Сделай Сам Свою Работу на 5

На чем базируются обе установки?





Два способа существования

В своей книге «Иметь или быть» Э. Фромм описывает два диаметрально противоположных способа существования, каждый из которых определяет структуру нашего характера.

Первый способ заключается в установке на обладание, которая выражается в желании сделать все окружающее объектом своего владения и контроля. Фромм описывал это как стремление «превратить все и всех, в том числе и самого себя в свою собственность». Самое важное – это контроль, управление и сохранение всего, что приобретено, а также постоянное стремление приобретать все новые и новые объекты. Человек, в этом случае, определяет самого себя через то, что он имеет. Это могут быть деньги, имущество, статус в социуме и даже окружающие его люди – все становится своего рода капиталом.

Второй способ – это установка на бытие. В этом случае человек находит свое счастье в том, что «продуктивно использует свои способности и чувствует себя в единении со всем миром». Основное внимание обращено на как можно более полную реализацию своих способностей и возможностей.

Как проявляется установка на обладание?



Стремление к постоянному потреблению и пассивность

Люди с ярко выраженной установкой на обладание могут определить себя с помощью следующей формулы: «я есть то, чем я обладаю и что я потребляю». Соответственно чем больше у меня вещей, денег, чем выше статус – тем лучше. Такая установка приучает потреблять и искать удовлетворение в количестве потребляемого. Что интересно, именно Эрих Фромм ввел понятие «общество потребления», которое широко применяется в наши дни. Он пишет: «…автомобиль, телевизор, путешествия и секс являются основными объектами современного потребительства в сфере досуга, и, хотя мы привыкли считать такое времяпрепровождение активной формой досуга, правильнее было бы называть его пассивным».

При этом он отмечает разницу между естественной потребностью в обладании тем, что необходимо для жизни, и патологическим стремлением контролировать все окружающее, которое не является врожденным, а возникает в результате воздействия на человека социальной системы «общества потребления».



Зависимость

Чем больше человек идет по пути обладания, тем больше сужаются его возможности для самореализации и применения своих собственных творческих сил. Одно из последствий такого выбора – чувство вины за свои нереализованные возможности, своего рода плата за безопасность. Отказываясь от реализации своих способностей и желаний, человек начинает определять себя через те объекты, которыми обладает. Он владеет объектами, но и объекты владеют им и от них зависит его состояние. Таким образом, человек добровольно ставит себя в зависимость от тех вещей, которые у него есть.

Враждебность

В «обществе потребления» конкуренция и враждебность по отношению к другим людям неизбежны. Становится важно иметь не просто много вещей, а иметь «больше чем у других» или хотя бы «не меньше чем у других». Ради того, чтобы получить то, что хочется, люди идут на обман, насилие и даже убийства, ставя объект своих желаний выше интересов других людей.

Объектность

Что очень важно, человек с установкой на обладание не ощущает себя субъектом своей деятельности. Он сам и его деятельность лишь средство для достижения цели – иметь как можно больше и контролировать свою собственность. В погоне за вещами, человеку приходится делать то, что не нравится, не хочется, и даже то, что противоречит его ценностям. Он часто чувствует внутреннее несогласие и протест по отношению к тому, что делает, но как бы «не может» остановиться. Такая деятельность начинает господствовать над человеком, который из активного субъекта превращается в объект воздействия.

Как проявляется установка на бытие?



Активность и стремление к реализации своих возможностей

Основная черта—это активность, но не в смысле внешней занятости, а в смысле внутренней активности, когда человек продуктивно использует свои способности и возможности. Под активностью Фромм понимает осознание и реализацию наших способностей и талантов.

Мы более всего активны в тот момент, когда применяем свои способности в полную силу.

Субъектность

Человек, ориентированный на бытие, чувствует себя субъектом своей деятельности. Он испытывает внутреннее согласие по отношению к тому, что делает. Его деятельность можно описать как процесс творчества, рождения или создания чего-либо. Такая деятельность самоценна и приносит удовлетворение сама по себе, без привязки к конечному результату.

Чувство единства с людьми и миром

Люди, с установкой на бытие не считают свою точку зрения единственно верной и поэтому открыты по отношению к окружающим и к миру в целом. Во взаимодействии они ориентируются на сотрудничество, а не на конкуренцию.

Различия установок

Вера по принципу обладания — это поиск готового ответа, который не нуждается в доказательствах и осмыслении. Такое обладание ответом избавляет человека от ответственности за самостоятельное мышление и за принятие собственных решений. Эта вера носит характер защиты и приносит облегчение, избавляя от тревоги и беспокойства.

Вера по принципу бытия — это в первую очередь внутренняя ориентация, установка человека на поиск истины, когда он самостоятельно ищет ответы на волнующие его вопросы и сам принимает решения.

Человек, с установкой на обладание «стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем», хочет сделать его максимально удобным. Фромм считал, что настоящая любовь – очень редкое явление и обычно за этим словом прячется собственническое, а иногда и садистское отношение к другому человеку.

«Премудрый пискарь»

Ярким примером проявления установки на обладание является сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», который «сберег» себя, заплатив за это полным одиночеством и фактически отказом от жизни. В детстве он решил, что жизнь крайне опасна и поэтому выдолбил себе нору, в которой только он один и мог поместиться, где и прожил более 100 лет, лишь изредка выбегая, чтобы прокормиться; во всем себе отказывал, семьи заводить не рискнул, знакомств ни с кем не водил.

В конце своей долгой жизни он вдруг подумал: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву! Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал дрожа помирать. Жил-дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал?… И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «никому, никто»…

Сказка «Премудрый пискарь» – это пример крайнего проявления установки на обладание. Суть этой установки заключается в жесткой привязке к объектам собственности. По большому счету у пискаря ничего не было, кроме собственной жизни и маленькой норы, но именно их он и сделал объектами своего контроля.

На чем базируются обе установки?

Установка на обладание основывается на нашем чувстве самосохранения. Мы стремимся защитить себя от постоянно меняющегося и нестабильного мира через объекты, которыми владеем, стараемся соответствовать нормам, принятыми в нашем социуме. Фромм описывал ее как «продукт социальных условий», необходимый для поддержания экономической системы «общества потребления».

В современном обществе производство и потребление вместо средства стали целью, а человек превратился в ресурс, который обслуживает эту систему. Сила влияния социальной системы очень велика, и, хотя у человека есть выбор отказаться от установки на обладание и выбрать установку на бытие, этот выбор в значительной степени детерминирован, хотя и возможен, если мы осознаем степень влияния социума.

Фромм писал: «Социальный характер, порождаемый обществом, принципами которого являются стяжательство, прибыль и собственность, ориентирован на обладание, и как только этот доминирующий тип характера утверждается в обществе, никто не хочет оставаться в стороне, т.е. быть отверженным; с целью избежать этого риска каждый старается приспособиться к большинству, хотя единственное, что у него есть общего с этим большинством, – это взаимный антагонизм».

Таким образом, установка на обладание базируется на нашем чувстве самосохранения и подпитывается социальной системой «общества потребления»

Установка на бытие проистекает из потребности реализовать себя. «С момента рождения человеку свойственно желание быть: реализовывать свои способности, быть

Противоречие установок

Фромм считал, что эти установки противоречат друг другу. Здесь он крайне категоричен. По его мнению «общество потребления», не может избежать конкуренции всех со всеми, взаимного отчуждения и вражды, классовой борьбы, а в итоге – глобальной войны между народами…

Единственную альтернативу, которая поможет избежать катастрофы взаимного уничтожения, он видел в выборе установки на бытие и перестройке характера всего общества. Он ясно осознавал всю сложность этого выбора: «необходимые изменения в образе жизни людей должны быть настолько радикальными, что сегодня люди отказываются приносить те жертвы, которых потребовали бы эти изменения, предпочитая жить под угрозой будущей катастрофы».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.