Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология управления рисками





Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
2. Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
5. Планирование реагирования на риски- определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.



Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что мы рассматриваем здесь представленные как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Необходимо перейти в управлении риском к интегрированному подходу, в котором средства и методы совместно используются на всем предприятии, а в управлении компанией есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный подход - это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.

 

Планирование в системе риск- менеджмента

Планирование и создание системы управления рисками должно быть обосновано исходя из масштабов самой компании, реализующей инвестиционный проект, частоты реализации проектов и объема средств, затрачиваемых на реализацию. При этом необходимо отметить, что, говоря о планировании процесса управления рисками, речь идет о комплексном подходе к оценке рисков, а главное о разработке мероприятий для минимизации негативных последствий от факторов риска.



План управления рисками должен содержать описание структуры процесса, методологию идентификации рисков, их качественный и количественный анализ, а также выработку рекомендаций по возможным способам и методам выявленных рисков.

Компания, не относящаяся к кредитным организациям не обязана создавать комплексную систему оценки рисков. При этом наличие данной системы в нефинансовой организации, во-первых, увеличит инвестиционную привлекательность данной компании, так как снизит рискованность операций с данным контрагентом за счет улучшения качества корпоративного управления, во-вторых, эффективность деятельности компании может быть повышена за счет адекватно построенной системы оценки рисков и использования механизмов своевременного их предотвращения и минимизации.

Рассмотрим основные пункты, которые целесообразно включить в план по управлению рисками: 1. Методологическая база. Предполагает создание и определение методов подходов и процедур к управлению рисками, источники данных, которые могут быть задействованы в указанном процессе, обосновывается уместность использования соответствующих методов управления рисками. 2. Координация, ответственность и контроль лиц, осуществляющих управление риском. Указывается процедура взаимодействия подразделений организации, а также их ответственность. 3. Уточнение процедур, входящих в мониторинг рисков, их периодичность. Определяются процедуры, используемые для периодического мониторинга рисков, выделяются индикаторы, которые могут свидетельствовать об увеличении/снижении рискованности инвестиций. 4. Определение совокупного риска, который может принять на себя организация. 5. Отчетность подразделения, ответственного за оценку рисков. Унификация документооборота между подразделениями и донесения информации до руководства организации.



При оценке рисков проекта необходимо учитывать и такой субъективный фактор как склонность к риску. Управление рисками находится в обратной зависимости от уровня принятия риска участниками реализации проекта. Чем выше толерантность к риску участников проекта, тем меньше будут использоваться дополнительные инструменты минимизации рисков, как, например, страхование, хеджирование и т.д.

 

Организационные функции управления рисками

В группе функций управления финансовыми рисками предприятия как управляющей системы основными являются: 1. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений: должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей системы управления финансовыми рисками; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности, организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка. 2. Осуществление риск-анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия: проводятся экспресс- и углубленный риск-анализ отдельных финансовых операций, финансовых сделок отдельных дочерних предприятий и внутренних "центров ответственности", финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений. 3. Осуществление риск-планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям, которая связана с разработкой системы планов и оперативных бюджетов по основным направлениям защиты предприятия от возможных финансовых угроз внешнего и внутреннего характера, обеспечивающих нейтрализацию идентифицированных финансовых рисков. Основой такого планирования является разработанная стратегия финансового риск-менеджмента, требующая конкретизации на каждом этапе его развития. 4. Осуществление эффективного контроля реализации принятых рисковых решений - связана с созданием соответствующих систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и риск-менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля. Целью данной функции является создание в системе управления рисками механизмов, обеспечивающих процесс управления рисками всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными и пр.).

На подготовительном этапе оценивается потребность в ресурсах для управления каждым видом риска, устанавливаются источники и механизмы поставки этих ресурсов, определяются затраты (рассчитывается стоимость рисков). Затем предполагаемые издержки на управление рисками сравниваются с потерями, которые может понести организация, если подвергнется рассматриваемым рискам при отсутствии СУР. Если издержки на реализацию какой-либо технологии управления риском превышают возможные потери от соответствующего фактора риска, то такая технология неэффективна и не может быть рекомендована к применению. К моменту окончания подготовительного этапа все необходимые для запуска процесса ресурсы должны быть сосредоточены в требуемой форме (в финансовой, материальной и т. п.), в заданном месте и в установленном количестве.

После запуска процесса управления рисками его финансовое, материальное и иное обеспечение осуществляются в реальном масштабе времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.