Сделай Сам Свою Работу на 5

Верхний выносной элемент; 15 – диакритический знак; 16 – междустрочный просвет.





Методические указания к курсовому проекту

«Шрифтовая композиция»

по дисциплине Б.1.1.15 – «Архитектурно-дизайнерское пректирование» в первом семестре первого года обучения направления 07.03.03 — «Дизайн архитектурной среды» (ДАРС).

Одобрено УМКН кафедры «Дизайн архитектурной среды»

Строительно-архитектурно-дорожного института

Саратовского государственного технического

университета имени Гагарина Ю. А.

 

 

Саратов 2015

Введение.

 

Культура шрифта – неотъемлемая и важнейшая часть общей художественной культуры. Как показывают многочисленные исторические факты, искусство шрифта тесно связано с развитием стилей и направлений в архитектуре. Например, русская антиква – петровский гражданский шрифт был создан одновременно с утверждением на русской почве архитектурных и изобразительных принципов европейского барокко. Не случайно в конструктивистском гротеске упрощается пластика буквы и отбрасываются засечки, как раз тогда же, когда в конструктивистской архитектуре опора теряет энтазис и отбрасывает капитель и базу.

Усложнение функционально-пространственной структуры среды обитания человека, совершенствование городской и сельской застройки сопровождается повышением роли и возрастанием объема графической информации, среди которой одно из ведущих мест принадлежит шрифтовой графике.



Также большое значение шрифтовая графика имеет при оформлении архитектурно-строительных проектов.

Таким образом, знакомство с основными теоретическими вопросами шрифтового искусства и приобретение практических навыков в этой области являются необходимыми в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Дизайн архитектурной среды».

Цель курсовой работы – создание графической композиции на основе шрифта с использованием цвета.

Задачи курсовой работы:

- изучить особенности построения выбранного для композиции шрифта;

- приобрести технические навыки работы гуашью и акварелью.

 

План курсового проекта.

1. Создание графической композиции на основе шрифта с использованием цвета (лекция) – 4 академических часа;

2. Подбор шрифта и идеи (клаузура) – 4 академических часа;



3. Изучить особенности построения выбранного для композиции шрифта; (эскиз-идея) – 12 академических часов;

4. Оформление композиции с использованием выбранного шрифта; («эскиз проект») – 12 академических часов;

5. Курсовой проект – 8 академических часов;

История развития письменности.

 

Еще на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружавшей его действительности и свое отношение к ней. В начале для этого служили различные предметы, связанные с тем или иным событием и напоминавшие о нем.

Позже стали употреблять различные условные знаки в виде раковин, камешков, узелков, зарубок, палочек и т.п.

С течением времени система сочетаний этих знаков уточнялась и усложнялась, превратившись в так называе­мое предметное письмо (рис. 1).

Рис. 1. Предметное письмо:

Слева – кипу (узелковое письмо инков), справа – Йорубское письмо раковинами.

У ряда народов на ранней ступени их развития полу­чило распространение образно-картинное, или, как его еще называют, пиктографическое письмо.

В этой системе письма определенные события изобра­жались в виде рисунка, часто примитивного и во многом условного. В частности, картинное письмо до самого по­следнего времени употреблялось у североамериканских ин­дейцев (рис. 2).

Рис. 2. Пример пиктографического письма (Мексика)

 

Постепенно для ускорения процесса письма выработа­лись упрощенные изображения того или иного предмета. Такие знаки-символы по своей форме часто уже не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обознача­лись. Появились знаки, соответствующие отвлеченным по­нятиям. Такой вид письма называется образно-символиче­ским или идеографическим.



Наиболее ранним образно-символическим письмом яв­ляется клинопись (рис. 3), созданная в четвертом тысяче­летни до нашей эры древним народом — шумерами. Поз­же клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.

Рис. 3. Ассиро-вавилонская клинопись.

В VI веке до нашей эры клинопись усвоили персы. На­ряду с обозначением целых слов они стали обозначать определенными фигурами отдельные звуки речи, однако к алфавиту не перешли.

К образно-символическому письму относятся также ки­тайские иероглифы, появление которых отмечается в третьем тысячелетии до нашей эры. Основой китайских иероглифов являются упрощенные изображения различ­ных предметов. Особенно хорошо это видно в древнейшем китайском письме. Впоследствии иероглифы, выполнявшие­ся, как правило, с помощью кисточки тушью на бумаге, в значительной степени утратили сходство с изображаемым предметом.

Иероглифическая письменность сохранилась до настоя­щего времени и существует в трех странах мира — Китае, Японии и Корее (рис. 4).

Рис. 4. Пример современного китайского иероглифичесого наборного письма.

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо. Древнеегипетские иерогли­фы представляют, как правило, знаки, начертание которых точно воспроизводит форму обозначаемого предмета.

Постепенно форма иероглифов упрощалась и изобра­жения предметов приобретали все большую условность. Таким образом появилось созданное жрецами так называ­емое иератическое письмо.

Наконец, самой упрощенной формой египетских иеро­глифов явилось демотическое письмо — гражданская ско­ропись, знаки которой лишь отдаленно напоминали обо­значаемые ими предметы.

Особенности каждого из трех видов египетского иерогли­фического письма хорошо видны при сопоставлении знаков друг с другом (рис. 5). Левый знак, наиболее подробно воспроиз­водящий форму предмета, относится к иероглифическому письму, средний, упрощенный,— к иератическому и правый, почти утративший связь с исходной формой,— к демотиче­скому письму.

Рис. 5. Примеры древнеегипетской письменности.

 

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому — фонетиче­скому. Со временем иероглифы стали применяться для обозначения слогов, а потом и звуков. Для этого исполь­зовались иероглифы, начальные звуки названий которых совпадали с требуемым звуком.

Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти таких букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлен не был.

Создателями этого наиболее древнего алфавита явля­лись гиксосы — полукочевой прасемитический народ. Гиксосы вос­приняли египетскую культуру и на базе египетских иероглифов создали свою письменность, основой которой явился алфавит.

Финикияне, ведшие широкую торговлю со многими странами, значительно улучшили древнесемитическую письменность, сделав ее исключительно фонетической.

Греки примерно в X веке до нашей эры создали свой алфавит на основе финикийского. Они ввели обозначения гласных звуков, отсутствовавшие в финикийском алфавите.

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою пись­менность, на основе которой были созданы различные варианты латинского алфавита.

После объединения Римом Италии в первом веке до нашей эры был введен единый латинский алфавит, сохра­нившийся без особых изменений до нашего времени. Латинский алфавит стал распространяться в Западной Европе и вскоре стал там основным алфавитом.

Как убедительно доказано последними исследованиями историков, письменность у восточных славян появилась не позднее середины IX века, то есть задолго до принятия христианства.

По свидетельству болгарина Храбра Черноризца, ав­тора «Сказания о письменах», жившего в X веке, древние славяне писали «чертами и резами». Можно считать дока­занным, что из этих «черт и резов» развилось так назы­ваемое глаголическое письмо, или глаголица, которая воз­никла в Северном Причерноморье.

Глаголица содержала до сорока букв, хорошо переда­вавших богатство звуков славянского языка.

Позднее на Руси стала распространяться новая азбу­ка —кириллица, создателями которой являются греческие монахи Кирилл и Мефодий. Первоначально эта азбука бы­ла составлена для мораван — одного из западнославян­ских народов, но быстро получила почти повсеместное рас­пространение в славянских странах и заменила собой ме­нее удобную глаголицу.

В основу своей азбуки Кирилл и Мефодий положили сходные по звучанию греческие буквы, несколько видоиз­менив начертание некоторых из них.

Буквы кириллицы по своим начертаниям не имеют ни­чего общего с глаголицей, однако их значение, количество и порядок точно соответствуют глаголической азбуке (рис. 6).

Рис. 6. Сравнительная таблица алфавитов глаголицы и кириллицы.

Кирилловское письмо выполнялось по единому образ­цу — уставу, отсюда и произошло название этого почер­ка. Устав отличается хорошим сочетанием прямолинейных элементов с дугами окружностей и овалов. В красивом и отчетливом уставном письме каждая буква стоит отдельно. В нем еще отсутствуют знаки препинания, знаки ударения («силы»), сокращения и надстрочные буквы («титлы»), получившие впоследствии большое распространение (рис. 7).

Рис. 7. Устав.

В XIV веке в России появляется полуустав — более мелкий убористый шрифт с легким наклоном, позволявший значительно ускорить процесс письма (рис. 8).

Рис. 8. Полуустав.

 

С конца XV века увеличивается потребность в состав­лении разного рода документов, что обусловило появле­ние скорописи, характерной тонким и затейливым начер­танием букв, снабженных всевозможными дополнительными значками, весьма затрудняющими чтение написанного.

В это же время получает распространение еще один вид письма — так называемая вязь, отличающаяся замыслова­тыми соединениями букв в виде монограмм (рис. 9).

Рис. 9. Вязь: сверху – алфавит, снизу – Лицевой летописный свод, работа мастеров Иоанна Грозного.

 

Около 1553 года в России появилось книгопечатание. Первой московской печатной книгой является «Евангелие». Наряду с церковнославянским уставом и полууставом, рукописным и печатным, в России применялись шрифты, предназначавшиеся для книг и документов гражданского содержания. Эти гражданские шрифты, появление которых отмечается во второй половине XVI века, имели в своей основе форму кирилловского устава, упрощенного по образ­цам латинских шрифтов.

В 1710 году, 29 января, Петр I сделал собственноручные пометки о со­ставе алфавита и официально ввел употребление граж­данского алфавита (рис. 10). Новая азбука отличалась простотой и красивыми легкими формами букв. Из нее были исключены многие буквы, входившие в состав цер­ковнославянского алфавита. Алфавит, введенный в прак­тику Петром I, явился основой всех русских шрифтов, применявшихся в последующие периоды, в том числе и современных.

Рис. 10. Петровский шрифт

 

После Великой Октябрьской социалистической револю­ции была проведена реформа русского алфавита, узаконен­ная декретом о введении нового правописания с 1 января 1918 года. Согласно декрету из алфавита исключались буквы «ять», «фита» и «И десятиричное». Упразднялось окон­чание слов на «твердый знак», и отмечалась необходимость простановки точек в букве «Ё».

Таков был путь развития нашего алфавита, который и в дальнейшем безусловно будет претерпевать изменения в связи с развитием человеческого общества, его матери­альной культуры, языка и письменности.

 

Классификация шрифтов.

 

Всякий шрифт есть художественная интерпретация алфавита. Каждый знак в нем имеет определенные пределы возможных трансформаций, за которыми он перестает быть узнаваемым. Возможности разнообразия шрифтов в пределах этих рамок весьма широки. Совокупность знаков алфавита, имеющих одинаковый характер рисунка, называется гарнитурой шрифта.

Для понимания и объяснения построения знаков необходим анализ элементов шрифта (рис.11).

Рис. 11. Элементы шрифта:

1 – основной штрих; 2 – соединительный штрих; 3 – засечка; 4 – вертикальная засечка; 5 – внутрибуквенный просвет; 6 – наплыв;

7 – междубуквенный пробел; 8 – линия шрифта; 9 – линия округлых и остроконечных букв; 10 – высота прописных букв; 11 – высота строчных букв; 12 – оптическая середина букв; 13 – нижний выносной элемент;

верхний выносной элемент; 15 – диакритический знак; 16 – междустрочный просвет.

Все многообразие шрифтов можно классифицировать как по различиям в технике исполнения, так и по особенностям построения и структуры знаков.

В архитектурной практике используются следующие виды шрифта, различающиеся по технике исполнения:

- рукописный – выполняется от руки шрифтовыми перьями и кистями на бумаге;

- рисованный – выполняется с привлечением различных чертежных инструментов;

- рельефно-объемный (накладной) – выполняется из бумаги, картона, дерева, полимерных материалов.

Наиболее элементарное деление шрифта принято на антикву и гротеск. Однако это деление настолько приблизительно, что многие виды шрифтов им вообще не охватываются.

Все огромное количество шрифтов объединено в пять основных групп в зависимости от соотношения между основными и соединительными штрихами, от наличия и формы засечек (рис. 12).

Важнейшие графические признаки Группы шрифта
Контраст между основными и соединительными штрихами          
  Форма засечек            

Рис. 12. Классификация шрифтов.

 

Первая группа шрифтов характеризуется умеренным контрастом между основными и соединительными штрихами (1 к 3), небольшими засечками с закруглениями в углах.

Вторая группа имеет большой контраст между основными и соединительными штрихами (1 к 5), засечки длинные и тонкие с небольшими закруглениями в углах.

Третья группа объединяет шрифты, в которых контраст между основными и соединительными линиями невелик (1 к 2), засечки прямоугольные.

Четвертая группа включает так называемые «брусочные шрифты». Контраст между основными линиями и соединительными штрихами почти отсутствуют, засечки прямоугольные, по форме напоминают бруски.

К пятой группе относятся шрифты, именуемые «рубленными». Контраст между основными и соединительными штрихами либо полностью отсутствует, либо весьма незначителен, засечек вообще нет.

В вышеизложенной классификации отсутствует особая группа рукописных шрифтов, имитирующих свободную манеру письма и получивших в последнее время широкое распространение.

Независимо от деления на группы, каждый шрифт может иметь разновидности по начертанию даже в пределах одной группы. В этом случае имеются в виду такие качества, как насыщенность, наклон и плотность шрифта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.