Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 1: СРЕДНЕВЕКОВОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО





Пояснительная записка

Цель и задачи курса. Курс по истории русского изобразительного искусства является составной частью дисциплины «История культуры и искусства», читаемой на первом курсе консерватории для всех специальностей. Изучение данного курса — важная часть высшего музыкального образования, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем специальностям консерватории.

Изучение развития национального искусства есть необходимое условие постижения духовной культуры и общественно-исторической эволюции Отечества. Эта дисциплина дает студентам обильный материал для понимания развития музыки в широком творческом и социальном контексте. У студентов складывается представление о меняющемся характере, эстетических задачах и смысле искусства. Изобразительное искусство есть «знаковая транскрипция» человеческого познания, обусловленная общественными, национальными, религиозными, политическими представлениями эпохи. Студенты обучаются выявлять «стилевое чувство» каждого исторического периода. Так, в развитии русского искусства последовательно сменяются иконописный канон, нормативная эстетика, романтизм и натурализм, авангард и идеология, модерн и постмодерн. Важно и постижение национальной идентичности, при уникальном положении русской культуры между «Востоком» (Византией) и «Западом» (Европой). Периодизация русского искусства связана с особенностями развития международных процессов и отечественным своеобразием.



Изучение курса даст студентам возможность глубже воспринять роль и место национального искусства в социо-культурной динамике мирового процесса, представить вклад отечественных мастеров в тезаурус гуманистической культуры человечества. Курс призван помочь в формировании широкого идейно-эмоционального горизонта нашего современника — деятельного участника новейшего творческого развития.

 

Требования к освоению курса. После изучения курса истории русского изобразительного искусства студенты должны будут понимать общие закономерности эволюции отечественной культуры и основные ее этапы; знать главные художественные памятники различных периодов, их важнейшие стилистические характеристики, идейное содержание и историческое значение. Сравнивая произведения русского искусства с современным им материалом западноевропейской (и в отдельных случаях, американской) культуры, студенты научатся понимать остроту и актуальность общих философских, мировоззренческих проблем духовной жизни, вместе с тем, оценивая своеобразие национального творческого видения. Исследуя памятники, студенты должны овладеть основами методологии их научного исследования — в связи с историческим и социально-культурным контекстом соответствующей эпохи. Предполагается, что студенты освоят терминологию и начатки стратегии искусствоведческого и культурологического описания/ анализа, смогут на основе такого анализа выстроить свое понимание концептуального содержания главнейших эпох в развитии отечественной культуры, их духовного богатства и стилистического разнообразия. Специфика подготовки студентов музыкального ВУЗа требует владения широким историко-культурным кругозором, обладания определенной эрудицией относительно развития смежных сфер культурного процесса. Это обогатит собственные творческие способности студентов, их представление об отражении в искусстве насущных общечеловеческих проблем. Важнейшие памятники изобразительного художества подчас выступают как «культурные симптомы эпохи» (выражение Э. Панофского), концентрированно выражая интеллектуальные усилия своего времени; от сопоставления с современными им музыкальными произведениями, согласно концепциям современной науки, следует ожидать взаимного «разъяснения», смыслового и эмоционального обогащения.





 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Раздел 1. Средневековое русское искусство

Тема1. Искусство Руси «домонгольского» периода X-XIII вв.

Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства XIV-XVI вв.

Тема 3. Искусство Московского царства XVI-XVII вв.

Раздел 2. Русское искусство эпохи Просвещения

Тема 4. Русское искусство первой половины XVIII века

Тема 5. Русское искусство второй половины XVIII века

Тема 6. Академия художеств XVIII – начала XIX веков и нормативная эстетика

Раздел 3. Русское искусство периода романтизма и натурализма

Тема 7. Русское романтическое искусство (первая половина XIX века)

Тема 8. Ранняя натуральная школа («русский бидермейер»; 1810-1850-е гг.)

Тема 9. Русское искусство «натуральной школы» (1850-1870-е гг.)

Тема 10. Русская «национальная школа» в искусстве (1870-1890-е гг.)

Тема 11. Русский пейзаж XVIII-XIX веков как стилеобразующий жанр

Тема 12. «Русский модерн»: стилистические поиски мастеров 1880-1900-х гг.

Раздел 4. Русское искусство периода модернизма и постмодернизма

Тема 13. «Серебряный век» русского искусства (1890-1910-е гг.)

Тема 14. Искусство русского авангарда (1910-1930-е гг.)

Тема 15. Русское советское искусство «сталинской эпохи» (1930-1950-е гг.)

Тема 16. Позднее советское искусство (1960-1980-е гг.)

Тема 17. Постсоветское русское искусство (1980-2000-е гг.)

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

РАЗДЕЛ 1: СРЕДНЕВЕКОВОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

 

Тема1. Искусство средневековой Руси «домонгольского» периода Х-XIII вв.

 

Крещение Руси в 988 году — эстетическая сторона важна при выборе веры. Система декорации византийского и русского храма. Иконография: утверждение канона в борьбе с ересями. — Выдвижение Киева; строительство собора св. Софии, византийские мозаики 1043-46 гг. Иконы: «Божья Матерь Владимирская» (Византия, XII век); “Ангел Златые Власы” (Византия, XII век); “Устюжское Благовещение”; “Богоматерь Великая Панагия”; “Св. Борис и Глеб” (первые русские национальные святые). Эпоха феодальных войн и монголо-татарских набегов; отношения Руси и Золотой Орды. — Искусство Новгорода и Пскова; принадлежность обоих городов к Ганзейскому союзу и вероятность западных художественных влияний. Важнейшие иконописные памятники: “Св. Николай” (из Духова монастыря; Новгород, XIII век); “Св. Иоанн, Георгий и Власий” (Новгород, XIII век); “Чудо св. Георгия о змие” (варианты); “Св. Георгий в житии” (Новгород, XIV век); “Сошествие во ад” (Псков, XIV век). Русское средневековое искусство на фоне Византии и западноевропейской готики.

 

Литература:

Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Coda, 1997;

Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. Пер. с нем. — М.: Прогресс-Традиция, 2002;

Дворжак М. Живопись катакомб: начала христианского искусства; в его кн.: История искусства как история духа. Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 2001;

Лазарев В.Н. Византийская живопись. — М.: Наука, 1971;

Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986;

Лифшиц Л. Русское искусство X-XVII веков. — М.: Трилистник, 2000.

 

Тема 2. Расцвет русского средневекового искусства:XIV-XVI вв.

 

Период феодальных усобиц. Расцвет региональных школ: особенности зрелой Новгородской и ранней Московской школ. Феофан Грек (ок. 1330 - ок.1409): происходил из Константинополя; работал в Салониках, оттуда приехал в Новгород. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1389). Экспрессивность и неповторимо-индивидуальный характер живописи Феофана; влияние мистической философии исихазма. — Андрей Рублев (1370/80-1435?). Близость его мировоззрения патриотическому и гуманистическому учению Сергия Радонежского. Работы: иконостас в Благовещенском соборе московского Кремля (1405; вместе со старцем Прохором с Городца и Даниилом Черным); фрески и иконостас Успенского собора во Владимире (1408; вместе с Даниилом Черным). Иконы в Русском музее: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сретенье», «Крещение». Важнейшие работы: «Троица Ветхозаветная» (1410-20-е гг.), иконостас из Звенигорода (1420-е гг.), иконы Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Значение искусства Рублева: создание идеала высокой одухотворенности, благородства и кротости; формальные особенности стиля — линейное и колористическое совершенство в рамках церковного канона. Влияние Рублева; его канонизация. Иконы «круга Рублева» и Московской школы. — Дионисий (1440?-1508). Фрески и иконы из церкви Рождества Богоматери из Ферапонтова (близ Кирилло-Белозерского монастыря; 1500-1502). Иконы Русского музея: «Богоматерь Одигитрия», «Сошествие во ад» (обе ок. 1502). Житийные иконы Дионисия. Духовное содержание и стилистические особенности живописи Дионисия: утонченность и изящество, линейная прихотливость, декоративность. — Положение русского искусства XV-XVI веков в контексте европейского Возрождения и маньеризма: сходство и различие задач.

 

Литература

Алпатов М. Андрей Рублев. — М.: Изобразительное искусство, 1972;

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. — М.: Искусство, 1983;

Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. — М.: Искусство, 1970;

Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. — М.: Наука, 1972;

Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. — М.-Л.: изд-во Академии наук СССР, 1962;

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). — М.: изд-во МГУ, 1974;

«Троица» Андрея Рублева: антология. — М.: Искусство, 1981.

 

Тема 3. Искусство Московского царства:XVI-XVII вв.

 

Возвышение Москвы как центра национального единения. Москва — столица централизованного русского государства; идеология «Москва как третий Рим» (сформулирована в послании инока Филофея великому князю Василию III [1505-1533], написанном ок. 1515-21). Правление Ивана III (1462-1505) и Ивана IV Грозного (1530-1584; царь всея Руси с 1547), войны и идеология. — Особенности искусства «эпохи Ивана Грозного». Икона-картина «Благословенно воинство» («Церковь воинствующая»; 1552-53, ГТГ). Усложнение сюжетов: появление буквальной интерпретации метафор, иллюстрация богослужебных текстов и богословских сочинений (Псалтырь, Акафист, отдельные молитвы). Важнейшие иконы: «О тебе радуется» (XVI век); «София Премудрость Божия» (XVII век); «Единородный Сыне» (XVII век). — Возникновение школы Оружейной палаты; стилистическая «унификация» иконописи и стенописи. Фресковый цикл в церквях Ярославля («История Елисея» в церкви Ильи Пророка в Ярославле, мастера Гурий Никитин, Сила Савин и др.; 1680-е гг.). — Симон Ушаков (1626-1686) — глава школы Оружейной палаты; его работы: «Спас Нерукотворный» (варианты 1658; 1673); «Троица Ветхозаветная» (1671), «Насаждение древа государства Российского» (1668). Переписка С. Ушакова и Иосифа Владимирова: мнение о необходимости заимствования из западных источников; примеры заимствований («Библия Пискатора» и др.). — Иные иконописцы: Яков Казанец, Кирилл Уланов, Тихон Филатьев. — Иконы и мастера «Строгановской школы». Стилистические особенности поздней московской живописи: дробность, измельченность фигур, обилие позолоты, разрозненные элементы светотени и «перспективы», усложненная символика. — Ранняя портретная живопись: понятие и образцы парсуны («Князь М.В. Скопин-Шуйский», «Царь Алексей Михайлович», «Патриарх Никон с клиром», «Князь Л.К. Нарышкин» и др.). — Искусство Московской Руси в контексте европейского барокко.

 

Литература

Аввакум [протопоп] Беседа об иконном писании; в кн.: Житие Аввакума и другие его сочинения. Сост. А.Н. Робинсона. — М.: Советская Россия, 1991;

Бекенева Н.Г. Симон Ушаков 1626-1686. — Л.: Художник РСФСР, 1984;

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. — М.: Искусство, 1984;

Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. — М.: Искусство, 1955;

Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-70-х годов XVI века. — М.: Наука, 1972;

Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея: каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1987.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.