Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ЭТАПЫ, ТЕЧЕНИЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ





(БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНСКИЕ ЗЕМЛИ, США)

 

Просвещение – зародилось как интеллектуальное, идейное течение, которое стало характерным для эпохи перехода от старого общества к новому. Родина этого просвещения – Британские острова, где в 17 веке произошли 2 революции. И под влиянием этих катаклизмов стали мозги у некоторых товарищей таять, т.е. просветляться. Основой этого просветления стало развитие реальных знаний, развитие научно-технического прогресса и т.д.

Течение просвещения духовно было связано с идейными течениями эпохи Возрождения. Были и отличия. Дело в том, что возрожденцы резко критиковали старые общества, требуя свободы для человеческой личности, ее гармоничного развития. А просвещенцы пошли дальше в этой критике. Она была жестче, острее, и самое главное – она касалась всех сторон жизни: и государства, и общества, и церкви и т.д.

Самое главное, что по мере развития идеологии и течения просвещения эти лидеры, идеологи стали все больше претендовать на полноту власти в обществе: экономической, политической, государственной.

Эта критика затрагивала все структуры общества, государства, все направления жизни. Поэтому интеллектуальное течение со временем превращается в массовое течение. Их идеология охватывает более широкие слои, не только интеллектуалов. Т.е. течение становится созидательно-разрушительным.



В какой-то степени идеология просвещения задумывается над некоторыми элементами будущего общества, которое они пытались как-то представить и создать. Большинство деятелей просвещения полагали, что человеческая природа, которая испортилась к этому моменту, необходимо вернуть ее к естественному состоянию добра через воспитание, образование. Полагали что необходимо модернизировать _______ , разрушить старый сословный строй, все то, что называется феодализмом, и после этого наступит эпоха политического и юридического равенства. А о проблемах социального равенства задумывались немногие.

Лидеры идеологии просвещения мифам о религии и происхождении общества, государства, святости власти противопоставляли идею общественного договора. Впервые отчетливо это сформулировал Джон Локк под влиянием двух английских революций. Согласно этой идеологии государство появилось не от бога, а это продукт естественного развития. Когда усложняется жизнь человеческого общества, все труднее сохранить за каждым индивидуумом его естественные права, поэтому эти индивидуумы должны объединиться, договориться и часть этих прав делегировать управляющим органам. И так возникает государство. А государство к этому моменту заелось, поэтому его надо поправить, разрушить сословный строй, всесилие церкви, ограничить абсолютизм. Для начала предполагалось, что этот процесс пойдет под чутким мудрым руководством просвещенного правителя, у которого философы, мудрецы будут министрами, советниками. До Великой Французской революции большинство просветителей придерживались этой идеи. Хотя уже тогда некоторые товарищи из этого лагеря понимали, что делать ставку на просвещенного монарха – это или нереально, или временно.



Вольтер полагал, что нужно делать ставку на просвещенного монарха, ему помогать, подталкивать, заставлять.

Другая точка зрения – Жан Жак Руссо – он полагал, что надежды на такого просвещенного короля тщетны.

Таким образом внутри лагеря просвещения образовывались течения более или менее радикальные и т.д.

В Англии просвещение прежде всего связывают с таким видным просветителем как Джон Локк, либо граф Шеффберри (?), который выдвинул учение о всеобщей гармонии и желании человека творить исключительно добро. Т.е. это течение оптимистическое.

А по ходу развития английской истории в 18 веке сформировалось уже и пессимистическое течение, которое представляли либо философы, либо писатели. Почитайте сочинения Даниеля Дефо «История найденыша», и вы поймете, что писатели были разочарованы.



Философ Юм уже считает, что человеком движет не разум, не стремление к добру, а привычка, эгоизм, зло.

Во Франции тоже можно выделить по степени радикализма 3 течения или 3 этапа развития идеологии просвещения.

1 направление – Вольтер, Монтескье. 18 век называют веком Вольтера. Он немного не дожил до Великой французской революции. Те, кто вокруг него группировался или близок был ему, занимались изучением закономерностей развития истории, искали движущие силы прогресса. И нашли, что этапы развития человеческой истории это этапы становления и развития человеческого разума.

Второе направление. Дидро, Гельвеций, Гольдбах… Это уже в большей степени атеисты, материалисты. Они считали, что интересы каждого индивида, человека должны совпадать с интересами общества. Когда они совпадают, тогда наступает прогресс. И общество, и люди довольны. Они полагали, что хорошее управление, разумные законы должны улучшить или создать в обществе новые положительные общественные рамки. Новое общество должно возникнуть эволюционным путем.

Третье направление, самое радикальное, даже революционное. Жан-Жак Руссо. У него уже углубленная, революционная трактовка ситуации. Она заключалась в том, что человек родился не порочным, хорошим, а к моменту 18 века, деятельности просветителей, он оказался в оковах старого общества. Эти оковы надо разбить. Что это за оковы? Это всевластие церкви, его нужно сокрушить; нужно уничтожить абсолютистское государство, ликвидировать сословный строй. Иначе говоря – раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие.

Руссо оказал довольное серьезное воздействие на лидеров Великой французской революции, якобинцев. Робеспьер ходил в одном и том же парике, камзоле, башмаках с пряжкой. При создании нового общества, согласно положениям Руссо, лидеры нового движения, будущего нового общества, должны личным примером увлекать массы. Отсюда аскетизм в личном потреблении. Отсюда и кепки Ленина, френч и сапоги Сталина.

Насколько эти идеи воплотились – судить вам. И в 18 веке и в современной истории, судя по Ксении Собчак, мы от этого аскетизма отказываемся.

Из Англии идеи просвещения распространились через Францию, и это стало модным.

Особенности Германского просвещения: раздробленная страна. Поскольку просвещение это идеология, рождающаяся в недрах буржуазии, германское слабое бюргерство не могло как во Франции что-то свершить, уничтожить, поменять. Поэтому просвещенцами в германских землях в основном становились писатели и поэты, и философы (Фейербах). Просвещенческая идеология в германских землях носила более не практический, а теоретический характер.

В Северной Америке движение просвещения было тесно связано с борьбой колоний за освобождение, за независимость. Имена лидеров: Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Томас Пейн. Бенджамин Франклин дал индульгенцию рыночной экономике. Его знаменитая фраза: пустой мешок не устоит, - говорит о том, что человек должен сам себя обеспечить в этой рыночной экономике. И если он себе квартиру, машину, состояние не сделает – он никчемный человек.

Томас Джефферсон – Декларация независимости. Он внес коррекцию в известную формулу Локка, важнейшие права: на свободу, жизнь и собственность он заменил на стремление к счастью. Это большой демократический прорыв.

Томас Пейн обосновал серьезную критику монархии сословного общества и обосновал для американцев необходимость республиканского духа, республиканской формы правления.

Этапы просвещения и развития идеологии общественного движения просвещения на территории США имеют 4 фазы развития: 1 этап – примерно первые 40 лет 18 века, когда в центре внимания стояли вопросы религиозной жизни.

Второй этап – середина 18 века, господствует интерес к морально-этическим проблемам. Бенджамин Франклин: можно и нужно заниматься бизнесом? или это позорно с точки зрения общественной морали? Он обосновал, что это нужно, можно и должно быть.

3-й этап совпадает с эпохой войны за независимость, первой американской революции. В центре внимания вопросы управления обществом, государством, политикой. Пейн, Джефферсон.

С конца 18 века-1я половина 19 века начинается 4-й этап американского просвещения, где особое внимание уделяется проблемам образования, воспитания американцев, особенно молодого поколения в духе преданности обществу с помощью здоровой философии. Т.е. создание американской ауры, американской мечты, патриотизма.

 

ФРАНЦИЯ В 17-18 ВЕКАХ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.