Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка науч. положений.





Верификация – устан-е истинности путем эмпир. проверки.

Фальсификация - процедура, устан-ая ложность гипотезы. Теория научна, когда она подтверждена экспериментом и определены границы ее применимости.

Знание есть отражение и сущ. в виде чувств. или понятийного образа. Образ м.б. не только отраж. наличного бытия, но также и прошлого.

Истинные знания дают людям возм-ть разумно организ-ть свои практ. действия в наст. и предвидеть будущее.

50. Общество как целостная система. Структура общества.

Общество - самоорганиз. целостность взаимодейств. друг с другом людей, соц. групп, в кот.они включены, по поводу произ-ва и воспроиз-ва человеч. жизни, отношений и потребностей.

Общ. отн-я- наиб. устойчивые и значимые взаим-я м/у людьми, в кот. индивид. сведено к соц. Т.к. общ-во целостная система- все ее эл-ты тесно связаны м/у собой, сущ. в един-ве. Слабое функ-е 1ой, плохо влияет на др. подсистемы.

Соц. структура общ-ва - это совокуп-ть относительно устойчивых соц. общностей людей, опред. образом взаимодейств. м/у собой: истор. общности людей (род, племя...); население города и деревни; раб-ки физ. и умств. труда; классы и различные соц. слои; коллективы людей; семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа произ-ва.



Нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общ-ва берет соц. статус. Он выделяет 3 статус. показателя: Уровень образ-я; профессия, уровень кв-ции; уровень доходов=> 3-и класса в обществе: Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...); Ср. класс (совок-ть людей наемного и самостоят. труда, облад. общим самосознанием: а) высший слой ср. класса (средние предприниматели); б) средний слой в) низший слой (люди со ср. спец. Образ-ем); 3)Низший класс - низкий ур-нь образ-я, сущ и маргинальные слои.

Основа стабильности общ-ва - средний класс. В общ-ве, разделенном на классы, сущ соц. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др.

Общ-во в узком смысле слова: 1)общ-во как соц. образ-е, совокупность общественных отношений, связывающих людей друг с другом; 2) переход от животного к соц.( Гоббс, Руссо); 3) Гегель критикует договор. теории возникн-я общ-ва, как и гос-ва; 4) Общ-во противопост-ся гос-ву – свободное взаимод-е людей.



Эл-ты соц. структуры: классы, физ.-умств. труд, сословия соц-демограф. группы - молодежь, муж, женщ., тинейджеры, пенсионеры, нац. общности - нации, этнические группы. Все группы неоднородны по составу и делятся на отд. слои и группы собств. интересами.

Проблемы функц-я соц.структуры и действия разл.соц. групп напрямую связаны с проблемами гражд. общества. Гражд. общ - независимая от гос-ва сфера реализации частных потребностей и интересов на базе част.собств-ти и всеобщего формального рав-ва людей.

Соц. сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профес. Слоев (соц. защита, условия жизни людей, условия обр-я, здравоохранения. отношения с удовлетв-ем соц. потребностей, они отражают уровень благосостояния общ). Полит.сфера направлена на уд. полит.интересов. Дух.сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распростр-я и усвоения их слоями населения.

51. Духовная жизнь общества.

Дух.жизнь общ-ва –идеальное отражение общ.бытия в чув-вах, идеях, волевых тенденциях, эмоциях, технолог.установок, эмоциях, цен.ориентаций.

Дух.жизнь общ-ва – деят-ть людей по произ-ву и удовлетв.дух.потребностей.

Ядро– общ.сознание, в фундаменте кот.знания, система идей.

Она вкл. в себя все дух. образ-я, в т.ч. дух. культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общ. сознания, настроения, привычки и т.д. Дух. культура обладает сложной структурой, вкл.науч.,фил.-мировоззр., правовую, нрав., худ.культуру. Особое место в системе дух. культуры занимает религия.

В самом шир. смысле культуру можно рассм-ть как развив.совок-ть матер., полит. и дух. достижений чел-ва, характ. опред. способ общ.-практич.деят-ти людей на каждом истор. этапе развития общества. Каждый этап развития хар-ся своим, присущим лишь ему уровнем матер., полит. и дух. потенций и достижений чел-ва, всех его отношений с действ-ю.



Дух.культура нарастает на основе общ. бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние на всю жизнедеят-ть человека и общества.

В общ-ве дух. культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшеств.поколений, произв-во и развитие новых дух. ценностей. Роль: освоение и преобраз-е мира, своеобраз.ориентир.

Цель и функция дух. культуры: формир-е опред. типа челов. личности в интересах общества, регулир-е поведения человека в процессе его взаимоотн-я с обществом себе подобных, с природой и окр. миром; формир-е познават. способностей личности.

Дух. культура развивается народом. Лучшие образцы дух. произв-ва входят в фонд дух. культуры социума, стан. его достоянием.

Потребляя дух. ценности, человек формируется как личность и выступает и как объект, и как субъект дух.произв-ва. Для дух. формир-я исп-ся система образ-я, воспитания, ср-ва коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самост.усвоение субъектом дух. ценностей, самообразование и самовоспитание.

52. Специфика социального познания.

Соц.познание – процесс деят-ти чел-ка, направл.на изуч-е общ-ва.

Особ-ти.
1.субъект познания(общ-во) и объект(общ-во) совпадают. Люди явл.творцами общ.жизни её изм-й, они же познают соц. действ-ть, её историю. Общ-во и чел-к выступают как часть природы. С др.ст. — это творения и самого общ-ва, и самого чел-ка, опредмеч. рез-ты их деят-ти.
2.сложность изуч.объекта – общ-ва. В соц.процессах взаимод-т различные соц.силы, переплет. многообраз. эконом., полит., дух.причины, в них вторгается мн-во случайностей, пересекаются интересы, воля, действия, мн-во людей. Внутри самого общ-ва различные его структуры и эл-ты стрем. к удовлетв-ю своих собств. потребностей, интересов и целей. Эта сложность общ. жизни обусл-т сложность и трудность соц. по­знания и его специфику по отнош. к др. видам познания.
3.зависимость от мнения субъекта.
4.возм-ти наблюдения и эксперимента ограничены(относ.в особ-ти к истории).

Глав.источник знаний – соц.деств-ть, историч.опыт, общ.практика.

Механизм соц.познания: изуч-е фактов(факт – фрагмент состоявш.действ-ти).

Типы фактов: действия, поступки людей, отд.индивидов, соц.групп; продукты матер.или дух. деят-ти людей; словесные, соц.действия(мнения, суждения, оценки). Наблюдение, изуч-е док-тов, статист.данных, писем, опросы – методы, позвол.собирать и фиксировать факты.

Методы соц.познания: 1.научная абстракция, т.е.попытка теорет.воспроизв-я действ-ти, когда проведение экспиримента невозм. 2.конкретно-истор.метод(позволяет понять отд. событие, выявляя как его неповтор.индивид-ть, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности) – требования: изуч-не только ситуации, слож.в общ-ве, но причин; рассм-е соц.явлений, их взаимосвязи; анализ интересов и действий всех субъектов истор.процесса.

53. Общественное бытие и общественное сознание.

Общественное сознание. Обществ. сознание - совокупность разнообр. дух. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни человека.

Структура(уровни):
1.обыденное сознание, кот.форм-ся под воздействием практич. жизни;
2.специализ. дух. деят-ть(теорет.), т.е. деят-ть профес-лов умств.труда (юристов, философов).

Один из действ. механизмов обыд. сознания это – образ-е стереотипов – некот. оценки соц. действ-ти (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общ. сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д.

Каждая из них отражает к.-то ст. реал. практич. жизни и делает это особым специф. образом и выполняет особые соц. ф-ции.

Сознание – есть осознанное бытие. Сознание обладает значит. самост-ю по отношению к бытию (оно может опережать его, предсказывать).

Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на др. Поэтому дух. культура в любой момент времени это продукт сущ-его бытия на дан. момент.

Виды общ. сознания – индивид., групповое и массовое сознание.

Общ.сознание регулир-ся как продукт сотруднич-ва многих индивидов через отражение+творч.преобраз-я(осознание общ.бытия), т.е.как регулятор поведения масс(через полит., прав., нрав., религ., пр.отн-я и институты).

Состояние общ.сознания – доминирование группы идей, чув-в, настроения в опред.общ-ве на опред.этапе его развития.

Общ-ое сознание- совок-ть идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний, настроений людей, отраж-их данное общ-ое бытие. Общ. созн. зависит от общ-го бытия, но эта зав-ть не абсолютная. Общ. соз-е обладает самост-тью, развиваясь по з-м, отличным от з-ов развития общ-го бытия. Если общ. сознание опережает развитие общ. бытия, то это способ-ть движ. общ-ва; если отстает от общ. бытия- то оно тормозит об-во. Носителем общ. созн м.б. 1 чел. или группа (класс,об-во,нация).Содерж-е общ. соз-я может сущ. как в мат-ой(комп прог-ы,произ-я лит-ры,ис-ва),так и в идеальной(идеи,принципы,установки) формах. Формы общ. созн-я 1)этические взг;2)правовые взг;3)полит. взг;4)эстет. взг;5)религ взг.

Ф-ции общ. созн: 1)познав.;2)прогност.;3)соц-преоб-ая;4)регулятивная;5)воспитательная.

54. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Чел-во – группы народов, развив. вне взаимод-я м/у собой. Чел-во стан-ся единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мир. рынка. Возникают глоб. проблемы общ.развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит сущ-е чел-ва; реш-е требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Эколог. катастрофы; Деградация чел-ва; Мир.война. Необх. условие жизни общ-ва – взаимод-е об-ва и природы. Человек – биолог.вид и ему необх. привычные условия обитания. Произв-во – воздействие на природу.

Этапы взаимод-я общ-ва и природы: 1)Древнейший (охота и собират-во); 2)Допромышл. (возникн-е ремесла и переход к земледелию, изм-я локального хар-ра); 3)Индустр. (возникн-е пр-ва, пром-ти).

Являясь частью природы чел-к в процессе труда и общения форм-ся как соц. существо. Это осущ-сь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организов., целенаправ. общий способ деят-ти. Труд - процесс, соверш.м/у чел и природой, процесс, в кот.чел своей собств. деят-тью регулирует и контр-ет обмен веществ м/у собой и природой.

Природная Среда – естеств. условие жизни об-ва; зона обитания чел и сфера приложении его сил. Челов.общ-во измен. окруж.природу. Воздействие общества на природу обуславливается развитием мат произв-ва, науки и техники, общ потребностей.

Экология. - наука, изуч.закономерности взаимод-я живого с внеш. условиями его обитания с целью поддержания динам. равновесия системы “общество-природа”.

Учение Вернадского о ноосфере.Вернадский выдвинул в 1940 г. идею о ноосфере. Он считал, что перед чел. встает задача сознат. управления процессами, происход. в биосфере, преобраз. биосферы в ноосферу в рез-те планомерного воздействия чел на природу. Ноосфера представляет собой единую систему, сост. из техносферы и природн. среды (биосферы), кот. организ-ся и упр-ся разумом людей в интересах всего чел-ва. По Вернадскому (ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы. При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход от биосфер. к ноосфере.

55. Личность и общество.

Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий).

Индивид– неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел..

Концепции личности:
1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка);
2)личность как его сущностная хар-ка.

Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм.

Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности.

Соц. структура личности (по Г.Смирнову):

СОЦ. СТАТУС-место человека в системе общ. отношений.
СОЦ. РОЛЬ -образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу.
НАПРАВЛ-ТЬ -потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения:
частная собств-ть на орудия и ср-а произ-ва; НТП; всевластие бюрократии; соц. нерав-во и эксплуатация; абсолютизация дух сил чел. «Снять» отчуждение можно только в таком общ-ве, где осущ-ся все права и свободы личности: право на труд и св. выбора профессии; на образ-е и мед. обслуж-е; на жилье; на свободу мысли, совести, убеждений и др.

Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответств-ть– категория, отраж. особое отношение личности к обществу, к-ое хар-ся выполн-ем своего нравств. долга и правовых норм.

56. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.

На разл. этапах развития общ-ва на фил. возд-т разл. соц. факторы, определяя особ-ти фил. на каждой ступени общ.развития, в целом определяя истор. хар-р философии: переход от одной истор.формы к др. Основанием для периодизации западноевроп. фил. является периодизация общеистор. развития общ-ва: опред. период развития общ-ва равен опред. периоду развития фил. Этапы в развитии философии: 1)античная ф. (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.); 2)средневек. Ф. (3 – 14 вв.); 3)ф. эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.); 4)ф. 17 века (Эп. реформации); 5)ф. 18 века (Эп. просвещения); 6)ф. 19 века: а) классич. нем. Ф. (конец 18 – первая пол. 19 века); б) марксист.ф. (сер. 19 в. – вторая пол. 19 века); в) неоклас. ф. 19 века; 7)западноевроп. ф. ХХ века.

Формационный подход предполагает признание внутр. единства общечел., всемирной истории и выделение универс. этапов обществ. развития (формаций), через кот. должно пройти любое общество. Т.о., единство истор. процесса выраж. в последов. смене общ.-эконом. формаций и их универсальности. Представитель: К. Маркс: развитие общества определено процессами, происход. в эконом.сфере (базисе), по отнош. к кот. все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. 5 формаций: первобытнообщин., рабовлад., феод., капиталист., коммунист.. Смена формаций хар-ся открытым соц. конфликтом, резкими, глобал. революц. преобразов.и соц. системы.

Цивилизационный подход трактует обществ. развитие как постоян. смену цив-ций, каждая из кот.обладает собств. спецификой, уникальностью дух., соц. и матер. жизни. Теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали сущ-я единой истории чел-ва, опираясь в своих теорет. построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями.

57. Общественный прогресс и его критерии.

Прогресс(от лат.- движение вперед) - направление развития, для кот. характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенно­му. Регресс - движение от высшего к низшему, процессы деградации.

Общ. прогресс - это увел-е в обществе счастья и добра. Критерии ОП: 1) темпы роста произв-ва, производит-ти труда, ведущие к увелич-ю свободы человека по отнош. к природе; 2) степень свободы раб-ков произв-ва от эксплуатации; 3) уровень демокр-зации общ.й жизни; 4) уровень реальных возм-стей для всестороннего развития индивидов; 5) увелич-е челов. счастья и добра. Разновидности прогресса. НТП(с развитием науке и технике улучш. и развив.произв-во).

Соц. прогресс - это постеп.улучш. матер. условий жизни чел-ка, повыш. жизн. уровня и т.п. Критерием соц.прогресса явл. мера свободы, кот. общ-во в состоя­нии предоставить индивиду.

Дух. прогресс - развитие духовности чел-ка, т.е. человек самосоверш-ся.
Мерой прогресса м.служить продвижение от простого к слож., повышение сложности орг-ции систем.

Существ. мерилом историч. прогресса явл. возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увелич. потребностей человека в науч., фил., эстет.познании мира.

Античность.

Гесиод: 1 ст.- «зо­лотой век»-люди жили легко и беспечно, 2 ст.- «сереб­ряный век»-падение морали и благочестия. 3 ст.- «железный век»- зло, насилие, несправедливость.
Платон и Аристо­тель рассм.историю как циклич. круговорот, по­вторяющий одни и те же стадии.
Кондорсе писал, что история -картина беспрерыв.изм-й, картина про­гресса челов. разума; истор. процесс как путь соц.прогресса, в центре кот. — восходящее развитие че­лов.разума.
Гегель утв.,что развитие есть движ. вперед от несоверш. к соверш. Процесс развития -накопление кач. новообразований, кот. приводят либо к повыш. уровня орг-ции системы, либо ее понижения.
К.Маркс: чел-во идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
Шеллинг: идея непрекращ.прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла.

58. Глобальные проблемы современности.

Глоб. проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации.

Вселенная- в фил. смысле, все сущ-е в сист. многообразии. Чел- ее неразрывный элемент, реализ. собой все з-ны всел-ой: он физ., биол., соц., хим феномен. По Вернадскому (ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы.

Проблемы: загр. окруж среды; сокращение энергет. и продовольст. ресурсов; рост населения в ареалах нищеты и голода;угроза войны с исп. оруж-я массового уничт-я; падения нравст-ти, снижение образ-я; преодоление отсталости бол-ва стран «3мира»; проблема ВИЧ инфекций; создание ненасильств. мира, обеспечив. мирные условия для соци. прогресса всех народов;

Эти проблемы порождены возросшими технич. ср-вами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деят-ти, стихий-ю и неравномер-ю общ. развития, анархией пр-ва при кап-зме, погоней транснац. компаниями за прибылью в ущерб долговрем. интересам всего общ-ва. Для понимания происхождения, сущности и возм-ти реш-я их необх. видеть в них рез-т процесса. Решение глоб. проблем сложно и опасно. Масш. меропр-я по их уст-ию 1ой из наз-ых проблем приведет к возник-ию новых, поскольку как часть ноосферы чел-во вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны многие катаклизмы. Для предотвр-ия деградации чел. сводится к необ-ти форм-я новой цив-зации.

Стратегия чел- совок-ть дейст. разл. цивил-ий, обеспеч-х совмест. эволюцию чел. и среды его обитания, высшее иск-во упр. развития ноосферы, предупр катастрофы. Экол. императив-комплекс св-в окр среды, изм-е кот. недопустимо ни при каких усл. Нравст. императив- обновл нравст., заслон-я людей от соц. опасности.

59. Проблема ценностей в философии.

Ценность-это cвойство предмета или явления иметь значение для людей в культур., общ., личностном отнош. Аксиология: раздел фил.знания, в кот.осмысл-ся природа, сущноть и роль значимых для чел-ка явлений, вещей, процессов.

Демокрит: благо и цель жизни – счастье. Сократ: высшим благом считал мудрость как единство знаний, выбора добра и практич.реализации добродетели. Для достиж-я балаг-познать самого себя.

Эпикур: высшее благо – удовольствие(отсутствие страданий), низшее – справедливость как непричинение вреда др. Ф.Аквинский: добро=Бог. Новое время. Бэкон: общ.благо должно преоблад.над личным. Высшее проявление общ.блага – долг как обяз-ть и обязат-ва чел-ка по отн.к др. Спиноза: разум, свобода. Кант: высшее - чел-к, долга. Фил-фы матер-го напр. видели ист. цен-ей в не зависящих от субъекта, в матер. благах. Марксизм выдвинул на 1 план-общ. порядок.

Шелер считал: ранг цен-ти тем выше, чем цен-ть долговечней и чем больше удовлет-е она вызывает(у него 1-е место- удовл-ние чувст. накл-тей люд).

Хар-ка: ценности относительны, меняются в зав.от изм-я потребностей и интересов людей; это ед-во объектив.и субъектив. Колич. хар-кой явл. оценка. Оценка-суждение о значении предмета или явления для людей, вступ.с ними в оценоч.отн-я.

КЛАССИФИКАЦИИ.

По содержанию деят-ти: производств.,бытовые, профес.По широте содержания: индивид, групповые, общ. По сферам общ.жизни: матер-эконом., соц.-полит., дух. По значимости: высшие и низшие. Высшие: вечные, значимые во все времена, абсолютные: мир, челов-во, справедливость, свобода, дружба, любовь, истина, жизнь, здоровье, дети и др. Низшие: ср-ва для достиж-я каких-либо высоких целей, подвержены влиянию обстоят-в.

По типу цив-зации.

Восточные: ориен-ся на коллективизм, традиц-зм, адаптацию к среде: уравнит-ть, гуманизм, культ общины, почитание старших, авторитаризм.
Западные: на индивид-зм, культ личности:свобода, лидерство, индвид-ть, равноправие.
Евразийские. Смешение: колеективизм, патриотизм,взаимопомощь, терпимость, духовность.

Ценностные ориентации – отбор, индивид.восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм.

Ценностные установки – направл.воздействие соц.группы на формир-ецен.ориентаций личности.

60. Проблема смысла жизни в философии.

Подходы понимания: 1)религ.:фил-я связывает смысл жизни с Богом, видя цель и оправдание земной жизни в потустороннем мире, в «вечной жизни» после смерти. Ж. -это достойное подготов-е к вечности. Земная жизнь дана чел в качестве испытания, выдержишь-будешь бессмертен.=>цель-спасение бессмертной души. 2)светский: либо личность подчинена общ-ву,а смысл ж. чел вывод-ся из общего истор. смысла сущ. общ-ва(Платон, Гегегль, Маркс);либо (экзистенц. школа и персонализм)-они настаивают на первичности индивид. бытия и ищут смысл ж в ней самой. 3)только мы сами сознат. или стихийно, намеренно или невольно посред-вом нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем чел. сущ-ть.

Смысл жизни – это выбор каждого отд. чел-ка. Это самост. осознанный выбор тех ценностей, кот. (по Э.Фромму) ориент-т человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использ-е всех челов. потенций). Смысл жизни чел. – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с др., жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окр. ее людей, социокультурную среду. Чел. сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Это зависит от историч. условий бытия и от возрастных особ-тей. Смысл жизни можно рассм-ть в 3х временных измерениях: прошлое (ретроспекция), наст. (актуализация) и буд. (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в общ-ве мн. условий, среди кот. является наличие демокр. свобод, гуманных целей и соотв. им средств.

Концепции. ГЕДОНИЗМ: Жить – значит наслаждаться. ЭВДЕМОНИЗМ: Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. АСКЕТИЗМ: Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. УТИЛИТАРИЗМ: Жить – значит из всего извлекать пользу. ЭТИКА ДОЛГА: Жизнь – это самопожертв-е, во имя служения идеалу. ПРАГМАТИЗМ: цель жизни оправдывает любые ср-ва ее достижения.

Конечность чел. бытия – естеств. закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если чел. живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. Реальное бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает соц., духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.