Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология организационных конфликтов

Основы теории конфликта, современные концепции конфликта

Первые современные концепции конфликтов , выдвинувшие принцип постоянных социальных изменений, стали появляться в 50-е годы ХХ века. Начало нового подхода к анализу общества и социальных процессов было положено трудами Р. Дарендорфа и Л. Козера, явившихся продолжением исследований Маркса и Зиммеля. Их концепции легли в основу современной парадигмы конфликта. Нередко к становлению современной конфликтологии считают причастными и таких ученых как М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Боулдинг.

Р. Дарендорф развивает идеи К. Маркса и придерживается диалектической теории конфликта . Он предлагает окончательно отказаться от позитивной методологии в форме структурно-функционального анализа и рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений, приобретающих различные формы, в том числе и форму конфликта . Изучение постиндустриального общества привели ученого к заключению, что основное противоречие социальных систем перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и приходит к выводу, что конфликты в силу неизбежного различия интересов являются постоянными спутниками изменений социальных систем. По его мнению, не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным.

Конфликтный функционализм Л. Козера, развивающий идеи Зиммеля, строится, как и учение Дарендорфа, на критике концепции структурно-функционального анализа и, прежде всего, взглядов Т. Парсонса. Однако Козер выступает не против стабильности и социального порядка, желательность которых отмечает Парсонс, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Успех теории Козера - в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Подвергая критике подход Парсонса, Козер говорит о неизбежности социальной напряженности, порождаемой противоречиями и столкновениями интересов людей, и доказывает, что конфликты - это продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы. Идею «социального равновесия» сменяет идея динамических социальных изменений.



Козер исследует условия и факторы возникновения конфликтов, их остроту и длительность, выявляет их функции. Именно функции конфликтов заняли центральное место в теоретической системе Козера, получившей название «конфликтного функционализма».

По мнению Козера, конфликты могут оказывать влияние и на то социальное целое, в рамках которого развиваются: способствовать интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполнять сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений. Конфликт нередко приводит к установлению более четких границ между группами, формированию определенных централизованных структур, ответственных за принятие решений, укреплению внутреннего единства, усилению нормативности поведения.

Согласно представлениям Козера, можно выделить такие позитивные функции конфликта, как стимулирование изменений, структурирование и оформление групповых процессов и образований, разрядку напряженности, предотвращение более сильных конфликтов , лучшее узнавание и сближение партнеров.

Идеи Дарендорфа и Козера подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии, признающей закономерность и неизбежность конфликтных явлений, возможность их протекания в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, а также возможность управления конфликтами.

Типология организационных конфликтов

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Потенциальные дисфункциональные последствия этого типа аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой, конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Даже если этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.