Сделай Сам Свою Работу на 5

Как изменить отношение к деньгам





Нет истинных и ошибочных убеждений. Возьмем, например, фразу: “У богатых много завистников”. Действительно ли у каждого богача есть завистники? Это утверждение настолько же правильно, насколько вероятно, с другой стороны, что у этого человека куда больше друзей, которые им восхищаются. Вопрос, следовательно, не в том, правильна ли Ваша точка зрения или ошибочна.

Речь лишь о том, помогает ли она Вам на пути к цели.

Само собой разумеется, прежде всего, Вы должны четко определить Вашу цель.

Если Вы этого еще не сделали, запишите Ваши цели подробно. Обдумайте, кем Вы хотите быть, что хотите делать и чем владеть. Начните с отдаленных целей, они послужат компасом для Ваших ближайших и промежуточных целей. Определите все пять областей жизни: здоровье, финансы, связи, эмоции и смысл жизни. Через семь лет и больше я хотел бы...

• ...быть: кем Вы сами хотите себя видеть и кем должны видеть Вас окружающие?

• ...делать: как должен выглядеть Ваш обычный распорядок дня? Чем Вы хотите заниматься и чего, напротив, больше делать не желаете?

• ...иметь: какое имущество, друзей, здоровье, семью Вы хотите для себя в будущем?



Через три года и больше я хотел бы...

• ...быть: кем Вы сами хотите себя видеть и кем должны видеть Вас окружающие?

• ...делать: как должен выглядеть Ваш обычный распорядок дня? Чем Вы хотите заниматься и чего, напротив, больше делать не желаете?

• ...иметь: какое имущество, друзей, здоровье, семью Вы хотите для себя в будущем?

Теперь еще раз обдумайте Ваши убеждения. Какие из них будут поддерживать Вас на пути к Вашей цели, а какие — препятствовать? Прежде всего, подумайте вот о чем: Вы постоянно ищете доказательства, которые поддерживают Вашу веру. Вы видите, на чем Вы концентрируетесь под влиянием Вашей веры. Поэтому Ваш мир будет именно таким, каким Вы его представляете.

Определите, какие из Ваших догматов веры станут помехой, потому что они заставят Вас концентрироваться на ошибках.

Пожалуйста, определите те убеждения, которые Вы хотели бы изменить:

1.

2.

3.

4.

Вспомните о нашем примере со столом. Вера состоит из мнения (столешницы) и жизненного опыта (ножек стола), который поддерживает наше мнение.



Для того, чтобы изменить свои догматы веры, Вы должны сначала отломать ножки стола. Откажитесь от всех доказательств, приводимых Вам опытом, и рассмотрите свое мнение изолированно от него. Обдумайте, имеет ли это мнение для Вас смысл. Если нет, поставьте его под вопрос.

Рассмотрим положение “Деньги портят характер”. Здесь возникают вопросы, которые внушают серьезные сомнения в правильности этого, плохо помогающего Вам мнения. Вот что ответил на эти вопросы один из участников семинара, который когда-то верил в этот тезис:

1. Почему ошибочно это мнение при определенных обстоятельствах?

Я знаю нескольких весьма состоятельных людей, очень цельных и с сильным характером. Я знаю, с другой стороны, бедных людей, которые являются негодяями. Характер, очевидно, не определяется количеством денег. Уже в Библии сказано, что богатство — хорошо. Все герои Ветхого Завета тоже были богаты.

2. Был ли человек, внушивший мне это мнение, состоятельным?

Нет! И я ни с кем, кто придерживается такого мнения, не хотел бы поменяться местами. Я не хочу заниматься их работой, жить в их квартире, ездить на их машине, общаться с их друзьями. Я не хотел бы оказаться в их шкуре, и я не хотел бы, чтобы у меня были их догматы веры. Это милые люди, но я не хочу быть таким, как они.

3. Если я не откажусь от этого мнения, что это мне будет стоить — финансово и эмоционально — в конечном итоге?

Я должен буду заниматься и дальше делом, которое мне не нравится. От этого я просто отупею.

Итак, бедность скорее портит характер, так как оглупляет человека. Я потеряю уважение к самому себе и буду влачить жалкое существование. Я буду жить без всякого интереса и презирать самого себя.



4. Что это будет стоить моей семье и людям, которых я люблю ?

Я не смогу предложить им того уровня жизни, которого они заслуживают. Нет, гораздо хуже: я буду склонять их своим примером и советами к бедности. Я буду тормозить их развитие, чтобы оправдать свою собственную ситуацию.

5. Улучшится ли моя жизнь, если я изменю свое мнение? Как я почувствую себя вследствие этого?

Я концентрируюсь на вещах, которые обогащают и украшают мою жизнь. Я ищу новые возможности. Я уважаю себя, так как теперь честен с самим собой: я работаю над своим характером и благосостоянием. Чем богаче я буду, тем лучше проявится мой характер. Я чувствую себя свободным.

Теперь возьмите первый догмат веры, который Вы хотели бы изменить, и ответьте снова на те же вопросы.

1. Почему ошибочно это мнение при определенных обстоятельствах?

2. Был ли человек, который внушил мне это мнение, состоятельным?

3. Если я не откажусь от этого мнения, что мне это будет стоить — финансово и

эмоционально — в конечном итоге?

4. Что это будет стоить моей семье и людям, которых я люблю?

5. Улучшится ли моя жизнь, если я изменю свое мнение? Как я почувствую себя вследствие этого?

 

Измените Ваши догматы веры, и Вы измените Вашу жизнь

К этому моменту Вы сделали четыре важных шага.

1. Вы узнали, что Вы думаете о деньгах. Всегда, если что-нибудь в Вашей жизни обстоит не так, как Вы желаете, Вы должны выяснить, какие убеждения за этим скрываются.

2. Вы проверили, помогают ли эти убеждения достижению Ваших целей. Для этого Вы осознали свои цели.

3. Вы временно изолировали догмат веры — мнение — от опыта и доказательств. Это позволяет Вам рассмотреть свое мнение беспристрастно.

4. Вы критически “взвесили” Ваше мнение. Вследствие этого появились серьезные сомнения в прежнем догмате веры.

Вы готовы теперь заменить Ваше старое мнение новым. Затем Вы можете сделать это новое мнение догматом веры, собрав для этого необходимый опыт и доказательства.

Вероятно, Вы подумаете: “Не может все быть так просто”. Я хочу предложить Вам проверить это. Только одно обязательное условие: упражнение Вы делаете письменно. Результат будет поразительным.

 

Замените старое мнение новым

Сформируйте теперь новое мнение, более соответствующее Вашим целям. Мнение, придающее

Вам силы и позволяющее сконцентрироваться на важных для Вас вещах. Затем ищите доказательства и опыт, которые преобразуют это мнение в догмат веры. Как столу нужны, по меньшей мере, три-четыре ножки для устойчивости, так и Вы нуждаетесь по меньшей мере в стольких же поддерживающих доказательствах-опытах. Вы можете спокойно “брать взаймы” эти доказательства и опыты из жизни других людей.

Итак, возьмите свое старое мнение: “Деньги портят характер”, — и создайте новую веру, например: “С деньгами я смогу сделать много добра. Дело не в деньгах, а во мне”. И теперь ищите доказательства этому мнению. Смотрите, что написал один из участников семинара:

1. Я познакомился однажды с Карлом-Хайнцем Бёмом. Он использует свои деньги и известность, чтобы помогать людям в Восточной Африке. Деньги помогают ему делать добро.

2. Мой бывший шеф очень состоятелен и на своей фирме оборудовал отдел для инвалидов. Я часто удивлялся его характеру. Благодаря своим деньгам у него много возможностей целенаправленно помогать людям.

3. Деньги выявляют характер и дают мне больше возможностей. Я могу делать с деньгами больше хорошего или больше плохого. Это зависит от меня, а в себя я верю. Деньги у меня будут в хороших руках. У меня есть уже двое крестных детей в Венесуэле.

4. Я восхищаюсь сэром Джоном Темплтоном. Он миллиардер и, тем не менее, скромен. Он содержит 18 благотворительных фондов, которыми управляет и которые финансирует. Он отказался от руководства своими фирмами, чтобы сосредоточиться только на заботе об этих фондах.

Выберете себе пример для подражания и трансформируйте старый догмат веры:

 

Старая вера: Новая вера: Доказательства и опыты:
     

 

Ключевые советы

Измените свои догматы веры для достижения Ваших финансовых целей.

• Задумайтесь о том, что жизнь является отражением догматов веры.

• Выясните, какие догматы веры “ответственны”.

• Отделите доказательства от мнений, и замените старое мнение новым, которое будет полезно для Вашей цели.

• Подкрепив новое мнение доказательствами, сформулируйте из него догмат веры.

• Если Вы изменяете Ваши догматы веры, совершайте другие поступки, вырабатывайте новые привычки и измените таким образом Вашу жизнь.

• Сразу же укрепляйте новый догмат веры импульсами, направленными в Вашу нервную систему.

Другими словами, делайте первый шаг уже теперь.

• Теперь Вы создали правильные предпосылки для достижения финансового успеха.

Для того, чтобы достичь Ваших финансовых целей, Вы нуждаетесь в трех догматах веры:

1. Это должно измениться.

2. Я должен изменить это.

3. Я могу изменить это.

Всегда, когда человек эффективно изменяет ситуацию, он чувствует, что должен сделать это. Он знает, что только он сам отвечает за себя. Он достаточно верит в себя и знает, что может предпринять необходимые изменения.

Наполеон Хилл написал, пожалуй, самую известную книгу об успехе, которая называется “Думай и богатей”. Его приемная мать дала ему такой наказ: “Сарай, который мы называем домом, — позор для нас и препятствие для наших детей. Все мы физически здоровы, и нет никаких причин мириться с бедностью. Ведь мы же знаем, что бедность

является не более чем результатом нашей лени или безразличия. Если мы останемся здесь и примиримся с условиями, в которых сейчас живем, то наши дети вырастут в тех же условиях и также будут с ними мириться. Я ненавижу бедность! Я никогда не считала бедность своей судьбой, не стану этого делать и теперь!

Сейчас я еще не знаю, как будет выглядеть наш первый шаг на пути от бедности к свободе, но одно я знаю наверняка: мы сумеем освободиться, и совершенно неважно, сколько времени это займет и на какие жертвы нам придется пойти. Я намерена дать нашим детям все преимущества хорошего образования. Более того, я хотела бы, чтобы они преисполнились честолюбия для победы над бедностью. Бедность — это болезнь, которая переходит в хроническую форму и тяжело поддается излечению, если ты однажды с нею смирился.

Родиться бедным не стыдно. Но определенно стыдно принимать это наследство как

окончательный приговор. Мы живем в одной из самых богатых и высокоразвитых стран мира. Здесь шанс дается каждому, кто стремится распознать его и использовать. А что касается нашей семьи, то, если нам и не выпал счастливый шанс, мы создадим его сами — шанс изменить эту жизнь!

Бедность похожа на подкрадывающийся паралич. Постепенно она разрушает потребность в свободе, крадет желание радоваться жизни, подавляет личную инициативу. Она заставляет человека примириться со множеством страхов, в том числе страхом болезни, критики, физической боли.

Наши дети слишком молоды, чтобы знать, какие опасности возникают, когда бедность воспринимают как судьбу. Но я позабочусь о том, чтобы они узнали об этих опасностях. И я позабочусь также о том, чтобы у них развился инстинкт благосостояния! Чтобы они желали благосостояния и были готовы уплатить за него полную цену!”

Решите для себя: должна ли измениться Ваша ситуация? Если да, то Вы должны изменить се, и Вы можете изменить ее. Должны ли Вы что-то предпринимать или нет? Ответ кроется в Ваших догматах веры. Именно здесь Вы должны изменить Ваше “программное обеспечение”.

 

Leverage

Чтобы сделать нечто должным, необходимым, мы нуждаемся в “leverage”. “Leverage” по-английски — давление, действие рычага, подъемная сила. Эта сила возникает, когда Вы не удовлетворены, потому что не сделали чего-то, что принесло бы Вам большую радость.

Такую силу Вы можете инициировать искусственно следующим образом: ассоциируйте боль с фактом, что Ваша финансовая ситуация неизменна.

Запишите все вещи, от которых Вы должны были бы отказаться. Что Вы упустите в жизни, если никогда не обретете финансовой уверенности и независимости? Как это скажется на Ваших связях, Вашем здоровье, уровне стрессов, Вашей самооценке, Вашей потребности в свободе?

Особенно если Вы и в последующие годы должны будете все так же трудиться?

Чтобы оказывать давление на самого себя, недостаточно только избегать боли. Чтобы сделать Ваши цели необходимостью, Вы нуждаетесь как в боли, так и в радости. Боль, если Вы не достигаете цели, и радость, если Вы ее достигаете.

Запишите теперь все преимущества, которые Вы получите, если станете финансово независимы и больше никогда не должны будете работать. Вы могли бы посвятить себя исключительно тому, что доставляет Вам удовольствие и помогает другим. Как подействует это на Ваше ощущение радости жизни, на Вашу самооценку, на Ваши связи?

Сколько свободного времени у Вас было бы, сколько удовольствий? Как будет влиять это на Ваше здоровье, на Ваше жизненное предназначение? Как обогатится Ваша жизнь и жизнь окружающих?

В чем Вы нуждаетесь, чтобы из желания сделать абсолютную необходимость, так это хорошие стимулы. Причины, почему Вы хотите и должны что-то сделать. Чаще спрашивайте себя “почему”, а не “как”. Каждый человек, достигший значительной цели, в 9 случаях из 10 концентрировался сначала на вопросе “почему” и только в одном — на “как”. Большинство людей думают на 90 процентов о “как” и только на 10 процентов о “почему” и потому никогда не достигают своих целей.

Теперь, когда Вы изучили эту главу, я хотел бы поздравить Вас, так как это потребовало усилий. Но Вы заложили основу для благосостояния. Вы знаете теперь более точно, чего хотите.

Того, что при определенных обстоятельствах для большинства людей является чудом, Вы можете достичь через семь лет, потому что держите свою судьбу в собственных руках. Вы властвуете над своим будущим. У Вас есть точное представление о том, что необходимо, чтобы быть состоятельным. Вы сделали первый шаг и установили, что Вы действительно думаете о деньгах. Вы изменили Ваши догматы веры — если это было необходимо — для того, чтобы они поддерживали Вас на пути к Вашей цели.

 

Ключевые идеи

• Ситуация, в которой человек находится, является точным отражением его убеждений.

• По существу, Вы владеете сегодня именно тем, во что верите: мол, это правильно и хорошо для меня.

• Лучшая подготовка к обретению благосостояния — научиться чувствовать себя с деньгами хорошо.

• У большинства людей с представлением о финансовом изобилии связаны отрицательные ассоциации, более сильные, чем положительные ассоциации, связанные с представлением о финансовой независимости.

• На Вас наложила свой отпечаток финансовая ситуация, в которой Вы выросли, а также то, что Вы наблюдали или слышали о деньгах.

• Если Вы хотите эффективно изменить Вашу финансовую ситуацию, Вы должны изменить свои неблагоприятные в этом отношении взгляды.

• Стремиться к богатству без того, чтобы осознать и, при необходимости, изменить свои догматы веры, столь же бесполезно, как плевать против ветра.

• Советами люди указывают Вам путь, но также проводят и границу. Советы зачастую — скрытое оправдание собственных неудач.

• Не ищите советов поблизости, ищите там, где они наилучшие.

• Важно, чтобы Вы сформулировали убеждения, помогающие получить то, чего Вы

действительно хотите.

• Вы можете изменить любое убеждение в течение 30 минут.

• Каждый из нас изменял уже в прошлом свою точку зрения или мнение. То, что тогда произошло неосознанно или случайно, Вы вполне можете сделать целенаправленно.

• Решающий критерий для Ваших убеждений должен быть следующим: поможет ли это мнение на пути к цели?

• Когда что-нибудь в Вашей жизни происходит не так, как Вам хотелось бы, выясните первым делом, какие убеждения ответственны за это.

• Для того, чтобы достичь Ваших финансовых целей, Вы нуждаетесь в трех догматах веры:

1. Это должно измениться.

2. Я должен изменить это.

3. Я могу изменить это.

• Для того чтобы сделать нечто необходимостью, мы нуждаемся в “leverage” — подъемной силе. Эта сила состоит из стремления избежать боли и ощутить радость.

• Вы можете инициировать эту силу искусственно. Ассоциируйте боль с тем фактом, что Вы не достигаете Вашей цели, а радость с фактом, что Вы добились ее.

• Каждый человек, который достиг значительной цели, концентрировался в 9 случаях из 10 на вопросе “почему” и только в одном — на вопросе “как”.

Долги

Не принимайте никогда краткосрочных решений

для долгосрочных проблем.

Даниэль С. Пенья, “Сделки и приобретения”

(Daniel S. Репа, "Deals and Acquisition")

 

Быть в долгах стало сегодня для многих чем-то само собой разумеющимся. У трех из четырех домашних хозяйств в Германии есть потребительские долги. А почему бы нет? Кто, в конце концов, хочет пройти по жизни скупцом?

После окончания учебы мне понадобился всего лишь год, чтобы задолжать 75 000 марок, так как я ни в коем случае не хотел походить на отца. Он всегда, покупая что-то, вынимал записную книжку и остро отточенным карандашом записывал, например, следующее: “Бодо, мороженое, 0,4 марки, 3.8.1968”, да так, что это мог видеть каждый. Неприятно!

Нет, во мне не было скупости. Посещения ресторанов с друзьями оплачивал по большей части я. Я нуждался в большой машине. Я, наконец, должен был выглядеть представительно. Кроме того, у меня же должны были быть расходы — из-за налогов. А тут еще чудесное изобретение — кредитные карточки: я сам никогда и не должен был платить. Это делали парни из фирмы кредитных карточек — по крайней мере сначала...

Я где-то услышал: “Победитель едет по жизни первым классом”. И я ехал первым классом: никаких шипучек — только шампанское. Не просто бифштекс, а бифштекс из вырезки. Я хотел уже сейчас жить в будущем — как состоятельный человек. Однако вскоре прошлое стало все чаще напоминать о себе: в форме счетов, уведомлений, растущих выплат по кредиту. Как хорошему торговцу с приличным доходом мне удавалось снова и снова получать займы. Я начал перераспределять деньги, то есть я брал новые кредиты, чтобы оплачивать старые. Так я медленно, но верно катился вниз по наклонной плоскости.

Я не знаю, в какой ситуации находитесь лично Вы. Возможно, эта глава для Вас — последнее средство, как соломинка для утопающего. А возможно, у Вас вовсе нет потребительских долгов. Но в любом случае, пожалуйста, прочитайте первые шесть страниц. А может быть, у Вас и есть долги, но в размерах, не вызывающих опасений. Но и в таком случае, пожалуйста, прочитайте эту главу.

Наверное, Вы измените свою точку зрения — в соответствии с девизом: “Зло следует пресекать в корне”.

 

Долги глупые и умные

 

Конечно, долги долгам рознь. При покупке дома ипотека выставляется против его стоимости.

Здесь действуют собственные законы. Ибо в противном случае Вы можете брать кредиты принципиально только для Вашей фирмы или для себя. По-моему, опасно делать именно потребительские долги. Мебель, автомобиль, отпуск, музыкальный центр, телевизор, стиральная машина являются несколькими классическими причинами для создания таких долгов. Многие молодые люди думают, что совершенно необходимо полностью приобрести обстановку для новой квартиры ко дню вселения. Я хотел бы настоятельно посоветовать Вам не делать потребительских долгов. Вспомните: “То, чего мы хотим, не равнозначно тому, в чем мы нуждаемся”.

Совершенно иначе обстоит дело, если Вы создаете собственную фирму. Без следующих двух важных опорных положений сегодня едва ли возможен быстрый рост: О.Р. и О.P.M. (other people — другие люди, и other people's money — деньги других людей).

Позвольте рассмотреть преимущества и недостатки потребительских долгов. Сначала о преимуществах:

Преимуществ, следовательно, никаких нет. Вернее сказать, потребительские долги глупы и разрушительны, они убивают мотивацию к труду и часто заводят в порочный круг.

Почему? Существует альтернатива в применении нашей энергии: мы можем работать над долгосрочным решением проблемы или над краткосрочным — мнимым — ее решением. Недостаток "Краткосрочного решения" в том, что мы удаляемся на самом деле от нашей долгосрочной цели. Нашей целью является благосостояние. Если Вы берете кредиты, чтобы уже сегодня жить как состоятельный человек, то лишаетесь мотивации к достижению другой цели. Во-первых, потому, что через некоторое время замечаете, что не продвигаетесь дальше. Деньги исчислимы. И если мы оценим все наше имущество и обнаружим, что у нас сегодня меньше нуля, тогда возникает вопрос: а для чего я, собственно, работаю? Во-вторых, мы лишаемся мотивации к труду, так как уже сегодня вознаградили себя за будущую работу. В-третьих, мы знаем или, по меньшей мере, предполагаем, что долги потребления — это плохо. Если мы сознательно действуем против Вашего внутреннего убеждения, то теряем уверенность в себе. А недостаток уверенности в себе приводит, в свою очередь, к слабой мотивации поступков.

Мы выносим большую часть мотиваций поведения из предположения, что наше положение в будущем улучшится. Мы достигаем этого улучшения, работая над долгосрочной стратегией, чтобы зарекомендовать себя специалистом. На кого давят долги, тому не хватает времени и мотивации для осуществлении такой стратегии. Вместо этого он должен постоянно заниматься непринципиальными вещами — только в силу того, что они стали безотлагательными.

Если мы чего-то можем ожидать с уверенностью, так это неожиданностей. Тот, кто берет кредиты, покупает сегодня то, что он хочет оплачивать будущими заработками. Но будущие заработки могут и не появиться — помешают неожиданные обстоятельства. Мы все знаем, что банкиры очень нервничают, если мы своевременно не платим взносы по кредиту, так как наш доход неожиданно упал. Нервничающие банкиры отнимают у нас мотивацию и вкус к жизни. Мы все знаем, что делать потребительские долги, по меньшей мере, неумно. Почему же сегодня быть в долгах — норма?

 

Откуда берутся долги?

Важно, чтобы Вы поняли: в сложное положение Вы попали не случайно, а потому, что у Вас есть или у Вас были ошибочные догматы веры.

Вспомним, как функционирует наш мозг. Мы делаем все, чтобы избегать боли и испытывать радость. Долги возникают, как правило, из-за того, что кто-то хочет избежать боли в данный момент.

Быть не в состоянии позволить себе что-то, чего очень хочется, означает отказ, а отказ означает боль.

Мы испытали бы, однако, радость, если бы купили красивую одежду или могли хорошо провести отпуск. Мозг всегда более сильно реагирует на сиюминутное и непосредственное. То, что мы загоняем сами себя на длительный срок в сложную ситуацию, если слишком много покупаем, нам не так уде и важно. Наш мозг хочет именно сейчас избежать боли и именно сейчас испытать радость.

Люди обладают способностью к стратегическому планированию и анализу. Однако программа Сейчас-Пережить-Радостъ-И-Сейчас-Избежать-Боли сильнее, чем аналитическая программа.

Все знают, что длительная боль от того, что мы увязли в долгах, гораздо сильнее, чем относительно малая боль одномоментного отказа. Какое мудрое знание! Только, к сожалению, за последние 4 000 лет оно так и не привело к уменьшению потребительских долгов. Долги возникают отнюдь не на основе разума.

Чтобы пояснить, как сильно программа Сейчас-Пережитъ-Радость-И-Сейчас-Избежать-Боли влияет на наши действия, я хотел бы рассказать Вам о вавилонянах. Уже древние вавилоняне делали потребительские долги. Они шли к предшественникам сегодняшних банкиров — ростовщикам. Ростовщик задавал вопрос, который мы слышим и теперь ВО время переговоров с банкирами: “Есть ли Вас гарантии?” Вавилонянин, наряду с обычными и сегодня гарантиями, мог предложить еще кое-что — самого себя. Вследствие этого ростовщичество процветало: каждый мог получить кредит, так как каждый мог предложить в залог себя самого. Если вавилонянин оказывался не в состоянии вернуть долг, его продавали как раба. Как сегодня дом идет с молотка, так шел с молотка человек. Девять из десяти рабов заканчивали свою жизнь “у стены”.

По описаниям античных историков, например, Геродота, стены Вавилона производили сильное впечатление и принадлежали к семи чудесам света. Возведенные при царе Навуходоносоре, стены были высотой более 50 метров, длиной примерно 18 километров и так широки, что по верху стены могла пройти шестерка лошадей.

Эти стены строились рабами. Работа была невероятно тяжелой. Солнце немилосердно обжигало строителей, тащивших на верх кирпичи. Средний срок жизни раба составлял три года. Если он падал от истощения, надсмотрщик избивал его кнутом. Если же он, несмотря на побои, не мог больше подняться, его сталкивали со стены, и он разбивался внизу о скалы. Ночью трупы увозились прочь.

Эти сцены вавилоняне наблюдали каждый день. Работающие рабы были постоянной и вездесущей действительностью, которую осознавал каждый житель города. Но интересно, что при этом две трети всех рабов у стены были не обращенными в рабство военнопленными, а горожанами, которые потеряли свободу.

Напрашивается вопрос: как может человек быть настолько глуп, чтобы идти на такой риск? Как мог он брать кредит и предлагать в залог самого себя, если постоянно у него перед глазами был живой пример того, что с ним может случиться?

Ответ таков: человек хочет испытать радость именно сейчас, и именно сейчас он хочет избежать боли. Будущий отказ от свободы и возможность погибнуть рабом весят в его глазах меньше, чем “сейчас”. Итак, с аналитическим подходом мы далеко не уедем. Говорить себе: “Я могу рассчитать, что случится, и поэтому разумно избегну потребительских долгов”, — не срабатывало тогда и не работает сегодня. Наконец, мы рискуем меньше, чем древние вавилоняне, — увязая в долгах, мы попадаем в ситуацию, только похожую на рабскую.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.