Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Категории и принципы социальной педагогики





Образовательный консорциум «Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 


Содержание

 

Лекция 1. Введение в социальную педагогику...........................................................................................................

Тема 1.1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Категории и принципы социальной педагогики ..............................................................................................

Тема 1.2. Социализация как социально-педагогическое явление.................................................

Тема 1.3. Социально-педагогический процесс. Содержание, формы и методы социально-педагогической деятельности…………………………………………………………………….

Лекция 2 Технология социально-педагогической работы в социуме…………………………….

Тема 2.1. Социально-педагогическая деятельность с семьей……………………………………..

Тема 2.2. Девиации личности ребенка как социально-педагогическая проблема………………

Тема 2.3. Социальное воспитание: сущность и содержание………………………………..

Лекция 3 Методика и технология социально-педагогической деятельности………..



Тема 3.1 Технология профилактики социально-педагогической дезадаптации……………..

Тема 3.2. Технология социально-педагогической реабилитации……………………………

Тема 3.3. Проектирование, программирование и планирование социально-педагогической деятельности………………………………………………………………………………………


 

Лекция 1. Введение в социальную педагогику

Тема 1.1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Категории и принципы социальной педагогики

 

Термин педагогика произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает ведущий дитя, или детоводитель. По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово социальный (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.



Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официальный социально-педагогический характер.



В государстве складываются так называемые неписаные законы в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный характер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,

Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от индивидуальной педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX в. в индивидуальной педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития.

Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс. В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его индивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспективы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности.

Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упущения, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании человека на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом обществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста определяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореализации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Соколов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он подчеркивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804) идеалом социального формирования личности считал развитие истинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества. В нравственных принципах, нормах и правилах государство, общество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, требования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его социальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитатели, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей)

во многом определяет содержание социального становления растущего человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за ≪мудрость≫. Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспитательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздействием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его жизни.

Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

Таким образом,

а) социальная педагогика — это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информаций и пр.) в воспитании.

б) Социальная педагогика —это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации.

Социальная педагогика как теория —это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в

совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика —это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина — это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими

Исходя из того, что социальная педагогика как наука связана с целым комплексом других наук, а по своей структуре социально-педагогическая деятельность является универсальным видом деятельности, можно выделить несколько групп принципов социальной педагогики:

• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило – это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений личности и среды.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности:

1) конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника:

2) использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания;

3) использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса, своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания. Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован учеными Древнего Рима, получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я. А. Коменского (середина XVII в.) и швейцарского педагога-исследователя И. Песталоцци (рубеж XVIII—XIX вв.).

Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения определенных условий:

1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка;

4) при осуществлении педагогических отношений следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.

Гуманизм — это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободное развитие, проявление своих способностей. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность «не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного». Принцип гуманизма имеет прочное существование в истории человечества и лежит в основе формирования социально-педагогической деятельности в устойчивые формы социализирующей практики, в основе которой — признание человека высшей целью и смыслом существования общества.

В связи с этим человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сфере, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, а само отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;

2) полного признания прав ребенка;

3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника;

4) целенаправленного осуществления гуманистического просвещения участников социально-педагогического процесса;

5) обеспечения комфортности отношений участников социально-педагогического процесса с позиций этики и эстетики.

Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс.

Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:

1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;

2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;

3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.

Эти основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.