрыть характер мальчика Городишко плоский, как блин. У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу. Волосы такого цвета, как обложка журнала. Дрался он как “бурый медведь среднего веса”. Сравнение мальчика с веснушчатой дикой кошкой. Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены” Выражения типа: “хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу". “Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича; время от времени он “испускал военный клич”, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”, мальчишка крался, ухмылялся.   Таким образом, какие приемы использует О. Генри для создания комического? (запись в тетрадь) • гипербола • несоответствие • юмористические сравнения • неожиданные повороты сюжета • непредсказуемый финал   Таким образом, смешное создаётся путём соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах. Кластер по средствам создания комического эффекта. Имеющиеся знания о юмористических произведениях, работа с кластером – выявление ключевых элементов (специфических особенностей) жанра юмористичекого рассказа, основные средства создания комического эффекта, кластер на доске. Развитие воображения, памяти, мышления; Расширение кругозора и обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование диалогической и монологической речи учащихся; умение анализировать и сопоставлять строфы басни, умение работать с текстом- цитирование, сопоставление, сравнение лексических единиц.
4.Подведение итогов. Тест-викторина по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих» 1.Какой выкуп хотели получить за мальчика? 1000 долларов 2000 долларов 500 долларов 100 долларов   2. Провизия - это : станция повозка магазин запас продуктов 3.Сколько лет было мальчику?   4.Почему Сэм проснулся очень рано (до рассвета)? Не спалось Боялся, что его убьют Боялся, что его зажарят на костре Он услышал шум   5.Зачем Сэм отправился в город? купить продукты отнести письмо навестить родителей мальчика встретиться с другом   6.Во что играл Билл, оставшись с мальчиком? в индейцев в войну в морской бой в разведчиков   7.Миля - это ? 1 километр 1 500 м 100 метров 1 метр   8.Вернув сына отцу, друзья Билл и Сэм: сами отдали деньги отцу получили деньги от отца вернули мальчика бесплатно приплатили отцу, чтобы он забрал сына   9.Как называл мальчик похитителей? бледнолицые краснокожие мученики индейцы   10. Почему, отдав мальчика родителям, друзья постарались побыстрее убежать? испугались, что придётся отвечать увидели полицейского боялись попасть в тюрьму не хотели, чтобы мальчик опять к ним вернулся   Викторина по рассказу «Вождь краснокожих»   Знание художественного текста. Проверка усвоенного на уроке. Умение делать выводы и проводить рефлексию над изученным.
5. Подведение итогов по идейно-художественному своеобразию рассказа. Заключительное слово учителя. Объявление домашнего задания. Аналитическая беседа с подведением итогов по идейно-художественному своеобразию рассказа. А что вы можете сказать о характере вождя? Он активен, энергичен, очень любознателен, не лишён фантазии и воображения, смел. Но в то же время он ленив, не желает учиться в школе, жесток по отношению к животным, людям, его шалости далеко не безобидны, он эгоистичен, непослушен, непредсказуем. Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, удовлетворяющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище, Ребята, хотели бы вы иметь такого друга? О чём заставляет задуматься произведение? Почему мальчик вырос таким? Как ему помочь? А как сложится его дальнейшая судьба? Над чем смеется О. Генри, делая "преступников" беспомощным перед ребенком? (над страстью к легкой наживе). К какому выводу мы можем прийти? Какие пословицы подходят к этому выводу? Вывод: Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие. Дурной поступок не остается безнаказанным, он бумерангом возвращается к человеку, творящему зло. К нашему выводу подходит пословица "Не рой другому яму, сам в нее попадешь". Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд. Дома написать синквейн по рассказу «Вождь краснокожих».      



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.