Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Формирование неоклассической теории





Методические указания для семинарских занятий

Тема 1. Становление и формирование экономической науки

Цель занятия: выяснение основных этапов развития экономических учений, причины возникновения, теорию и практику меркантилизма

Вопросы:

1. Значение экономических учений для овладения современной экономической теорией.

2. Особенности экономических воззрений Древнего мира и средневековья.

3. Этапы развития меркантилизма

Методические рекомендации:

При рассмотрении древнего мира и средневековья следует обратить внимание на то, что экономические взгляды в каждой стране имеют свою специфику, которая обусловлена отличиями в социально-экономическом устройстве общества, господствующими религиозными, философскими идеями и рядом других причин. Но, не смотря на это, существует определенная общность экономических воззрений столь длительного периода времени и необходимо их выявить.

При изучении исторических условий возникновения меркантилизма важно понять причины и суть перехода от преимущественно натурального хозяйства к товарному и связанную с этим проблему нехватки денег. Такой подход подготовит студентов к восприятию того, почему меркантилисты столь большое значение придавали деньгам. В этой же теме студенты знакомятся с такими понятиями как государственное регулирование экономики, политика протекционизма и ряд других.



Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 9-27

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 12-32

 

Тема 2. Возникновение классической

политической экономии

Цель занятия: понимание причин появления классической школы, знакомство с ее ранними представителями.

Вопросы:

1. Характерные признаки классической школы.

2. Экономические взгляды У.Петти и П. Буагильбера.

3. Ф. Кене: концепция "естественного порядка". Учение о классах.

Методические рекомендации: В 17-18 веках в Англии, Голландии, позднее и во Франции происходит переход от меркантилизма к классической школе. Это связано с переходом к индустриальной фазе производства, развитием предпринимательства и либерализацией экономики, а также распространением философской идей «естественного порядка».



Следует выделить общие черты классической политической экономии.

При изучении взглядов У. Петти следует обратить внимание на переплетение меркантилистских и классических подходов в его теории.

В теории физиократов важно понять, почему они концентрировались на проблемах сельского хозяйства и суть учения о чистом продукте. Это облегчит восприятие "экономической таблице" Ф.Кенэ.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 30-58

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с.42-56

 

Тема 3. Система экономических взглядов А. Смита

Цель занятия: изучение теорий А. Смита и Д. Рикардо – центральных представителей классической школы

Вопросы:

  1. Методология исследования Смита
  2. Концепции стоимости А.Смита. Учение о «невидимой руке»

Методические рекомендации: При рассмотрении взглядов А. Смита основные вопросы: суть идеи либерализма и механизм действия «невидимой руки» и неоднозначность подхода ученого к проблеме стоимости. Последнее привело в дальнейшем к тому, что учение Смита легло в основу разных, зачастую противоположных теорий.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 60-76

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 57-74

 

Тема 4. Экономическая теория Д. Рикардо

Цель занятия: изучение теорий Д. Рикардо

Вопросы:

  1. Теория стоимости Рикардо
  2. Проблема распределения доходов в работах Д. Рикардо
  3. Теория сравнительных преимуществ

Методические рекомендации: Взгляды Рикардо сформировались под влиянием эпохи промышленного переворота. В его теории основополагающим является учение о стоимости, которая определяется со стороны издержек. Теория стоимости легла в основу определения доходов. Важное значение имеет учение о ренте. Рассмотрев ее, Рикардо приходит к выводу, что интересы землевладельцев противоречат поступательному развитию общества.



Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 60-76

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 57-74

Тема 5. Эволюция классической школы в первой половине ХIХ века

Цель занятия: рассмотрение основных теорий классической школы, возникших как развитие взглядов А. Смита и Д. Рикардо

Вопросы:

1. Экономическая теория Т. Мальтуса.

2. Ж.-Б.Сэй: учение о трех факторах производства, теория реализации.

3. Теория экономических гармоний Ф.Бастиа и Г.Кэри.

4. Экономические взгляды Дж.С.Милля.

Методические рекомендации: Данная тема знакомит студентов с развитием классической политической экономии после А.Смита.

Взгляды Т.Мальтуса имеют ряд особенностей, которые выделяют его среди других представителей данной школы: он уделяет основное внимание проблеме реализации и не отрицает возможности кризисов и в целом не разделяет исторического оптимизма А. Смита.

Ж.-Б.Сэй развил учение о трех факторах производства, которое встречается уже в трудах Смита. В своих трудах он показывает гармоничность общества, где все производители заинтересованы в процветании друг друга. Очень важным является его закон рынков сбыта, в котором доказывается стремление рыночной экономики к равновесию.

В работах английского экономиста Н.Сениора заложена основа идеи о том, что именно сбережения выступают источником капитала.

Рассматривая вклад Дж.С.Милля необходимо обратить внимание на его заслуги по систематизации, обобщению и развитию предшествующих достижений классической школы.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 76-97

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 75-105

Тема 6.Экономическое учение К. Маркса

Цель занятия: Изучение причин возникновения и широкого распространения пролетарской политической экономии и основных теорий К.Маркса

Вопросы:

  1. Методология экономической теории К. Маркса.
  2. Учение о двойственном характере труда
  3. Капитал и прибавочная стоимость
  4. Схемы воспроизводства.

Методические рекомендации: Теория К. Маркса является, с одной стороны, продолжением некоторых положений классической школы, с другой стороны, - основой новой пролетарской политической экономии.

При изучении «Капитала» очень важно проследить логическую последовательность исследования, строгую доказательность каждого нового положения. В I томе наиболее сложная проблема – двойственный характер труда, воплощенного в товаре, поэтому она требует тщательного изучения. Знание этого вопроса облегчает восприятие таких важных положений марксистской теории как капитал и прибавочная стоимость, накопление и воспроизводство капитала и др.

Студентам следует подумать о развитии теории Маркса в ХХ веке и настоящее время, о его роли в судьбах отдельных государств.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 97-110

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 110-136

 

Тема 7. Маржиналистская революция

Цель занятия: анализ новых явлений (предельный анализ, особое внимание роли потребителя на рынке и т.д.) в экономической науке конца 19 века

Вопросы:

  1. Теоретические и методологические основы австрийской школы.
  2. Английский вариант теории предельной полезности У. Джевонса.
  3. Концепция общего экономического равновесия Л. Вальраса.

Методические рекомендации: С этой темы начинается, в определенной степени, изучение современной экономической науки, поскольку ее начала заложены маржиналистами на рубеже XIX- XX веков.

Прежде всего, необходимо выяснить, почему именно в этот период происходит и в чем суть маржиналистской революции. Теория предельной полезности привлекает внимание к роли потребителя на рынке. В дальнейшем развитие данной теории привело к возникновению целого класса предельных величин.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 150-188

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 175-219, 255-271, 291-296

Тема 8. Формирование неоклассической теории

Цель занятия: анализ новых явлений (предельный анализ, особое внимание роли потребителя на рынке и т.д.) в экономической науке конца 19-начала 20 века

Вопросы:

  1. А. Маршалл. "Принципы экономической науки".
  2. Дж.Б.Кларк. Теория предельной производительности факторов.

Методические рекомендации: При изучении теории Маршалла важно понять, какую роль сыграла теория спроса и предложения в дальнейшем развитии экономической науки.

Дж.Б. Кларк расширил сферу применения теории предельной полезности, распространив ее на сферу производства.

Изучение данной темы готовит студентов к восприятию многих вопросов в курсе экономической теории и микроэкономики.

Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 150-188

2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 175-219, 255-271, 291-296

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.