Сделай Сам Свою Работу на 5

Условия признания в расходах стоимость товаров,





Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО «ВЭПИ»)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Специальность «Налоги и налогообложение»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути оптимизации налоговых платежей (на примере ИП Селезнёва Н.А.)

Выполнил:

Студент 5 курса

очной формы обучения ________________ Д.И. Меренков

(подпись, дата)

 

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель ________________ Л. Афиногенова

(подпись, дата)

 

 

Заведующий кафедрой: ________________ А.Э. Ахмедов

(подпись, дата)

 

Старый Оскол

Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО «ВЭПИ»)

 

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

А.Э. Ахмедов

подпись инициалы, фамилия

_____________________________

дата

 

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Студента Меренкова Д.И.

1. Тема дипломной работы (проекта): Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути оптимизации налоговых платежей (на примере ИП Селезнёва Н.А.)



Утверждена приказом по ВЭПИ №_________ от__________

2. Перечень подлежащих разработке вопросов: Теоретические основы налогообложения малого предпринимательства в РФ. Анализ финансового состояния и налоговой нагрузки ИП Селезнёва Н.А. Рекомендации по оптимизации налогообложения на предприятии.

3. Календарный план

№ п/п Этапы выполнения дипломной работы Сроки отчета о выполнении задания Отметка о выполнении задания на каждом этапе
1. Сбор и анализ теоретического материала по теме исследования 10.12.11-14.01.12 Выполнено
2. Обзор нормативно-законадательных основ налогообложения малого предпринимательства в РФ 15.01.12-25.01.12 Выполнено
3. Комплексный финансово-экономический анализ деятельности предприятия 25.01.12-17.02.12 Выполнено
4. Исследование практики организации имущественного налогообложения на предприятии 18.02.12-30.04.12 Выполнено
5. Содержание, заключение, список литературы, приложение (оформление работы по ГОСТу) 30.04.12-16.05.12 Выполнено

Дата выдачи задания____________ Студент дипломник ____________



Научный руководитель____________

4. Срок сдачи дипломной работы

 

Назначенный срок сдачи Реальный срок сдачи
16.05.11 16.05.11

 

студент дипломник _____________

научный руководитель_____________

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

Глава 1. Теоретические основы налогообложения малого предпринимательства 8

1.1 Роль малого предприятия в экономике России. 8

1.2 Теоретические основы налогообложения малых предприятий. 13

1.3 Система налогообложения малого бизнеса в РФ.. 23

Глава 2. Применение распространённых специальных налоговых режимов в деятельности малых предприятий. 30

2.1 Упрощенная система налогообложения. 30

2.2. Расчет УСН на малом предприятии. 34

2.3 Единый налог на вменённый доход. 39

Глава 3. Налоговые платежи малого предприятия и их оптимизация. 52

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 52

3.2 Налоги и сборы, выплачиваемые предприятием малого бизнеса. 60

3.2 Оптимизация платежей малого предприятия. 68

Заключение. 78

Приложение №1. 81

Приложение №2. 82

Приложение №3. 83

Приложение №4. 84

Приложение №5. 85

Приложение №6. 86

Список используемых источников. 92

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В лю­бой эко­но­ми­ке для це­лей ста­биль­но­го раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва есть про­бле­ма на­ло­го­об­ло­же­ния субъ­ек­тов эко­ном­ки, свя­зан­ная с их по­сто­ян­ным ди­на­мич­ным раз­ви­ти­ем. На­ло­го­во-до­та­ци­он­ная по­ли­ти­ка долж­на стро­ить­ся та­ким об­ра­зом, что­бы обес­пе­чи­вал­ся вы­со­кий уро­вень жизнь и дос­туп­ность ве­де­ния пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. Это немыс­ли­мо без пе­ре­рас­пре­де­ле­ния средств в мас­шта­бах го­су­дар­ст­ва в сто­ро­ну тех, ко­му они дей­ст­ви­тель­но нуж­ны. Как из­вест­но, на­ли­чие ка­пи­та­ла в обо­ро­те и на­ло­го­вый прес­синг пря­мо от­ра­жа­ют­ся на ка­че­ст­вен­ных и ко­ли­че­ст­вен­ных ре­зуль­та­тах те­ку­щей дея­тель­но­сти пред­при­ятий, сни­жа­ет­ся или по­вы­ша­ет­ся про­из­во­ди­тель­ность тру­да, уве­ли­чи­ва­ет­ся или умень­ша­ет­ся про­стой обо­ру­до­ва­ния, из­ме­ня­ют­ся объ­ем и ка­че­ст­во про­из­ве­ден­ной про­дук­ции, ра­бот и ус­луг.



Роль на­ло­го­вых пла­те­жей в дея­тель­но­сти ма­лых пред­при­ятий оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что они по­зво­ля­ют го­су­дар­ст­ву ад­ми­ни­ст­ри­ро­вать их при­быль и опо­сре­до­ван­но – дея­тель­ность, об­лег­чая или за­труд­няя дви­же­ние де­неж­ных средств от по­тре­би­те­ля к не­по­сред­ст­вен­но­му про­из­во­ди­те­лю благ. Од­на­ко же все изъ­я­тое из вы­руч­ки по­сред­ст­вом на­ло­гов воз­вра­ща­ет­ся об­ще­ст­ву в ви­де со­ци­аль­ной под­держ­ки. Чрез­мер­ность в этом при­ве­дёт к то­му, что со­ци­аль­ная сфе­ра бу­дет не­по­силь­ной об­ще­ст­ву, а при свер­ты­ва­нии пред­при­ни­ма­тель­ст­ва на­сту­пит ха­ос. Тре­бу­ет­ся ба­ланс ин­те­ре­сов го­су­дар­ст­ва и сфе­ры биз­не­са.

Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Актуальность темы налоговых платежей малого предприятия и их оптимизации определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Дан­ная ра­бо­та по­свя­ще­на ис­сле­до­ва­нию на­ло­го­об­ло­же­ния ма­ло­го биз­не­са, в том чис­ле и на кон­крет­ном мик­ро­пред­прия­тии «Те­рем». Рас­смот­ре­на тео­рия на­ло­го­вых пла­те­жей, про­из­ве­де­но опи­са­ние и ана­лиз при­ме­няе­мых уп­ро­щен­ных сис­тем на­ло­го­об­ло­же­ния из чис­ла рас­про­стра­нён­ных. Так­же изу­че­на дея­тель­ность фир­мы «Те­рем» и да­ны ре­ко­мен­да­ции по оп­ти­ми­за­ции.

Пред­ме­том рас­смот­ре­ния яв­ля­ют­ся на­ло­го­вые пла­те­жи ма­ло­го пред­при­ятия и спо­со­бы их оп­ти­ми­за­ции.

Це­лью ра­бо­ты яв­ля­ет­ся дать ре­ко­мен­да­ции ма­ло­му пред­при­ятию в сфе­ре на­ло­го­об­ло­же­ния, при­ме­ни­мых для всех фирм та­кой ка­те­го­рии. Для реа­ли­за­ции ука­зан­ной це­ли бы­ли по­став­ле­ны и ре­ше­ны сле­дую­щие за­да­чи:

− уз­нать кри­те­рии от­не­се­ния фирм к мик­ро- и ма­лым пред­при­яти­ям;

− изу­чены ис­точ­ни­ки по­яв­ле­ния средств у на­ло­го­пла­тель­щи­ков и свя­зан­ные с этим тео­ре­ти­че­ские во­про­сы на­ло­го­об­ло­же­ния;

− рас­смот­рены ос­нов­ные уп­ро­щен­ные сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния для дан­ных для субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ст­ва;

− рас­смот­рено кон­крет­ное ма­лое пред­при­ятие и его дея­тель­ность и на­ло­го­вые пла­те­жи.

− даны ре­ко­мен­да­ции по оп­ти­ми­за­ции на­ло­го­об­ло­же­ния.

Для решения поставленных задач использовались изучение теорий налогообложения малого предпринимательства и их сопоставление, анализ законодательства Российской Федерации в области налогообложения и отчетность малого предприятия как объекта исследования.

В пер­вой гла­ве ра­бо­ты рас­смат­ри­ва­ют­ся теоретические воззрения налогообложения денежных потоков и роль на пред­при­яти­ях. Также уделено внимание юридическому определению понятия «малое предприятия» и критерии отнесения данного субъекта хозяйствования к категориям, определённым законодательством.

Во вто­рой гла­ве рас­смат­ри­ва­ет­ся упрощенные системы налогообложения – УСН и ЕНВД. Изучены аспекты применения, расчета применительно к малому предпринимательству.

В третьей гла­ве рас­смат­ри­ва­ет­ся конкретная малая фирма. Изучена её деятельность, ведение бухгалтерского учёта и её налоговые платежи. Даны рекомендации по оптимизации налогообложения, которые бы позволили данному предприятию эффективнее работать в текущих экономических условиях.

Тео­ре­ти­че­скую ос­но­ву дипломной ра­бо­ты со­ста­ви­ли на­уч­ные тру­ды видных ис­сле­до­ва­те­лей, законодательство Российской Федерации в сфере налогообложения, а также данные бухгалтерской отчетности предприятия.

Ди­плом­ный про­ект со­сто­ит из вве­де­ния, 3-х глав , 6-ти приложений и за­клю­че­ния, спи­ска используемой ли­те­ра­ту­ры и содержит 93 страницы машинописного текста.

 


 

Глава 1. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы на­ло­го­об­ло­же­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва

1.1 Роль ма­ло­го пред­при­ятия в эко­но­ми­ке Рос­сии

 

Ма­лое пред­при­ни­ма­тель­ст­во — пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность в не­боль­ших мас­шта­бах. C юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния под субъ­ек­та­ми ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва по­ни­ма­ют­ся фи­зи­че­ские ли­ца, за­ня­тые пред­при­ни­ма­тель­ст­вом без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, а так­же не­боль­шие ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции. Субъ­ек­ты ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва - хо­зяй­ст­вую­щие субъ­ек­ты, юри­ди­че­ские ли­ца и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, от­не­сен­ные в со­от­вет­ст­вии с ус­ло­вия­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми Фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, к ма­лым пред­при­яти­ям и мик­ро­пред­прия­ти­ям, а так­же сред­ним пред­при­яти­ям.

Кри­те­рии от­не­се­ния хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов - юри­ди­че­ских ли­ц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей - к ма­лым пред­при­яти­ям, ус­та­нов­ле­ны Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О раз­ви­тии ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (ФЗ № 209-ФЗ).
Для то­го что­бы юри­ди­че­ское ли­цо мог­ло быть от­не­се­но к ка­те­го­рии ма­лых пред­при­ятий долж­ны ис­пол­нять­ся сле­дую­щие не­об­хо­ди­мые ус­ло­вия:
1) Юри­ди­че­ское ли­цо яв­ля­ет­ся по­тре­би­тель­ским коо­пе­ра­ти­вом или ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей. Не мо­жет быть ма­лым пред­при­яти­ем го­су­дар­ст­вен­ное или му­ни­ци­паль­ное уни­тар­ное пред­при­ятие;
2) До­ля уча­стия РФ, субъ­ек­тов РФ, му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, ино­стран­ных юри­ди­че­ских лиц, ино­стран­ных гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний, бла­го­тво­ри­тель­ных и иных фон­дов в ус­тав­ном (скла­доч­ном) ка­пи­та­ле (пае­вом фон­де) ука­зан­ных юри­ди­че­ских лиц не долж­на пре­вы­шать 25% за ис­клю­че­ни­ем ак­ти­вов ак­цио­нер­ных ин­ве­сти­ци­он­ных фон­дов, а так­же за­кры­тых пае­вых ин­ве­сти­ци­он­ных фон­дов);
3) До­ля уча­стия, при­над­ле­жа­щая од­но­му или не­сколь­ким юри­ди­че­ским ли­цам, не яв­ляю­щим­ся субъ­ек­та­ми ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, не долж­на пре­вы­шать 25%. За­ко­но­да­тель ого­ва­ри­ва­ет, что дан­ное ог­ра­ни­че­ние не рас­про­стра­ня­ет­ся на хо­зяй­ст­вен­ные об­ще­ст­ва, дея­тель­ность ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в прак­ти­че­ском при­ме­не­нии (вне­дре­нии) ре­зуль­та­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти: про­грамм для ЭВМ, баз дан­ных, изо­бре­те­ний, по­лез­ных мо­де­лей, про­мыш­лен­ных об­раз­цов, се­лек­ци­он­ных дос­ти­же­ний, то­по­ло­гий ин­те­граль­ных мик­ро­схем, сек­ре­тов про­из­вод­ст­ва (ноу-хау), ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на ко­то­рые при­над­ле­жат уч­ре­ди­те­лям (уча­ст­ни­кам) та­ких хо­зяй­ст­вен­ных об­ществ. То есть яв­ляю­щих­ся бюд­жет­ным на­уч­ным уч­ре­ж­де­ни­ям или соз­дан­ным го­су­дар­ст­вен­ны­ми ака­де­мия­ми на­ук на­уч­ным уч­ре­ж­де­ни­ям ли­бо бюд­жет­ным об­ра­зо­ва­тель­ным уч­ре­ж­де­ни­ям выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния или соз­дан­ным го­су­дар­ст­вен­ны­ми ака­де­мия­ми на­ук об­ра­зо­ва­тель­ным уч­ре­ж­де­ни­ям выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го и сред­не­го спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния;
4) Сред­няя чис­лен­ность ра­бот­ни­ков за пред­ше­ст­вую­щий ка­лен­дар­ный год не долж­на пре­вы­шать сто че­ло­век вклю­чи­тель­но для ма­лых пред­при­ятий. Так­же в за­ко­но­да­тель­ст­ве ука­зы­ва­ет­ся, что сре­ди ма­лых пред­при­ятий вы­де­ля­ют­ся мик­ро­пред­прия­тия, где чис­лен­ность ра­бот­ни­ков долж­на не пре­вы­шать пят­на­дца­ти че­ло­век вклю­чи­тель­но для мик­ро­пред­прия­тий;
5) Вы­руч­ка от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) без уче­та НДС или ба­лан­со­вая стои­мость ак­ти­вов (ос­та­точ­ная стои­мость ос­нов­ных средств и не­ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов) за пред­ше­ст­вую­щий ка­лен­дар­ный год не долж­на пре­вы­шать пре­дель­ные зна­че­ния, ус­та­нов­лен­ные Пра­ви­тель­ст­вом РФ.

Схо­жая ха­рак­те­ри­сти­ка от­не­се­ния к пред­при­яти­ям дан­но­го ти­па су­ще­ст­ву­ет и для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Субъ­ек­та­ми ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва яв­ля­ют­ся так­же фи­зи­че­ские ли­ца, вне­сен­ные в еди­ный го­су­дар­ст­вен­ный ре­естр ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и осу­ще­ст­в­ляю­щие пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, кре­сть­ян­ские (фер­мер­ские) хо­зяй­ст­ва. Они долж­ны со­от­вет­ст­во­вать со­от­вет­ст­вую­щие сле­дую­щим ус­ло­ви­ям, ука­зан­ным в за­ко­но­да­тель­ст­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции:
1) Сред­няя чис­лен­ность ра­бот­ни­ков за пред­ше­ст­вую­щий ка­лен­дар­ный год не долж­на пре­вы­шать сто че­ло­век вклю­чи­тель­но;
2) Вы­руч­ка от реа­ли­за­ции то­ва­ров, ра­бот и ус­луг без уче­та НДС или ба­лан­со­вая стои­мость ак­ти­вов (ос­та­точ­ная стои­мость ос­нов­ных средств и не­ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов) за пред­ше­ст­вую­щий ка­лен­дар­ный год не долж­на пре­вы­шать пре­дель­ные зна­че­ния, ус­та­нов­лен­ные Пра­ви­тель­ст­вом РФ.
3) Ого­во­ре­ны пре­дель­ные зна­че­ния вы­руч­ки от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) и ба­лан­со­вой стои­мо­сти ак­ти­вов ус­та­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ один раз в пять лет с уче­том дан­ных ста­ти­сти­че­ских на­блю­де­ний за дея­тель­но­стью субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 22.07.2008 № 556 «О пре­дель­ных зна­че­ни­ях вы­руч­ки от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) для ка­ж­дой ка­те­го­рии субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва» с 2008 го­да дей­ст­ву­ют сле­дую­щие пре­де­лы вы­руч­ки (без НДС):

− мик­ро­пред­прия­тия - 60 млн. руб­лей;

− ма­лые пред­при­ятия - 400 млн. руб­лей;

− сред­ние пред­при­ятия - 1000 млн. руб­лей.

Вы­руч­ка от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) за ка­лен­дар­ный год оп­ре­де­ля­ет­ся в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном НК РФ (п. 7 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).
Сле­ду­ет от­ме­тить, что в на­стоя­щее вре­мя пре­дель­ные зна­че­ния ба­лан­со­вой стои­мо­сти ак­ти­вов Пра­ви­тель­ст­вом РФ не ус­та­нов­ле­ны, по­это­му не учи­ты­ва­ет­ся при от­не­се­нии хо­зяй­ст­вую­ще­го субъ­ек­та к ма­ло­му биз­не­су.
4) Сред­няя чис­лен­ность ра­бот­ни­ков так же яв­ля­ет­ся важ­ным по­ка­за­те­лем, ха­рак­те­ри­зую­щим пред­при­ятия и по­зво­ля­ет от­не­сти пред­при­ятие к од­ной из ука­зан­ных ка­те­го­рий. За ка­лен­дар­ный год оп­ре­де­ля­ет­ся с уче­том всех его ра­бот­ни­ков, в том чис­ле та­ких, ра­бо­таю­щих по гра­ж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам или по со­вмес­ти­тель­ст­ву с уче­том ре­аль­но от­ра­бо­тан­но­го вре­ме­ни, ра­бот­ни­ков пред­ста­ви­тельств, фи­лиа­лов и дру­гих обо­соб­лен­ных под­раз­де­ле­ний ука­зан­ных мик­ро­пред­прия­тия, ма­ло­го пред­при­ятия (п. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). При оп­ре­де­ле­нии сред­ней чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков следует ру­ко­во­дство­вать­ся Ука­за­ния­ми по за­пол­не­нию фор­мы фе­де­раль­но­го ста­ти­сти­че­ско­го на­блю­де­ния «Све­де­ния об ос­нов­ных по­ка­за­те­лях дея­тель­но­сти ма­ло­го пред­при­ятия», ут­вер­жден­ны­ми При­ка­зом Рос­ста­та от 31.12.2009 №335 (Пись­мо Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия РФ от 20.01.2011 № Д05-166).
Вновь соз­дан­ные ор­га­ни­за­ции или вновь за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли и кре­сть­ян­ские (фер­мер­ские) хо­зяй­ст­ва в те­че­ние то­го го­да, в ко­то­ром они за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны, мо­гут быть от­не­се­ны к субъ­ек­там ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ес­ли их по­ка­за­те­ли сред­ней чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков, вы­руч­ки от реа­ли­за­ции то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) за пе­ри­од, про­шед­ший со дня их го­су­дар­ст­вен­ной ре­ги­ст­ра­ции, не пре­вы­ша­ют ус­та­нов­лен­ные пре­дель­ные зна­че­ния для дан­ных субъ­ек­тов (п. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).
Ес­ли пре­дель­ные зна­че­ния по чис­лен­но­сти и (или) по вы­руч­ке пре­вы­ше­ны в те­че­ние двух ка­лен­дар­ных лет, то пред­при­ятие или ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель ут­ра­чи­ва­ет ста­тус субъ­ек­та ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва.
Дей­ст­вую­щий хо­зяй­ст­вую­щий субъ­ект мо­жет стать субъ­ек­том ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ес­ли в те­че­ние двух лет под­ряд со­блю­де­ны пре­дель­ные зна­че­ния чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков и по­ка­за­те­лей на­ли­че­ст­вую­щей вы­руч­ки.
ФЗ № 209-ФЗ не тре­бу­ет ре­ги­ст­ра­ции в ка­че­ст­ве субъ­ек­та ма­ло­го биз­не­са, по­это­му что­бы им яв­лять­ся не­об­хо­ди­мо со­блю­де­ние ус­та­нов­лен­ных кри­те­ри­ев, ко­то­рые бу­дут про­ве­рять­ся ка­ж­дый раз, как толь­ко пред­при­ятие или ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель бу­дет об­ра­щать­ся за под­держ­кой го­су­дар­ст­ва в этом ка­че­ст­ве, на­при­мер при­ме­не­ние УСН и т.д.
На пред­при­яти­ях ма­ло­го биз­не­са тру­дит­ся боль­шая часть на­се­ле­ния стра­ны, они яв­ля­ют­ся бо­лее кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми и про­из­во­дят бо­лее ка­че­ст­вен­ный про­дукт при ми­ни­маль­но воз­мож­ных из­держ­ках. До­ля ма­ло­го биз­не­са в эко­но­ми­ке стра­ны со­став­ля­ет зна­чи­тель­ную часть ВВП. Лю­бые не­га­тив­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке в пер­вую оче­редь на­но­сят ка­кой-ли­бо ущерб субъ­ек­там ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, по­это­му они ну­ж­да­ют­ся в осо­бен­ной за­щи­те и под­держ­ке со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, в этих це­лях пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся сле­дую­щие ме­ры (ст. 7 ФЗ № 209-ФЗ):
1) Спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы, уп­ро­щен­ные пра­ви­ла ве­де­ния на­ло­го­во­го уче­та, уп­ро­щен­ные фор­мы на­ло­го­вых дек­ла­ра­ций по от­дель­ным на­ло­гам и сбо­рам для субъ­ек­тов ма­ло­го пред­­пр­и­­ни­мате­ль­ства;
2) Уп­ро­щен­ная сис­те­ма ве­де­ния бух­гал­тер­ской от­чет­но­сти для ма­лых пред­при­ятий, осу­ще­ст­в­ляю­щих от­дель­ные ви­ды дея­тель­но­сти;
3) Уп­ро­щен­ный по­ря­док со­став­ле­ния субъ­ек­та­ми ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва ста­ти­сти­че­ской от­чет­но­сти, не­об­хо­ди­мой для функ­цио­ни­ро­ва­ния;
4) Льгот­ный по­ря­док рас­че­тов за при­ва­ти­зи­ро­ван­ное субъ­ек­та­ми ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ное и му­ни­ци­паль­ное иму­ще­ст­во;
5) Осо­бен­но­сти уча­стия субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в ка­че­ст­ве по­став­щи­ков (ис­пол­ни­те­лей, под­ряд­чи­ков) в це­лях раз­ме­ще­ния за­ка­зов на по­став­ки то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­за­ние ус­луг для го­су­дар­ст­вен­ных и раз­лич­ных об­ще­ст­вен­но зна­чи­мых му­ни­ци­паль­ных нужд;
6) Ме­ры по обес­пе­че­нию прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва при осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра);
7) Ме­ры по обес­пе­че­нию фи­нан­со­вой под­держ­ки субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва;
8) Ме­ры по раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры под­держ­ки субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва;
9) Иные ме­ры.


 

 

1.2 Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы на­ло­го­об­ло­же­ния ма­лых пред­при­ятий

 

По­ря­док рас­смот­ре­ния сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва тре­бу­ет яс­но­го пред­став­ле­ния о мес­те дан­ной груп­пы субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в эко­но­ми­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же зна­ния его осо­бен­но­стей. Не­об­хо­ди­мо рас­смот­реть ста­ти­сти­че­ские по­ка­за­те­ли и осо­бен­но­сти, ко­то­рые тес­но свя­за­ны с на­ло­го­об­ло­же­ни­ем и ис­чис­ле­ни­ем сумм на­ло­гов.

Ма­лый биз­нес, по су­ти, пред­став­ля­ет дос­та­точ­но мно­го­чис­лен­ное со­об­ще­ст­во мел­ких соб­ст­вен­ни­ков, пред­при­им­чи­вых и са­мо­стоя­тель­ных лич­но­стей, оп­ре­де­ляю­щих важ­ней­шие мак­ро­эко­но­ми­че­ские па­ра­мет­ры, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский кли­мат в стра­не. Дан­ной дея­тель­но­стью за­ня­ты со­вер­шен­но раз­ные со­ци­аль­ные клас­сы, груп­пы и слои об­ще­ст­ва, и в си­лу сво­ей мас­со­во­сти здесь про­из­во­дит­ся боль­шин­ст­во то­ва­ров на­шей эко­но­ми­ки, а так­же по­треб­ля­ет­ся боль­шая часть про­из­ве­дён­но­го. Этот же сек­тор эко­но­ми­ки не­по­сред­ст­вен­но свя­зан с мас­со­вым по­тре­би­те­лем – фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми, ко­то­рый в си­лу не­боль­ших раз­ме­ров со­став­ляю­щих его еди­ниц и их управ­лен­че­ской гиб­ко­стью по­зво­ля­ет бы­ст­ро и эф­фек­тив­но реа­ги­ро­вать на по­сто­ян­но из­ме­няю­щую­ся конъ­юнк­ту­ру рын­ка, под­страи­ва­ясь к по­треб­но­стям ши­ро­ких со­ци­аль­ных групп.

Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли не мо­гут обес­пе­чить по­треб­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка в рам­ках воз­мож­но­го его про­жи­ва­ния, в ча­ст­но­сти тех, кто жи­вет вда­ли от боль­ших го­ро­дов. По­то­му зна­че­ние ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва для боль­шой до­ли на­се­ле­ния лю­бой стра­ны, в том чис­ле Рос­сии, при­об­ре­та­ет мо­тив жиз­нен­но важ­ной дея­тель­но­сти для все­об­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия. При тех же ус­ло­ви­ях на всех ос­нов­ных рын­ках то­ва­ров и ус­луг экс­пан­сия круп­ных про­из­во­ди­те­лей урав­но­ве­ши­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мым ко­ли­че­ст­вом мел­ких и сред­них про­из­во­ди­те­лей, ко­то­рые в ре­шаю­щей сте­пе­ни обес­пе­чи­ва­ют фор­ми­ро­ва­ние рын­ков и со­хра­не­ние кон­ку­рен­ции на них, пре­пят­ст­вуя мо­но­по­ли­за­ции. По­то­му та­кая боль­шая роль ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва для всей эко­но­ми­ки, и дуа­лизм его ро­ли: как сред­ст­ва обес­пе­че­ния жиз­ни в от­дель­ных рай­онах - эф­фек­тив­ная экс­плуа­та­ция ниш, где не мо­гут ра­бо­тать круп­ные пред­при­ятия, и рав­но­вес­ное до­пол­не­ние круп­ных пред­при­ятий с це­лью обес­пе­че­ния ими не ох­ва­чен­но­го ими спек­тра по­треб­ле­ния. Ма­лый биз­нес и круп­ный взаи­мо­до­пол­ня­ют друг дру­га.

Су­ще­ст­ву­ют кри­те­рии раз­мер­но­сти пред­при­ятий, ко­то­рые по­зво­ля­ют их от­но­сить по клас­си­фи­ка­ции – «боль­шие, сред­ние, ма­лые», со­от­вет­ст­вен­но, по ря­ду па­ра­мет­ри­че­ских при­зна­ков. Это ис­поль­зу­ют­ся там, где тре­бу­ет­ся фор­маль­ное чет­кое оп­ре­де­ле­ние гра­ниц сек­то­ра ма­лых пред­при­ятий, в ча­ст­но­сти в за­ко­но­да­тель­ст­ве; для ор­га­ни­за­ции ста­ти­сти­че­ско­го на­блю­де­ния за сек­то­ром; при раз­ра­бот­ке про­грамм раз­ви­тия. В боль­шин­ст­ве стран, в том чис­ле и в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вы­де­ляю­щих сек­тор ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ис­поль­зу­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но три по­ка­за­те­ля:

− чис­лен­ность ра­бот­ни­ков;

− го­до­вой обо­рот (объ­ем про­даж);

− ва­лю­та ба­лан­са.

Боль­шин­ст­во стран Европы, в том числе РФ, ори­ен­ти­ру­ют­ся на кри­те­рии, при­ня­тые Ев­ро­пей­ским Сою­зом. В ито­ге в на­ло­го­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве боль­шин­ст­ва раз­ви­тых стран при оп­ре­де­ле­нии по­ня­тия «ма­лое пред­при­ятие» в ка­че­ст­ве ба­зо­вых ис­поль­зу­ют­ся ко­ли­че­ст­вен­ные по­ка­за­те­ли, но они поч­ти все­гда до­пол­ня­ют­ся ка­че­ст­вен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. В Таб­ли­це 1.1 про­ве­де­но не­боль­шое со­пос­тав­ле­ние кри­те­ри­ев от­не­се­ния пред­при­ятий, где по­ка­за­ны ос­нов­ные по­ка­за­те­ли, яв­ляю­щие­ся важ­ны­ми для ука­зан­ных го­су­дарств.


 

 

Таб­ли­ца 1.1

Кри­те­рии от­не­се­ния пред­при­ятий к ка­те­го­рии ма­лых в раз­ви­тых стра­нах

Стра­на Пре­дель­ная чис­лен­ность за­ня­тых При­быль в на­цио­наль­ной ва­лю­те Вы­руч­ка Уч­ре­ди­те­ли Осо­бые ус­ло­вия
кол-во че­ло­век от­расль сум­ма от­расль
США 250 — 1500 про­из­вод­ст­во 3,5—14,5 млн долл. ус­лу­ги не­за­ви­си­мый вла­де­лец са­мо­стоя­тель­ное управ­ле­ние; не до­ми­ни­ру­ет в сво­ем сек­то­ре
Кри­те­рий АМБ оп­то­вая тор­гов­ля 3,5—13,5 млн долл.  
S-кор­по­ра­ция ог­ра­ни­че­ний нет до­ля вы­руч­ки от про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти в об­щей вы­руч­ке не ме­нее 75% толь­ко ча­ст­ные ли­ца; толь­ко ре­зи­ден­ты не­за­ви­си­мый вла­де­лец и управ­ляю­щий
Ка­на­да все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва 200 долл. 2,0—20,0 млн долл.
Анг­лия Об­щие кри­те­рии все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва 11,2 млн. фун­тов стер­лин­гов стои­мость ак­ти­вов ме­нее 5,6 млн фун­тов стер­лин­гов
Льгот­ные кри­те­рии все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва 300 фун­тов стер­лин­гов
Фран­ция все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва 500 млн фран­ков про­мыш­лен­ность не ме­нее 50% ка­пи­та­ла при­над­ле­жит ча­ст­ным ли­цам
100 млн фран­ков дру­гие от­рас­ли

 

Из данных таблицы 1.1 видно, что в не­ко­то­рых стра­нах по­ми­мо об­щих кри­те­ри­ев от­не­се­ния пред­при­ятий к субъ­ек­там ма­ло­го биз­не­са су­ще­ст­ву­ют так­же осо­бые кри­те­рии, пе­ре­во­дя­щие ма­лое пред­при­ятие в льгот­ную ка­те­го­рию, как, на­при­мер, в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Для боль­шин­ст­ва пред­при­ятий в раз­ви­тых стра­нах в ви­ду их мас­со­во­сти и не­боль­шо­го до­хо­да при­нят осо­бый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния. Это от­ра­жа­ет их глав­ную осо­бен­ность и име­ет свои при­чи­ны. Ма­лый биз­нес яв­ля­ет­ся важ­ней­шей сфе­рой функ­цио­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки, от­ли­ча­ясь гиб­ко­стью. И лег­че круп­ных при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к из­ме­няю­щей­ся конъ­юнк­ту­ре рын­ка. Раз­ви­тие ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в том чис­ле и сред­ст­ва­ми на­ло­го­во-до­та­ци­он­ной по­ли­ти­ки по­зво­ля­ет уве­ли­чить за­ня­тость на­се­ле­ния и улуч­шить со­ци­аль­ную ат­мо­сфе­ру в об­ще­ст­ве. Это яв­ля­ет­ся важ­ным эле­мен­том внут­рен­ней по­ли­ти­ки стран - фор­ми­ро­ва­ние слоя не­за­ви­си­мых са­мо­стоя­тель­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осоз­наю­щих свои про­бле­мы и ин­те­ре­сы, про­стив­ших­ся с иж­ди­вен­че­ской пси­хо­ло­ги­ей и за­ин­те­ре­со­ван­ных в раз­ви­тии ок­ру­жаю­щей их эко­но­ми­че­ской сре­ды, что улуч­ша­ет жизнь че­ло­ве­че­ских групп и со­об­ществ. Уп­ро­ще­ние на­ло­го­об­ло­же­ния и, со­от­вет­ст­вен­но, уче­та по­зво­ля­ет улуч­шить ус­ло­вия функ­цио­ни­ро­ва­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в том чис­ле и за счет сни­же­ния за­трат (как фи­нан­со­вых, так и тру­до­вых) на ве­де­ние уче­та и рас­чет на­ло­гов.

Важ­ной со­став­ляю­щей на­ло­го­вой по­ли­ти­ки и не­ко­то­рым свой­ст­вом дан­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся пре­се­че­ние и пре­ду­пре­ж­де­ние ук­ло­не­ния от на­ло­го­об­ло­же­ния. Ес­ли ле­галь­ный уход от на­ло­гов пу­тем ис­поль­зо­ва­ния ла­зе­ек в за­ко­но­да­тель­ст­ве в боль­шей сте­пе­ни дос­ту­пен круп­ным на­ло­го­пла­тель­щи­кам, как юри­ди­че­ским ли­цам, так и фи­зи­че­ским, то ук­ло­не­ние от на­ло­гов пу­тем со­кры­тия вы­руч­ки, пре­дос­тав­ле­ния не­дос­то­вер­ной от­чет­но­сти или не­пре­дос­тав­ле­ния ее во­об­ще, ве­де­ние биз­не­са без ре­ги­ст­ра­ции свой­ст­вен­ны имен­но ма­ло­му пред­при­ни­ма­тель­ст­ву. Ве­ро­ят­но, что при­чи­на­ми это­го яв­ля­ет­ся боль­шая ве­ро­ят­ность из­бе­жать на­ка­за­ния и ко­гда ожи­дае­мая де­неж­ная «эко­но­мия» от ук­ло­не­ния с уче­том ве­ро­ят­но­сти об­на­ру­же­ния на­ру­ше­ний и на­ка­за­ния пре­вы­ша­ет из­держ­ки, свя­зан­ные с уп­ла­той на­ло­гов, вклю­чаю­щие в се­бя кро­ме соб­ст­вен­но на­ло­го­вых сумм, при­чи­таю­щих­ся к уп­ла­те, еще и из­держ­ки по ве­де­нию и пре­дос­тав­ле­нию от­чет­но­сти. Ес­ли из­держ­ки за­ко­но­пос­лу­ша­ния не­из­мен­ны в оп­ре­де­лен­ном про­ме­жут­ке из­ме­не­ния дек­ла­ри­руе­мо­го до­хо­да от ну­ля до не­ко­то­рой сум­мы и дос­та­точ­но вы­со­ки, они мо­гут при­во­дить к пол­но­му от­ка­зу от дек­ла­ри­ро­ва­ния.

Уп­ро­щен­ные сис­те­мы уче­та при­во­дят к сни­же­нию этих из­дер­жек для на­ло­го­пла­тель­щи­ков, а так­же со­от­вет­ст­вую­щих ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных из­дер­жек по про­вер­ке при­ме­няю­щих эти ме­то­ды на­ло­го­пла­тель­щи­ков. Сни­же­ния объ­е­мов ук­ло­не­ния от на­ло­го­об­ло­же­ния мож­но до­бить­ся еще и за счет то­го, что при­зна­ки, на ос­но­ва­нии ко­то­рых рас­счи­ты­ва­ет­ся вме­нен­ный до­ход, мо­жет быть слож­нее скрыть или ис­ка­зить, чем те, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ет­ся вы­чис­ле­ние на­ло­го­об­ла­гае­мо­го до­хо­да в со­от­вет­ст­вии с об­ще­при­ня­тым бух­гал­тер­ским уче­том. В свою оче­редь сни­же­ние объ­е­мов ук­ло­не­ния от на­ло­го­об­ло­же­ния мо­жет слу­жить бо­лее спра­вед­ли­во­му рас­пре­де­ле­нию на­ло­го­во­го бре­ме­ни.

Как по­ка­зы­ва­ет ми­ро­вой опыт, воз­мож­ны два ос­нов­ных под­хо­да к на­ло­го­об­ло­же­нию ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Пер­вый за­клю­ча­ет­ся в со­хра­не­нии всех ви­дов на­ло­гов для ма­лых пред­при­ятий, но пре­ду­смат­ри­ва­ет уп­ро­ще­ние по­ряд­ка их рас­че­тов (вклю­чая уп­ро­щен­ные ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния на­ло­го­вой ба­зы и ме­то­ды ве­де­ния уче­та) и взи­ма­ния (пе­рио­дич­ность, ос­во­бо­ж­де­ние от аван­со­вых пла­те­жей и т. д.). Вто­рой под­ход пред­по­ла­га­ет оцен­ку на ос­но­ве кос­вен­ных при­зна­ков по­тен­ци­аль­но­го до­хо­да на­ло­го­пла­тель­щи­ков и ус­та­нов­ле­ние фик­си­ро­ван­ных пла­те­жей в бюд­жет, за­ме­няю­щих не­ко­то­рые на­ло­ги. Глав­ным кри­те­ри­ем оцен­ки пред­ло­же­ний в об­лас­ти уп­ро­ще­ния на­ло­го­об­ло­же­ния долж­но быть от­сут­ст­вие в та­ких пред­ло­же­ни­ях воз­мож­но­стей ук­ло­не­ния от на­ло­гов для пред­при­ятий, не от­но­ся­щих­ся к ка­те­го­рии ма­лых.

При за­ме­не лю­бо­го из взи­маю­щих­ся при обыч­ном ре­жи­ме на­ло­го­об­ло­же­ния на­ло­гов на дру­гой на­лог, для об­ло­же­ния ко­то­рым при­ме­ня­ют­ся уп­ро­щен­ные ме­то­ды, воз­ни­ка­ет про­бле­ма оцен­ки ба­зы на­ло­га та­ким об­ра­зом, что­бы при вы­пол­не­нии оп­ре­де­лен­ных пред­по­сы­лок ба­за на­ло­га - за­ме­ни­те­ля бы­ла близ­ка ба­зе ис­ход­но­го на­ло­га.

Су­ще­ст­ву­ет две сис­те­мы, на ко­то­рые опи­ра­ют­ся за­ко­но­да­те­ли при на­ло­го­об­ло­же­нии сек­то­ра ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, и, ис­хо­дя из ко­то­рых, ве­дет­ся на­ло­го­вая по­ли­ти­ка:

1. На­ло­го­об­ло­же­ние по­то­ка де­неж­ных средств.

Од­ной из са­мых час­то ис­поль­зуе­мых форм на­ло­го­об­ло­же­ния яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние на­ло­гов «cash-flow», то есть на­ло­гов на по­то­ки де­неж­ных средств. Они яв­ля­ют­ся на­ло­га­ми на по­треб­ле­ние. Ис­сле­до­ва­те­ля­ми под­чер­ки­ва­ют­ся та­кие чер­ты на­ло­гов на по­то­ки де­неж­ных средств, как про­сто­та их оп­ре­де­ле­ния и яс­ность, ней­траль­ность по от­но­ше­нию к ка­пи­та­ло­вло­же­ни­ям, а так­же лег­кость ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния. Так­же «Cash-Flow Tax» вы­де­ля­ют­ся в три ти­па на­ло­гов cash-flow в за­ви­си­мо­сти от ба­зы на­ло­го­об­ло­же­ния.

В пер­вом слу­чае (R-based Corporate Cash-Flow Tax, real) ба­зой на­ло­га яв­ля­ет­ся чис­тый по­ток ре­аль­ных тран­сак­ций в де­неж­ном вы­ра­же­нии, то есть раз­ни­ца вы­руч­ки от реа­ли­за­ции и стои­мо­сти ис­поль­зуе­мых в про­из­вод­ст­ве фак­то­ров.

Вто­рой тип на­ло­га на по­то­ки де­неж­ных средств (RF-based Corporate Cash-Flow Tax, real plus financial) от­ли­ча­ет­ся от на­ло­га на чис­тый по­ток ре­аль­ных тран­сак­ций тем, что в его ба­зу вклю­ча­ет­ся еще и раз­ни­ца ме­ж­ду по­лу­чен­ны­ми зай­ма­ми и вы­пла­чен­ным дол­гом и раз­ность по­лу­чен­ных и уп­ла­чен­ных про­цен­тов.

Треть­им ти­пом на­ло­га на по­то­ки де­неж­ных средств (S-based Corporate Cash-Flow Tax) об­ла­га­ют­ся чис­тые по­то­ки средств от пред­при­ятия ак­цио­не­рам, то есть сум­ма вы­пла­чен­ных ди­ви­ден­дов и вы­ку­п­лен­ных ак­ций за вы­че­том но­вых вы­пус­ков ак­ций. Ес­ли един­ст­вен­ным на­ло­гом на пред­при­ятия яв­ля­ет­ся на­лог «cash-flow», то от­ли­чие на­ло­га вто­ро­го ти­па от на­ло­га третье­го ти­па со­сто­ит том, что ба­за вто­ро­го вклю­ча­ет ве­ли­чи­ну на­ло­га, а третье­го - нет.

Про­стей­шим для вы­чис­ле­ния яв­ля­ет­ся на­лог пер­во­го ти­па, то есть на­лог на чис­тый по­ток ре­аль­ных тран­сак­ций. Эта ба­за на­ло­го­об­ло­же­ния ней­траль­на в от­но­ше­нии ин­ве­сти­ци­он­ных ре­ше­ний. Ба­за по­то­ка на­лич­но­сти от­но­си­тель­но слож­на, по­то­му что при ее ис­чис­ле­нии за­ра­бот­ная пла­та долж­на от­де­лять­ся от при­бы­ли, так как рас­хо­ды на за­ра­бот­ную пла­ту раз­ре­ше­но вы­чи­тать из ба­зы на­ло­га. Но она по­зво­ля­ет раз­де­лить на­лог на зар­пла­ту с на­ло­га­ми на до­ход от ка­пи­та­ла, что важ­но для оп­ре­де­ле­ния ве­ли­чи­ны со­ци­аль­ных вы­плат, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся на ба­зе за­ра­бот­ной пла­ты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.