Сделай Сам Свою Работу на 5

Противоречия в развитии художественной культуры.





Духовное сопротивление в годы «застоя»

Последствия политических и экономических решений все более проявлялись в общественной жизни. Одной из первых тем, волновавших общество после снятия Хрущева, стал вопрос об отношении к Сталину. Новое руководство прекратило процесс десталинизации, усилило идеологический контроль. Началась постепенная реабилитация Сталина. Советские учебники переписали, Сталин стал вновь мудрым, немногословным и непогрешимым. Особую роль в этом процессе свертывания либеральных послаблений сыграли чехословацкие события 1968 г., показавшие верхушке КПСС опасность идеологического плюрализма. Первым предупреждением инакомыслящей советской интеллигенции стало «дело Синявского и Даниэля». Два советских литератора были арестованы в сентябре 1965 г. за публикацию своих произведений за рубежом. В 1966 г. они получили несколько лет лагерей. Ужесточалась цензура. Был снят главный редактор «Нового мира» А. Твардовский.

Диссидентское движение. Но в отличие от сталинского и даже хрущевского времени это наступление консервативных сил встречало все усиливающееся сопротивление и неприятие деятелей науки и культуры. Накануне XXIII съезда КПСС Брежневу было направлено коллективное письмо (среди подписавших — академик Петр Капица, писатель Корней Чуковский, режиссер Григорий Товстоногов, актер Иннокентий Смоктуновский) с протестом против возможной реабилитации Сталина. 62 писателя в письме XXIII съезду КПСС просили об освобождении Даниэля и Синявского.



Диссидентское движение выступало с требованиями соблюдения советских законов и международных соглашений, подписанных СССР. Добиваясь гласности, его активисты организовали выпуск «Хроники текущих событий», рассказывая о преследованиях по политическим и идеологическим мотивам. Составной частью сопротивления властям стал «самиздат» - распространение произведений, запрещенных к публикации в СССР. Среди них были стихи Анны Ахматовой («Реквием»), Осипа Мандельштама, Александра Твардовского, книги Леонида Гинзбурга и Роя Медведева.

Неформальными лидерами этого движения стали академик А. Сахаров, писатель А. Солженицын, генерал-майор П. Григоренко и другие. Неоднократно предпринимались попытки политических демонстраций в Москве. Наибольшую известность получил выход семи человек на Красную площадь 25 августа 1968 г. в знак протеста против вторжения в Чехословакию. Громадный резонанс во всем мире вызвала опубликованная за рубежом книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 г. писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Изменение общественного климата сказалось в отношении к этому событию. Если в 1958 г. власти сумели заставить Б. Пастернака отказаться от этой награды, то теперь, несмотря на все усилия, А. Солженицын принял ее, но не имел возможности выехать для ее получения. Вручение Нобелевской премии А. Солженицыну состоялось после его высылки из СССР в 1974 г.



В самом диссидентском движении шли споры о прошлом и будущем России и СССР, о путях выхода из кризиса. Можно вычленить три основных идейных течения: сторонники «очищенного от сталинизма» марксизма (Р. Медведев), либералы-западники (А. Сахаров), современные славянофилы (А. Солженицын). Были также попытки создать неофициальные профсоюзы.

Национальные движения. Фактически частью диссидентской деятельности стали национальные движения. Такие группы формировались в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. С начала 70-х гг. появились требования о свободной эмиграции из страны. Особенно широкое распространение они получили в среде советских евреев и немцев. Правительство СССР было вынуждено, ради улучшения отношений с ФРГ и США, разрешить выезд лиц еврейской и немецкой национальности из страны, сопровождая это различными нарушениями прав человека.



Противоречия в развитии художественной культуры.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной литературе.

Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Гонения на деятелей культуры. Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели Аксенов, Солженицын, Максимов, Некрасов, Войнович, поэт Бродский, кинорежиссер Тарковский, театральный режиссер Любимов, виолончелист Ростропович, оперная певица Вишневская, поэт и исполнитель Галич и др.

Объективно противостояли идеологии застоя так называемые «деревенщики» (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты A. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества. Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Силу умственного брожения показало «дело Саблина», оставшееся в те годы практически неизвестным советскому обществу. Потомственный моряк, окончивший Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, заместитель командира эсминца «Сторожевой» по политической части, В. Саблин в ноябре 1975 г. попытался при содействии группы офицеров и матросов захватить корабль, привести его из Риги в Ленинград и потребовать возможности выступить по телевидению с призывом о возвращении «к ленинским принципам демократии и социальной справедливости», «уважении чести, жизни и достоинства личности». Корабль был перехвачен в море. Саблин арестован, судим и расстрелян.

Новые методы борьбы с инакомыслием. Не будучи в состоянии вернуться к методам сталинизма, власть в эти годы стремилась изолировать своих идейных противников путем уголовного преследования, помещения в психиатрические лечебницы (В. Буковский, П. Григоренко), ссылки (А. Сахаров), высылки за границу и лишения советского гражданства (А. Солженицын), разрешения на выезд из страны с недопущением возвращения (М. Ростропович), организацией идеологических кампаний в средствах массовой информации. При этом практиковалось давление на родственников диссидентов. Одновременно существовало стремление взять под свой контроль различные неформальные движения творческой молодежи (художников-абстракционистов, рок-клубы и т.п.). Особую роль в проведении такой политики играли идеологическое руководство КПСС и КГБ. Внутри КГБ было создано специальное 5-е управление для борьбы с «идеологическими диверсиями». По данным КГБ за период 1967-1971 гг. в стране было выявлено 3906 группирований «антисоветских элементов» и «профилактировано» 13 602 входивших в них участников.

После вторжения наших войск в Афганистан на диссидентов обрушились особенно тяжелые репрессии, которые усилились после прихода к власти Андропова. Диссидентское движение было почти полностью разгромлено. Но в период перестройки мужественная борьба инакомыслящих с тоталитарным режимом послужило вдохновляющим примером для тысяч людей.

Выводы. Таким образом, с середины 60-х до середины 80-х гг. тоталитарный режим в СССР вновь усилил свои позиции после развенчания Сталина и других новаций «оттепели». Готовность общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологии, политической монополией партийно-государственных структур, номенклатуры и отсутствием влиятельных социальных групп, заинтересованных в демонтаже тоталитаризма. В результате, после смещения Хрущева произошла частичная, «мягкая» ресталинизация общества. Но это был откат к сталинизму без массовых репрессий, без харизматичного вождя, а значит, к системе с подорванными несущими конструкциями.

Милитаризация экономики, военно-стратегический паритет с США создали материальную основу для жесткого внешнеполитического курса, различных авантюр (ввод войск в Афганистан). Разрядка оказалась непродолжительной. Усиление глобального противостояния привели мир на грань третьей мировой войны. В результате неуклонной дискредитации властей, неверия широких масс пропаганде происходит четкое разграничение официальной и частной жизни, что явилось предпосылкой для зарождения гражданского общества и последующих радикальных преобразований.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.