Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ





Пьер Шантепи де ла Соссе. Учебник по истории религий

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ

Существует много морфологических классификаций религий. Они производятся с совершенно различных точек зрения: по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа и поклонения, по роду чувственной жизни, по тому идеалу, к которому стремится та или иная религия, по отношению религии к государству, к науке, искусству, нравственности и т. д. Существуют мифологические и догматические религии; есть также религии с преобладанием или рассудка, или чувства, или воли (рационалистические, эстетические, этические); религии с подавленным или развитым экстатическим или рассудочным чувством; с частичной или общей моралью; религии с позитивным или негативным (аскетическим) отношением к миру; религии, приводящие к большему расцвету изобразительных искусств или музыки и т. д. Из всех вышеперечисленных классификаций наиболее существенными являются разделения на частные и универсальные, а также на естественные и моральные религии.
Различие между государственной и мировой религиями было впервые использовано как принцип классификации Дреем'. В последнее время этот принцип приобрел большую популярность. Тот факт, что в большинстве случаев распространение религии ограничивается известным народом, тогда как буддизм, христианство и ислам охватывают различные расы и нации, так важен, что эта группа мировых религий как бы выделяет сама себя из всех остальных религий.



Мы предлагаем вам здесь схемы Гегеля, Гартмана, Тиле и Зибека.

Гегель.
I. Естественная религия.
1. Непосредственная религия (колдовство).
2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции. а) Религия меры (Китай). в) Религия фантазии (брахманизм). с) Религия «в-себе-бытия» (буддизм).
3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.
а) Религия добра или света (Персия).
в) Религия страдания (Сирия).
с) Религия загадок (Египет).
II. Религия духовной индивидуальности.
1. Религия величия (иудаизм).
2. Религия прекрасного (Греция).
3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).
III. Абсолютная религия (христианство).



фон Гартман.
I. Натурализм.
1. Естественный генотеизм.
2. Антропоодухотворенный генотеизм.
а) Эстетическое совершенство (эллинизм). в) Утилитарная секуляризация (римская религия). с) Трагико-этическая углубленность (германцы).
3. Теологически систематизированный генотеизм. а) естественный монизм (Египет). в) Половинчатый натурализм (Персия).
II. Супранатурализм.
1. Религия абстрактного монизма или идеалистическая религия спасения. а) Акосмизм (брахманизм). в) Абсолютный иллюзионизм (буддизм).
2. Теизм.
а) Примитивный монотеизм (пророки). в) Религия закона или гетерономная религия (мозаизм, иудаизм, религии реформ, среди которых ислам).
с) Религия реалистического спасения (христианство).

Тиле.
I. Естественные религии.
1. Полизоический натурализм (гипотетический).
2. Полидемонически-магические религии при господстве анимизма (религии дикарей).
3. Естественные или организованные магические религии. Животно-человеческий политеизм.
а) Неорганизованные (религии Японии, дравидов, финнов и эстов, древних арабов, древних пеласгов, народов Древней Италии, этрусков (?), древних славян).
в) Организованные (религии полукультурных народов Америки, государственная религия древних китайцев, религия египтян).
4. Почитание существ в человеческой форме, но обладающих сверхчеловеческой силой и полуэтической сущностью. Антропоморфический политеизм (религии ведической Индии, Древней Персии, позднего Вавилона и Ассирии, народов, принадлежащих семитской культуре, кельтов, германцев, галлов, греков и римлян).
II. Этические религии (религии спиритуалистическиэтического откровения)
1. Национальные законополагающие религиозные общности (даосизм, конфуцианство, брахманизм, джайнизм, маздаизм, мозаизм и иудаизм — обе последние составляют уже переход к пункту 2).
2. Универсалистские религиозные общности (буддизм, христианство, ислам в своих партикулярной и законополагающей составных частях относится сюда только наполовину)



Зибек.
Естественная религия, религия мирового согласия .без этического назначения (религии низших культур).
Религия морали, имеющая различные сферы и уровни (религия мексиканцев, перуанцев, аккадцев, китайцев, египтян, индийцев, персов, германцев, римлян, высшую ступень образует здесь греческая религия).
Переход религии морали в религию спасения осуществлен иудаизмом.
Религия спасения, где спасение достигается путем одностороннего отказа от мира (буддизм).
Позитивная религия спасения: христианство. Возврат к религии морали: ислам.

Теперь необходимо коротко описать некоторые основные формы религий, которые мы чаще всего встречали в приведенных классификациях.
В начале следует объяснить слово анимизм. Через биологические явления, главным образом сон и смерть, которые человек наблюдал в самом себе и в других, он открывал отличную от физической сущности субстанцию — душу. Однако он не мог себе ее мыслить иначе чем материальной, хотя, конечно, не такой материальной, как тело; душа имела свое местонахождение в пульсе, сердце, крови, дыхании, тени, иногда человек мыслил также, что в его теле могут жить несколько душ. Душа могла покидать тело, снова возвращаться в него, свободно путешествовать и самостоятельно проникать в другие тела. Считая одушевленным себя самого, человек переносил это представление и на другие объекты: животных, цветы, явления природы, на любые вещи. Анимизм, или учение о душах, приобрел более широкое значение в вере в духов, души становились духами и больше не объединялись в самостоятельные субстанции. Ясно, что анимизм — скорее род философского учения, чем форма религии; но он тесно связан со многими религиозными явлениями и воззрениями. Он играет известную роль во всех религиях и, конечно, преобладает у низших рас. На большое значение анимизма указывал прежде всего Тайлор, который полностью выводил религию и культуру из начальных культур дикарей и их анимистических воз-зрений. У многих исследователей была даже своего рода аксиома: они всюду чувствовали анимизм, который принципиально был превзойден только в позитивной философии и в буддизме. Против этого приводят доводы, что ни одна религия не произошла из чистого анимизма и что не ясно, как объяснить из чистого анимизма, например, поклонение природе. Анимизм связан с многократным выполнением ритуалов, из которых вообще исключаются моральные мысли и мотивы, и поэтому способен вызывать только страх и будить только эгоистические интересы.


Родственным анимизму феноменом является фетишизм, который раньше, пожалуй, считался учеными первоначальной формой религии, но с выходом работы Тайлора должен был уступить свое место более широкому понятию анимизма. Книгой остроумного французского юриста де Бросса «Трактат о богах-фетишах» (1760) было привлечено всеобщее внимание к фетишизму. Это слово уже было известно столетием раньше (1673) датскому миссионеру В. Ю. Мюллеру, хотя еще ранее оно упоминалось во многих работах путешественников начала XVII в. Слово это — португальское Fetico (чары, магическая вещь), производное не от лат. Fatum (судьба), а от лат. factitius (chose fee) — магически искусный.
Вначале фетишизм был связан в первую очередь с действиями, которые можно было наблюдать у негров западного побережья Африки, но уже де Бросс нашел нечто подобное в чертах древнеегипетской религии. Таким образом термин фетишизм получил всеобщее значение, и Конт употреблял его для обозначения самой низкой ступени религиозного развития. Фетиш определяется одними специалистами как чувственный предмет — чурбан или камень, выступающий в качестве объекта религиозного поклонения. Другие, например, желают рассматривать фетиш как магическое средство; следовательно, он уже не объект почитания, а «только средство, благодаря которому человек находится в тесном единстве с божеством, средство, которому присущи божественные силы»,— такова точка зрения Лёббока, Хаппела и других. Дело; пожалуй, здесь в том, что понятийно разделяемое нами в сознании дикаря неразделимо; фетиш есть для него точно так же объект религиозного почитания, как и магическое средство: в пользу обоих определений, как и их тесного единства, существует множество доводов. Конечно, мы не должны использовать неупорядоченное состояние сознания дикаря как предлог для того, чтобы оставить данный предмет необъясненным, напротив, нам необходимо как можно определеннее исследовать это понятие. Частое употребление фетиша для магических целей отличается от использования данного объекта как чисто магического средства тем, он сам понимается антропопатически и, как правило, бывает предметом религиозного поклонения.


Неопределенно различие между фетишем и идолом. Оба воплощают дух, чью помощь можно искать и кому нужно поклоняться, но в то время как фетиш большей частью бывает случайно найденным предметом, идол почти всегда претерпевает обработку от человеческих рук. Маленькая царапина, несколько штрихов краски превращают фетиш в идол.
Шульце объяснял фетишизм, исходя из четырех отличительных черт, которые присущи сознанию дикаря. Первая состоит в преувеличенной оценке дикарем значения разных мелких и незначительных предметов и может быть легко объяснена ограниченностью его кругозора; кроме того, этот предмет понимается антропопатически — как живой, чувствующий, водящий; третья черта — предмет причинно связывают со счастливыми или трагическими событиями опытом, и, наконец, этот предмет требует религиозного почитания. Дух, который присущ фетишу, не относится к душе или жизненной силе этого предмета, а соединен с ним как воплотившийся дух. Из сказанного видно, что определение фетишизма как религиозного поклонения чувственным предметам требует многих дополнительных замечаний. Не всякое поклонение чувственным предметам можно называть фетишизмом (иначе к нему надо было бы полностью отнести естественную религию), а только поклонение тем предметам, которые обладают магическими свойствами. Вместе с этим не все видимое воспринимается как фетиш, а только отдельные, можно сказать случайные, объекты, которые бросаются нам в глаза. Вопреки Шульце мы хотели бы исключить из числа фетишей небесные тела и признавать за таковые исключительно –темные объекты, но вместе с Шульце мы считаем, что человек перестает быть фетишистом, коль скоро он отделяет дух от материального объекта. И все равно в это понятие необходимо вместить еще довольно многое: бывают фетиши отдельных лиц, семей, деревень, городов, большие постоянные фетиши и, напротив, случайные, которые только короткое время с определенной целью используются как фетиш. Коротко мы еще скажем об этом позднее, в описании негритянских религий.


Мы не пускаемся здесь в дальнейшие характеристики политеистических и монотеистических религий культурных народов. Единственно, следует отметить, что эти системы верований, взятые в религиозном смысле, не должны смешиваться с философскими учениями. Хотя политеизм выражает предпосылки то дуалистические, то пантеистические, а монотеизм — монистические, но все-таки политеизм и монотеизм не чистые мировоззрения, а формы религий. Политеизм и монотеизм — это не только характеризующаяся в числовом значении противоположность множественного и единого: поли- и моноуказывают в этих терминах не чистые числа, а качества. Боги политеизма — множество внутримировых существ, которые персонально олицетворяют силы и деяния в мире, здесь мы имеем богатое поэтическое развитие мифологии. Бог монотеизма — духовный и потусторонний. Поэтому отметим также, что появление представлений о жизни богов как организованной по принципу монархического государства или стремление поклоняться одному Богу, или понимание единства божественной сущности — склонности, которые многократно встречались у разных народов, не указывают на появление у них монотеизма. Истинный монотеизм представляет собой только иудейская религия, с обеими своими дочерями — христианством и исламом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.