для студентов заочной формы обучения по выполнению курсовых работ по учебной дисциплине: «Криминалистика»
по специальности: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Уфа-2015г.
Криминалистика: Методические указания к выполнению курсовых работ. / Сост. О.В.Белкина. – Уфа: БЭК, 2015.- 41с.
Методические указания к выполнению курсовых работ составлены для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования, в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Криминалистика» по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ А.С. Тихончук
Одобрено научно-методическим советом
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа студентов проводится с целью:
-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-углубления и расширения теоретических знаний;
-формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов, как творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- развития исследовательских умений, повышения качества знаний. Курсовую работу студенты выполняют внеаудиторно по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Криминалистика, как юридическая учебная дисциплина, играет ключевую роль в процессе подготовки специалистов в усвоение студентами знаний в области криминалистики, в том числе изучение и усвоение основных понятий и категорий данной отрасли. Выпускникам подобных учебных заведений по роду своей повседневной деятельности придется самостоятельно принимать решения в сложных практических ситуациях, в части особенностей субъектного состава правоотношений; приобретение навыков обнаружения следов преступлений, тактику проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений.
В связи с чем, глубокое усвоение теории криминалистики, законодательства практики применения криминалистических методов представляет собой подготовку базового компонента для эффективности практической деятельности, правильного применения и строжайшего соблюдения законности в области уголовно-процессуальных отношений.
К основным задачам изучения дисциплины следует отнести:
-освоение важнейших криминалистических понятий и категорий, овладение данной терминологией и выработка умения оперирования ею;
-изучение принципиальных теоретических и практических положений науки, развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности изъятия и исследования доказательств;
-изучение уголовно-процессуального законодательства; систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера;.
После изучения курса и выполнения курсовых работ по дисциплине студенты должны
иметь представление:
-объяснения изучаемых явлений с позиций современной государственной политики;
-изучения и анализа уголовно-процессуальной деятельности и ее детерминации;
-исследования и применения изменений и дополнений в российском уголовно-процессуальном законодательстве;
-принятия процессуальных действий и решений по уголовным делам;
-применения процессуальных документов на досудебном и судебном производствах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять технико-криминалистические средства и методы;
-проводить осмотр места происшествия;
-использовать оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;
-использовать тактические приемы при производстве следственных действий;
-использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп преступлений;
знать:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения криминалистической техники;
- основные положения тактики проведения отдельных следственных действий;
- формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;
- основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
Студенты должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
Студенты должны обладать профессиональными компетенциями, соответствующим основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства,
охранять общественный порядок.
ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
2.Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Криминалистика»
Раздел 1. Научные основы криминалистики
Тема 1.1. Предмет, задачи и система криминалистики
Предмет криминалистики. Закономерности объективной действительности, изучаемые криминалистикой. Система криминалистики. Значение криминалистических знаний в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Самостоятельная работа обучающихся
Методы криминалистики и их использование при расследовании преступлений. Моделирование при расследовании преступления. Механизм преступления. Специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию
Самостоятельная работа обучающихся:
Место криминалистики в системе научных знаний, ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией. Задачи криминалистики в обеспечении деятельности органов внутренних дел по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений на современном этапе.
Тема 1.2. История развития криминалистики
История отечественной криминалистики. Возникновение и развитие криминалистической науки в России. Развитие криминалистических знаний в советский период. Криминалистические экспертные и научные учреждения в России.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблиц и презентаций по темам: Этапы развития криминалистики в странах Европы. Особенности развития криминалистических знаний после второй мировой войны в Европе. Современное состояние криминалистической науки в Европе.
Раздел 2. Методологическая основа криминалистики
Тема 2.1. Особенности использования в криминалистике методов философского и общенаучного уровня
Дедукция, индукция, традукция, аналогия, анализ, синтез, наблюдение, измерение, описание, эксперимент в криминалистической научной и практической деятельности. Специальные методы в криминалистике. Общая система криминалистической методологии и методология отдельных видов криминалистической деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
«Теория и методология криминалистики». «Криминалистическая техника». «Криминалистическая тактика». «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений».
Тема 2.2. Криминалистическая идентификация
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление сравнительных таблиц и презентаций по темам:
Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации. Основные понятия криминалистической идентификации. Виды и формы криминалистической идентификации. Стадии процесса идентификации, значение криминалистической идентификации.
Самостоятельная работа обучающихся
Классификационные исследования. Понятия и значение, установление групповой принадлежности в раскрытии и расследовании преступлений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект литературы по темам: Субъекты и объекты криминалистической идентификации, ее формы и виды. Соотношение криминалистической идентификации и установления групповой принадлежности. Использование математических методов и компьютерной техники в идентификационных исследованиях. Процесс криминалистической идентификации. Значение криминалистической идентификации
Тема 2.3. Сущность криминалистической диагностики
Понятие и задачи криминалистической диагностики, их связь с событием преступления. Роль диагностических исследований в обнаружении, раскрытии и расследовании преступлений
Самостоятельная работа обучающихся
Описание практического значения диагностики в раскрытии и расследовании преступлений. Соотношение идентификационных, классификационных и диагностических исследований. Значение теории идентификации и диагностики в деятельности исследователя.
Тема 2.4. Криминалистическое прогнозирование и профилактика
Понятие и виды криминалистического прогнозирования. Криминалистическое прогнозирование на отдельных этапах расследования преступлений
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие и виды криминалистической профилактики. Задачи криминалистической профилактики, ее значение в криминалистической деятельности.
Раздел 3. Общие положения криминалистической техники
Тема 3.1. Общие положения криминалистической техники, ее роль в раскрытии и расследовании преступлений
Понятие и система криминалистической техники, ее значение. Основные принципы криминалистической техники. Технико-криминалистические средства и методы, применяемые при собирании (обнаружении, фиксации и изъятии) доказательств. Методы и средства предварительного и экспертного исследования вещественных доказательств.
Самостоятельная работа обучающихся
Технико-криминалистических средств и методов применяемых при лабораторных исследованиях
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентации и доклада по теме «Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений
Тема 3.2 Понятие аудиовизуальных средств, криминалистическая фотография
Криминалистические аудиовизуальные средства (фотография, видеозапись и звукозапись). Фотографические средства. Метод криминалистической фотографии. Ориентирующая, панорамная, обзорная и другие виды фотосъемки.
Самостоятельная работа обучающихся
Правила фотосъемки места происшествия. Разработка рекомендаций и правил определяющие тактику фотографирующего
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект литературы по темам: Голографические методы. Компьютерная сферическая панорама. Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки в протоколах следственных действий.
Тема 3.3. Применение видео- и звукозаписи в криминалистической деятельности
Правила применения киносъемки, видеозаписи, фотосъемки наиболее распространенных объектов. Криминалистическое значение применения видео- и звукозаписи. Классификация звука и изображения на магнитной ленте. Подготовительная работа и технические приемы киносъемки, видеозаписи. Видеосъемка следственного эксперимента. Видеозапись при предъявлении для опознания. Видеозапись при проверке показаний на месте. Видеозапись при следственном осмотре места происшествия. Видеозапись при производстве допроса.
Самостоятельная работа обучающихся:
Видеозапись при производстве допроса. Порядок действий при видеозаписи допроса.
Понятие и классификация материальных следов преступления. Механизм следообразования. Общие правила собирания и предварительного исследования следов. Диагностические и идентификационные задачи трасологии.
Понятие дактилоскопии.
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика следов человека. Следы рук, условия их обнаружения, фиксации и изъятия. Криминалистическое исследование этих следов. Дактилоскопия, пальмоскопия, пороскопия. Следы ног. Следы зубов, ногтей, иные следы человека. Условия их обнаружения, фиксации и изъятия. Криминалистическое исследование этих следов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект литературы по темам: Следы орудий взлома, инструментов. Следы производственных механизмов. Следы транспортных средств. Условия их обнаружения, фиксации и изъятия. Криминалистическое исследование этих следов.
Тема 3.5. Криминалистическое оружиеведение.
Понятие криминалистического оружиеведения, его предмет и объекты. Понятие судебной баллистики и ее значение для расследования преступлений. Внутренняя и внешняя баллистика. Механизм образования следов выстрела. Средства и методы обнаружения, фиксации и предварительное исследование огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения.
Самостоятельная работа обучающихся
Определение по следам выстрела калибра, типа, вида, модели оружия, дистанции выстрела и места нахождения стрелявшего. Экспертное исследование огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения. Решаемые судебно-баллистической экспертизой диагностические и идентификационные задачи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения. Понятие холодного оружия, его конструктивные признаки, классификация. Криминалистическое исследование повреждений, наносимых холодным оружием.
Тема 3.6. Криминалистическое исследование документов.
Понятие криминалистического исследования документов, его виды.
Общие положения криминалистического почерковедения и автороведения. Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма). Навыки письма. Признаки почерка: общие, частные и особенные. Подпись, подписной почерк. Признаки изменения почерка. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов.
Самостоятельная работа обучающихся
Общие правила обращения с документами – вещественными доказательствами. Установление факта изменения содержания документов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование признаков подчистки, травления или смывания прежних записей и последующей дописки.
Тема 3.7. Криминалистическое исследование внешних признаков человека
Понятие, предмет и задачи криминалистической габитоскопии. Научные основы классификации признаков внешности и свойств человека. Система общефизических, анатомических и функциональных признаков внешности и свойств человека. Общие и частные, собственные и сопутствующие признаки. Особые приметы. Их идентификационное значение.
Самостоятельная работа обучающихся
Источники информации о внешнем облике человека. Основные направления и способы ее использования. Словесный портрет и розыскная ориентировка. Виды субъективных портретов, средства и методы их изготовления.
.
Самостоятельная работа обучающихся
Портретная экспертиза, ее задачи и особенности подготовки материалов для ее проведения. Возможности идентификации погибших по костным останкам
Раздел 4. Криминологическая тактика
Тема 4.1. Общие положения криминалистической тактики
Понятие криминалистической тактики, ее система и задачи. Сущность тактического приема, тактической комбинации и тактической операции. Условия их допустимости в расследовании преступлений. Тактический риск, его роль в расследовании преступлений. Тактические рекомендации, предъявляемые к ним требования
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление опорного конспекта и презентаций по темам: Организационные и тактические задачи, решаемые при подготовке к следственным действиям, их проведении и документальном оформлении результатов. Техническое обеспечение решения тактических задач
Тема 4.2. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
Понятие, принципы, сущность, виды и задачи следственного осмотра. Общие положения тактики следственного осмотра. Требования, предъявляемые к фиксации хода и результатов следственного осмотра. Осмотр места происшествия (ОМП): понятие, цели, задачи. Тактические приемы, применяемые при проведении ОМП. Основные стадии осмотра. Стадия принятия решения о производстве ОМП. Методы и средства фиксации результатов осмотра места происшествия. Порядок упаковки изымаемых объектов.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление протоколов осмотра места происшествия, вопросы, разрешаемые освидетельствованием.
Самостоятельная работа обучающихся:
Освидетельствование как разновидность следственного осмотра: понятие, задачи, методы и средства их решения. Этические требования, предъявляемые к тактике освидетельствования. Фиксация результатов освидетельствования
Тема 4.3. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
Понятие, принципы и виды следственного эксперимента. Отличие следственного эксперимента от следственного осмотра и экспертизы. Цель и задачи, решаемые при проведении следственного эксперимента. Обстоятельства, проверяемые путем проведения следственного эксперимента
Самостоятельная работа обучающихся
Стадия организационно-технического обеспечения следственного эксперимента. Операциональная стадия проведения следственного эксперимента. Тактические приемы проведения опытов. Фиксация результатов и подведение итогов следственного эксперимента. Их оценка и использование в доказывании по уголовному делу.
Самостоятельная работа обучающихся:
Тактические приемы, используемые при проведении проверки показаний на месте. Особенности применении видеозаписи при производстве следственного действия. Фиксация результатов и подведение итогов следственного эксперимента.
Тема 4.4. Тактика обыска и выемки
Тактика обыска и выемки. Стадия организационно-технического обеспечения. Операциональная стадия обыска. Меры безопасности при проведении обыска. Фиксация результатов и подведение итогов обыска.
Самостоятельная работа обучающихся
Проведение производства выемки, порядок проведения выемки, тактические приемы, составление документов по оценке результатов обыска и выемки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие, принципы и виды выемки. Отличие выемки от обыска. Создание правовых предпосылок для производства выемки. Определение места, времени и участников следственного действия. Тактические приемы, применяемые при производстве выемки. Особенности производства выемки объектов-носителей охраняемой законом тайны. Фиксация результатов и подведение итогов выемки.
Тема 4.5. Тактика допроса и очной ставки
Понятие, принципы, задачи и виды допроса, его значение в расследовании преступлений. Общие положения тактики допроса. Понятие свидетельского иммунитета. Принятие решения о производстве допроса.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к допросу. Изучение личности допрашиваемого и объекта допроса. Определение предмета, места, участников и времени допроса. Планирование допроса. Участие экспертов и специалистов в допросе. Технико -криминалистическое обеспечение допроса. Стадии проведения допроса. Понятие и задачи очной ставки. Подготовка к очной ставке.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление процессуальных документов фиксации Тактические приемы ее проведения и документального закрепления. Анализ и оценка результатов очной ставки.
Тема 4.6. Тактика предъявления для опознания
Понятие, принципы, сущность и виды предъявления для опознания. Принятие решение о проведении предъявления для опознания. Подготовка к предъявлению для опознания. Вопросы, задаваемые опознающему об обстоятельствах наблюдения опознаваемого объекта и его признаках, в процессе допроса. Определение места, времени и участников следственного действия. Технико-криминалистическое обеспечение предъявления для опознания.
Самостоятельная работа обучающихся:
Операциональная стадия предъявления для опознания. Тактические приемы предъявления для опознания людей, животных, предметов, документов, трупов, участков местности, помещений, транспортных средств. Фиксация результатов и подведение итогов предъявления для опознания. Использование результатов предъявления для опознания в доказывании по уголовному делу.
Раздел 5. Методика расследования отдельных видов преступлений
Тема 5.1. Общие положения методики расследования преступлений.
Становление, сущность, понятие, принципы, система и задачи криминалистической методики расследования преступлений. Структура и содержание методики расследования отдельных видов преступлений. Структура методики расследования конкретного преступления. Фикции в криминальной, оперативно-розыскной и следственной практике. Противодействие расследованию преступлений и пути его преодоления.
Тема 5.2. Планирование и организация предварительного расследования преступлений.
Следственная ситуация: понятие, значение, виды. Следственные версии: понятие, значение, виды, система. Структура перехода от вероятности к достоверности в доказывании по уголовному делу. Построение следственных версий. Выведение логических следствий. Подтверждение и опровержение версий. Логические выводы из результатов проверки версий.
Самостоятельная работа обучающихся:
Понятие, принципы, элементы и значение криминалистического планирования. Этапы и формы планирования расследования преступления. Организация расследования. Особенности планирования и организации предварительного следствия, производимого следственной группой. Организация международного сотрудничества при расследовании преступлений.
Тема 5.3. Методика расследования убийств
Самостоятельная работа обучающихся
Уголовно-правовая характеристика убийств. Криминалистическая характеристика этого преступления. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказывания по делам об убийствах Особенности проверки заявлений и сообщений об убийствах. Типичные следственные ситуации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка тезисов к докладу по темам: Следственные версии и этапы планирования. Действие субъектов поисково-познавательной деятельности на первоначальном и последующем этапах расследования.
Тема 5.4. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Криминалистическая характеристика этих преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказывания. Особенности проверки заявлений и сообщений о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Типичные следственные ситуации. Следственные версии и этапы планирования. Действие субъектов поисково-познавательной деятельности на первоначальном и последующем этапах расследования. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Тема 5.5. Методика расследования краж, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности
Уголовно-правовая характеристика краж, грабежей и разбоев, их разграничение. Криминалистическая характеристика этих преступления. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказывания по делам о кражах, грабежах и разбоях. Особенности проверки заявлений и сообщений о кражах, грабежах и разбоях. Типичные следственные ситуации. Следственные версии и планирование расследования. Действие субъектов поисково-познавательной деятельности на первоначальном и последующем этапах расследования.
Самостоятельная работа обучающихся
Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика мошенничества, присвоения или растраты и вымогательства, их разграничение. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию. Особенности проверки заявлений и сообщений о мошенничестве, присвоении или растраты и вымогательства. Типичные следственные ситуации. Следственные версии и этапы планирования. Действие субъектов поисково-познавательной деятельности на первоначальном и последующем этапах расследования.
Тема 5.6. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ
Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Криминалистическая характеристика этих преступления.
Самостоятельная работа обучающихся
Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию. Особенности проверки заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ мошенничестве, присвоении или растраты и вымогательства.
Самостоятельная работа обучающихся:
Типичные следственные ситуации. Следственные версии и этапы планирования. Действие субъектов поисково-познавательной деятельности на первоначальном и последующем этапах расследования. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
3.Общие требования к оформлению курсовых работ
Цель выполнения курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить полученные знания по указанному курсу, научиться использовать соответствующие нормативные акты и специальную литературу в практической деятельности, в полной мере проявить свою творческую индивидуальность, развить способности к аналитическому мышлению - логическому изложению и систематизации знаний по курсу.
Курсовую работу студенты выполняют до начала экзаменационной сессии в установленные сроки. Курсовая работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствуют последней цифре номера зачетной книжки. (Например, если зачетная книжка заканчивается на цифру 2, значит нужно выбрать вариант 2; если номер зачетной книжки заканчивается на 0 – выбираете 10 вариант). Из каждого предложенной темы необходимо выбрать одну тему.
Выполненная курсовая работа, регистрируется инспектором заочного отделения и передаётся преподавателю.
Курсовую работу студенты выполняют до начала экзаменационной сессии в установленные сроки.
При нарушении этого правила курсовая работа возвращается студенту без проверки. При выполнении курсовой работы следует соблюдать методику выполнения курсовой работы:
1.Переписать задание курсовой работы по своему варианту. Работы, выполненные по другому варианту возвращаются без проверки.
2.Собрать учебно- методический материал по выбранному варианту курсовой работы.
3.Изучить литературу и нормативно правовые акты по выбранному варианту курсовой работы предложенную в методических указаниях по выполнению курсовых работ.
4.Составить план выполнения курсовой работы по выбранному варианту и приступить к оформлению курсовой работы.
Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 25 страниц машинописного или набранного на компьютере текста, выполненного на одной стороне листа формата А 4.Текст контрольной работы должен быть напечатан на компьютере; междустрочный интервал – полуторный; шрифт – Times New Roman; кегль – 14pt. На странице располагается 28-30 строк (1800 знаков на странице). Следует соблюдать следующие размеры полей: левое- не менее 30мм, правое- не менее- 10 мм, верхнее- не менее 20 мм, нижнее- не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 1,25.
Каждая структурная часть (глава) курсовой работы начинается с новой страницы. Расстояние между заголовками и текстом должно равняться двойному междустрочному интервалу, а между заголовками задания-одинарному.Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. После названия главы точка не ставится.
На последнем листе списка используемых нормативно-правовых источников и литературы проставляется личная подпись студента – автора работы, удостоверяющая, что текст работы выверен, цитаты и сноски проверены. Нумерация страниц курсовой работы выполняется арабскими цифрами. На титульном листе и следующим за ним оглавлением (содержание), номер не ставится. Работа номеруется с третьей страницы (Введение) цифрой 3.Номер страницы ставится внизу справа шрифтом № 14. В конце курсовой работы даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте.
Курсовая работа должна содержать следующие элементы: титульный лист, номер зачетной книжки, план работы, изложение ее содержания в соответствии с избранным планом, список нормативно-правовых актов и используемых источников и приложения.
Выполненная студентами курсовая работа сдается инспектору заочного обучения для регистрации в журнале учета контрольных работ, а затем передается преподавателю для проверки. Если курсовая работа возвращается студенту для доработки, необходимо представить первоначальный вариант с рецензией преподавателя.
Титульный лист оформляется по определенному образцу (Приложение 1) и содержит информацию об учебном заведении, в котором выполнена работа, тема / вариант работы, фамилии студента и преподавателя, год написания курсовой работы.
Курсовая работа состоит из заданий, которые должны иметь порядковые номеpа в пределах всей курсовой работы, обозначенные арабскими цифрами с точкой в конце.
В тексте курсовой работы могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки на один из пунктов перечисления, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если нужна дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Формулы, содержащиеся в курсовой работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Пример.
Текущая стоимость С потока ежегодных выгод В через время Т может быть рассчитана по формуле:
где r – процентная ставка.
Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.4).
Следует обратить особое внимание на цитирование. Рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок:
– указание в круглых скобках фамилии автора и года издания работы (в случае двух соавторов – оба автора, в случае большего числа соавторов – фамилия первого автора и обозначение «и др.»);
– указание в квадратных скобках номера источника в списке использованной литературы.
Фамилии редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды – как в русской транскрипции, так и на языке оригинала.
Возможные способы цитирования:
1) прямое цитирование – в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на последний через точку с запятой требуется указать страницу, на которой начинается данная цитата);
2) косвенное цитирование – одна или несколько мыслей, возможно, из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но близко к оригинальному тексту.
Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных ГОСТ 2.316, ГОСТ Р21.1101, ГОСТ 7.12. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать ГОСТ 2.105. Обозначения единиц физических величин необходимо применять согласно ГОСТ 8.417, СН 528.
Текст курсовой работы должен быть кратким, четким и не допускать неоднозначных толкований.
В тексте курсовой работы не допускается:
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
– использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус»;
– употреблять знаки (<, >, =, №, %) без цифр.
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами. Если в тексте курсовой работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1, 1,5, 2 г.
В тексте курсовой работы перед обозначением параметра должно быть его пояснение, например текущая стоимость С.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (см. рис.).
Заголовки граф
Подзаголовки
граф
Строки
(горизонтальные ряды)