Тема 8. Формирование неоклассической теории
Методические указания для семинарских занятий
Тема 1. Становление и формирование экономической науки
Цель занятия: выяснение основных этапов развития экономических учений, причины возникновения, теорию и практику меркантилизма
Вопросы:
1. Значение экономических учений для овладения современной экономической теорией.
2. Особенности экономических воззрений Древнего мира и средневековья.
3. Этапы развития меркантилизма
Методические рекомендации:
При рассмотрении древнего мира и средневековья следует обратить внимание на то, что экономические взгляды в каждой стране имеют свою специфику, которая обусловлена отличиями в социально-экономическом устройстве общества, господствующими религиозными, философскими идеями и рядом других причин. Но, не смотря на это, существует определенная общность экономических воззрений столь длительного периода времени и необходимо их выявить.
При изучении исторических условий возникновения меркантилизма важно понять причины и суть перехода от преимущественно натурального хозяйства к товарному и связанную с этим проблему нехватки денег. Такой подход подготовит студентов к восприятию того, почему меркантилисты столь большое значение придавали деньгам. В этой же теме студенты знакомятся с такими понятиями как государственное регулирование экономики, политика протекционизма и ряд других.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 9-27
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 12-32
Тема 2. Возникновение классической
политической экономии
Цель занятия: понимание причин появления классической школы, знакомство с ее ранними представителями.
Вопросы:
1. Характерные признаки классической школы.
2. Экономические взгляды У.Петти и П. Буагильбера.
3. Ф. Кене: концепция "естественного порядка". Учение о классах.
Методические рекомендации: В 17-18 веках в Англии, Голландии, позднее и во Франции происходит переход от меркантилизма к классической школе. Это связано с переходом к индустриальной фазе производства, развитием предпринимательства и либерализацией экономики, а также распространением философской идей «естественного порядка».
Следует выделить общие черты классической политической экономии.
При изучении взглядов У. Петти следует обратить внимание на переплетение меркантилистских и классических подходов в его теории.
В теории физиократов важно понять, почему они концентрировались на проблемах сельского хозяйства и суть учения о чистом продукте. Это облегчит восприятие "экономической таблице" Ф.Кенэ.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 30-58
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с.42-56
Тема 3. Система экономических взглядов А. Смита
Цель занятия: изучение теорий А. Смита и Д. Рикардо – центральных представителей классической школы
Вопросы:
- Методология исследования Смита
- Концепции стоимости А.Смита. Учение о «невидимой руке»
Методические рекомендации: При рассмотрении взглядов А. Смита основные вопросы: суть идеи либерализма и механизм действия «невидимой руки» и неоднозначность подхода ученого к проблеме стоимости. Последнее привело в дальнейшем к тому, что учение Смита легло в основу разных, зачастую противоположных теорий.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 60-76
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 57-74
Тема 4. Экономическая теория Д. Рикардо
Цель занятия: изучение теорий Д. Рикардо
Вопросы:
- Теория стоимости Рикардо
- Проблема распределения доходов в работах Д. Рикардо
- Теория сравнительных преимуществ
Методические рекомендации: Взгляды Рикардо сформировались под влиянием эпохи промышленного переворота. В его теории основополагающим является учение о стоимости, которая определяется со стороны издержек. Теория стоимости легла в основу определения доходов. Важное значение имеет учение о ренте. Рассмотрев ее, Рикардо приходит к выводу, что интересы землевладельцев противоречат поступательному развитию общества.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 60-76
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 57-74
Тема 5. Эволюция классической школы в первой половине ХIХ века
Цель занятия: рассмотрение основных теорий классической школы, возникших как развитие взглядов А. Смита и Д. Рикардо
Вопросы:
1. Экономическая теория Т. Мальтуса.
2. Ж.-Б.Сэй: учение о трех факторах производства, теория реализации.
3. Теория экономических гармоний Ф.Бастиа и Г.Кэри.
4. Экономические взгляды Дж.С.Милля.
Методические рекомендации: Данная тема знакомит студентов с развитием классической политической экономии после А.Смита.
Взгляды Т.Мальтуса имеют ряд особенностей, которые выделяют его среди других представителей данной школы: он уделяет основное внимание проблеме реализации и не отрицает возможности кризисов и в целом не разделяет исторического оптимизма А. Смита.
Ж.-Б.Сэй развил учение о трех факторах производства, которое встречается уже в трудах Смита. В своих трудах он показывает гармоничность общества, где все производители заинтересованы в процветании друг друга. Очень важным является его закон рынков сбыта, в котором доказывается стремление рыночной экономики к равновесию.
В работах английского экономиста Н.Сениора заложена основа идеи о том, что именно сбережения выступают источником капитала.
Рассматривая вклад Дж.С.Милля необходимо обратить внимание на его заслуги по систематизации, обобщению и развитию предшествующих достижений классической школы.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 76-97
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 75-105
Тема 6.Экономическое учение К. Маркса
Цель занятия: Изучение причин возникновения и широкого распространения пролетарской политической экономии и основных теорий К.Маркса
Вопросы:
- Методология экономической теории К. Маркса.
- Учение о двойственном характере труда
- Капитал и прибавочная стоимость
- Схемы воспроизводства.
Методические рекомендации: Теория К. Маркса является, с одной стороны, продолжением некоторых положений классической школы, с другой стороны, - основой новой пролетарской политической экономии.
При изучении «Капитала» очень важно проследить логическую последовательность исследования, строгую доказательность каждого нового положения. В I томе наиболее сложная проблема – двойственный характер труда, воплощенного в товаре, поэтому она требует тщательного изучения. Знание этого вопроса облегчает восприятие таких важных положений марксистской теории как капитал и прибавочная стоимость, накопление и воспроизводство капитала и др.
Студентам следует подумать о развитии теории Маркса в ХХ веке и настоящее время, о его роли в судьбах отдельных государств.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 97-110
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 110-136
Тема 7. Маржиналистская революция
Цель занятия: анализ новых явлений (предельный анализ, особое внимание роли потребителя на рынке и т.д.) в экономической науке конца 19 века
Вопросы:
- Теоретические и методологические основы австрийской школы.
- Английский вариант теории предельной полезности У. Джевонса.
- Концепция общего экономического равновесия Л. Вальраса.
Методические рекомендации: С этой темы начинается, в определенной степени, изучение современной экономической науки, поскольку ее начала заложены маржиналистами на рубеже XIX- XX веков.
Прежде всего, необходимо выяснить, почему именно в этот период происходит и в чем суть маржиналистской революции. Теория предельной полезности привлекает внимание к роли потребителя на рынке. В дальнейшем развитие данной теории привело к возникновению целого класса предельных величин.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 150-188
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 175-219, 255-271, 291-296
Тема 8. Формирование неоклассической теории
Цель занятия: анализ новых явлений (предельный анализ, особое внимание роли потребителя на рынке и т.д.) в экономической науке конца 19-начала 20 века
Вопросы:
- А. Маршалл. "Принципы экономической науки".
- Дж.Б.Кларк. Теория предельной производительности факторов.
Методические рекомендации: При изучении теории Маршалла важно понять, какую роль сыграла теория спроса и предложения в дальнейшем развитии экономической науки.
Дж.Б. Кларк расширил сферу применения теории предельной полезности, распространив ее на сферу производства.
Изучение данной темы готовит студентов к восприятию многих вопросов в курсе экономической теории и микроэкономики.
Литература: 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений - с. 150-188
2. История экономических учений. Под. ред. Автономова В. - с. 175-219, 255-271, 291-296
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|