Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 8. Человек как общий знаменатель культуры.





ПРОГРАММА

Курса

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Для специальностей

080500, 080502, 080507,080501, 210300, 210302,210303,210308, 260800, 150406, 260704, 080105, 080108, 080109, 080110, 080111, 230201, 010502, 230105, 200503, 260905, 190601, 190603, 190702,190604, 150408, 140613, 100101, 260901, 260906, 260906, 071503, 071503, 040101, 070701

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

  ГСЭ.Ф.03   КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.  

 



 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс состоит из трех разделов: теория культуры , история мировой культуры и история отечественной культуры.

Цели и задачи дисциплины

1.Цель курса: познакомить студентов с теорией и историей мировой культуры, сформировать целостное видение мирового культурного процесса, определить место и роль в нем российской культуры

Задачи курса: Ознакомить с основными достижениями мировой культуры; изучить основные методы культурологического анализа и теоретического понимания культуры; формирование культурных ориентаций и установок личности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1.Студент должен иметь представления:



· О типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры;

· Об особенностях культурных эпох и стилей

· О специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике

2.2. Студент должен знать:

· Основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции

· Основные культурологические концепции

· Особенности Российской культуры

2.1. Студент должен уметь:

· Выделять теоретические, прикладные ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений

· Работать с социально-научными и гуманитарными текстами

· Формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1

Тема 1. Предмет культурологии.

Культурология – интегративное знание о культуре. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология и история культуры. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии.

Антропологическая традиция в культурологии. Различия между американской и европейской традицией в культурологии.

Тема 2.Сущность и смысл культуры

Современные научные представления о культуре. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Суммативный, аксеологический, гуманистический, технологический, семиотический подходы к определению понятия культуры. Материальная и духовная культура. Историко-философские традиции в анализе культуры. Сущность культуры в «зеркале» современной отечественной культурологии.



Структура культуры. Специализированный уровень, кумулятивный, Трансляционный. Ядро и периферия культуры.

Основные функции культуры: защитная, преобразующая, познавательная, информационная, коммуникативная и т.п.

 

Тема 3. Типология культуры

 

Понятие типа культуры и типология. Многообразие типологических построений. Критерии для типологической классификации культур. Идеальные типы по М. Веберу.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, хозяйственно – бытовые). Историческая типологизация культур. Пространственно-региональные (западноевропейская, арабо-мусульманская, восточная). Понятие национальной культуры. Религиозный критерий: христианский, буддистский, мусульманский и т.п.

Социологические критерии. Жизненно-циклические (детская, молодежная, культура пожилых). Формационный подход к типологии культур. К.Маркс. Кризис историзма и европоцентризма. Цивилизационный подход к типологии. (Тойнби). «Культурно-исторические типы» Н.Данилевского.

Современные типологические классификации культур: традиционалистские и инновационно - авангардные субкультуры. Дихотомия «Восток – Запад». Типологическая характеристика русской культуры.

Тема 4. Социокультурная динамика

 

Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие динамики и культурных изменений. Источники и типы культурных изменений. Пространственное и временное выделение культурной динамики. Понятия эволюции, изобретения, диффузии, аккультурации, интеграции, сегментации. Уровни исследования культурного процесса. Уникальность и повторяемость (универсальность) культурных явлений. Динамика традиций и инноваций. Типы культурных процессов: Фазовый или этапный тип культурной динамики. Культурные процессы, ведущие к смене духовных стилей. Культурный застой как состояние длительной неизменности и консервации норм. Упадок и деградация культуры. Источники культурной динамики: эволюция, изобретение, инновация, диффузия, аккультурация, интеграция, сегментация и др.

Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев.

Тема 5.Культура как система. Формирование культурных систем.

Системный подход к проблемам культуры. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное и мирское» как оппозиция. Феномен массовой культуры.

Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования, культура как форма одновременного бытия и общения людей разных культур. Культ и культура.

Тема 6. Язык как модель культуры

Язык и мышление. Гипотеза Сепира-Уорфа. Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Понятие культурного кода. Языковые знаковые модели. Язык и особенности мировосприятия. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные. Праязыки.

Сравнительно-исторический метод в языкознании.

Лингвистическая реконструкция культуры.

Тема 7. Символ и знак. Символическое поведение человека.

Символ как основа человеческого поведения. Понятия «знак» и «символ» в культуре. Знаки-копии. Знаки-признаки. Знаки-символы. Символ как смысл действительности. Символ как интерпретация действительности. Символ как сигнификация (обозначение) действительности. Символическая классификация культурного пространства. Символ как преобразование действительности. Символаты. Формы символической классификации: иерархическая и по символическим классам.

Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. Де Соссюр). Понятие «семиосферы» (Ю.Лотман).

Культура как текст. Понимание текста в постмодернистской традиции.

 

Тема № 8. Человек как общий знаменатель культуры.

 

Основы культурного единства. Сходство и различий культур: уровень развития, природные условия, взаимодействия, социальные изменения. "Психологическая антропология". Труды А.Кардинер, Р.Бенедикт, М.Мид, М.Оплер, Р.Линтон, К.Клакхон, К. Дюбуа, И.Халлоуэл и др. Фундаментальные сходства в биологии человека. компоненты универсальной модели культуры (Уисслер): речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, общество, собственность, правительство, война. Концепция универсальной социокультурной системы (Д.Аберле, А.Коена, А.Дэвиса и др.): адаптация общества к природе и воспроизводство населения; разделение социальных ролей и их распределение; коммуникация; общепринятые познавательные ориентации; общепринятый ряд целей; нормативное регулирование, регулирование эмоциональной сферы; социализация; контроль за девиантными формами поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.